Направления нравственного развития младшего дошкольника
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов организма. Расширяются возможности ребенка: он может самостоятельно выполнять различные бытовые операции, осваивает навыки самообслуживания. Кроме того, происходит расширение его социальных контактов: ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение, в котором он взаимодействует с новыми взрослыми, а также коллективом сверстников. Это требует акцентирования внимания на развитии основ социального взаимодействия, установлении положительных контактов.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Нравственное развитие младшего дошкольника реализуется по следующим направлениям:
- Формирование элементарных нравственных представлений. Они затрагивают основы поведения, его нормы, представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Воспитатель знакомит детей с разными ситуациями и поведением их участников, проводя анализ их нравственного смысла и значения.
- Формирование основ культуры поведения. Она требует освоение правил этикета, проявления вежливости и терпимости по отношению к другим людям. Здесь же, осваиваются основы культурного поведения в быту, в игровой и иных видах деятельности ребенка.
- Развитие основ самостоятельной деятельности. Они необходимы для формирования собственных взглядов и убеждений, выработке мировоззрения. Самостоятельность развивается во всем: начиная от самообслуживания и, заканчивая, выполнением различных образовательных и трудовых задач.
- Формирование нравственного взаимодействия со взрослыми. Детей учат уважать старших, слушать их, выполнять их указания, проявлять вежливость. Детям объясняется, что взрослый требует от ребенка выполнения чего-то ради его же блага, а не потому, что он авторитет и не считается с мнением ребенка.
- Активное развитие чувственной стороны личности. Детей учат проявлять свои чувства, адекватно их выражать. Формирующиеся чувства и эмоции должны проявляться в реальном действии. Иначе, их развитие бессмысленно.
- Придание гуманистической направленности поведению дошкольника. Происходит обучение установлению положительных социальных контактов, формирование привычки выполнения действий по нравственным принципам, развиваются навыки нравственного взаимодействия с окружающим миром и их преобладание в любом направлении деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 480 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 250 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Особенности нравственного развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:
- когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
- эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.
Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.
В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия “плохо” и “хорошо” первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.
Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.
Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.
Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:
- послушание ребенка для избегания наказания;
- обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
- обусловленность поступков желанием одобрения со стороны “значимых других” и стыдом перед их осуждением.
Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.
Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.
Практический пример
Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу”, – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: “Незя, папа пит”.
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.
Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.
Подражательность как основа нравственного развития младшего дошкольника
Воспитание нравственности детей трех летнего возраста реализуется на основании принципа подражания. Он означает, активную демонстрацию взрослым — педагогом и родителем, собственного нравственного поведения в различных ситуациях.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются отзывчивостью, чувственным восприятием поведения взрослого. Они используют подражание ему в качестве основы выстраивания своей линии поведения с окружающими, отношения к окружающему миру.
Нравственное воспитание дошкольников, основанное на их подражательности, реализуется посредством соблюдения педагогом и иным взрослым, находящимся рядом, следующих правил поведения:
- Создание условий для формирования положительного эмоционального состояния ребенка в разных ситуациях.
- Проявление отзывчивости по отношению к ребенку: в ответ на предложения и просьбы, выражение мнения и потребности, проявление сопереживания и милосердия.
- Похвала ребенка за различные достижения и хорошие поступки.
- Одобрение взрослым проявления ребенком доброго отношения к окружающим: оказание помощи, терпимость, уважение.
- Отрицательное отношение к грубости, агрессии, жадности детей. Взрослому необходимо выражать свое отношение в адекватных формах: показать огорчение, расстройство от подобного поведения ребенка.
- Оказание помощи ребенку в решении различных задач.
- Проявление уважения к индивидуальности ребенка.
- Оказание помощи в решении различных конфликтных ситуаций между детьми.
- Вежливые взаимоотношения с детьми, педагогами, родителями.
- Проявление радости в случаях успеха другого человека, совершения им достижения.
Когда начинать формировать нравственные качества личности
Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет — в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.
К 5 годам малыш уже, как правило, способен оценивать свои поступки, отделять хорошее поведение от плохого, контролировать свои эмоции.
Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России
Как воспитывать духовно-нравственные качества, примеры и рекомендации
Личный пример
Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.
Например, если папа декларирует, что надо любить животных, а сам отшвыривает ногой приблудного котенка, то вряд ли это явится достойным примером для подражания. Если мама самым любезным образом общается с соседкой, а за ее спиной выдает нелестные оценки, то дочка скорее получит урок лицемерия и двоедушия, чем искреннего отношения к близким.
Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.
Умение делиться
Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.
Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.
Забота об окружающих
Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.
В раннем возрасте неоценимое значение имеет духовно — нравственное воспитание детей сказкой. Заботиться об окружающих, в частности, живо учат сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», русская народная про петушка, курочку и бобовое зернышко и т.д.
Усваиваем главные этические нормы детсадовца
Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.
