Формирование финансовой грамотности дошкольников
Надежда Боровинская
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин»
,
«Кафе»
,
«Супермаркет»
,
«Ярмарка»
и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста
дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.
Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников»
, Смоленцевой А. А. «Знакомим
дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике»
показывает, что с детьми
дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.
Цель педагогического опыта — не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотностии систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольноговозраста разделила на несколько этапов:
Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.
Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет — ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.
Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник — родители.
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Со старшего дошкольного возраста внедряю педагогическую технологию кейс-метод.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику»
через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают
формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.
Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на восемь экономических блоков. (Приложение № 1)
1 блок: Экономика. Это, прежде всего,решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные,так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.
3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы»
на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги»
как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше
(дешевле)
.
7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.
8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес»
,
«Капитал»
,
«Купля-продажа»
, как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.
Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 20 респондентов они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 76% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (Приложение № 2)
;
3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы)
;
4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводиться на основании выделенных экономических категорий и показателей к ним (Приложение № 3)
.
В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 21 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.
Исходя из вышеизложенного,можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Список литературы:
1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. – 56 с.: ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. — 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. — 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2022.- 96 с.
Знакомим дошкольников с миром финансов
Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.
- Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи
Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.
- Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком
Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.
- Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
- Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях
По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.
- Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки
Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.
Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.
Педагоги предлагают использовать следующие финансово-экономические игры:
«Магазин»
Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.
С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.
«Банк»
Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.
Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.
Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях
«Профессии»
Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.
Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.
Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.
«Знакомимся с деньгами»
В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.
Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Скачайте приложения по финансовой грамотности для детей
При поддержке Министерства финансов РФ разработана игра «Финзнайка» для детей 1–4 классов. Она доступна на Android или IOS. Там можно решать тесты, квесты, кроссворды и загадки на тему бюджета, банков, валюты и бизнеса. Плюс приложения в том, что родители могут зарегистрироваться как наставники и создавать свои задания.
Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.