Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома


Когда начинать формировать нравственные качества личности

Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет — в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.

К 5 годам малыш уже, как правило, способен оценивать свои поступки, отделять хорошее поведение от плохого, контролировать свои эмоции.

Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России

Этапы нравственного развития ребенка

Родители, воспитатели и сверстники играют критически важную роль в развитии духовно-нравственных качеств, которые по своей сути являются сводом правил и ожиданий, обуславливающих поведение. На разных этапах своего развития у детей разные ценности, разные точки зрения и множество связей, которые влияют на их нравственное развитие.

  1. Этап наказания и подчинения. На ранних этапах нравственного развития дети руководствуются желанием избежать наказания, а свои потребности удовлетворяют путём подчинения правилам и простым выбором между правильным и неправильным.
  2. Этап справедливости и равенства. На этом этапе развития дети становятся эгоистичными, они стремятся удовлетворить свои потребности раньше других. Очень редко дети удовлетворяют потребности других.
  3. Этап ожиданий и правил. С опытом и с помощью со стороны взрослых дети продвигаются к следующему этапу нравственного развития, когда индивидуальная мораль формируется вместе с нормами межличностного общения и ожиданиями окружающих (например, сверстников, учителей и родителей).
  4. Этап закона и порядка. На этом этапе развития поведение характеризуется подчинением закону, уважением к лицам, облечённым властью, и приверженностью общественным правилам и нормам.
  5. Этап общественного договора. Вне рамок традиционных представлений подобающее поведение основано на общественных нормах, правилах и законах. Однако необходимо следить, чтобы не нарушались индивидуальные ценности, и поддерживалась справедливость.
  6. Этап универсальных и этических принципов. Несмотря на то, что поведение часто подчиняется правилам, законам и ожиданиям, существуют исключительные обстоятельства, когда независимое суждение и моральные основания могут превосходить общепринятые нормы в процессе принятия решений.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников зиждется на нескольких важных «китах»:

  • жизненный принцип, построенный на добре, отсутствии греховности и зла;
  • гуманное отношение к своим и чужим;
  • развитие культурных навыков;
  • рост и гармоничное развитие ребенка как личности.

Каждый из принципов предполагает определенную работу с малышом. Так, в первом случае нужную информацию помогут донести добрые сказки или понятные детям православные притчи, в которых добро непременно побеждает зло.

Гуманному отношению к окружающим научат ненавязчивые беседы, рассказы и примеры из жизни.

Воспитать тягу к культурным ценностям можно, для начала посещая с ребенком музеи природы, а затем и галереи, выставки. Если недостает нужных знаний самим, можно взять экскурсовода, который с учетом возраста интересно и увлекательно расскажет об экспонатах.

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок и советской мультипликации

Проект по духовно — нравственному воспитанию старших дошкольников

Проект по духовно — нравственному воспитанию старших дошкольников на тему «Вот моя семья, папа, мама, я»

Тип проекта: информационно — творческий, групповой.

Длительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Возраст: дети старшей группы.

Гипотеза: если объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно — нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

Актуальность проекта

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты.

К сожалению, сегодня нельзя сказать, что взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи находятся на удовлетворительном уровне. Большое количество современных педагогических публикаций посвящено этой проблеме, проводятся специальные исследования, посвящённые взаимодействию семьи и образовательного учреждения и социума в целом, но реальная практика очень медленно меняется в лучшую сторону.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Духовно — нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы воспитателю требуется не только знание методов и приёмов, но и умение применять их в образовательно-воспитательном процессе. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья — ребенок — детский сад.

Проблема

В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.

Задачи проекта:

Для детей:

— Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении детей.

— Развивать коммуникативные навыки детей.

— Воспитывать любовь и уважение к своим родным, формировать представления об эмоциональном состоянии членов семьи.

— Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье;

— Воспитание положительного отношения к духовно — нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.

Для педагогов:

— Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта.

— Разработка комплексной системы работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста духовно — нравственных чувств. Повысить педагогический потенциал родителей.

Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно — нравственных качеств.

— Интеграция духовно-нравственного содержания во все виды детской деятельности.

— Разработка и оформление паспорта проекта.

Для родителей:

— Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.

— Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

— Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

— Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.

— Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.

