Способы вовлечения детей в разные виды деятельности
Воспитатели часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок отказывается от какого-либо вида деятельности (изобразительной, музыкальной, совместной игры и т.д.). Например, он не хочет делать что-то вместе с другими, предпочитая играть в одиночестве с любимой игрушкой. В таких ситуациях возможны различные вариации поведения взрослого.
Например, учитель настаивает на том, чтобы ребенок прекратил играть с игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же самое, что и другие дети. В то же время взрослый, похоже, имеет добрые намерения и хочет, чтобы ребенок приобрел новые знания, навыки и умения. Однако, настаивая на своем требовании, он подавляет инициативу ребенка. Деятельность, в которой ребенок участвует по указанию взрослого, часто оказывается неинтересной для него — он участвует в ней лишь формально. Это приводит к пассивной позиции человека, которую можно выразить так: «Взрослый всегда лучше знает, что мне делать.
Рассмотрим другой вариант. Учитель всегда позволяет ребенку делать то, что ему больше нравится, и никогда не поощряет его к участию в других видах деятельности. На первый взгляд, такое отношение выглядит как проявление индивидуального подхода к образованию. Однако по-настоящему индивидуальный подход требует создания таких условий, которые позволяют наиболее эффективно развивать каждого человека. Ситуация, когда учитель «оставляет» ребенка одного, может быть использована как временная мера. Эффективность индивидуального подхода к воспитанию ребенка можно проанализировать на следующем примере.
Изо дня в день Ольга играет только с одной игрушкой — плюшевым мишкой. Так, она воспроизводит одно и то же действие (катит его в вагонетке), не хочет быть занятой чем-то другим, избегает общения со сверстниками. В этом случае учитель должен постараться расширить круг интересов ребенка, поощрять его заниматься новыми видами деятельности, играть с другими детьми.
Например, взрослый может предложить Оле построить дом для медвежонка, слепить пирожки из глины или нарисовать картину. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверстниками, можно предложить организовать день рождения для медвежонка и пригласить детей. На «вечеринке» они будут танцевать, петь, играть в игры на свежем воздухе и т.д.
Таким образом, используя игровые приемы, воспитатель может вовлечь ребенка в различные виды деятельности, в ходе которых он научится элементарным способам формирования, рисования, конструирования, приобретет опыт общения со сверстниками. Дискуссия как средство разрешения конфликтных ситуаций. Необходимость корректировки действий и поступков детей часто возникает в различных конфликтных ситуациях, когда только замечания недостаточно, но его решение не должно приводить к новому конфликту; дети не должны силой отдаляться друг от друга, сопровождая свои действия выговорами и угрозами. Насилие и агрессия порождают взаимное насилие и агрессию. Эффективным способом в этом случае является обсуждение с детьми проблемы, которая может возникнуть либо между детьми, либо между ребенком и взрослым. Взрослый помогает определить проблему, предложить лучшее решение, оценить результат и похвалить детей за успешное решение.
Характеристика личностно-ориентированных технологий в образовании
Одной из главных особенностей, отличающих все образовательные технологии, является степень их ориентации на ребенка, их подход к нему. Либо технология основана на силе педагогики, среды и других факторов, либо она признает ребенка главным действующим лицом — она личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и понятен: он имеет практическое значение. Термин «ориентация» отражает преимущественно идеологический аспект.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий находится уникальная целостная личность человека-подростка, который стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыт для восприятия нового опыта и способен принимать осознанные и ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных образовательных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «независимость», «творчество».
Личность — это социальная сущность человека, совокупность его социальных качеств и характеристик, которые он развивает в себе на протяжении всей своей жизни.
Развитие — направленное, естественное изменение; через развитие создается новое качество.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность обычного, типичного.
Творчество — это процесс, с помощью которого может быть создан продукт. Творчество исходит из самого человека, изнутри, и является выражением всего нашего существования.
Свобода — это отсутствие зависимости.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют психодиагностические методики, изменяют установки и организацию деятельности детей, используют разнообразные средства обучения, перестраивают сущность образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и бездушному подходу к ребенку в традиционных педагогических технологиях, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самореализации личности.
Но для того, чтобы работать с каждым учеником индивидуально, с учетом…
Весь образовательный процесс должен быть построен по-другому, чтобы учесть его психологические особенности.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное проектирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций по его применению, видов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в процессе приобретения знаний. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Для того чтобы личностно-ориентированный подход был востребован педагогами и принят в массовую практику школ, необходимо технологическое описание этого процесса. Якиманская И.С. определяет технологию личностно-ориентированного обучения как принципы развития самого образовательного процесса и предъявляет определенные требования к текстам, дидактическим материалам, методическим рекомендациям, видам учебного диалога, формам контроля личностного развития ученика, т.е. к разработке всего дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения. Эти требования следующие:
- Учебный материал должен раскрывать содержание субъективного опыта ученика, включая его предыдущий опыт обучения; изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение его объема, структурирование, интеграцию, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъективного опыта ученика;
- В процессе обучения необходимо постоянно сопоставлять субъективный опыт ученика с научным содержанием даваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной учебной деятельности, содержание и формы которой должны предоставлять ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в процессе приобретения знаний;
- Конструировать и организовывать учебные материалы, позволяя учащимся выбирать содержание, тип и форму при выполнении заданий и решении проблем;
- Определить и оценить пути обучения, которые учащиеся используют самостоятельно, устойчиво и продуктивно. Возможность выбора пути должна быть включена в само задание. Учебник (учитель) должен быть использован для поощрения учащихся к выбору и использованию основных способов проработки учебного материала;
- При введении метапознания, т.е. знания о способах осуществления учебной деятельности, необходимо различать общие и специфические (предметные) методы обучения, учитывая их функции в развитии личности;
- необходимо контролировать и оценивать не только результат, но прежде всего процесс обучения, т.е. те преобразования, которые претерпевает обучающийся в процессе освоения предмета;
- Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию и оценку обучения как предметной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц обучения, их описание, использование с целью организации обучения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, тьюторство).
