Такой самостоятельный и большой: что умеет ребёнок в 5 лет?


Содержание:

  • Возрастные особенности в 5-6 лет Отличия девочек от мальчиков
  • Что должен знать и уметь пятилетний ребёнок?
      Математика
  • Ориентирование в пространстве
  • Развитие речи
  • Сообразительность и внимание
  • Физическое развитие
  • Моторика
  • Особенности речи
  • Когнитивное развитие
  • Эмоции и социальные навыки
  • Психология пятилетки или как воспитать счастливого дошкольника
  • Тест на определение уровня развития для 5-летних детей
  • Режим дня
  • Тревожные признаки для родителей
  • Как помочь ребёнку развиваться: идеи и советы
      Игры
  • Возрастные особенности в 5-6 лет

    К 5-6 годам ребёнок, вероятно, уже совсем забыл о своём младенчестве и постоянно стремится узнать что-то новое.

    Дети в 5 лет становятся более ловкими, у них улучшается координация, а период забавной детской неуклюжести проходит навсегда. Активно растут мышцы, зрение становится как у взрослого человека.

    Основные особенности детей в 5 лет:

    • хорошо бегают, прыгают;
    • ловко пользуются столовыми приборами, могут самостоятельно нарезать продукты, например, сделать бутерброд;
    • определяют себя как личность;
    • ярко проявляют гендерную идентичность. Появляются свои стереотипы об игрушках только для определённого пола. Мальчики, например, демонстративно обходят стороной отдел с куклами в магазине;
    • одеваются/раздеваются сами, умеют обращаться с пуговицами и молниями, а также могут завязать шнурки на ботинках. Однако, если вы с младенчества покупали ребёнку только обувь на липучках, то навык завязывать шнурки появится позже.

    Отличия девочек от мальчиков

    В этот период заметно проявляются отличия мальчиков и девочек. В первую очередь, это видно по двигательной активности. Как правило, мальчикам необходимо больше движения, в то время как девочки более спокойны и усидчивы.

    По-разному в этом возрасте мальчики и девочки начинают говорить и мыслить. Более богатые грамматические конструкции с большей вероятностью вы встретите при общении с девочкой, чем с молодым человеком. В целом словарный запас девочек примерно на год опережает лексикон мальчиков. Также юным дамам больше важна невербальная окраска речи: тон и выражение лица. Поэтому мальчикам часто труднее выразить свои чувства и эмоции. Невысказанные обиды у них трансформируются в агрессивное поведение и драки со сверстниками.

    Самое главное, что родители могут сделать для ребёнка в этом возрасте – научить выражать свои чувства. Сейчас это гораздо важнее многочисленных кружков и секций.

    Когнитивное развитие у двух полов также отличается. Помимо того, что девочки более усидчивы, им ещё и легче параллельно решать несколько задач. Мальчикам же для достижения результата лучше концентрироваться на чём-то одном.

    Что касается обоих полов, то 5 лет – возраст удивительных вопросов. И часто запросы маленького «почемучки» могут заставить вас краснеть или вовсе загонять в тупик. Так, дочь или сын, находясь в общественном месте, могут весьма громко поинтересоваться, почему у тёти большой живот или от чего у дяди тёмная кожа.

    Постарайтесь продумать свои ответы на некоторые вопросы, особенно касающиеся полового воспитания, заранее. Руководствуйтесь правилом: отвечать следует чётко на поставленный вопрос и без подробностей.

    Особенности развития детей 5–6 лет

    Юлия Андрюкова

    Особенности развития детей 5–6 лет

    Особенности развития детей 5-6 лет.

    Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст, он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я. Важным показателем этого возраста — является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком.

    Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики)

    . Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для
    развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра. В игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
    В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

    Это период наивысших возможностей для развитиявсех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

    В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу»

    . Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.

    ВНИМАНИЕ:

    Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

    • выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;

    • находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;

    ПАМЯТЬ:

    К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически)

    при помощи образно-зрительной памяти
    (не глядя на предмет)
    запомнить 6-8 объектов, на слух также 6-8- объектов.

    • запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

    • рассказывать наизусть несколько стихотворений;

    • пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

    МЫШЛЕНИЕ:

    В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

    • определять последовательность событий;

    • складывать разрезанную картинку из 9 частей;

    • находить и объяснять несоответствия на рисунках;

    • находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

    • находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

    МАТЕМАТИКА

    • Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.

    • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10,отвечает на вопросы: «Сколько?»

    .
    «Который по счету?»
    • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.

    • Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине)

    ; проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

    • Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

    • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.

    • Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

    • Называет текущий день недели.

    • Считает примеры в пределах 5 (три больше на один будет четыре)

    .

