Особенности построения предметно-игровой среды в дошкольной организации


Особенности построения предметно-игровой среды в дошкольной организации

Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 373.24

Дата публикации 26.11.2018

Куликова Татьяна Алексеевна магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, [email protected] Ханова Татьяна Геннадьевна канд. пед. наук, доцент,ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, [email protected]

Аннотация: Целью данной статьи является изучение особенностей и закономерностей создания предметно-игровой среды в дошкольной организации и домашних условиях. Авторами раскрывается сущность понятия «предметно-игровая среда», ее содержание и предметное наполнение, обосновывается значение грамотно организованной среды в процессе разностороннего развития личности ребенка дошкольного возраста. Подробно анализируются принципы построения предметно-игровой среды, особенности ее организации в условиях детского сада. Рассмотрена специфика оборудования предметно-игровой среды дошкольника в домашних условиях. Сделан вывод о том, что предметно-игровая среда оказывает существенное влияние на развитие разных аспектов личности ребёнка дошкольного возраста. Ключевые слова: предметно-игровая среда, игрушки, пространство жизнедеятельности дошкольника, игровая деятельность, построение игровой среды, игровое оборудование

Features of building a subject-game environment in pre-school organization

Kulikova Tatyana Alekseevna postgraduate student at the Department of psychology and pedagogy pre-school and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod Khanova Tatyana Gennadievna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The purpose of this article is to study the characteristics and patterns of creating a subject-game environment in pre-school organization and home conditions. The authors reveal the essence of the concept of “subject-play environment”, its content and subject content, substantiates the meaning of a competently organized environment in the process of the diversified development of a child of preschool age. The principles of constructing the subject-game environment, highlighted by V.A. Petrovsky [9], especially its organization in kindergarten. The specificity of the equipment of the preschooler subject-game environment at home is considered. It was concluded that the subject-play environment has a significant impact on the development of various aspects of the personality of a child of preschool age. Keywords: object-play environment, toys, preschooler life space, play activity, building play environment, gaming equipment

Необходимо отметить, что практически каждое дошкольное учреждение в России стоит перед проблемой создания оптимальной, соответствующей нормативно-правовым и санитарно-гигиеническим требованиям, развивающей предметно-пространственной среды. Основополагающие принципы и требования, предъявляемые к ее построению и содержанию, изложены в нормативных документах дошкольного образования: ФГОС дошкольного образования, Уставах ДОО, Положениях, СанПиН и др. В этих документах первостепенной задачей построения предметной среды провозглашается создание благоприятной атмосферы для детей в группе и семье. Среда как окружающее ребенка пространство непременно должна быть развивающей, т.е. функционально модернизирующей содержание развития духовного и физического облика ребенка. Определение предметно-развивающей среды дает С.Л. Новоселова: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика» [7, с. 123].

Вопросы организации предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях изучали Л.С. Выготский [2], А.Н. Леонтьев [4], С.Л. Новоселова [7], Е.И. Тихеева [11], Е.А. Флерина [15], А.П. Усова [12], Д.Б. Эльконин [19] и другие. В своих трудах предметно-игровую среду они рассматривали как своеобразный комплекс условий, в которых протекает жизнь ребенка в детском саду и семье, и отмечали ее огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Уровень развития ребенка во многом обусловлен тем, в каком окружении он растет, какие внешние источники активизируют его деятельность.

В данной статье речь пойдет о предметно-игровой среде, поэтому надо уточнить, что предметно-игровая среда – это составная часть предметно-развивающей среды. Предметно-игровая среда является более узким понятием, связанным с подбором игровых материалов: игрушки, игровое оборудование, атрибутика, а также организующее игровое пространство (игровое поле). К предметно-игровой среде часто относят взаимоотношения детей и тех взрослых, которые организуют игровую деятельность, непосредственно участвуют в играх, создают соответствующую эмоциональную атмосферу.

