Как развивать коммуникативные навыки у дошкольников в детском саду и дома?


Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребованным и популярным. Но если он научился доносить свои мысли до окружающих и общаться с людьми — в его руках ключ к личному успеху.

Вот только ключ этот не дается каждому человеку при рождении. Хорошая новость — навыки общения с людьми в ребенке можно и нужно развивать. И наша статья подскажет родителям, как это сделать правильно.

  • Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни
  • Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка
  • Возможное нарушение коммуникативных навыков
  • Советы родителям
  • Выводы
  • Что такое коммуникативные навыки?

    В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».

    Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

    Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

    1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
    2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

    Больше разговаривайте с ребенком

    Дети, у которых есть проблемы с общением, часто не любят разговаривать вовсе. Ваша задача в таком случае, создать атмосферу, в которой у ребенка возникло бы желание делиться мыслями и озарениями. Многие таланты и способности ребенка развиваются в семье. Если он научится открыто и без стеснения разговаривать с родственниками, то перед друзьями точно не будет стесняться. Создавайте семейные традиции, которые связаны с теплым и доверительным общением. Например, регулярно рассказывайте друг другу, как прошел день. Какими позитивными и негативными моментами он был наполнен. Вместе порадуйтесь положительным событиям и обсудите негативную сторону дня. Если возникли проблемы, важно их обсудить и найти нужное решение.

    Зачем ребенку коммуникативные навыки?

    Чтобы не остаться одному. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если человек не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».

    Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.

    Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса), затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.

    Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.

    Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.

    Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:

    1. желание общаться;
    2. знание основ социального общения;
    3. собственно умение общаться.

    Желание общаться

    Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими. Дети этого не умеют.

    Знать, как общаться

    Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т.д.

    Умение общаться

    Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:

    • умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
    • доброжелательность, дружелюбие;
    • умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
    • умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
    • умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
    • умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.

    Еще один важный компонент умения общаться — активное слушание. Оно обычно труднее всего даётся детям-холерикам. Им не терпится как можно больше рассказать о себе, своих впечатлениях, увлечениях. Высказывания собеседника отодвигаются на второй план.

    Если ребенок успешно овладел этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.

    Социально-коммуникативное воспитание дошкольников: цели и задачи


    Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений в воспитании дошкольников.

    Это те умения и навыки, которые пригодятся воспитанникам детских садов, когда они станут взрослыми.

    ВАЖНО! Цель данного направления — социализация дошкольников, приобщение их к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, традициям семьи и государства.

    В рамках этой цели выделяют следующие задачи:

    1. В процессе воспитания создать условия, в которых дошкольники смогут принять и освоить ценности и нормы общества.
    2. Развивать умение детей сопереживать, доброжелательно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
    3. Помочь детям стать самостоятельными, целеустремленными, научиться самостоятельно регулировать собственную деятельность.
    4. Сформировать у них уважение к собственной семье, коллективу, в котором они находятся, а так же положительное отношение к труду и творчеству.
    5. Научить детей безопасно вести себя в быту, в обществе, на природе. Подготовить их к взаимодействию со сверстниками.

    Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

    На каждом возрастном этапе коммуникативные навыки детей развиваются и совершенствуются.

    От рождения до 2 лет

    В этот период ребенок делает первые шаги не только в физическом плане, но и в коммуникативном. Круг общения детей в этом возрасте ограничен мамой, папой и другими близкими родственниками. Дети учатся доносить свои потребности взрослым и, в свою очередь, понимать собеседника.

    Методы развития коммуникативных навыков

    Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра.

    Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:

    • Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
    • Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
    • Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.

    Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно.

    Игры на развитие коммуникативных навыков

    Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.

    Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.

    1. Игра «Хор животных». Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: «кря-кря», «мяу-мяу», «ква-ква-ква». Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
    2. Игра «Комплименты». Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
    3. Игра «Мышеловка». Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется «мышка». Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.

    Упражнения, развивающие коммуникативность

    Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.

    Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:

    1. Разместить на доске карточки с изображениями людей, на лицах которых можно отследить определённые эмоции. Далее нужно рассказать небольшую историю о конкретном человеке. К примеру: «Это — Вася, он грустит, потому что сломалась его любимая игрушка». Ведущий спрашивает у детей, как можно помочь Васе, игроки по очереди предлагают свои варианты.
    2. Доску разделить на две половины, одну пометить знаком «+», другую — «-». Далее дети по очереди выходят к доске, им предлагается несколько картинок. Каждый участник выбирает «плохой» и «хороший» вариант. Важно, чтобы направление картинок было одинаковым, к примеру, целая и разбитая чашка, улыбающийся и плачущий мальчик. Игрокам надо составить по картинкам небольшой рассказ.
    3. Коллективное слушание художественного произведения. Лучше начинать с небольших сказок. Взрослый читает её детям, а затем все коллективно обсуждают сюжет. Особое внимание нужно уделять действиям персонажей, выделять хорошие поступки. Негативные моменты также нужно отмечать, вместе с детьми выясняя, почему так делать нельзя.

    Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

    №17, 13.02.2019

    Педагогические науки

    Нуриева Алеся Радиевна
    Сафонова Мария Сергеевна

    Ключевые слова: РЕЧЬ; ОБЩЕНИЕ; ДОШКОЛЬНИК; КОММУНИКАЦИЯ; УМЕНИЯ; СВЕРСТНИКИ; ИГРА; SPEECH; COMMUNICATION; PRESCHOOLER; COMMUNICATION; SKILLS; PEERS; GAME.

    Аннотация: Своевременное овладение правильной речью имеет значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, его успешного обучения. В связи с этим в последнее время в психологии и педагогике концентрируется внимание на вопрос развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, как один из факторов дальнейшего развития личности. В статье раскрыты и определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности коммуникативных умений. Разработан и апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня сформированности коммуникативных умений.

    Потребность в общении является одной из самых важных человеческих потребностей, по мнению психологов. Общение является основным условием и основным путем человеческой жизни. Только в общении и отношениях с другими людьми человек может чувствовать и понимать, находить свое место в мире.

    Реализация требований современной жизни ставит перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизни. За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок осваивает три типа общения: — эмоциональное общение — первая половина жизни; — общение на основе понимания — со второй половины года жизни; — общение на основе речи — от 1,5-2 года.

    Все наиболее важные аспекты личности и деятельности ребенка, в том числе его речь, развиваются в общении. Речь как средство общения, так как ее действие происходит на определенной стадии развития коммуникативной деятельности. Его возникновение и развитие обусловлены потребностями общения и общей жизни ребенка.

    Речь возникает только как необходимое и достаточное средство для решения задач общения между ребенком и взрослым, которое сталкивается с дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекает из более широких жизненных проблем для ребенка, связанных с типом ведущей деятельности.

    В общении дети старшего дошкольного возраста больше ориентируются на своих сверстников, чем младшие: они проводят значительную часть своего свободного времени в совместных играх и беседах, для них становятся важными оценки и мнения товарищей, они предъявляют больше и больше требований друг к другу, их поведение пытаются принять во внимание.

    В общении со сверстниками ребенок учится самовыражаться, контролировать других, вступать в различные отношения. В то же время, в процессе общения со взрослыми, ребенок учится говорить и умеет слушать и понимать другого, узнавать новые знания. Кроме того, именно через общение ребенок узнает у взрослого свои образы, поэтому родители и учителя несут особую ответственность за построение взаимодействия.

    Исходя из рассмотренных особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста, развитие коммуникативных навыков у ребенка будет происходить более эффективно, если для этого будут созданы необходимые условия.

    Для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста необходимо создать педагогические условия, в том числе: — системный подход во всех видах коммуникативной деятельности дошкольников; — взаимодействие различных действующих лиц, направлений и технологий с целью достижения полного формирования коммуникативных навыков дошкольников; — социальная ситуация развития ребенка; — возникающая необходимость общаться со взрослыми и сверстниками; — формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации ролевой игры.

    Таким образом, необходимо отметить, что развитие коммуникативных навыков происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых условий. Эта проблема может быть решена только при наличии возможности создавать ситуации в детской среде, которые требуют от детей самостоятельного, осознанного выбора типа действий и уровня активности, ценностей и целей, мотивов и поведения, и попробовать разнообразные социальные круги, требующие творческого проявления как группы, так и индивидуальные коммуникативные навыки.