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    • Имеет достаточно богатый словарный запас.

    • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

    • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

    • Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.

    ПОЗНАНИЕ

    • Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

    • Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

    • Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.

    • Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

    • Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

    • Бережно относится к природе.

    ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    • Знает стихотворения, считалки, загадки.

    • Называет жанр произведения.

    • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

    • Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

    В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.

    В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

    Воображение.

    Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способностиребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

    ВАМ КАК РОДИТЕЛЮ ВАЖНО ЗНАТЬ:

    Различать «вранье»

    , защитное фантазирование и просто игру воображения.

    • Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

    • Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

    • Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

    • Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

    • Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

    • Помнить, что в этом возрасте (да и всегда)

    ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на можетствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше
    развиваете в нем «взрослую»
    позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы
    развиваете его «инфантильно-детскую»
    составляющую.

    • По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных»

    , но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

    • На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

    • Помогать ребенку (вне зависимости от пола)

    справляться со страхами, не осуждая его и не призывая
    «не бояться»
    . Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

    Рекомендуемые игры с ребенком 5-6 лет.

    Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т. д.)

    Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему.Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

    Продолжаем развивать мелкую моторику:

    •Конструкторы: «лего»

    с мелкими деталями, деревянные, металлические
    (моделирование)
    .

    • Работа с ножницами (аппликации, раскраски (желательно карандашами)

    Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

    Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

    Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

    Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

    Что должен знать и уметь пятилетний ребёнок?

    Все дети развиваются по-разному, однако существуют общепринятые нормы, которым ребёнок должен соответствовать в возрасте 5 лет. Проверьте своего подросшего малыша по списку, составленному ФГОС, и постарайтесь устранить пробелы, если они имеются. Итак, ребёнок в 5 лет должен:

    Математика

    1. Понимать значения «много» и «мало», сравнивать разные части множества, определять равенство и неравенство.
    2. Считать от 0 до 5 и обратно.
    3. Отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?».
    4. Сравнивать предметы по величине (длина, высота, ширина) и толщине (путём наложения).
    5. Знать название основных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) и называть их элементы (углы, стороны). Иметь представления о шаре и кубе. Уметь соотносить форму предметов с этими геометрическими фигурами.

    Ориентирование в пространстве

    1. Знать и понимать основные направления движения.
    2. Знать пространственные отношения: далеко и близко.
    3. Знать времена суток, их последовательность.
    4. Уметь объяснить значение слов: «вчера», «сегодня» и «завтра».

    Развитие речи

    1. В словарном запасе ребёнка должно быть около 1 тыс. слов, а фразы должны состоять из 6-8 слов.
    2. Понимать детскую речь должны даже незнакомые люди, а не только родители.
    3. Ребёнок должен знать, чем отличается тело человека от животного: правильно называть части тела (руки – лапы, волосы – шерсть).
    4. Правильно употреблять множественное число.
    5. Отгадывать предмет по его описанию и давать ему характеристику (яблоко: круглое, красное, сладкое).
    6. Знать классы/группы предметов и объединять их (например, стул и диван – мебель).
    7. Подбирать к словам антонимы.
    8. Уметь рассказать, как прошёл его день.
    9. Знать некоторые пословицы и понимать их значение.
    10. Составлять рассказ по картинкам.

    Сообразительность и внимание

    1. Находить 5-6 отличий между двумя картинками.
    2. Повторять узор или движение.
    3. Складывать пазл без помощи взрослых.
    4. Строить по образцу из конструктора.
    5. Уметь видеть на картинке неправильно изображённые предметы и объяснять, что не так и почему.

    Ребёнок в 5 лет стремится к самостоятельности. Он уже не отождествляет себя «я + мама/папа», а чувствует полноценной личностью. К тому же сейчас у него более ловко получаются многие вещи: он может сам умыться и почистить зубы, сделать себе бутерброд и одеться на прогулку.

    Развитие детей 5-6 лет

    Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

    Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

    Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

    Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

    Логическое мышление

    Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:

    • Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
    • Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
    • Сравнивать два изображения по памяти.
    • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
    • Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
    • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
    • Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
    • Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
    • Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

    Математика

    Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

    • Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
    • Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
    • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
    • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
    • Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
    • Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

    Развитие речи

    Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

    • Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
    • Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
    • Определять место звука в слове.
    • По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
    • Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
    • Замечать неправильную постановку ударения в слове.
    • Подбирать к существительному несколько прилагательных.
    • Заменять слово другим словом со сходным значением.
    • Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
    • Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
    • Правильно произносить все звуки.

