Ознакомление детей 5-6 лет с родным городом через виртуальные экскурсии — Методы ознакомления дошкольников с достопримечательностями


Методы ознакомления дошкольников с достопримечательностями

В дошкольном возрасте дети впитывают информацию обо всем, что их окружает. Для ознакомления детей с достопримечательностями родного города уместно применение различных методов работы. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять наглядные и игровые методы формирования представлений. При ознакомлении с родным городом воспитатель использует различные средства воспитания: произведения устного народного творчества, ближайшее окружение, природа родного края, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство, самостоятельная деятельность ребенка, обстановка, в которой проживает дошкольник, общение. Экскурсия – это наглядный метод формирования представлений о достопримечательностях родного города. Традиционная экскурсия позволяет интегрировать развитие детей по различным образовательным областям. В современных условиях традиционные экскурсии применять стало сложно. Но развитие информационных технологий позволяет применять в работе экскурсии виртуальные.

В дошкольном возрасте чувства доминируют над всеми сторонами жизни детей. В современном обществе растет необходимость в людях, любящих и знающих свою Родину. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, нужно знакомить детей с историей, традициями и культурой малой Родины. Ознакомление с родным городом является важнейшей задачей патриотического воспитания дошкольников. Воспитательное значение представлений о малой Родине исследовано в многочисленных педагогических исследованиях прошлого и настоящего, имеется современный опыт педагогов – практиков по данному вопросу. Основными формами краеведческой работы являются прогулки, экскурсии, путешествия и походы, эстафеты, слеты, экспедиции. Однако необходимо отметить, что большинство из представленных форм относятся к школьной краеведческой работе. В силу особенностей дошкольного возраста и условий работы детского сада не всегда есть возможность познакомить дошкольников с родным краем с помощью этих форм. Альтернативой могут стать виртуальные экскурсии. В последние годы проблеме использования виртуальных экскурсий в учебной деятельности уделяли внимание Е.В. Александрова, О.В. Алексеева, М.В. Лисейко, В.В. Рябова, О.Ю. Токарева, Н.В. Устюжанинова и другие. Проблема формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования детей рассматривались в трудах авторов И.В. Волкова, Т. Богданец, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной и т.д.

Нравственно-патриотическое развитие детей, по единому мнению, представляет собой одну из главных задач дошкольного образования и включает в себя развитие у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитие бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение взглядов о стране, формирование чувств ответственности и гордости за успехи страны, чувство почтения к другим народам. Работа по данному направлению проводится постепенно, от близкого, знакомого — семейный круг, детский сад, к далекому – город, страна.

Перспективный план работы с детьми старшего возраста. Тема:»Знакомство с родным городом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»

Перспективный план работы с детьми старшего возраста

Тема: «Знакомство с родным городом»

Разработчик: Сафронова Т.А.

Воспитатель высшей кв. категории

Лысьва 2022г

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края — показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.

Богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Технологическая схема опыта

Мы живём в Лысьве – городе трудовой и воинской славы со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.

В начале краеведческой работы мы провели диагностику по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего города, его культуре и достопримечательностях. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи:

— познакомить детей с историей и современностью города;

— сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей;

— развивать стремление знать свой город;

— способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.

Работа по ознакомлению старших дошкольников с родным городом проводилась по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями. Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

Задачи патриотического воспитания

Задачи патриотического воспитания в Программе рассматриваются в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитие по возрастам. Рассмотрим их более подробно в старшей группе (с 5 до 6 лет):

  • в этом возрасте предусматривается расширение взглядов детей о малой Родине. Воспитатель рассказывает детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о великолепных людях, которые прославили свой край. Расширяются взгляды ребенка о том, что такое родная страна, о том, какие государственные праздники традиционны для страны (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитатель занимается формированием чувства любви к Родине;
  • формировать взгляды о том, что Российская Федерация (Россия) – большая, многонациональная страна. Говорить ребятам о том, главным городом, столицей нашей Родины является Москва. Детям рассказывают о флаге и гербе Российской федерации, знакомят с мелодией гимна;
  • расширять взгляды ребенка о Российской армии. Воспитывать почтение к защитникам отечества. Рассказать о сложной, но почетной обязанности защищать Родину, защищать её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн героически боролись и оберегали нашу страну от врагов деды, прадеды, отцы. Приглашать в детский сад боевых, ветеранов из числа близких членов семьи детей. Воспитатель рассматривает с детьми картины, репродукции, альбомы на военные темы.

К методам формирования представлений, традиционно относятся:

  1. Наблюдения (к примеру, наблюдать трудовую жизнь жителей города, перемены облика города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.);
  2. Рассказ, пояснения воспитателя в сочетании с показом необходимых объектов и непосредственными наблюдениями ребенка;
  3. Беседы с ребятами о стране, родном городе;
  4. Чтение детских художественных произведений, рассматривание репродукций картин;
  5. Воспитатель разучивает с воспитанниками песни, стихотворения, поговорки, пословицы, детям читают сказки, с ними прослушиваются соответствующие музыкальные произведения;
  6. Детей знакомят с видами народных декоративных росписей;
  7. Детей возможно привлекать к участию в общественно полезном труде в окружении, которое является ближайшим для детей (дети могут трудиться на участке в детском саду, участвовать в коллективном труде с родителями, целью которого является благоустройство территории детского сада и т.д.);
  8. Детям высказывают одобрение, если они инициативны и стремятся к самостоятельному сохранению порядка в ближайшем окружении, если бережно относятся к общественному имуществу, если честно выполняют поручения, хорошо ведут себя в общественных местах;
  9. Воспитатель должен показывать собственный пример любви к своей работе, своей улице, своему городу и сам он должен активно участвовать в социальной жизни (немаловажно не забывать, что взгляды на жизнь педагога, его убеждения, суждения, активная жизненная позиция – очень сильный фактор воспитания);

Важным является вопрос о содержании представлений детей о родном городе. Рассмотрим на примере знакомства детей с городом Белая Холуница.

