Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию)


Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Видео: индивидуализация дошкольного образования

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

  • актуальный уровень развития способностей ребёнка;
  • степень его готовности к образовательной деятельности;
  • индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Индивидуально образовательный маршрут является образовательной деятельностью, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится субъектом образования. Индивидуально образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учитывая эти способности, воспитатель должен индивидуально подходить к детям.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» второй год работает по индивидуальным маршрутам. Создавая индивидуальный маршрут мы использовали мониторинг (который включал в себя все области ФГОС ДО). Наш индивидуальный маршрут включает в себя следующие компоненты:

 постановка целей, определение задач образовательной работы.

 отбор содержания программного материала.

 определение используемых педагогических технологий, методов, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

 формирование ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

На основании мониторинга, у каждого обучающегося ДОУ, можно проследить слабо развитые интегративные качества, на которые нужно было заострить внимание. Учитывая особенности детей, мы индивидуально подошли к каждому ребенку. Воспитание, образование, обучение мы разнообразили методами и средствами индивидуального подхода, применяя наиболее эффективные для развития каждого ребенка.

По каждому проблемному критерию был составлен план работы на учебный год. Каждый месяц рассматривается область развития с проблемными компонентами. Чтобы индивидуальная работа была результативной, мы выделяем и охарактеризовываем особенности развития ребенка, что позволяет использовать те или иные формы, методы и средства индивидуализированного влияния на ребенка. Составляется подробное описание занятий, бесед, используется методическая литература, постоянно находящаяся в группе. Для удобства проведения занятий и для регистрации результатов работы составляется «Расписание мероприятий по проблемным компонентам».

В работе по индивидуальным маршрутам мы чаще всего используем игровую форму. Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть своего рода средство познания ребенком действительности. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми. Чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей.

Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка.Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам.

Мы в работе по индивидуально образовательному маршруту предлагаем обучающимся воображаемые ситуации: творческие игры, самодеятельные игры, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, игры с правилами.

Игра в индивидуальном маршруте характеризуется целостностью от мотива до способа действия (ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет). Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата. Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка объявлена основной формой реализации программы.

Игра в содержании ФГОС ДО включает условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».

Важнейшая часть работы индивидуально образовательного маршрута это успешное развитие ребенка, а значит успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, индивидуально образовательная работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности.

В нашей работе «каждый ребенок имеет право на самостоятельность», мы широко внедряем новые формы и методы воспитания и образования, обеспечиваем индивидуальный подход к каждому ребенку.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» [Текст]/ Л. С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред.сост. к.п. Г. Ц. Буменская-изд. 2-е. — М.: 2005- 228с.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр.- М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 336 с.
  4. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие. — М., 2000–198с.
  5. Семинар «Целевые ориентиры ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка»
  6. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2006. — 112 с.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка.

1. Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка.

1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который утверждает принципы дошкольного образования, среди которых принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Одним из способов осуществления этих принципов на практике является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Зачастую на практике процесс обучения и воспитания ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом дошкольного образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Разработка и реализация ИОМ – оптимальное решение в данной ситуации.

Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

1.Обследование детей (диагностика), анализ состояния их психического и физического развития, выявление индивидуальных особенностей.

2. Постановка цели и определение образовательных задач.

3. Определение срока действия маршрута.

4. Отбор содержания образовательного маршрута.

5. Определение вероятных результатов реализации.

6. Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

7. Подведение итогов работы.

1-ый этап —

этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Это и педагогические (воспитательские) методики, и логопедические, и психологические (тесты Стенфорда-Бине, Векслера), анкеты для родителей, тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?», методика «Оценка общей одарённости», изучение медицинских документов (диагноз и показания врачей) и др.

На данном этапе происходит выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: выявление индивидуально-психологических особенностей, выявление трудностей в обучении, определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии, выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. А самое главное — выявление причин трудностей ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]