Отметим, что предметно-игровая среда выполняет важную функцию: она побуждает детей к игре, стимулирует воображение, тем самым, направляет деятельность ребенка в нужное русло, подготавливает его к следующему этапу жизненного пути. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста предполагает особым образом организованное пространство, наполненное игрушками и игровыми материалами. В ней содержится разнообразное количество предметов и объектов, которые, прежде всего, стимулируют ребёнка к деятельности [16]. Грамотно организованная среда необходима детям, так как через нее они познают социальный и предметный мир, при этом большая часть новой информации исходит от самих предметов [18].

Д.Б. Эльконин был убежден, что игра выступает одним из основных условий развития ребёнка [19]. Данное утверждение подчеркивает тот факт, что в процессе игры ребёнок развивается одновременно в нескольких направлениях, и предметно-игровой среде принадлежит не последняя роль в этом. Именно в процессе игры ребёнок ненавязчиво овладевает новыми знаниями, умениями и навыками, испытывает различные эмоции и переживания, поскольку для ребёнка игра – это его реальный мир, а не выдуманный, как часто полагают взрослые. В мире игры он ощущает себя главным действующим лицом, определяющим замысел игры, правила и способы решения игровых задач. При этом он самостоятельно (или с помощью грамотного руководства со стороны взрослых) может неоднократно проигрывать различные жизненные ситуации, как позитивные, так и негативные. Кроме того, предметно-игровая среда в значительной степени влияет на развитие творческих способностей ребёнка, ведь в игре всегда найдётся место для творчества. Это подчеркивали в своих работах Л.С. Выготский [2], Д.В. Менджерицкая [5], Н.Н. Поддьяков [8] и другие: в процессе игровой деятельности ребёнок может проявлять творчество, тем самым совершенствуя сам процесс игры.

Для того чтобы грамотно построить игровую среду, необходимо, в первую очередь, знать принципы, особенности ее построения, обратить внимание на подбор конкретных предметов и оборудования. Содержание предметно-игровой среды включает: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы. Для того, чтобы правильно наполнить игровую среду педагоги и специалисты ДОО обращают внимание на требования и рекомендации ФГОС дошкольного образования [3]. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы в группе было большое количество игрушек, разнообразных по форме, цвету, размеру, величине, структуре. Это нужно для того, чтобы ребёнок мог с помощью различных ощущений получать наиболее точную и полную информацию об окружающем мире и предметах, которые в нем присутствуют.

Помимо прочего, в игровую среду вносят игры, сделанные руками воспитателей и родителей, с помощью которых ребёнок может развивать мелкую моторику рук, речь, физическую и познавательную активность, интеллектуальные способности, а также получать информацию о различных природных материалах. Они могут занимать отдельный уголок в игровом пространстве комнаты, куда каждый ребёнок может в течение дня подойти и взять понравившийся предмет [6].

При наполнении игровой среды требуется многоплановая творческая деятельность всех педагогов дошкольной организации, а также родителей воспитанников. Среда, прежде всего, должна побуждать ребёнка к выполнению различных видов деятельности. Для этого в игровой комнате оборудуются зоны, специально предназначенные для этого. Если в группе есть небольшой столик, на нём можно разместить игрушечную посуду, обустроить уголок для приготовления еды, купания и укладывания кукол. В других местах размещают машины, конструкторы, железные дороги, кубики для постройки.

Групповая комната должна быть оснащена разными по степени обобщенности видами игрушек. Перечислим некоторые из них [14]. Первый вид игрушек – это реалистические игрушки. Они воспроизводят облик людей, животных, черты реальных предметов. Примерами таких игрушек являются: куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель, включающие подробные составляющие их детали, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр. [15]. Второй вид игрушек – прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка. Третий вид игрушек подходит для детей среднего, старшего и подготовительного возрастов – это строительный материал, настольные игры, настольно-печатные, дидактические игры, конструкторы, мозаики, пазлы, головоломки, различные интерактивные игры, ребусы, загадки и т.д.