    Окружающий мир

    Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

    • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
    • Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
    • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
    • Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
    • Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
    • Знать своих родственников, домашний адрес.
    • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
    • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
    • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
    • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
    • Знать два — три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
    • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
    • Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре — пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
    • Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

    Навыки мелкой моторики и самообслуживания

    Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

    • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
    • Самостоятельно раздеваться, одеваться.
    • Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
    • Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
    • Завязывать узелки на веревке.
    • Ориентироваться в тетради в клетку
    • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

    Изобразительная деятельность

    Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

    • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
    • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
    • Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
    • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
    • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
    • Владеть навыком округлого раскатывания
    • Владеть навыком рационального деление пластилина
    • Использовать в работе стеку
    • Умение передавать в лепке движения
    • Правильно держать ножницы и действовать ими
    • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
    • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
    • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

    Физическое развитие

    Первые несколько лет жизни ребёнка имеют решающее значение для его физического развития.

    Рост и вес в 5 лет

    Не стоит излишне переживать из-за отсутствия аппетита у ребёнка. Если сын или дочь развиваются нормально, а у врача вы бываете крайне редко, волноваться не о чём. Ребёнок может подрасти примерно на 5 см и набрать около 2 кг веса с момента 4-летия.

    Приведём примерные параметры, чтобы вы смогли оценить рост и вес своего ребёнка:

    Параметры/Пол ребёнкаМальчикиДевочки
    Весот 16 до 21 кгот 15,8 до 21,2 кг
    Ростот 105,3 до 114,6 смот 104,7 до 114,2 см

    ⠀ Обеспечьте своему ребёнку правильный режим дня, здоровое питание, больше гуляйте на свежем воздухе, и тогда у вас не будет повода волноваться за его рост или вес.

    Моторика

    5 лет – это время, когда детская моторика развивается больше всего. Обратите внимание на следующие этапы физического развития своего 5-летнего ребёнка:

    • ловко бегает, прыгает, лазает, пинает мяч, качается на качели, т.к. к этому возрасту улучшится координация и равновесие;
    • может самостоятельно и при этом аккуратно есть;
    • может стоять на одной ноге около 10 сек.;
    • легко ходит вперёд и назад;
    • хорошо катается на трёхколёсном велосипеде.

    5 лет – идеальный возраст, чтобы начать заниматься в спортивных секциях.

    Мелкая моторика

    Дети учатся и познают мир через игру. Если с мелкой моторикой нет проблем, ребёнок в 5 лет должен уметь:

    • складывать большие башни из блоков/кубиков;
    • хорошо держать ручку/карандаш;
    • уметь рисовать основные геометрические фигуры;
    • ловко пользоваться ложкой и вилкой;
    • одеваться/раздеваться, пользоваться туалетом, чистить зубы без посторонней помощи;
    • рисовать человека.

    Совет. В 5 лет ребёнок постоянно совершенствует свои навыки. Для их закрепления постепенно усложняйте ему задачу. Например, по мере того, как улучшается способность пользоваться посудой, начните обучать ребёнка хорошим манерам во время еды.

    Что умеет ребенок в 5–6 лет?

    Здоровый малыш с пяти до шести лет:

    • Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;
    • Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;
    • Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;
    • Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;
    • Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

    Особенности речи

    Вместе с ребёнком растёт и его словарный запас, становится более совершенным мыслительный процесс. Мы не будем говорить о том, что отсутствие речи в 5 лет – тревожный признак. При имеющихся проблемах, как правило, в этом возрасте родители уже знают, с чем имеют дело и занимаются детским здоровьем.

    Развитие языка и общения

    Ваш любознательный «почемучка» уже хорошо умеет вести беседу, имеет навыки общения с людьми. Дети в возрасте 5 лет не только легко и логично отвечают на простые вопросы, но уже заметно лучше выражают свои чувства. Большинству детей в этом возрасте нравится петь, рифмовать и придумывать слова.

    Хорошие коммуникативные навыки помогут ребёнку в будущем, поэтому важно обеспечить его правильное языковое развитие.

    Обратите внимание на следующие этапы языкового развития вашего пятилетки:

    • говорит чётко, используя сложные предложения;
    • правильно называет основные цвета и формы;
    • знает хотя бы несколько букв, возможно, даже умеет писать несколько слов (например, «мама», «папа» и своё имя);
    • понимает режим дня: завтрак – утром, ужин – вечером и т.д.;
    • использует будущее время: «Мы скоро пойдём в парк»;
    • выполняет поручения, состоящие из двух или трёх частей. Например, «убери книгу, умойся и ложись спать»;
    • знает свой адрес, номер домашнего телефона, фамилии и имена родителей, бабушек, дедушек;
    • может рассказать, как прошёл его день.

