Значение развлечений для дошкольников в детском саду


Значение развлечений для дошкольников в детском саду

06 Января 2021

Сулейманова Альбина Насимовна

Методист

В статье рассказывается о видах развлечений по степени активности участия детей, о классификации развлечений по содержательной направленности, о видах и содержании развлечений.

1. Развлечения и праздники в детском саду являются самыми радостными и яркими событиями в жизни детворы. Детство – это, на самом деле, и есть время для развлечений.

2. Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки.

3. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

4. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.

5. Развлечения возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус.

6. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности.

7. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность и т. д.

8. Атмосфера происходящего, красочность оформления, костюмы – все это оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка. Подготовка к развлечениям и праздникам ведется систематически и планомерно, что позволяет ребенку подстраиваться под ритмы происходящего и не испытывать стресс.

9. В основе каждого развлечения для детей лежит определенная идея, которую необходимо донести до ребенка. Тщательно подбирается репертуар, исходя из возрастных особенностей.

10. Участие в них – это дисциплина и культура общения. Разучивая стихи и песни, дети познают много нового об окружающем их мире, развивают кругозор, память, речь, умственное мышление.

11. Развлечения сочетают в себе различные виды искусства, что положительно сказывается на развитии чувств и сознания малышей.

12. Готовясь к праздникам и развлечениям, дети переживают массу положительных эмоций, которые объединяют их общим переживанием и учат коллективизму и сплоченности.

13. И самое главное – развлечение несет радость детям, которая так необходима для них в столь юном возрасте.

Виды развлечений по степени активности участия детей

  • дети являются только слушателями или зрителями;
  • дети – непосредственные участники;
  • участники – взрослые и дети.

Классификация развлечений по содержательной направленности:

  • театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр, музыкальный театр и др.;
  • познавательные: День знаний, День Матери, КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
  • спортивные: спортивно — оздоровительные программы, аттракционы, программы с соревнованиями и эстафетами, подвижными играми
  • концерты, музыкально — литературные вечера
  • народные праздники: Яблочный спас, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно — досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата.

Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.

На заметку воспитателям

Главным преимуществом, которое у вас есть, в процессе развлечения детей, это их слабая личностная критика и высокая степень интереса, что естественен, активен и силён. В период детского сада дети весьма стремительно стремятся к своему индивидуальному развитию. Развлечения в детском саду следует придумывать и организовывать по принципу максимальной заинтересованности имеющейся группы детей.

Обязательным условием является контроль и отслеживание проявляющихся эмоций, отношения, стабильности и степени заинтересованности в том или ином виде развлечения. Также стоит учитывать и разностороннее развитие детей, к чему относятся физические, психические, личностные, творческие, социальные качества. Развлечения в детском саду формируются таким образом, что бы, учитывая допустимую физическую и моральную нагрузку на детей, чрезмерно не перегружать их, поскольку это может привести к отрицательным последствиям.

Чередуйте поочерёдно различные виды развлечений, превращая этот процесс в игру. Важный момент, который следует взять воспитателю на заметку, это положительное отношение к каждому ребёнку, что в ответ вызовет большее взаимопонимание вас детьми. Это будет способствовать хорошим взаимоотношениям, что обязательно повлияет на воспитание в целом. Развлечения в детском саду, его разновидности, можно легко придумывать самому (воспитателю). Идеи для этого следует черпать с различных источников — мультфильмы, кинофильмы, известные детские игры, развлекательные детские телепередачи, книги, интернет и т.д.

Даже простые вещи, такие как рисование или лепка из пластилина, могут стать довольно увлекательным процессом, если подойти к нему творчески и с некой игривостью. Развлечения в детском саду приобретут, в большей части, самостоятельный характер, когда воспитатель организует несколько видов развлечений, которые в итоге понравятся детишкам. Они сами будут просить и вести эти игры, а воспитателю останется следить за ходом детского развития.