При этом следует осознавать, что элементы, которые включаются в предметно-игровую среду (игрушки, оборудование и материалы) не должны:

1) провоцировать ребенка на негативные действия;

2) вызывать проявления агрессии по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать партнёры-сверстники;

3) стимулировать игровые сюжеты безнравственного характера, связанные с физическим насилием, нездоровым интересом к сексуальным вопросам;

4) вызывать пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что содержание предметно-игровой среды — это очень важный аспект воспитания ребёнка, поэтому необходимо вдумчиво и целесообразно подходить к ее наполнению [10].

Существует ряд принципов построения предметно-игровой среды, сформулированных В.А. Петровским [9]:

1) статичность и неподвижность – среда должна быть постоянной и относительно неизменной, так как это обеспечивает ребёнку психологический комфорт, ощущение надёжности и защиты. С другой стороны, нельзя забывать и о том, что должны быть некоторые изменения в среде, необходимые, как минимум, для дальнейшего развития ребенка и поддержания интереса;

2) гибкость зонирования – формулируя данный принцип, В.А. Петровский предполагает создание функциональных помещений (зон). Другими словами, дети должны иметь возможность взять любой предмет и перенести его в любой уголок комнаты, что необходимо для расширения и развития их кругозора, развития творческого воображения [12];

3) комфортность — один из важных принципов построения предметной среды. Дети будут играть только в комфортной обстановке, то есть там, где ничто не будет ограничивать их поведение и действия с игрушками. Для этого необходимо организовывать имеющееся пространство достаточно свободным для игр и перемещений, не загромождая мебелью;

4) открытость и закрытость предполагает, с одной стороны, возможность некоторого уединения, организации автономной деятельности (например, за ширмой), с другой стороны, ребенок должен иметь условия для общения с остальными детьми, возможность видеть, как они играют, рисуют и т. д.;

5) учет половых различий детей – под этим принципом подразумевается наличие специальных характерных наборов предметов, игрушек как для девочек, так и для мальчиков.

Все вышеперечисленные принципы необходимо учитывать при построении предметно-игровой среды. Однако, кроме данных принципов, необходимо опираться на ряд особенностей построения игровой среды в ДОО и семье [17]. Прежде всего, при построении среды учитываются возраст детей и их половые различия. Для каждого возраста нужно формировать свою оптимальную среду, чтобы ребёнок чувствовал себя в ней комфортно, чтобы развивались все стороны его личности. Кроме того, необходимо наличие игрового оборудования в игровой комнате, которое бы соответствовало санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям. Для того, чтобы среда активизировала ребёнка на выполнение каких-либо действий, необходимо подбирать игровые предметы и оборудование по цветовой гамме, несложной формы и сделанные из материалов, безопасных для детей. Нельзя забывать и о развитии мелкой моторики детей. Для этого подбираются специальные дидактические игрушки-вкладыши, пирамидки, шнуровки, мозаики и т.д. При организации предметно-игровой среды учитывают также интересы и склонности самих детей [17].

Итак, предметно-игровая среда играет важнейшую роль в воспитании ребенка, выступая не просто значимым фактором, но и источником развития. Именно в среде содержатся те импульсы, которые воздействуя на малыша, способствуют его гармоническому развитию. Соответственно, вопрос о правильной организации предметно-игровой среды неизбежно встает и перед родителями. В условиях дома, семьи также важно правильно оборудовать пространство жизнедеятельности дошкольника. Необходимо учитывать возраст ребёнка. Известно, что для каждого возраста подбираются свои игрушки. Для малышей больше подходят различные погремушки, гирлянды с игрушками, а для более старших детей можно использовать различные конструкторы, пазлы, мозаики и т.д. Распространённой ошибкой, характерной для некоторых родителей, является распространенное мнение, что их малыш может играть абсолютно со всеми игрушками. Нельзя же, например, дать малышу, со слабо развитой мелкой моторикой, серьезный конструктор.

