Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста
Анна Андреева
Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста
Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности, детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу — это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель становится проводником детей в миры, создаваемые книгой.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.
Социологические исследования в нашей стране выявили такие негативные тенденции:
1. Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;
2. Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио- техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни;
3. Подмена подлинной литературы «суррогатами»
массовой культуры и т. д.
Чтобы избежать таких проблем, следует начинать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.
Чтение – развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение – развивает речь человека, делает ее правильной, понятной, образной, красивой.
Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.
Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
• Время для чтения должно быть распределено в распорядке дня.
• Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке.Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным.
Художественные тексты для длительного чтения воспитатель может наметить на 2-3 месяца. Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц, их подборка постоянно корректируется.
Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты.
Читая книгу,воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, удивление, изумления, сострадания и пр. Монотонное чтение может отбить у ребенка охоту слушать.
В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей.
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ДОШКОЛЬНЫМОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ:
1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя;
2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого и эстетическую природу текста. Формировать знание о произведении.
3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка;
4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;
6. На региональном уровне корректировать программу, вводя национальные фольклорные произведения писателей – носителей национального языка;
7. Создавать библиотеку в ДОУ, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения;
8. Контролировать процесс семейного чтения;
9. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портреты писателей, книг с автографами, встреч, литературных праздников и т. д., материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения. Активно пользоваться накопленным в работе с детьми и родителями.
Одной из важных задач ДОУ является приобщение детей к книге, художественной литературе. Именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если её нет у окружающих его взрослых. Проблема усугубляется тем, что у ребенка равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения в школе.
Необходимо приобщать ребенка к чтению. Не просто учить читать, а воспитывать желание читать, желание познавать новое через общение с книгой.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать»
её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями.
В старшей группе детей учат понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируют осознанное отношение к ним, обращают внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляют навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.
На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге»
,
«Книга – лучший друг»
,
«Чему учат сказки»
,
«Как появилась книга»
и другие. Организуем и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.
В группах мы организуем и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.
Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой,знакомим с новыми:
• книги можно брать только чистыми руками;
• смотреть их всегда за столом;
• не загибать уголки страниц;
• страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь;
• не использовать для игр;
• после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.
При организации работы с книгой применяем такие методы,как:
• смыслораскрывающие — позволяющие детям определить ценность эмоциональных переживаний;
• знаково-символические;
• пантомимические этюды, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников;
• методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т. п. ;
Современные формы работы в книжном уголке:
• Внесение в книжный уголок литературного материала к занятиям;
• организация и проведение тематических книжных выставок.
• детское творчество (сочинение сказок, стихов)
;
• тематические книжные выставки, посвященные творчеству писателей, поэтов;
• работа с родителями: участие в занимательных вечерах по литературным произведениям, совместное сочинительство с детьми;
• создание альбомов с детскими иллюстрациями по сказкам;
• Мастер-класс «Изготовление рукописной книги»
– для родителей
• Конкурс рукописных книг;
• Выставка рукописных книг;
•Создание энциклопедий: «Что означают наши имена»
,
«Всё о животных»
по произведениям В. В. Бианки;
• Акция «Подари книгу»
;
• Вечер сказок с использованием рисунков детей
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжнойкультуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
Список литературы:
1. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребёнок и книга»
;
2. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»;
3. В. В. Шилина «Чтение без принуждения»
;
4. Н. В. Швецова Опубликовано на сайте День за днем «Приобщение дошкольников к культуре чтения»
;
5. О. И. Соловьева. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» «Просвещение»
, М., 1966 г.
6. Ишкинина И. В. «Развивающие функции художественной литературы в подготовке детей к школе»
7. Туева И. А. Проект «Здравствуй, Пушкин!»