    Физическое развитие в 5 лет

    К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

    Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:

    • Высоко подпрыгивать на двух ногах;
    • Прыгать и стоять на одной ноге;
    • Бросать и ловить мяч;
    • Прыгать на скакалке;
    • Лазить по веревочной лестнице;
    • Кататься на велосипеде и самокате.

    Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.

    Когнитивное развитие

    Когнитивное развитие – показатель того, что у ребёнка развивается мышление, логика и память. Дети уже понимают разницу между «правильным» и «неправильным»,«хорошим» и «плохим». В этом возрасте они думают и выражают свои мысли на более высоком уровне.

    Знание основных правил поведения и способность им следовать – важный этап в развитии ребёнка.

    Когнитивные навыки ребёнка в 5 лет уже позволяют начать учить его читать и писать. Его память и внимательность становятся совершеннее, а значит, процесс обучения не вызовет затруднений.

    Помните, что в 5 лет все пробелы и недостатки воспитания начинают укореняться и превращаются в негативные черты характера ребёнка.

    Память

    Память играет важную роль в развитии детей, а также в будущей успеваемости в школе. Тренируйте этот навык у своего ребёнка: учите песенки и стишки, читайте ему больше – сейчас лучшее время пополнять его словарный запас.

    Мышление

    В 5 лет ваш ребёнок лучше понимает мнение и настрой других. Это помогает ему заводить друзей и знакомиться с новыми людьми.

    В это время активно проявляются детские страхи. Ребёнок отделяется от родителей и чувствует себя недостаточно защищённым в большом мире. Чтобы преодолеть это, он использует фантазию. Однако безудержность «магического» мышления может породить не только новые страхи, но и вымышленных друзей или защитников. Родителям необходимо уделять достаточно времени детям в этот период.

    Направления развития

    Программа обучения дошкольников (как мальчиков, так и девочек) должна учитывать основные школьные требования первого года обучения. Не нужно стремиться сделать из малыша вундеркинда, но можно передать ему понимание того, что чем больше он будет знать, тем успешнее будет в школе.

    Речь, логика, память

    Первостепенное значение имеет развитое логическое мышление, когда ребенок может выделить из ряда предметов тот, что ему не соответствует, классифицировать предложенные данные и составить разумный рассказ по картинкам, порой не связанных друг с другом по явному признаку.

    Развивающие задания для детей 5−6 лет должны приблизить детскую речь ко взрослой по уровню согласования слов и умению делать умозаключения. Ребенок должен научиться:

    • четко объяснить, где и с кем он живет, назвать личные данные семьи и собственные, включая возраст, имена и фамилии, профессии членов семьи;
    • владеть интонацией (эмоциональной, вопросительным и восклицательным уровнем), правильным произношением звуков;
    • быстро менять формы слов, согласно числу, роду и падежу, грамотно вставлять предлоги;
    • уверенно рассуждать на интересные для него темы (как в монологе, так и в диалоге), спорить с оппонентом и приводить веские доказательства своих взглядов;
    • пересказывать большие рассказы, знать наизусть стихотворения и маленькие отрывки прозы, загадки и считалки;
    • уметь правильно составлять предложения, обладать большим словарным запасом и желанием его пополнять.

    Для достижения таких результатов недостаточно водить ребенка на развивашки 3 раза в неделю. Необходимо постоянно общаться с малышом, отвечать на вопросы, играть в занимательные игры с алфавитом и слоговыми карточками. Полезными и интересными будут такие занятия:

    • выкладывание карточек с буквами и словами в логические картинки и воспроизведение пазла со словом по памяти;
    • красочные прописи, лабиринты с дорожками, обводка букв и рисунков по пунктирному образцу;
    • тесты с картинками, когда нужно вставить пропущенную букву или записать часть предложения, представленную рисунком, словом;
    • придумывание рассказа по перемешанным в нелогичном порядке изображениям, что заодно тренирует и логическое мышление;
    • ежедневное заучивание стихов и чтение книг.

    Все занятия рекомендуется начинать с логопедической зарядки для языка, разработки речевого аппарата через скороговорки.

    Для развития логики есть много ярких иллюстрированных пособий, где предлагается поделить на группы разные предметы, исключить лишнее или продолжить аналогию. Удобно распечатать страницы книжки в нескольких экземплярах и периодически давать ребенку выполнить задание заново. Так можно проверить, насколько хорошо он его усвоил.

    Цифры и счет

    Мозг ребенка стремится упорядочить полученную информацию, поэтому математические занятия столь увлекательны для малышей. Дети в возрасте 5−7 лет вполне способны совершать такие простые арифметические действия, как сложение и вычитание, решать простые задачи и головоломки, а также уметь:

    • различать геометрические тела и фигуры, делить их на равные составляющие;
    • ориентироваться в пространстве по принципу — прямо, лево, право, назад, вперед;
    • считать от 1 до 10 и обратно, называть цифры выборочно;
    • владеть понятиями — больше, меньше, равно;
    • знать арифметические знаки сложения, вычитания, равенства.