Когда родители начинают обустраивать игровую среду для ребёнка, они не всегда обращают внимание безопасность игрушки. А это очень важное обстоятельство, на которое следует обращать особое внимание. Здоровье и безопасность ребенка должны стоять на первом месте. Всегда при покупке мебели, игрушек, предметов и прочего следует проверять их на наличие дефектов, царапин, трещин или, например, механизмов, которые могут причинить травму.

В процессе организации игровой среды также очень важно обращать внимание на развивающий потенциал игрушек и предметов. Родителям необходимо подбирать для ребенка разнообразный материал и менять его по мере взросления ребенка. Важно, чтобы игрушка или предмет могли использоваться в различных играх с разным назначением, т.е. была полифункциональной.

При построении игровой среды родители могут сделать своими руками игрушки для ребенка. Такой подход очень приветствуется педагогами ДОО. Игрушки могут быть сделаны из крышек, бутылок, дерева, прищепок, тканей и любых других предметов, а, если делать их вместе с детьми, можно достичь еще большего эффекта.

Таким образом, предметно-игровая среда оказывает большое влияние на развитие ребенка. Именно в ней полностью раскрываются его возможности, склонности, таланты. В ней содержится разнообразное количество предметов и объектов, которые стимулируют ребенка к деятельности, познанию мира и себя самого. Через предметно-игровую среду ребёнок знакомится с неизвестным и интересным миром взрослых. Второй вывод, который следует из изложенного выше, в создании предметно-игровой среды основное участие принимают воспитатели и родители (и другие родственники) ребёнка. Именно от этого сотрудничества зависит создание комфортного игрового пространства жизнедеятельности дошкольника. Педагоги могут проводить для родителей различные семинары, консультации, круглые столы на которых происходит обмен опытом и знаниями по данному вопросу. В результате можно построить целесообразную предметно-игровую среду и подобрать правильный материал, чтобы каждый ребёнок мог в ней успешно развиваться.

Список литературы

1. Абдуллаева Е. А. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. М., 2016. 212 с. 2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитие ребёнка // Психология образования. 2001. № 3. С. 56 – 79. 3. Вечернина О. М. Игрушки наших детей // Инновационная деятельность в дошкольном образовании. 2016. № 4. С. 343-348. 4. Леонтьев А. Н Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.303-323 5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982. 128 с. 6. Никандрова В. В. Игровая деятельность детей дошкольного возраста в развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствие с ФГОС ДО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №4. С. 157-159. 7. Новосёлова С. Л. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с. 8. Поддьяков Н. Н. Предметно-развивающая среда. М., 2010. 156 с. 9. Петровский В.А. Концепция построения предметно-развивающей среды. М., 1995. 166 с. 10. Потанина П. Ю., Ханова Т. Г. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как фактор художественно-эстетического развития в условиях ФГОС ДО // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2022. С. 213-217. 11. Тихеева Е. И. Наш дидактический материал // Педагогическая газета. 2001. № 3. 255 с. 12. Усова А. П. Предметно-игровая среда в ДОО. М., 1985. 155 с. 13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М.: «Педагогика», 2004. 14. Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2022. № 3. С. 43-47. 15. Флёрина Е. А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. 48 с. 16. Ханова Т. Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 152-155. 17. Цаплина О. В. Игровая среда в детском саду // Детский сад о А до Я. 2022. №4. С. 39-51. 18. Чугунова Т. А. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие развития игровой деятельности детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М., 2016. № 5. С. 982-984. 19. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1976. 304с.

← Предыдущая статьяОрганизационная культура учреждения как фактор профессионального выгорания персонала

Следующая статья →Использование нетрадиционных форм и методов работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста

Расскажите о нас своим друзьям:

Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации

План занятия

  1. Среда как условие существования человека.
  2. Качественные и видовые характеристики понятия «среда».
  3. Предметно-игровая среда как часть развивающей среды.

Ключевые понятия темы

Среда, развивающая среда, развивающая среда детства, предметно-игровая среда

Краткое содержание теоретических вопросов

С момента рождения каждый человек попадает в определённую среду, в которой он развивается, обучается, воспитывается, общается и вступает во взаимодействие.