Виды и содержание вечеров развлечений

В советском детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:

  1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
  2. Вечера, подготовленные силами детей.
  3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием. На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др. На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников. В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Поделиться с друзьями

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возрастаОсобенности профессиональной ориентации младших школьников

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Комментарии

Захарова Ольга Вячеславовна

20.01.2021 09:47

Спасибо, статья правильная, познавательная., лаконично построена. Мало педагогов включают в свою работу развлечения, а если и включают, то они больше похожи на обычное занятие.

Сообщить модератору

Детские игры дома

Развлекательные игры для детей имеют много плюсов: они сближают всех членов семьи, кто принимает участие в процессе, позволяют провести время насыщенно и увлекательно, без гаджетов и телевизора. Игра – это мощнейший инструмент для развития вашего чада. Собираясь провести время вместе, сдувая пыль с коробки с шашками или давно забытой «Монополией», помните о некоторых нюансах:

  • Старайтесь не подсказывать ребенку. Исключение из правил делайте лишь в том случае, когда он еще не знает правил. Пусть учится совершать ошибки и делать выводы. Несомненно, вы знаете больше, но позвольте малышу проявить самостоятельность.
  • Не поддавайтесь, вы должны быть на равных. Поэтому стоит подбирать интересные игры для детей, где процесс не требует энциклопедических знаний или наличия огромного опыта, а правила просты и понятны для всех.
  • Играть нужно только с удовольствием, получая приятные эмоции. Если вы заметили, что детям игра не нравится или они заскучали, лучше переключайтесь на другую: заставлять веселиться уж точно никого не стоит.

Сюжетно-ролевые игры

Игры детские, в которых дети представляют себя в роли взрослых, пожалуй, самые любимые.

Малыш с раннего возраста начинает подражать родителям: с любовью укладывает спать любимые игрушки, строит гараж, готовит еду на игрушечной плите или сооружает подобие настоящего магазина. Подыграйте ребенку или поменяйтесь с ним ролями, позволяя ему стать мамой, папой, продавцом или врачом.

Магазин

Вариантов этой игры несколько. Можно разложить предметы на «прилавок», установить «ценники» и сделать «деньги» из нарезанных листов бумаги разного размера, тем самым повторив счет.

А можно попросить ребенка не называть товар, который он хочет купить, а лишь давать ему описание. Так игра станет небольшим уроком развития речи.

Подходит для возраста: 4-6 лет.

Салон красоты

Увлекающая абсолютно всех девочек ролевая игра. Вы можете стать моделью, которой ребенок сделает и прическу, и макияж, и маникюр.

Но в качестве «клиента» салона может выступить и кукла. При этом обязательно обсудите правила поведения и культуру общения в салоне.

Подходит для возраста: 5-7 лет.

Стройка

Организовать сразу деятельность и водителя, и строителя можно, показав сыну, что большую машину можно загрузить кубиками, помочь ей доехать к месту стройки, выгрузить «материал» и начинать постройку гаража или дома.

Можно также включить в игру подъемный кран, фигурки «работников» и соорудить не один объект.

Подходит для возраста: 4-6 лет.

Игра в пиратов

Корабль постройте из подручных средств, а детали для костюма отыщите в шкафу – процесс подготовки будет не менее интересным.

Затем, вооружившись биноклем, можно отправляться на поиски сокровищ к неизведанным берегам. Как вариант, пиратом может стать маленький игрушечный человечек, а корабль соорудить из конструктора. Зависит от того, что больше любит ребенок.

Подходит для возраста: 5-8 лет.

Строительство домов

Стоит ли говорить, как дети любят что-нибудь строить? Причем совершенно не имеет значения, дорогой ли это конструктор, деревянные бруски, оставшиеся после ремонта, коробки из-под обуви или зонт и плед – процесс всегда увлекает.

Хотя, как показывает практика, ненужные коробки или накрытое кресло по популярности обычно выигрывают.

  • Подборка отелей для семейного отдыха

Конструкторы

В любом доме найдутся мелкие детали от Лего или коробка с деревянными башнями, арками и брусочками разного размера.