    Для изучения развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста была сформирована выборка из 24 человек, которые посещают одну группу детского сада. Соотношение мальчиков и девочек в группе было примерно одинаковым.

    Для диагностики коммуникативных умений детей дошкольного возраста были разработаны критерии: умение договариваться, умение проявлять инициативу в завязывании контактов, умение вести диалог, использование вербальных и невербальных средств общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению, умение обосновать свою точку зрения.

    Для изучения особенностей развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста на констатирующем этапе был использован метод наблюдения. Экспериментальная работа заключается в исследовании эффективности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста, в условиях дошкольного образовательного учреждения до и после работы с ними.

    Было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента дошкольники умеют употреблять вербальные и невербальные средства общения (62,5%), это можно было пронаблюдать в ходе ролевых игр, таких как «Магазин», «Дочки-матери».

    Преодолевать конфликты (66,7%). Как выяснилось, в группе многие дети умеют преодолевать конфликты, которые возникают в ходе игровой деятельности, так и в ходе занятий. Меньше всего дошкольником трудно обосновывать свою точку зрения (16,7%), детям трудно объяснить, почему он так думает и так считает в той или иной ситуации, как бы он поступил в этой ситуации и почему именно так. Договариваться (20,8%), этот фактор чаще всего встречался тогда, когда дети не могли договориться между собой, как они будут сейчас играть, один мальчик хотел играть в машинки, а другой в прятки, но они оба хотели играть вместе. Итог таков, что один из мальчиков не принял факт другого и устроил скандал. Умение вести диалог (25%), этот критерий можно было пронаблюдать на занятиях, когда воспитатель усаживал детей в круг и начинал с ними вести беседу по теме занятия. Дети не могли вести диалог с воспитателем, ответы детей на вопросы были в форме «да», «нет».

    Таким образом, результаты наблюдений отношений между детьми свидетельствуют о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверстниками.

    Наблюдение показало, что, независимо от характера общения ребенка со сверстниками, ребенок не может самостоятельно разрешать конфликты, что не позволяет ему полноценно развиваться как личности. Исходя из наблюдения за детьми, можно сделать вывод, что актуальная проблема в воспитании детей заключается в том, чтобы научить их умению эффективно общаться, уменьшать агрессивные поведенческие тенденции, устранять защитные реакции, изоляцию, внедрять в жизнь группы, накапливать опыт позитивного взаимодействия.

    Положение ребенка в детском коллективе, успех или неуспех его социализации во многом зависят от того, как будет развиваться дружба между детьми. И совместная игровая деятельность может стать одним из факторов решения этих проблем.

    Проведенные исследования в ходе эксперимента доказали, что важным условием развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является развитие умения вести переговоры, проявлять инициативу в установлении контактов, создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, вести диалог, обосновывать свою точку зрения. Сложный характер педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимодействия коммуникативных навыков в динамике непрерывного развития ребенка. В результате происходит совместное стимулирование развития коммуникативных навыков, а также профилактика и коррекция их нарушений.

    Второй этап исследования посвящен формирующему эксперименту. На данном этапе была разработана и внедрена комплексная программа с точки зрения эффективности процесса развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Проверялась гипотеза исследования. При педагогической деятельности стимулируется ведущий для этого возраста вид деятельности в дошкольном возрасте – игровая деятельность.

    Развивающие коммуникативные навыки игры помогают ребенку научиться понимать других людей, правильно выражать эмоции, способствовать развитию у детей чувства толерантности к другому образу жизни, мнению, поведению и т. д.

    В процессе формирования коммуникативных умений детям была предложена игра «Волшебная палочка». Игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого. Также дети играли в игру «Угадай, кто зовет?». Это спокойная игра, развивает навыки общения, память. Может использоваться при знакомстве детей.

    Для формирования раскрепощённой применялась игра «Задания для имён» Ведущий по очереди называл имена детей и озвучивает задания для каждого имени.