Энциклопедические, толковые словари содержат термин «среда», рассмотрим предлагаемые его дефиниции.

Понятие «среда», согласно «Толковому словарю русского языка» (Ожегов С. И., Швецова Н. Ю.), рассматривается широко – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

В «Российском энциклопедическом словаре» приводится следующее определение понятию «окружающая среда» – это материальные и духовные условия существования и развития общества. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, то есть совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля среда рассматривается как феномен материальной и духовной культуры.

Термин «среда» буквально означает «середина», это то, что занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является между ними посредником.

Проблема организации окружающей человека среды имеет широкий исторический контекст и рассматривалась в философских и психологических трудах прошлого (Аристотель Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, В. Вундт и др.).

Необходимо также отметить, что понятие «среда» является междисциплинарным и используется в разных областях знаний: в педагогике, психологии, социологии, географии, биологии, астрономии, математике, химии и пр. В русле данных наук рассматриваются следующие виды среды: развивающая, воспитывающая, игровая, предметная, социальная, здоровьесберегающая, культурная, социокультурная, информационная, природная, географическая, нелинейная, активная, межпланетная и др.

В широком смысле слова среда – это природные, социальные, материальные и духовные условия существования ребенка, влияющие на его психическое развитие.

Выделяют макро- и микросреду.

Макросреда рассматривается как совокупность демографических, экономических, природных, научно-технических, политических, культурных и прочих факторов, оказывающих серьезное влияние на развитие и становление личности. Условия макросреды непрерывно изменяются.

Микросреда определяется как объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми.

В узком смысле среда трактуется исследователями как поисковое «поле» ребенка, способ взаимосвязи, установления диалога между личностью и культурой; как способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик); как способ удовлетворения потребностей субъекта (В. Я. Нечаев); как механизм развития сущностных сил ребенка (Э. Н. Гусинский); как поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития, творчества (Г. Ю. Максимова, Л. Г. Руссова).

В узком смысле среда – это пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., с помощью которых ребенок вместе со взрослым осваивает окружающий мир.

Таким образом, среда – это совокупность внешних условий и объектов, среди которых пребывает человек и с которыми находится во взаимодействии, оказывающих существенное влияние на воспитание и развитие личности.

В исследованиях отмечается многоаспектность понятия «среда», что подтверждается приводимыми определениями: среда – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования (Л. И. Божович); это сложное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера (Л. В. Максимова); это единство внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм (Р. С. Немов).

В современной педагогике используются понятия «развивающая среда», «развивающая предметная среда детства», «развивающая предметно-пространственная среда», под которыми понимается:

  • организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и обеспечивающих процесс формирования творческой активности человека (Л. С. Выготский, Г. Н. Любимова, Н. Я. Михайленко, Р. С. Немов, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Л. А. Парамонова, Н. А. Реуцкая, Р. Б. Стеркина и др.);
  • система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности (С. Л. Новосёлова);
  • естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и во времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В литературе также встречаются такие понятия, как «предметно-игровая», «игровая», «эстетико-развивающая среда», «здоровьесберегающая среда» и т. п. Они используются авторами в связи с рассмотрением тех или иных видов деятельности или направлений работы с детьми.

Понятие «развивающая среда» относится к качественной характеристике среды, а понятия «предметная», «игровая», «эстетическая» и пр. – к видовым.

Современные исследователи характеризуют предметную среду с точки зрения организации (организованная и неорганизованная среда); деятельности, осуществляемой в среде (игровая, учебная, трудовая).

Предметно-игровая среда – это особым образом организованное пространство, включающее в себя совокупность специально подобранных предметов, игрушек, игрового оборудования, предметов мебели и пр. для осуществления специфических видов детской деятельности.

Предметно-игровая среда является наиболее благоприятным фактором в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста, стимулом к игровой деятельности, интереса к познанию, источником информации (Н. Э.-Т. Гринявичене, Е. А. Зайченко, Т. С. Комарова, Н. Г. Любимова, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Фурмина и др.).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]