- Надо объяснить ему, что обижать других людей, а особенно бить их, категорически нельзя.
Это первое «нельзя» ведет за собой второе, которое косвенно продолжает первое:
- Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
- Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.
Эти три «нельзя» в итоге превращаются в неоспоримую истину: нельзя вырасти хорошим человеком, если нарушать их.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад 28» Малова Виктория Вячеславовна
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…»
Б.М. Теплов
Актуальность:
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно-нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями. Дети играют в «Монстров», «Чудовищ». Возникает вопрос, как нашим детям у этих героев учиться, добру, ласке, милосердию. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с театральной игрой, так как считаю, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Исходя из этого, возникает цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Для достижения цели определяются, следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
- Формировать представление о добре и зле, показывать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Формировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитывать отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.
В группе созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:
- Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены: различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы кост-юмов, маски;
- Подобраны специальные тексты;
- Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;
Занятия с детьми проводятся систематически два раза в месяц во второй половине дня, дети знакомятся с различными формами театрализованных игр (настольный театр игрушки, плоскостной театр, кукольный, игры-драматизации).
Театрализованные игры помогают создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Дети с удовольствием погружаются в мир кукольного театра. За ширмой они легко перевоплощаются в сказочных героев. В своей работе я часто использую театр в самостоятельной игровой деятельности, игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, дыхательную, артику-ляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений, игры-драматизации. Над драматизацией сказок я использую упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка.
Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей я использую наиболее популярные из них. Например:
сказка «Теремок» учит дружить; а сказка «Репка» развивает у детей умение быть трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает — в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. «Заюшкина избушка» — это сказка о храбром петушке, который помог слабому зайцу. Трусливые звери не помогли зайчику, только смелый петушок прогнал лису.
Сказки учат слушаться родителей, старших. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близком — поощряется.
В своей работе провожу беседы с детьми по темам: «Волшебное слово – творит чудеса», «Что такое доброта». Беседы на основе поступков, сказочных литературных героев, после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Два жадных медвежонка»; литературные произведения Л.Воронкова «Маша – растеряша», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца» и др. Для закрепления знаний сказок использовались дидактические игры на материале знакомых сказок: «Из какой сказки герой», настольно-печатная игра «Разрезные картинки». Мною был изготовлен лэпбук «Мои любимые сказки», в содержание которого входило несколько дидактических игр на данную тему, пальчиковый театр ( «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»), театр на палочках «Рукавичка».
Я использую все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «З-дравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т.д.
Очень хорошо помогает передавать характер персонажа – музыка. Например, знакомой мелодией побуждаю детей к имитации движений различных персона-жей. После слушания песни, использую музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка» «Покажи, как ходит медведь»; «Покажи, как высоко прыгает лягушка». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребят-ами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем мы обязательно включаем такого рода фрагменты в театрализованные игры и потом находим им практ-ическое применение. Например, играя в подвижные игры водящими которых являются сказочные персонажи, такие как медведь, «У медведя во бору», волк «Гуси лебеди». козлёнок «Водим мы, водим мы хоровод…».
Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды де-ятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. Предварительно, я провела работу, подготовив консультации «Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств», «Театрализованная деятельность в детском саду». А так же подготовила памятки для родителей «Этикет для малышей», «Правила поведения в гостях»; консультации «Как воспитывать в детях вежливость», «Театр в жизни ребёнка», «Воспитание сказкой». В нашем дошкольном учреждении были организованы выставки «Мой любимый сказочный герой», «Книжка-малышка» (на тему «Моя любимая сказка»), родители с радость принимали участие. А так же был организован мастер-класс, по изготовлению куклы-оберега «Масленица». На родительском собрании большое внимание было уделено семейному чтению, а так же родителями была инсценирована сказка «Репка». Работу в данном направлении будем продолжать, активно включая родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
Хочется отметить, что вследствие проведённой мной работы во второй младшей группе. Дети заметно выросли в нравственном плане. Они стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей, значительно обогатился словарь детей. Если раньше, чтобы сказать о герое, дети пользовались словами: «плохой – хороший», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый».
Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.
Литература:
«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», под редакцией А.М. Виноградовой», М.: «Просвещение», 1989
Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985
Чистякова М.И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М.И., М.: «Просвещение: ВЛАДОС», 1995
Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008
Интернет-ресурсы:
Аксёнова А.И. «Инновационная деятельность МДОУ», Новокубанкс, 2011 по материалам сайта http: //nsportal. ru/site/27409/innovatsionnaya-deyatelnost-v—mdobu
Фомина М.В. Антипина С.В. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» Тюмень, 2002, по материалам сайта https://ru. znatock. com/docs/index-5762. html
Телегин М.В. «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» (программа повышения квалификации работников образования) по материалам сайтаhttp: //www. mtelegin. ru/pedagogika/duhovnonravvosp
Следующая > |