Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой
• Кукольный и теневой театр, фланелеграф.
• Диафильмы, кинофильмы, телепередачи.
Чтение как часть занятия по развитию речи.
• Оно может быть логически связано с содержанием занятия.
• Чтение может быть самостоятельной частью занятия.
Основными методами являются следующие
:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод
можно рассматривать как средство вторичного
ознакомления с художественным произведением
.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависить от жанра и возраста слушателя.
Традиционно в методике
развития речи принято выделять две формы
работы
с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.
У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.
В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа
по воспитанию у детей способности к восприятию
литературного произведения
, стремления эмоционально откликнуться на описание события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный
опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают
осознанно
относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий.
Знакомство с художественной литературой
не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью, трудом.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе
и воспитания бережного отношения к книге, в каждой группе создается
литературный центр
, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:
От методики к практике работы с текстом в ДОУ
Надежда Смирнова
От методики к практике работы с текстом в ДОУ
Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения начального образования. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Отмечая сложность процесса чтения,большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова)
.
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая)
.
Смысловое чтение — достаточно новое понятие в педагогике
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Что такое смысл? Смысл – с-мысль, т. е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т. п.
Важной задачей современного дошкольного образования является формирование предпосылок универсальных учебных действий.
В работе с детьми дошкольного возраста большое место занимает художественное слово. Литература является важнейшим средством позволяющим познакомить детей с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых и т. д.
Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, где они имеют возможность интерпретировать описанные события. Например, после чтения сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»
(перевод с английского К. Чуковского)
дети могут поиграть в
«древних людей»
, чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при
«расшифровке»
их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.
Произведения художественной детской литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействуют воспитанию морали, оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, начинает запоминать эпитеты народной речи, начинает понемногу чувствовать красоту поэтической метафоры.
Методика работы с текстом
детей дошкольного возраста
1этап. ВОСПРИЯТИЕ
Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок)
.
Например,после прочтения воспитателем художественного произведения детям задаются вопросы: Что понравилось? (Не понравилось)
Почему? О чем
текст? (первичная работа с названием)
— формирование эмоциональной оценки
текста.
В работе над текстом прочитанных произведений должна быть обеспечена «личностная привязка»
. То есть в беседе по прочитанному педагогу важно ориентироваться на личностное восприятие
текста детьми. Поэтому к вопросам, связанным с литературным анализом текста добавятся вопросы о том, что думают дети о прочитанном событии, какие чувства они испытали в процессе слушания, кто им понравился, а кто — нет, был ли в их опыте похожий случай, как бы они поступили на месте главного героя и пр. Это важный прием с точки зрения приучения детей чувствовать и выражать в речи собственное эмоциональное состояние, анализировать действия героя, соотносить их со своими поступками. Так же этот прием важен и со стороны «обратной связи»
: педагогу необходимо знать, насколько дети поняли смысл произведения, как оно затронуло их внутренний мир.
2 этап. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Осуществляется работа с сюжетом, композицией, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков, система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены. Используются схемы, моделирование, картины.
Например, читая детям рассказы К. Ушинского «Наше Отечество»
и Ю. Яковлева
«Малая Родина»
, педагог обсуждает с ними, почему свою землю — Россию — мы называем словом
«Родина»
или словом
«Отечество»
, так похожим на слово
«отец»
. Выслушивает мнения детей,затем обобщает их: «Потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном для нас языке, и все здесь для нас родное. А Отечеством — потому, что здесь испокон веку жили наши отцы».
Или например: читая сказку «Заюшкина избушка»
, педагог предлагает обозначить героев сказки
«кружочками»
разного цвета и размера, в соответствии с характером и внешностью сказочного героя
(белый кружок – заяц, кружок побольше оранжевого цвета-лиса и т. д.)
Для усиления воздействий на эмоциональную сферу детей можно использовать прием объединения произведений, принадлежащих к разным видам искусства. Это может быть чтение в сочетании с музыкой, особенно это относится к поэтическим произведениям, подбор соответствующего по характеру музыкального произведения к определенному тексту, наиболее ярко передающего его настроение. А также чтение,сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну тему с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ – имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелкие, но характерные детали, что также поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.
3 этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР
Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей сюжета, прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности)
. Как те или иные языковые средства
работают на смысл произведения, идею?
Например, воспитателю стоит включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и импровизации с сюжетами знакомых сказок. Это развивает воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет знакомого произведения. Дети могут коллективно трансформировать сказку по типичной цепочечной (кумулятивной)
структуре. Тогда в
«Теремке»
,
«Колобке»
или
«Рукавичке»
могут появиться совсем неожиданные персонажи, которые должны будут органично войти в заданный
контекст. Для развития интереса детей к сочинительству воспитатель может использовать сказки Д.Родари: «Сказки, у которых три конца»
, в которых детям нужно сочинить свое окончание истории,
«Собака, которая не умела лаять»
или
«Дедушка-путаник»
, которая задает детям модель трансформации известной сказки
«Красная Шапочка»
. Дети легко улавливают игровой характер предложенной модели сочинительства и с интересом используют ее для преобразования известных
текстов, создания новых сказок, сравнивают получившиеся произведения с исходными. Выделение жанровых особенностей волшебных сказок позволяет педагогу задать структуру новой сказки с помощью вопросов,которые отражают типичные сказочные элементы и функции: про кого она будет? как будет начинаться? что случится с героем? кто ему встретится на пути, как поможет, что подарит? как герою удастся справиться с испытаниями? чем закончится сказка?
Организация чтения в ДОУ – сложная задача для воспитателей прежде всего потому, что чтение – творческая деятельность субъектов образовательного процесса, результатом которого являются знания, образы, идеи, отношения, переживания и прочие нематериальные продукты, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать. Она требует от педагога гибкости, такта, умения вести беседу, видеть, слушать и слышать каждого ребенка, откликаться на детскую мысль, поддерживать и поощрять детскую инициативу, собственное видение и понимание произведения, ведь восприятие художественного текста – процесс творческий и сугубо индивидуальный.
Таким образом, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловой формирования личностных качеств обучающегося, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.
Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи
Ольга Главатских
Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи
«Влияние художественной литературы на развитие речи детей«
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:
1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
4. воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
При отборе книг надо учитывать,
что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Разработано несколько критериев:
1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5. конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.