    Для развития этих навыков необходимо приобрести рабочие тетради по математике для дошкольников, прописи, счетные палочки, раскраски с геометрическими фигурами и лабиринты-бродилки. Карточки с цифрами можно нарисовать самостоятельно или вместе с ребенком. Все это понадобится для увлекательных уроков или домашних заданий, которые дают на развивайках для детей. С помощью этих пособий можно:

    • научиться правильно писать цифры, соединяя точки по образцу;
    • последовательно соединять цифры, получая в итоге рисунок;
    • выстраивать по карточкам правильный порядок счета;
    • тренировать память, угадывая, какой карточки недостает;
    • определять количество предметов на картинке и соотносить их с цифрами;
    • выполнять простые счетные действия с помощью палочек;
    • классифицировать геометрические фигуры по форме и цвету;
    • определять направления право — лево.

    Обучать ребенка математике можно совершенно бесплатно — считать шишки и камешки на прогулке, рисовать цифры и фигуры на песке, выкладывать их из травинок и веточек. Психологи уверяют, что такое времяпрепровождение более полезно, чем официальная развивайка по программе.

    Мир вокруг и этикет

    Взрослый часто забывает, что окружающий мир для малыша — нечто новое и непознанное. Важно называть своими именами все, что встречается на прогулке или в магазине, рассказывая про свойства предметов, растений, животных. Обязательно нужно обсуждать с дошкольником следующие темы:

    • время года в настоящий момент, его продолжительность и отличительные признаки, какие изменения несет смена сезонов;
    • названия дней недели, месяцев;
    • часы, минуты, секунды, как определить который час;
    • отличия диких животных от домашних, перелетных птиц от зимующих;
    • виды насекомых и земноводных;
    • профессии людей и разнообразие их деятельности;
    • какие бывают фрукты и овощи, чем они отличаются.

    В качестве наглядных пособий подойдет ассортимент магазинов, где можно показывать разные виды одежды, обуви, мебели и бытовой техники, а дома закреплять материал, занимаясь по рабочим тетрадям.

    Интеллект ребенка характеризуется и успешно освоенными бытовыми навыками. Вежливое поведение, умение благодарить и извиняться, уважать старших не менее важны, чем приобретенные способности:

    • звонить по телефону и разговаривать с собеседником по правилам диалога;
    • пришивать пуговицу и заклеивать порванные страницы книги;
    • культурно вести себя за столом и в общественных местах;
    • застегивать пуговицы на одежде и шнуровать обувь;
    • соблюдать регулярность личной гигиены;
    • следить за чистотой и опрятностью внешнего вида.

    Эти навыки можно приобрести только дома, а не на развивалках, поэтому нужно обучать им ребенка как можно раньше.

    Есть специальные картонные приспособления для изучения принципа шнуровки и завязывания бантов и узелков. Можно самим соорудить бизи-борды, помогающие развивать бытовые навыки. Сказки и рассказы про вежливость и правила хорошего тона отложатся в подсознании малыша при постоянном личном примере всех членов семьи.

    Эмоции и социальные навыки

    5 лет – это период эмоциональных крайностей. То вы замечаете, что ваш ребёнок лучше контролирует себя, то, внезапно, он начинает «играть» в маленького и кажется совершенно беспомощным.

    В это время дети учатся сдерживать свои эмоции, хотя могут и разрыдаться из-за опрокинутого стакана с водой. Важно научить ребёнка понимать свои чувства и справляться с ними. При этом «справляться» совсем не означает подавлять негативные эмоции.

    Пятилетний ребёнок уже может осознанно посочувствовать другому или поделиться с кем-то своими проблемами.

    Проверьте, насколько эмоциональное и социальное развитие вашего сына или дочери соответствует общепринятым нормам:

    • периодически ребёнок старается нравиться людям;
    • может отличать реальность от фантазии;
    • может проявлять более независимый характер;
    • осознаёт, что в обществе есть свои правила, которым необходимо следовать;

    Ваш ребёнок может стать более общительным, если начнёт ходить в сад и будет встречаться с большим количеством детей.

    Психология пятилетки или как воспитать счастливого дошкольника

    В 5 лет дети понимают гораздо больше, чем нам кажется. Другое дело, как ребёнок реагирует: обсуждает увиденное с родителями или же делает свои собственные выводы. Важно иметь доверительные отношения со своим чадом.