Заскучавшему ребенку предложите построить жилье для любимой игрушки: маленького человечка, куклы, мишки и т.д. можно не ограничиваться только стенами, а соорудить простую мебель и отпраздновать переезд.

Подходит для возраста: 5-8 лет.

Картонные коробки

Случается, что накопились коробки из-под обуви или появилась большая упаковка от бытовой техники. Тогда дом можно построить для кукол (для мальчиков – гараж или парковку) или для малыша.

Такие сооружения можно оклеивать, разукрашивать, наполнять мебелью – в общем, игра с ними увлечет юных архитекторов и дизайнеров не на один день.

Подходит для возраста: 6-10 лет.

Кресла, пледы и зонты

Старый добрый вариант «жилья», необъяснимо интересующий все без исключения поколения детей. Покрывало или плед можно положить на стол, зафиксировав книгами, им можно накрыть два кресла или соорудить что-то подобное, используя обычный зонт.

Фантазия начинает проявляться моментально, и в ход идут диванные подушки, одеяла и другие подручные средства. Правда, после такой игры придется потратить некоторое время на уборку.

Подходит для возраста: 4-8 лет.

Игры с водой

Дети обожают плескаться в воде, купаться и переливать воду из емкости в емкость.

Если вы решите сделать воду предметом игры, будьте готовы, что вокруг будет мокро, а одежда и обувь малыша могут стать влажными. Поэтому будьте готовы к тому, что по окончании игры нужно будет полностью переодеться.

  • Лучшие семейные развлечения

Ловись, рыбка!

Приготовьте миску или таз с водой, возьмите несколько мелких предметов и опустите их прямо в воду. Это могут быть шарики, небольшие фигурки, каштаны и т.д.

Предложите малышу поймать «рыбок» руками, ложкой, маленьким сачком (в его роли может выступить небольшое кухонное сито), а затем аккуратно сложить их в стоящую рядом емкость.

Подходит для возраста: 3-5 лет.

Губка Боб

Расскажите малышу, что губка может впитывать воду, и покажите, как это работает.

Подготовьте две емкости, одну из них заполните водой. Попробуйте перенести воду из одной емкости в другую с помощью губки, наполняя и затем отжимая ее.

Подходит для возраста: 3-4 года.

Поймай шарик!

Когда малыш отправится купаться, опустите к нему в ванну около десяти слегка надутых воздушных шариков.

Они будут смешно выпрыгивать из-под воды, плавать, как кораблики, если на них подуть, и выступят чудесным полем для экспериментов маленького исследователя.

Подходит для возраста: 3-5 лет.

Конкурсы

Малоподвижные детские игры тоже выручат вас в ситуации, когда детей нужно чем-то занять, тем более что активно двигаться может не позволять место или время.Такое занятие предполагает пусть и минимальную, но подготовку. А она, как известно, бывает не менее интересной, чем сам процесс игры.

Викторина

Предложите ребенку стать ведущим и подготовить конкурс, скажем, для семейного ужина или чаепития, когда за столом соберется вся семья.

Подскажите, какие вопросы или загадки подобрать, подготовьте призы за верные ответы, выбирайте победителя, разбавьте сценарий музыкальной паузой, включив караоке или танцевальную музыку.

Такие викторины со временем могут стать тематическими и превратиться в добрую семейную традицию.

Подходит для возраста: 7-13 лет.

Ответить за минуту

Подготовьте список несложных вопросов и организуйте совместные игры детей дома, если у вас их двое или больше. Предложите постараться за минуту дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы.

Тем самым вы потренируете быстроту мышления и скорость реакции. Вопросы подбирайте из области общих знаний или по темам, которые хорошо знают дети, а также в соответствии с возрастом.

Подходит для возраста: 7-15 лет.

