Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию в средней группе


Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию в средней группе

Нина Савельева

Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию в средней группе

Октябрь

Беседа на тему: «Моя семья»

Цель: выяснить, знают ли дети, имена и отчества родителей, других членов семьи, где и кем работают, какие обязанности у членов семьи — воспитывать любовь к родным и близким людям.

Просмотр фотоальбома о семье

Цель: продолжать развивать представление о семье, учить заботиться о близких людях.

Беседа на тему: «Я помошник»

Цель: уточнить как дети помогают дома, какие у них обязанности. Объяснить что их помощь очень нужна мама. Воспитывать отзывчивость, желание помогать старшим.

Беседа «Уважаю взрослых я»

Цель: беседовать с детьми о членах семьи. Напомнить имена и отчества работников детского сада.

Игра «Я радуюсь когда»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»

; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.

Материал: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого»

лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции
«радость»
, зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги
(для каждого ребенка)
.

Игра «Расмеши принцессу Несмияну»

Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения.

Материал: игрушка гнома, «песочная фея»

, поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок. Проблемная ситуация
«Кто прав? Кто виноват?»
Цель: закрепить правила общения со сверстниками во время совместных игр. Формировать привычку просить прощения, если виноват. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты Воспитывать дружеское взаимоотношение.

9. «Доброе слов лечит,а худое калечит»

Цель: формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.

Имитационная игра «Мы в транспорте»

Цель:формировать представление об этичном и правильном поведении в транспорте: во время поездки не бегать по салону, сидеть, удерживаясь за поручни.Формировать культуру общения: громко не разговаривать, не баловаться, обращаться к взрослым на «Вы».

Беседа «Какие бывают привычки»

Цель: формировать у детей представления о вредных привычках. Воспитывать желание следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться)

.

Декабрь

Беседы: «Ласковые имена моих близких людей»

.

Цель: побуждать детей ласково называть членов своей семьи, учить правильно называть родственников (тётя, дядя, крёстный, брат и т. д.)

Беседа о членах семьи и необходимой помощи им, культуре поведения.

Цель: побуждать детей помогать маме, бабушке, сестре, закрепить знания о том как нужновести себя, чтобы

не огорчать родителей

Беседа «Как мы играем со своим братом (сестрой)

.

Цель: продолжать развивать представление о семье и ближайших родственника, представление о детях разного пола и возраста.

Беседа о родных, семье.

Цель: воспитывать любовь и уважение к родным, близким.

Игра «День рождения»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость»

, создание доброжелательной атмосферы в
группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость»

, несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх»

,
развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Материал: игрушка гнома, пиктограмма «страх»

; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции
«страх»
; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.

7. «Как ходят в гости»

Цель: Закреплять правила вежливого поведения. Вызвать интерес к семейным традициям празднования Нового года.

«Путешествие в канун Нового года»

Цель: сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

Беседа: «Правила на всю жизнь»

Цель: систематизировать знания об основных правилах поведения и культуры общения. Формировать высшие моральные качества личности. Вызвать желание следовать одобряемым нормам поведения.

Беседа по теме «Что такое дружба

Цель: формировать у детей понятия «друг»

,
«дружба»
.

Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать и объяснять свои суждения.

Февраль

Беседа «Братья и сестры»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сёстрам; вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сёстрах; проявлять осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям.

Материалы: иллюстрация или фотография с изображением плачущего малыша.

Беседа «отдых моей семьи»

Цель: поддерживать уважение к семейным традициям; воспитывать чувство гордости за свою семью; учить составлять рассказ, интересный для окружающих.

Беседа «Семья – это я!»

Цель: Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший).

Просмотр фотоальбома о семье

Цель: продолжать развивать представление о семье, учить заботиться о близких людях.

Игра «Без слов»

Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

Материал: игрушка гном.

Игра «Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

5. «Как порадовать воспитателей»

Цель: Воспитывать уважение к воспитателям, формировать потребность радовать окружающих добрыми делами.

«Умеешь ли ты дружить?»

Цель: учить детей умению, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова, обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Игровая ситуация «Наши имена и фамилии»

Цель: Формировать привычку обращаться к взрослым по имени и отчеству, представляться при знакомстве, называя свое имя и фамилию. Добиться усвоения знаний о том, что у каждого есть свои имя и фамилия, которые отличаются друг от друга.

4. «Будущие защитники»

Цель: воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

Апрель

8. Беседа «Семья»

Цель: Закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках. Понимать,что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.

11. Беседа «Мама – самый дорогой человек на свете»

Цель: Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях.

Беседа «Наша дружная семья»

Цель: продолжать формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

Беседе «моя семья»

Цель:воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Материал: фотографии и рисунки «Моя семья»

.

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Упражнение «Злюка»

.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Беседа «Зачем говорят «здравствуй»

Цель: формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова»

в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Беседа «Что такое доброта»

Цель: формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Ситуативный разговор «Комплименты для мамы»

Цель: способствовать развитию добрых чувств к маме, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать заботливое отношение к ней. Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая.)

Обеспечить применение на практике умения говорить комплименты друг другу.

Д/и «Узнай себя»

Цель: научить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений.

Поощрять стремление детей избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.

Май

9. Беседа «Доброе слов лечит,а худое калечит»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.

Д/и «Семья»

Цель: закрепить у детей представления о семье, ее членах;воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; воспитывать уважение к повседневному труду родителей;воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Материал:силуэт Лунтика, сюжетные картинки с изображением семьи, мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки, дяди, тёти; предметные карточки с изображением «Что делают родственники?»

.

Упражнение «Воспитай свой страх»

.

Цель: коррекция эмоции страха.

Беседа «Давай помиримся»

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

«Вежливые слова»

.

Цель: вспомнить с детьми вежливые слова; развивать речь детей, фантазию.

Картотека социально-коммуникативного развития средняя группакартотека (средняя группа)

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе.

« Назови себя»

Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково».

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в , а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка».

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри».

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко ?

«Кузовок».

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова».

Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз , как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя ,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа».

Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

«Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить , делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

«Почемучка».

Цель: развивать умение дружить, быть вежливым.

Например, если девочку обидеть, она заплачет.

Если вы нечаянно толкнули, то……………

Вам подарили игрушку, то……………

«Обыграй превращение»

Цель: воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.

«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.

Дети передают палочку и называют признаки весны.

«Давайте поздороваемся».

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

«Что может произойти?».

Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.

Что может произойти, если……….

«Оживут все сказочные герои».

«Дождь будет идти, не переставая».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]