    Контрольный этап приводился по методикам констатирующего этапа. Было выявлено, что большинство дошкольников умеют проявлять терпение к недостаткам других (более толерантные), умеют проявить инициативу в установлении контактов, способны создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, умеют вести диалог. Было выявлено, что после формирования коммуникативных качеств младших дошкольников у детей значительно улучшились оценочные признаки, характеризующие коммуникативные качества. У младших дошкольников улучшилось умение договариваться (было 20%, а стало 37%). Они научились проявлять инициативу в завязывании контактов (было 41%, стало 87%). Улучшили употребление вербальных и невербальных средств общения (было 62%, стало 100%).

    Экспериментальное исследование уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников показало, что до экспериментальной работы у младших дошкольников был низкий уровень развития коммуникативных навыков, и на установочной стадии эксперимента младшие дошкольники могут проявлять инициативу только в установлении контактов и создать дружескую атмосферу взаимопомощи, но им необходимо научиться владеть собой, вести переговоры, договариваться и обосновывать свою точку зрения.

    После проведения мероприятий по развитию коммуникативных умений у младших дошкольников был выявлен высокий уровень развития коммуникативных умений, большинство младших дошкольников научились проявлять терпение к недостаткам других (стали толерантными), научились проявлять инициативу в завязывании контактов, стали более способными создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, научились вести диалог.

    Экспериментальная деятельность педагога помогает ребенку решить душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания. Она создает для дошкольника условия получения личностного опыта и тем самым облегчает развитие коммуникативных качеств. Дети, участвовавшие в эксперименте, становятся немного другими. Ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев в игре и таким образом, усваивает положительное начало, которое несут положительные герои. Образы становятся эталоном подражания, двигателем поведения.

    Мы видим, что результаты улучшились. Улучшение показателей экспериментальной группы, причем в более значительной степени, чем в констатирующем эксперименте – дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале работы, подтвердившейся.

    Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни

    Чтобы ребенок научился, а главное — захотел общаться с окружающими людьми, с самого детства ему нужно обеспечить:

    • психологический комфорт;
    • возможность общаться с людьми разного возраста;
    • поддержку родителей и педагогов при организации общения в группе.

    В первые годы жизни человека коммуникативные навыки формируют или не формируют родители и члены семьи. Именно им отведена важнейшая роль — научить ребенка общаться. Для этого вовсе не обязательно быть педагогом. Достаточно взять на заметку несколько советов и действенных методик.

    Играйте в телефон

    Простая и веселая игра поможет ребенку развить навыки общения и внимательного слушания. Возьмите старый телефон с диском или игрушечный аппарат и представьте, что вы звоните друг другу. Создавайте разные ситуации и необычные диалоги. Это может быть разговор двух друзей, диалог между продавцом и покупателей, врачом и больным и множество других вариантом. Этот навык пригодится ребенку в будущем. Ведь даже многие взрослые стесняются разговаривать по телефону и не знают, какие фразы использовать для общения. Развивайте у ребенка этот навык с самого детства!

    Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка

    Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.

    Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:

    • «Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры.
    • «Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными.
    • «Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.
    • «Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем.
    • «Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются. Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки.
    • «Проблемный ребёнок». Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.
    • «Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.

    Список литературы

    1. Арушанова А. Г: Развитие коммуникативных способностей дошкольника – Издательство: Сфера, 2012 -80 с.
    2. Емельянова Н.П., Румянцева М.В / Н.П Емельянова , М.В Румянцева Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения – Издательство: Пермь Меркурий, 2015 – 125с.
    3. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда СПб.: СОЮЗ , 2004. — 352 с.
    4. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 10.
    5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

    Возможное нарушение коммуникативных навыков

    Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:

    • Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
    • Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
    • Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.

    Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:

    • Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
    • Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
    • Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
    • Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.

    Учитесь слушать друг друга

    Умение слушать — это один из важнейших навыков, который поможет ребенку развивать навыки общения. Если ребенок начинает делиться мыслями, но вы его не слушаете или делаете вид, что слушаете, он сразу это почувствует. Как только придет понимание, что он рассказывает свои мысли зря, ребенок перестанет делиться. Между людьми возникает доверие тогда, когда каждый уверен, что его слышат и понимают. Для семьи это правило не является исключением. Уважайте мнение ребенка, внимательно слушайте его и цените. Если ребенок вас не слушает, мягким и спокойным тоном объясните свои представления и ожидания. Поразмышляйте вместе о важности уметь слушать и слышать других.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]