    Детская психика не выносит физических и грубых наказаний. Не менее сильный вред нанесут оскорбления. В 5 лет ребёнок способен выслушать взрослого и совместно с ним проанализировать свою ошибку.

    Очень важно в этот период не читать детям долгие нотации и стараться поменьше запрещать. Предлагайте альтернативу. Например, бить мячом дома о стены нельзя, на улице – можно. Или: рисовать на обоях нельзя, на листе бумаги – можно.

    Обязательно уделяйте время ребёнку ежедневно. Пусть всего лишь 15 минут после работы вечером, но это только ваше время без гаджетов и остальных домочадцев.

    Тест на определение уровня развития для 5-летних детей

    Чтобы узнать уровень развития вашего ребёнка, предлагаем самый простой и быстрый тест. Попросите сына или дочь выполнить 5 заданий:

    1. Назвать времена года и дни недели (идеально будет, если ребёнок назовёт их по порядку).
    2. «Зачем люди чистят зубы каждый день?». Считается, что ребёнок дал ответ, если он подкрепит его хорошим объяснением или фактами.
    3. Назовите вслух чётко 5 простых любых слов. Попросите ребёнка их повторить по памяти.
    4. Попросите объяснить для чего нужен какой-либо предмет (чайник, краски для рисования и т.д.). Зачёт за вопрос получит ребёнок получит за ответ в 3-4 развёрнутых предложения.
    5. Нарисуйте на бумаге 3-4 ломаные линии. Покажите их ребёнку, а затем уберите лист и попросите сына или дочь нарисовать такие же линии. Для детей в 5 лет это не должно составить труда.

    Если ребёнок выполнил правильно только 3 задания и меньше, старайтесь больше заниматься им и развивать его. Обратите внимание на его память и особенности мышления.

    4 правильных ответа – хороший результат. Можете попробовать протестировать ребёнка ещё раз позже, возможно, его что-то отвлекло или беспокоило.

    Если ребёнок быстро и без ошибок прошёл весь тест, беспокоиться вам не о чем!

    Познавательное развитие детей 5 лет

    • Память

    В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.

    • Внимание

    По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.

    • Мышление

    В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.

    В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.

    • Воображение

    Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.

    • Произвольность

    Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.

    • Ориентация во времени и пространстве

    С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.

    Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.

    Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.

    Режим дня

    Режим дня ребёнка в 5 лет мало отличается от расписания в 4 года, особенно у тех, кто посещает детский сад.

    Самое неожиданное, с чем могут столкнуться родители, это отказ от дневного сна. С этим ничего не поделаешь. Взамен необходимо организовать в обеденные часы сыну или дочери спокойное времяпрепровождение. Главное – дать отдохнуть детскому организму, чтобы вечером не случилось перенапряжения.

    Не стоит следовать жёстким графикам и составлять расписание. Важно придерживаться следующим правилам:

    1. В будни и в выходные режим дня не должен сильно меняться. Приём пищи должен быть всегда в одно и то же время.
    2. Дошкольникам рекомендуется ложиться спать не позднее 21:00.
    3. Спорт, активные игры, а также развивающие занятия проводите в первой половине дня.
    4. Прогулки на свежем воздухе – обязательная программа в любую погоду (конечно, речь не идёт о морозах выше -25°С).
    5. Не допускайте перенапряжения, усталости или ярких эмоций перед сном.

    Ребёнок в 5 лет становится очень активным и всё больше времени проводит на расстоянии от родителей: в детском саду, на площадке с детьми и так далее. Чтобы обеспечить ему полную безопасность, купите малышу детские GPS-часы. С ними вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.

    Тревожные признаки для родителей

    Каждый ребёнок индивидуален и уникален, развивается в собственном темпе. Не стоит сравнивать сына или дочь с другими детьми. Однако могут быть ситуации, которые не являются нормой. Ниже перечислены некоторые тревожные моменты. Если вы столкнулись с ними (или с одним из них), стоит обратиться к врачу.

    Итак, следует проявить настороженность, если ребёнок в 5 лет:

    • чересчур замкнут, избегает контактов с другими или не реагирует на людей;
    • излишне агрессивен с другими людьми;
    • легко отвлекается, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности более 5 минут;
    • утратил навыки, которыми ранее обладал;
    • испытывает трудности, выполняя простые ежедневные дела (например, вытирание рук после мытья, чистка зубов, переодевание);
    • неправильно использует времена и множественное число в речи;
    • не может назвать/вспомнить своё имя;
    • не интересуется различными занятиями или играми;
    • не умеет различать реальные и нереальные ситуации;
    • не проявляет разнообразных эмоций или постоянно находится в страхе, беспокоится, грустит.