Спортивные игры

Занять детей дома играми можно не только с целью развлечения. Двигательная активность необходима, тем более малышу-непоседе. Придумывайте сюжеты, вспоминайте любимых животных или сказочных героев, сопровождая интересные истории движениями по ходу рассказа. Ребенок с удовольствием будет подражать мишке, прыгать, как обезьянка или вытягивать шею, как шипящий гусь. Подвижные детские игры позволят потратить всю лишнюю энергию, которая накопилась у малыша, направив ее в нужное и полезное русло.

Попрыгун

Подвесьте воздушные шарики к потолку на таком расстоянии, чтобы ребенок мог дотянуться до них, только подпрыгнув. Предварительно положите в них пенопластовые шарики, крупные конфетти или другие легкие наполнители.

Задача малыша подпрыгнуть, ударив рукой по шарику, дотянуться до него. Можно разнообразить игру, взяв разноцветные шарики и разместив их на разной высоте, а затем, называя цвет, просить допрыгнуть до каждого из них.

Подходит для возраста: 3-5 лет.

Гулливер и лилипуты

Эта активность подойдет для компании детей. Попросите их стать в круг и расскажите, что каждый сможет представить себя и очень маленьким, и очень большим, главное – быть внимательным.

По команде «Лилипуты!» (как вариант для детей: карлики, малыши) дети должны присесть, по команде «Гулливер!» (или «Великаны») – встать. Побеждает в игре самый внимательный.

Подходит для возраста: 4-5 лет.

Сними перья

Побегать и потренироваться в ловкости поможет следующая игра. Объедините детей в две команды. Одним прикрепите на одежду по несколько прищепок. Задача – избавиться от «перьев», прикрепив их на одежду участников второй команды. Победит тот, кто первым снимет с себя все «перья».

Подходит для возраста: 6-7 лет.

Кто быстрее?

Если вам нужно занять компанию детей в домашних условиях, предложите им что-то вроде небольшой эстафеты. Из вариантов прохождения дистанции используйте:

  • ходьбу на корточках;
  • прогулку по комнате с воздушным шариком без касания его руками;
  • ходьбу с мешочком фасоли (или книгой) на голове;
  • пробежку с преодолением препятствий (например, не наступая на разложенные подушки или, наоборот, пробежку по листам бумаги) и т.д.

Подходит для возраста: 5-10 лет.

Музыкальные игры

Любимые песни есть у каждого ребенка, независимо от возраста. Можно просто танцевать, разучить новые движения или подготовить танец в подарок.

Совместные игры детей дома объединяют, а музыка поможет зарядиться позитивом и хорошим настроением.

Ножкой, ножкой!

Вы когда-нибудь танцевали шеей? А носом или пальцем? Что ж, есть прекрасная возможность попробовать! Включайте любимую мелодию и начинайте с простых движений.

Попросите детей танцевать только ручкой или только ножкой. Затем переходите к заданиям посложнее: потанцуйте только локтем или пальчиком. И не забывайте: вы тоже должны активно включаться в игру.

Избавься от шариков

Для этой игры понадобится невысоко натянутая волейбольная сетка. Но как вариант подойдет и любая разграничительная линия в доме. Надуйте 6 – 10 воздушных шариков, в зависимости от количества игроков.

Задача двух команд (в них может быть от 1 до 3-4 участников), получив шаров поровну, перебросить их на сторону соперника.

Игра начинается, когда включается музыка, и останавливается, когда музыку выключают. На чьей стороне в этот момент будет меньше шаров, тот и выиграл.

Интересные игры для двоих детей

Зачастую игры детям нужно только подсказать, и они прекрасно будут играть друг с другом, в основном, не обращая внимания на разницу в возрасте.

Спокойные игры дома могут быть самыми разными, главное, чтобы они были интересными для детей.

Чудо-зверь

Понадобится всего лишь лист бумаги и ручка. Первый игрок рисует голову и загибает лист так, чтобы было видно только шею.

Второй – дорисовывает туловище, затем снова первый – ноги (лапы, ласты и т.д.). Развернув «картину», дети увидят довольно забавное существо, которому можно придумать имя.