Город богат достопримечательностями и памятниками, к которым можно организовать виртуальные экскурсии: к памятнику погибшим солдатам в Великой Отечественной войне; к памятнику чернобыльцам из Белой Холуницы; к мемориалу погибшим жителям Белой Холуницы в центре города в годы Великой Отечественной войны; к монументу павших в борьбе за Советскую власть в 1918 году; посетить Краеведческий музей.

В работе следует активно применять дидактические игры, которые могут помочь не только лишь зафиксировать приобретенные познания о родном крае, но и познать много нового.

Так, к примеру, дидактическая игра «Достопримечательности Белой Холуницы» содействует активизации интереса у ребенка к историческим памятникам города, историко-культурному наследию; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города Бела Холуница.

Сюжетно-ролевая игра «Заколдованный город» ориентирована на закрепление у ребенка познаний о достопримечательностях родного города; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города. Эти и многие прочие игры смогут быть применены самостоятельно и в совместной деятельности.

Консультация для родителей. Как познакомить ребёнка с родным городом

Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с родным городом!»

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом… Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей — бездонно темным, витрины магазинов — особенно нарядными… Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю — с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, -школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города. Какой объем сведений о родном городе способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию? С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее: — у каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят «павлодарец» это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет. Каждый человек любит родной город и гордится им; — старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; — знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники; — знать о столице нашей Родины Астане: это главный город Казахстана. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины. Родной город… В каком бы городе вы не жили — это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма — значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами. Но нашему маленькому современнику надо показать Павлодар, не только как красивый город с его старинными памятниками и новыми районами, но и как центр всего нового, передового в области, показать кипучую трудовую жизнь павлодарцев. Старшему дошкольнику полезно рассказать: Павлодар – центр культурной и научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных сооружений, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры. Жители Павлодара гордятся дворцом спорта , музеем. В Павлодар съезжаются люди из разных краев земли на спортивные и молодежные встречи, фестивали музыки и искусства. Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и челнинцев. Задача взрослых — помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни павлодарцев. Так, например, старшему дошкольнику можно рассказать, что жители Павлодара постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький павлодарец, должен быть причастным к делам взрослых — бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город. Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения – подвига павлодарцев в дни Великой Отечественной войны Старших дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам. Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение. Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками. Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет. И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей для родителей ДОУ. Физкультура в семье Кризис трёх лет у ребёнка. Советы для родителей Приемы массажа и самомассажа для детей Консультация для родителей младшей группы. О пользе зарядки для детей

Похожие статьи:

Как научить ребенка 4-5 лет проигрывать без слез

Упрямый ребенок. Как его воспитывать

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Консультация для родителей в детском саду. Детская ложь

Консультация для родителей «Ненормативные выражения в детском лексиконе»

Формирование развивающей среды в группе

Серьёзное внимание должно уделяться формированию развивающей среды в группе, которая содействует познавательному развитию ребят, обогащению и закреплению его познаний о родном крае:

  • в книжном уголке расположены коллекции открыток о городе, книги-самоделки «Улицы нашего города», «Памятные места Белой Холуницы», литература о городе и тематические альбомы.
  • в уголке художественного творчества может быть размещён большой материал белохолуницких художников, таких как, художник-пейзажист Белорыбкин В.П., художник Школдин Л.П.

В плане работы с родителями нужно применять всевозможные формы: родительские собрания с применением презентаций, разговора, консультации, опрос, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д. Так же смогут быть оформлены папки-раскладушки и консультации с информацией об улицах города, памятных местах, трудовых буднях жителей города, истории создания герба и флага Российской Федерации, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей о культурных ценностях города. Вместе с родителями возможно сформировать фотовыставку «Мы – жители Белой Холуницы», выполнить совместную викторину «Знатоки родного города», а кроме того организовать выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой родной город», «Природа родного края глазами ребёнка».

Виртуальная экскурсия – это вид продуктивного метода интерактивного обучения. Виртуальная экскурсия – это такая экскурсия, в экскурсионной программе которой предусматривается не только процесс восприятия слов и наглядности, но и привлечение детей в деятельность посредством разного рода средств и участников мероприятия. Благодаря виртуальной экскурсии вносится разнообразие в процесс усвоения учебного материала, происходит развитие кругозора, закрепляется новый материал через использование наглядных методов. Дети дошкольного возраста, за счет применения виртуальных экскурсий, имеют возможность полного погружения в новый материал через использование интересной для них формы. Когда у детей есть возможность прочувствовать всю атмосферу, дети могут больше и глубже разбираться в новом учебном материале.

Современная виртуальная экскурсия больше напоминает увлекательное путешествие или сказку, в которой дети могут участвовать в спасении главных героев, разгадывании необычных загадок, рисовании, конструировании, лепке из различных материалов и многого другого. Воспитатель может принять на себя роль экскурсовода или главного героя путешествия, в чем и заключается отличие обычной экскурсии от виртуальной.

Если проводить работу по ознакомлению с родным городом систематически, подходить к ней разумно, то у детей обогатится запас знаний о мире, который их окружает, об особенностях города с позиции истории и природы, сформируется познавательный интерес к изучению города, будет воспитываться любовь к городу, гордость за выдающихся людей, простых работников, живущих и работающих ради блага города. Целенаправленно проводимая работа в данном направлении может стать базой для того, чтобы сформировать у детей истинный патриотизм.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]