    Как помочь ребёнку развиваться: идеи и советы

    В этот период дети постоянно учатся, поэтому важно познакомить их с новыми видами спорта, ремёслами и социальными ситуациями.

    Вот несколько советов, которые помогут родителям развить необходимые навыки у ребёнка:

    • предлагайте ему чаще играть, развивая такие навыки, как забота, отзывчивость, умение поделиться с другим чем-то и пр.;
    • пойте песни читайте рассказы, развивающие эмпатию;
    • привлекайте ребёнка к домашним делам: приготовлению пищи, уборке, стирке и т. д. Эти ежедневные обязанности помогут ему развить моторику и ответственность;
    • больше рисуйте вместе, делайте поделки. Это не только поможет в развитии мелкой моторики, но и многое расскажет о вашем ребёнке;
    • активно проводите время на свежем воздухе: катайтесь на велосипеде/самокате, плавайте, играйте с мячом и пр.

    Как быстро и легко научить ребёнка кататься на велосипеде?

    Игры

    В мире гаджетов даже популярные детские игры утратили свою актуальность. А зря! Предлагаем вспомнить некоторые из них и сыграть вместе с детьми.

    Активные игры на улице

    1. Вышибалы

    Вам понадобится минимум 3 человека и мяч. Двое вышибал кидают друг другу мяч, стараясь выбить того, кто в центре.

    Попробуйте сыграть в вышибалы в своём дворе или в парке и вы увидите, как другие дети незамедлительно захотят присоединиться к вам.

    2. Классики

    Игра не только весёлая, но и развивает координацию. Да и сыграть в неё можно где угодно: и на земле, и на асфальте.

    Игры для компании детей

    Шумной детворе можно предложить игру-эстафету – это поможет направить активность детей в правильное русло.

    Задания для эстафеты:

    • ходьба на цыпочках;
    • прогулка с воздушным шаром или мячом, не касаясь его руками;
    • ходьба с книгой на голове;
    • пройти под препятствием (например, натяните ленту между двумя стульями).

    Нарисуй историю

    Выдумывайте историю и рисуйте её на бумаге.

    Продумайте детали до мелочей, например: «На лесной опушке стоял дом с красной крышей и кирпичной трубой. Стены у дома…». Добавьте героев и вы удивитесь фантазии вашего ребёнка.

    Игры с коробками

    Если в доме есть хотя бы одна картонная коробка, занятный вечер вам обеспечен. Девочкам из больших коробок (или нескольких маленьких) можно соорудить дом для кукол: наклеить обои, сделать окна, расставить мебель. Мальчикам можно сделать рыцарский замок, гараж со спуском или СТО.

    Создай сказку

    В эту игру хорошо играть всей семьей. Её суть – сочинить сказку, когда каждый участник говорит по одному предложению. Весёлая небылица и приятное времяпрепровождение вам обеспечены.

    5 лет – удивительный возраст, когда рядом с собой вы можете внезапно обнаружить не малыша, а вполне взрослого человека, со своим вкусом и мнением. И если к 3-4 годам вам стало легче в плане ухода за ребёнком, то к этому возрасту становится заметно проще в общении с сыном или дочерью.

    Вы уже лучше понимаете ребёнка, можете вместе ходить в кино или в музеи, путешествовать, обсуждать увиденное и просто веселиться. Наслаждайтесь моментом и обществом друг другапока не начались школьные будни и не появились новые заботы!

    Картотека развивающих игр для детей 4–5 лет

    Запивалова Ксения

    Картотека развивающих игр для детей 4–5 лет

    Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет

    Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

    Игра «Фотоаппарат»

    .

    Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

    Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить,задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

    Игра «Найди отличия»

    .

    Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

    Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

    Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

    Игра «Сорока-белобока»

    .

    Цель: развивать концентрацию внимания, память.

    Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек)

    .

    Описание: разложить на столе предметы (игрушки)

    . Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

    Игра «Сыщики»

    .

    Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

    Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника»

    , остальные —
    «сыщики»
    . Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что
    «разбойник»
    теперь должен скрываться от
    «сыщиков»
    и для этого ему нужно замаскироваться.
    «Сыщики»
    во время рассказа внимательно разглядывают
    «разбойника»
    , который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

    Игра «Опиши предмет»

    .

    Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

    Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.)

    .

    Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

    Игра «Повтори орнамент»

    .

    Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

    Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук)

    .

    Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

    Игра «Запомнил — нарисовал»

    .

    Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

    Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

    Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинкахдолжны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

    Игра «Какая она»

    .

    Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

    Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил.Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

    Игра «Нелогичные ассоциации»

    .

    Цель: развивать ассоциативное мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

    Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой.Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

    Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

    Игра «Кто где живет»

    .

    Цель: развивать зрительное внимание, память.

    Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

    Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

    Игра «Хлопни в ладоши»

    .

    Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

    Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

    Игра «Вычеркни все буквы К»

    .

    Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

    Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала, ручка.

    Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к»

    . Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы
    «ж»
    и подчеркнуть все буквы
    «у»
    .

    Игра «Меняем внешность»

    .

    Цель: развивать наблюдательность.

    Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

    Игра «Верно-неверно»

    .

    Цель: развивать внимание, память.

    Описание: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.Например:

    Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

    Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

    Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

    Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

    Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

    Игра «Маленький жук»

    .

    Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

    Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку»
    (пуговице)
    добраться до другого края поля, при этом предупредив, что
    «жук»
    ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути
    «жука»
    :
    «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево»
    . Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь
    «жуком»
    по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

    Игра «Выполни по образцу»

    .

    Цель: развивать концентрацию внимания.

    Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

    Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.)

    .

    Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

    Игра «Да-нет-ка»

    .

    Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

    Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы,на которые можно дать один из ответов: «да»

    или
    «нет»
    .

    Игра «Визуальные «да-нет-ки»»

    .

    Цели: учить анализировать; развивать мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных)

    или небольшие игрушки.

    Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10, дать ребенку немного времени их рассмотреть.Затем спросить: «Какой предмет я загадала?»

    Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый) определяет загаданный предмет
    (картинку)
    . Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

    Игра «Сундук с сокровищами»

    .

    Цель: развивать воображение, навыки анализа.

    Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка)

    ; любая съедобная
    (несъедобная)
    вещь, которая помещается в коробку
    (сумку)
    .

    Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

    Игра «Кто кем был?»

    .

    Цель: развивать внимание, воображение.

    Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

    Например:

    — Кем был старичок? (Мальчиком.)

    — Чем было дерево? (Ростком.)

    — Чем был Буратино? (Поленом.)

    Игра «Снаружи — внутри»

    .

    Цель: научиться соотносить понятия «большое»


    «маленькое»
    ,
    «внутри»

    «снаружи»
    .

    Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов.

    Игра «Я -ты»

    .

    Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

    Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например,воспитатель говорит: «Я — радуга!»

    Ребенок должен ответить:
    «Я — солнце!»
    Воспитатель продолжает:
    «Я — небо»
    .Ребенок отвечает:
    «Я — самолет»
    . И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

    Игра «Третий лишний»

    .

    Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

    Описание: воспитатель называет три слова,например: «собака»

    ,
    «кошка»
    ,
    «рыба»
    .Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по
    «собака»
    и
    «кошка»
    обозначают животных, а
    «рыба»
    — нет. Значит, слово рыба
    «лишнее»
    .Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

    Игра «Отгадай по описанию»

    .

    Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные)

    ; закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

    Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

    Например:

    • Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

    • Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

    • Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

    • Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

    • Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

    Игра «Что сначала, что потом»

    .

    Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

    Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»

    ).

    Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

    Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

    Игра «Какой он?»

    .

    Цель: учить активно описывать признаки предметов.

    Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате.Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

    Игра «Что ты слышишь?»

    .

    Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

    Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.

    Описание:воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого — с музыкальных инструментов,а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

    Игра «Кто как разговаривает»

    .

    Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки)

    .

    Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

    Игра «Картинки-загадки»

    .

    Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

    Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

    Игра «Шаги»

    .

    Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

    Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

    Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

    Игра «Предлоги»

    .

    Цель: закреплять навыки владения предлогами.

    Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

    Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на»

    ,
    «в»
    ,
    «под»
    ,
    «над»
    ,
    «с»
    ,
    «за»
    ,
    «перед»
    ,
    «к»
    и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

    Игра «Похожие слова»

    .

    Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

    Описание: объяснить ребенку,что об одном и том же можно сказать разными словами:

    • Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

    • Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

    • Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

    • Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

    Игра «В слова»

    .

    Цель: расширять словарный запас.

    Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

    Игра «Смысл слова»

    .

    Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

    Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед»

    ,
    «нож»
    ,
    «шляпа»
    ,
    «мяч»
    ,
    «письмо»
    ,
    «зонтик»
    ,
    «подушка»
    ,
    «гвоздь»
    ,
    «осел»
    ,
    «мех»
    ,
    «алмаз»
    ,
    «соединить»
    ,
    «лопата»
    ,
    «меч»
    ,
    «неприятность»
    ,
    «храбрый»
    ,
    «герой»
    ,
    «стихотворение»
    и др.

    Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

    Игра с картинками в книжке или журнале.

    Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

    Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал, карандаш.

    Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

    Игра «Кто здесь живет?»

    .

    Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

    Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.Пример:

    • A, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.

    • К, И, Н, О, Т, С, Л — кот, кит, слон, кино.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]