Подходит для возраста: 6-10 лет.

Смешные истории

Вариантом игры на бумаге, когда детям нужно поиграть друг с другом или вместе со взрослыми, может стать похожая активность.Первый участник должен написать две строки из песни, стихотворения или просто два предложения, связанных по смыслу, и завернуть лист бумаги, оставив только последнюю фразу.

Следующий пишет две свои строки, связывая их по смыслу с предыдущей фразой, и снова заворачивает лист. В итоге сверток будет таить очень любопытную и, скорее всего, смешную историю.

Подходит для возраста: 8-14 лет.

Семейные игры для развития

Занимательные игры можно организовать с детьми дома, используя самые простые предметы. Тем самым вы будете развивать логику, мышление и помогать ребенку познавать мир. Не забывайте, что во время игры ребенок учится.

Волшебные карандаши

Для игры понадобятся цветные карандаши или фломастеры. Вы повторите цвета и поработаете над развитием наблюдательности и фантазии у малыша.

Расскажите, что карандаши иногда оживают и могут мечтать, представляя себя другими предметами. Красный рассказал, что он клубника, зеленый – кленовый лист, желтый представил себя солнышком.

Предложите малышу «озвучить» карандаши других цветов, называя соответствующие предметы.

Подходит для возраста: 4-5 лет.

Дотронься!

Другим вариантом повторения или изучения цветов послужит эта игра. Ребенку нужно дотронуться до предмета того цвета, который вы называете.

Можно играть в пределах одной комнаты, а можно усложнить задачу и отыскивать походящий цвет по всей квартире. Как вариант, чтобы потренировать и память, по окончании поисков попросите ребенка назвать предметы, которые он находил.

Подходит для возраста: 4-7 лет.

Нарисуйте историю

Придумывать истории – излюбленное занятие многих детей. Но его можно разнообразить, предложив малышу нарисовать все, о чем вы рассказываете.

Вариант такой истории: «На зеленой полянке стоял большой дом. Стены у него были синие, крыша красная, а из черной трубы шел серый дым. Желтое солнышко улыбалось синему небу и голубым облакам. Вокруг дома росли красные цветы и порхали разноцветные бабочки.»

Историю можно продолжать, добавлять героев и предметы, давая им описание. Если такое занятие малышу понравится, ролями можно поменяться. Попробуйте изобразить на бумаге все то, придумает ваш творческий ребенок!

Подходит для возраста: 4-7 лет.

Внимание на картинку

Любимые книги малышей обычно содержат большое количество картинок. Для этой игры подойдут рисунки, на которых изображено много разных предметов. Вы говорите: «Я вижу на этой картинке что-то красное. Оно не умеет говорить (как вариант – ходить, ездить, нет ручек и т.д)». Задача ребенка – отгадать предмет. Ролями можно поменяться.

Подходит для возраста: 4-5 лет.

Мемори

Идеи игр окружают вас даже в пределах одной комнаты, так что с детьми дома можно развивать любые мыслительные процессы даже с помощью обычных игрушек.

Возьмите несколько предметов (куклу, мягкую игрушку, мяч, кубик и т.д.), разложите их в произвольном порядке. Попросите ребенка запомнить, какие игрушки он видел, и отвернуться.

Поменяйте их местами или заберите одну и спросите, что изменилось. Задания можно усложнять, когда малыш немного потренируется.

Подходит для возраста: 4-7 лет.

Дидактические игры

Подойдут для изучения математических и геометрических понятий, природных явлений и окружающего мира. С помощью картинок, вырезанных из старых журналов или распечатанных на принтере, можно помочь малышам-зверятам отыскать свою маму (например, составить пары курица-цыпленок, овца-ягненок и т.д.).

Геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, помогут повторить цвета и попрактиковать счет, а разрезанные на сегменты круги познакомят с частями целого.

Процесс подготовки такого материала будет не менее интересным и творческим, чем сами занятия.

Подходит для возраста: 4-8 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]