Механизмы реализации проекта: Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Мероприятия проводятся в системе совместной организованной деятельности в виде бесед, занятий познавательного цикла, чтением художественной литературы. Совместная деятельность с родителями.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Принцип доступности, который предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

— нравственный пример педагога

— социально-педагогическое партнёрство

— индивидуально-личностное развитие

Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:

— здоровьесберегающие педагогические технологии

— технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

— технология проектной деятельности

— технология исследовательской деятельности

— информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии

— игровые технологии

Методы, используемые для реализации проекта: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

— чтения педагогом рассказов;

— наблюдений;

— показа сказок (педагогом, детьми);

— рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

— проведения дидактических игр;

— экскурсий, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

— чтения литературных произведений воспитателем;

— чтения стихотворений детьми, воспитателем;

— бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

— ответов на вопросы педагога, детей;

— проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры — драматизации и др.);

— сообщения дополнительного материала воспитателем;

— загадывания загадок;

— рассматривания наглядного материала;

— рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

— разбора житейских ситуаций;

— проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

— чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

— организовывать продуктивную деятельность;

— провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

— организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

— провести экскурсии различной направленности;

— организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

— изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Эффективные приемы воспитания:

— Личный пример воспитателя и родителей.

— Игра.

— Общение с персонажем.

— Чтение.

— Совместная трудовая и художественно-эстетическая деятельность: музыкальная, изобразительная, прикладная.

— Создание ситуаций выбора.

— Создание ситуаций отождествления.

— Похвала.

Формы реализации проекта:

1. Игровая деятельность: сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации.

2. Познавательно – исследовательская деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность.

3. Художественно – творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, ручной труд.

4. Музыкальная: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы.

5. Развитие речи: беседы с детьми, чтение и заучивание потешек, чтение и разъяснение пословиц и поговорок.

6. Двигательная деятельность: подвижные игры.

7. Формы и методы работы с родителями:

— родительские собрания на духовно-нравственные темы;

— проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

— факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

— индивидуальные консультации специалистов;

— наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

— индивидуальная работа с детьми дома;

— совместные с родителями праздники.

Основные модели организации образовательного процесса: совместная деятельность педагога и детей — предполагает индивидуальную, подгрупповую, и фронтальную форму организации с воспитанниками.

В рамках данной модели проводится:

— образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей и направленная непосредственно на решение образовательных задач;

— совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач;

— совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра или ухода.

— Самостоятельная деятельность детей

свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом развивающей предметно – пространственной среды; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (помощь в быту и др.).

— Взаимодействие с родителями. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах детского сада. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, где находится их ребенок. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Педагоги:

— Улучшение взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами.

— Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.

— Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогами и родителями деятельности.

– Накопление методического материала, пособий по теме проекта.

– Разработку перспективных планов реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми, сценариев праздников, развлечений по теме проекта.

Дети:

Дети имеют представления о родственных отношениях, своих родителях; о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.

— Знают историю своей семьи.

— Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.

— Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

— Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации по данной теме, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество в работе.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Родители:

— Повышение интереса у родителей к работе ДОУ.

— Установление доверительных детско-родительских отношений.

— Заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.

— Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

— Являются примером в стремлении к духовному росту.

— Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Оценка результатов:

1. Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.

2. Провести диагностические методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» Р.Р. Калининой.

3. Провести анкетирование родителей для оценки эффективности проекта.

Этапы проекта

1.Организационно – подготовительный (1 месяц)

Цель: Определение основных направлений работы.

Задачи:

— Изучение мнения родителей по теме проекта.

— Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания (диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой), методика «Закончи историю» (Модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой), для выявления знаний детей о семье используется диагностическая карта, которая состоит из 10 вопросов).

— Разработка и оформление паспорта проекта.

— Разработать план работы по реализации проекта.

— Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.

Прогнозируемые результаты: определены цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.

2.Основной (2 месяца)

Цель: Создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.

Задачи:

— Обеспечить программно-методическое сопровождение.

— Разработать методические рекомендации для родителей по духовно — нравственному воспитанию в семье.

— Пополнение предметно – пространственной среды.

Прогнозируемые результаты:

— Сформирован пакет нормативно-правовых документов, методических рекомендаций.

