Технология построения развивающей среды в ДОУматериал ( группа) на тему
Технология построения развивающей среды в ДОУ
Ведение
«Воспитание — не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое обращение взрослого с живой душой ребенка»
В. А. Сухомлинский
В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе.
Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования.
Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры.
Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия «социальное развитие в пространстве — времени Детства» (Д.И. Фельдштейн), исследуется культуротворческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова).
Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется, т.е. самой образовательной среды.
Утверждение приоритетов образования на этапе дошкольного детства ставит перед необходимостью изучения возможностей преобразования старой организационной формы, обеспечивающей социальное развитие ребенка (какой является ДОУ) в новую, соответствующую потенциалу детства и потребностям развития современного общества.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с этим должна организовываться образовательная среда дошкольников.
В широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
С позиций психологического контекста развивающая среда — определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» ( С.А.Смирнов).
Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).
Предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Проведенные научные исследования (С.Л. Новосёлова) подтвердили, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде.
Необходимым условием для достижения результативности по созданию благоприятной, психологически комфортной развивающей среды является целенаправленная, скоординированная и согласованная деятельность всех членов педагогического коллектива, принятие каждым сотрудником цели и задач работы по организации предметно-развивающей среды. При этом главные ресурсы повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении – это командная организация работы, профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ.
Цели создания развивающей среды в ДОУ:
- обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника: витальных (органические жизненно важные потребности), социальных, духовных.
- обеспечение социально-культурного становления дошкольника;
- содействие развитию ребенка как личности;
- совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;
- удовлетворение потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
Задачи:
- обеспечить чувство психической защищенности, доверие ребенка к миру, радость существования;
- организовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, становление его способностей;
- развивать индивидуальность ребенка;
- способствовать активности и наиболее полной реализации ребенка;
- формировать базис личностной культуры;
Характеристика принципов построения дошкольной образовательной среды, развивающей личность ребенка
Название принципов | Краткая характеристика принципов |
Принцип развития |
|
Принцип природо-сообразности воспитания |
|
Принцип психологической комфортности |
|
Принцип взаимодействия |
|
Принцип доверительного сотрудничества |
|
Принцип диалогического общения |
|
Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка |
|
Принцип ненасилия в воспитании |
|
Принцип приоритетности развития личностно-смысловой сферы ребенка |
|
Принцип культурно-деятельностный |
|
Принцип обучения деятельности |
|
Принцип приоритетности общественного дошкольного образования |
|
Принцип преемственности образования |
|
Принцип здоровье-сберегающий |
|
Роль предметно-развивающей среды в обеспечении процессов саморазвития личности дошкольника – содействие становлению личности, обеспечение чувства психологической защищенности, развитие индивидуальности ребенка, представляя собой при этом «единый комплекс кинестетических и аудиовизуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.
Функции предметно-пространственной среды по отношению к личности дошкольника:
- Информативность среды. Является средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире).
- Расширение «технического кругозора» дошкольников окружающими предметами (О.В.Артамонова), обеспечивающими художественное восприятие, открывающими мир музыки и искусства.
- Мир предметного окружения как источник познания внутреннего мира взрослого, его личностных и деловых качеств.
- Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.