— Разработан комплексно-тематический план, дидактические игры, пособия, методический материал.

— Мониторинг эффективности внедрённых методов, технологий реализуемых в рамках проекта.

3.Заключительный (1 месяц)

Цель: Подведение итогов работы.

Задачи:

— Заключительная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.

— Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.

— Провести анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.

— Презентация проекта

— Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.

Прогнозируемые результаты: отчёт о реализации проекта.

Продукты проекта:

Для детей:

— Разработан программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

— Разработка перспективного плана по теме проекта.

— Оформление стенгазет «Люблю мамочку за….», «Папа может всё что угодно», «Наши защитники».

— Альбомы «Я и моя семья».

— Рисунки «Моя семья».

— Совместное развлечение с родителями «Мамин день», «Папа, мама, я – отличная семья»

Для педагогов:

Перспективные планы, конспекты НОД, презентации для детей.

— Картотека наглядных пособий, литературы по теме проекта.

— CD-диск с презентацией проекта.

— Разработаны: сценарий досуга «День матери», «Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по теме проекта.

— Защита детско – родительских мини – проектов по теме общего проекта.

Для родителей:

Коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия».

— Совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья».

— Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?».

— Образцы совместного творчества (стенгазеты, фотостенд, рисунки ).

— Рекомендации для родителей: «Играем с ребенком дома», «Игра — не забава!», «Выходной, мама целый день со мной», «Мама и бабушка вулкан страстей».

— Разработки тем родительских собраний и др.

— Разработка методических рекомендаций по теме проекта.

Сформированность ресурсной базы ДОУ. Для реализации проекта в группе должна быть создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально — коммуникативного, познавательного, речевого, художественно — эстетического и физического развития личности детей.

Структура и содержание проекта: работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.

План реализации проекта

1. Организационно – подготовительный этап.

Цель: определение основных направлений работы.

Задачи:

— Изучение мнения родителей.

— Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.

— Разработка и оформление паспорта проекта.

— Разработка плана по реализации проекта.

— Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей.

Мероприятия, реализуемые в ходе проекта

— Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

— Составление бесед с детьми на тему «Моя семья», «Моя мама»,«Что я знаю о себе и моей семье»и др.

— Подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народная сказка «Три дочери», русские народ.сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; «Крошечка – Хаврошечка»Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения».

— Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».

— Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка».

— Составление бесед с детьми на тему проекта.

2. Основной этап.

Цель: создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.

Задачи:

— Обеспечить программно-методическое сопровождение.

— Разработать методические рекомендации для родителей.

— Реализация плана проекта.

— Пополнение предметно – пространственной среды.

Мероприятия, реализуемые в ходе проекта

Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Работа с детьми в ходе проекта

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «Водители», «Спасатели». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы», «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Моё имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».

Строительные игры: «Дом для кукол», «Мебель для кукол».

Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду».

Игры-драматизации по сказкам В.Осеева «Обычная старушка», Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Сказка о глупом мышонке».

«Познавательное развитие»

«Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья — моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Давайте познакомимся».

Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?», «Мой город».

Экскурсии на места работы родителей (с родителями) с целью знакомства с профессией.

Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».

Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Я и моя семья», «Моя семья».

Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие — родные, друзья, соседи».

Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».

Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».

Общение: «Чем можно порадовать близких?», «Почему мама поздно ложится спать?», «За что бы меня похвалили дома?»

Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днём рождения».

«Речевое развитие»

Чтение произведений и обсуждение прочитанного материала: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», «Честное слово», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа», Д. Габе «Моя семья», а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского.

Заучивание стихотворений: Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Составление творческих рассказов: «Моя семья», «Папа может», «Мамочка моя».

Рассматривание семейных альбомов.

Беседы о родственниках, семье, обязанностях в семье с параллельным иллюстрированием.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа» изготовление коллажа «Папина профессия», «Хорошо у деды с бабой».

Аппликация: «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок», «Букет для бабушки», «Подарок папе».

Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы», «Ваза для цветов».

Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».

Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада.

Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим, трудиться», «Наши занятия».

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Беседы с детьми: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи», «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей», «Мой папа – самый, самый».

«Музыкальное развитие»

Прослушивание музыкальных произведений.

Разыгрывание песенок и стихов о маме, о семье.

Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения.

Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т.д.

Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.

При работе с детьми используются следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка.

Самостоятельная деятельность детей в уголках развития:

— настольно-печатные, дидактические и развивающие игры.

— рассматривание иллюстраций и фотографий по теме проекта.

— свободное творчество в уголке изо деятельности: раскраски по тематике, аппликация, лепка, рисование.

— постройки из строительного материала по теме проекта.

Работа с родителями в ходе реализации проекта

Создание благоприятной среды, атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».

Тест «Какие вы родители».

Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», «Как создать родословную своей семьи», «Семейные традиции».

Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».

Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья».

Создание компьютерных презентаций по теме проекта.

Оформление стенда: «Моя семья – моя радость».

Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Праздник Осени», «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи».

Совместные развлечения с родителями «Мы счастливы, потому что мы вместе».

Создание компьютерной презентации «Моя семья».

Защита детско – родительских мини – проектов по теме общего проекта.

Совместное выступление детей и их родителей.

Беседы и советы с родителями по проведению праздничного досуга.

Выставка: фото-картин «Моя семья», поделок «Золотые руки мамы».

Выставка художественной литературы.

Папки-рекомендации.

Консультации на темы: «Играем с ребенком дома», «Игра- не забава!», «Выходной, мама целый день со мной», «Мама и бабушка вулкан страстей».

Практическая консультация: «Мир семейных увлечений».

Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.

Родительское собрание «Азы воспитания».

Выпуск стенгазеты: «Люблю мамочку за…..».

3. Заключительный этап.

Цель: подведение итогов работы.

Задачи:

— Заключительная диагностика с целью выяления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.

— Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.

— Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.

— Презентация проекта.

— Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.

Мероприятия, реализуемые в ходе проекта

— Организация совместного досуга с мамами.

— Подготовка пригласительных билетов для родителей.

— Проведение консультаций для родителей по теме проекта и т.д.

— Оформление группы к досугу и чаепитию с родителями.

— Проведение самого мероприятия.

— Защита мини проектов.

Как воспитывать духовно-нравственные качества, примеры и рекомендации

Личный пример

Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.

Например, если папа декларирует, что надо любить животных, а сам отшвыривает ногой приблудного котенка, то вряд ли это явится достойным примером для подражания. Если мама самым любезным образом общается с соседкой, а за ее спиной выдает нелестные оценки, то дочка скорее получит урок лицемерия и двоедушия, чем искреннего отношения к близким.

Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.

Умение делиться

Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.

Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.

Забота об окружающих

Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.

В раннем возрасте неоценимое значение имеет духовно — нравственное воспитание детей сказкой. Заботиться об окружающих, в частности, живо учат сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», русская народная про петушка, курочку и бобовое зернышко и т.д.

Усваиваем главные этические нормы детсадовца

Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.

  • Надо объяснить ему, что обижать других людей, а особенно бить их, категорически нельзя.

Это первое «нельзя» ведет за собой второе, которое косвенно продолжает первое:

  • Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
  • Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.

Эти три «нельзя» в итоге превращаются в неоспоримую истину: нельзя вырасти хорошим человеком, если нарушать их.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.статья на тему

Наконечная Т.В.,

МБДОУ д/с комбинированного вида №65, г.Белгород

воспитатель

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется в последствии самосознание и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».

Н. А. Добролюбов.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н.И. Пирогов

Сегодня наше общество переживает кризис. По своему масштабу он сопоставим с духовным кризисом Смутного времени в России. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Духовно-нравственный запас, оставленный нам нашими предками, сохраняемый нашими семьями, практически исчерпан.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребёнка к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к окружающей действительности, к искусству. Работая с детьми-дошкольниками, педагоги нашего детского сада сделали вывод, что именно систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества, как любовь к маме и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к родному городу, желание помогать людям. Именно поэтому в своей педагогической деятельности мы делаем акцент на нравственном воспитании дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.

Наши педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. Прослеживается несколько направлений работы с детьми:

– Духовно-образовательное

1.Тематические занятия по темам: «Моя семья», «Уроки нравственности», «Россия – Родина моя» и т.д.);

2.Проектная деятельность («Покормите птиц зимой», «Белгород – ты Родина моя!»);

3.Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т.д.);

4.Чтение и анализ художественной литературы;

5.Рассматривание иллюстраций;

6.Прослушивание аудиозаписей;

7.Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

В совместной деятельности с воспитателем ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя и т.д. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

– Культурно-познавательное

1.Развлечения («Времена года», «Масленица», «Проводы зимы», «День добра»;

2.Праздники «Международный день птиц», «День земли», «День матери» и т.д.);

3.Художественно-продуктивная деятельность;

4.Целевые прогулки.

Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.

– Нравственно-трудовое

1.Все виды труда;

2.Продуктивная деятельность.

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.

На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней.

Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Педагоги нашего детского сада считают, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры. Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, — добр во всей жизни будет. Научится ли злу — и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».

Свят. Тихон Задонский.

Библиографический список:

1. Архангельский, Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л. М. Архангельский — М.: Знание, 1983.

2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова — М.: Просвещение, 1989.

3. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская — М.: Просвещение, 1987.

4. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова — М., 1997.

5. Журнал Духовно-нравственное воспитание 2008г

Нравственное воспитание в детском саду

Детские дошкольные учреждения, вне всякого сомнения, наравне с родителями играют важную роль в духовно-нравственном развитии детей.

Занятия в детском саду включают в себя не только усвоение каких-либо знаний в теории, но и применение их на практике. Дети с малого возраста привыкают к дисциплине, учатся отличать игровое время, когда можно пошуметь и расслабиться, от учебного, когда следует вести себя тихо и внимательно слушать воспитателя.

Интересен опыт некоторых из них, когда воспитатели активно вовлекают в духовно-нравственное воспитание в ДОУ и семьи своих питомцев. Кое-где работают так называемые школы молодых родителей, с помощью которых проводятся ознакомительные прогулки по ближайшим окрестностям. Дети вместе со взрослыми в частности познают, что такое родной край, как его надо любить и беречь.

Когда проходят такие общие детско-родительские мероприятия, папы и мамы получают возможность увидеть свое чадо как бы со стороны, в не знакомой им ситуации, видят, стоит ли обратить на что-то особое внимание в домашнем воспитательном процессе.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Ирина Ларионова

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детского сада «Тополёк»

Токарёвского района Тамбовской области.

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Начинать воспитание в этой сфере надо в раннем дошкольном возрас-те. Пластичность нервной системы человека в раннем дошкольном возрасте, способность к подражанию как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности образного мышления, активности — все это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного)
развития человека. И начинается этот процесс практически с рождения — с элементарного чувства привязанности к матери. Одна из общих сущностных позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. И православное, и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, коррекции образа «я»
в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей — одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.

Главным ресурсным условием решения проблемы является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1) приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основ саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью; развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка (когнитивную, эмоциональную, волевую)

;

2) формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире)

;

3) содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)

;

4) содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

• выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение);

• формирование культуры их выражения (приемлемые вербальные и невербальные способы выражения, управление эмоциями);

развитие способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков;

развитие эмоционального воспитания (воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать их в своем поведении);

• становление и развитие предпосылок гражданских и патриотических чувств;

5) воспитывать у детей инициативную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков);

6) создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка — предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «я»

в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести;

7) содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей.

1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых

3. Развитие образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка та-ким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка. 5. Принцип дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип национального воспитания — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области,в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами, элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (на-глядно-действенное, наглядно-образное)

и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения, доступные способы действия, поведения, преобладающую в
дошкольном возрасте эмоциональность с это. Эффективность специально организуемой деятельности в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания, но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия•
Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?

1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);

3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

• самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

• преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

• способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей ;

4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами,ценностями:

• задает вопросы взрослому;

• экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении;

• способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;

5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я»

в соответствии с
духовно-нравственными ценностями:
• знает собственные достоинства и недостатки;

• пытается (нередко с помощью взрослого)

соотнести свое поведение с пра-вилами, нормами;

• определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми;

• осознает свое эмоциональное состояние;

• имеет свою позицию, может обосновать ее;

6) развитиеспособности управлять своим поведением и планировать действия:

• поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

;

• старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Таким образом, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях позволяет увидеть динамику нравственного развития ребенка, тем самым позволяя выявить уровень развития в э той области.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]