Реализация личностно-ориентированного подхода в практике воспитания
Личностно-ориентированная педагогика означает для учителя не только создание благоприятной атмосферы, но и постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Основная цель личностно-ориентированного образования — раскрыть содержание субъективного опыта каждого ребенка, привести его в соответствие с актуальными задачами воспитательной работы и на этой основе инициировать процесс самовоспитания ребенка.
Как этот подход реализуется в конкретных условиях педагогического процесса? Педагог уделяет особое внимание интеграции уникального и неповторимого субъективного опыта каждого ученика с деятельностью в реальной жизни. Соотнесение социально значимого и личностно значимого индивидуального опыта происходит во взаимодействии педагога и ребенка на основе сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров.
Реализация личностно-ориентированного воспитания требует от воспитателя соблюдения следующих требований:
- использовать разнообразные методы, приемы, формы, способы раскрытия субъективного опыта учащихся, выявления их черт характера, вкусов, взглядов;
- как можно больше опираться на самостоятельную активность, то есть не столько направлять, сколько организовывать и направлять деятельность детей
- вовлекать детей в самостоятельную или совместную постановку образовательных целей, планирование деятельности
- Поощряйте детей самостоятельно выбирать и применять социально приемлемые модели поведения.
- создавать ситуации педагогического общения, в которых каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность и избирательное поведение
- Предоставить возможности для естественного самовыражения учащихся;
- поощрять учащихся к самовыражению, анализу мотивов и способов собственного поведения и поведения других учащихся, вынесению оценочных суждений на соответствующем возрастном уровне;
- стремиться поощрять и оценивать не только действия, но и потребности, мотивы, методы деятельности, направление деятельности и степень самостоятельности.
- вовлечь каждого ребенка в обсуждение целей и результатов обучения, успешных шагов, причин успехов и неудач, отношения к деятельности (что хотелось повторить, а что сделать по-другому).
Понимание ребенка означает проникновение в его внутренний душевный мир. Понимание основывается на диагностике личности ребенка и изучении его опыта и заключается в том, что воспитатель создает на этой основе целостную картину личности ребенка. Признание ребенка означает право ребенка быть самим собой, право ребенка на уважение со стороны взрослого. Признание ребенка означает, что педагог соблюдает баланс между свободой действий, мышления и целеполагания ребенка и разумными требованиями, предъявляемыми к нему педагогом и обществом.
Принятие ребенка — это позитивное отношение к нему без каких-либо условий со стороны родителей и педагогов. Принятие ребенка не означает отказа от требований к образованию, а предполагает такое отношение к образовательным задачам и выбор образовательной технологии, которые наилучшим образом обеспечивают развитие именно этого ребенка.
Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
ЛАРИСА ТИГИШВИЛИ
Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Введение
В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.
1. Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно ориентированного подхода в педагогической практике.
В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме [7].
Наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А. С. Макаренко. Талантливый педагог считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива.И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А. С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет.
Особое место занимает «педагогический поиск»
таких
педагогов-новаторов, как Ш. А. Амонашвили [5], С. Н. Лысенковой [6], И. П. Волкова [6], Е. Н. Ильина [17], Т. И. Гончарова [6], О. С. Газмана [11], Е. Ю. Сазонова [29], А. А. Дубровского [5]. В их практической деятельности в широком смысле осуществлялась педагогика сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников, были претворены и претворяются в жизнь идеалы гуманизма и демократии. По духу организации эти отношения (особенно в системе Ш. А. Амонашвили)
рассматриваются как
личностно-ориентированные.
Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ. Так, в законе РФ «Об образовании»
статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5)
говорится, что содержание образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
1.1 Понятие личностно-ориентированного подхода
Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход»
.
По Алексееву личностно-ориентированный подход, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет»
, а
«включение»
его
собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
И. С.Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
— гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами)
реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
— культуросозидательная (культурообразующая, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
— социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений педагога к детям. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
— оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
— отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)
каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Все педагоги — исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит сама личность. Таким образом, осуществление личностно-ориентированногоподхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
— Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
— Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
— Формирование и развитие мышления;
— Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.
1.2 Особенности личностно-ориентированного подхода
Рассмотрим методологию личностно-ориентированного подхода и связанные с ней модели И. С. Якиманской.
Напомним, что, по мнению И. С. Якиманской, признание ребенка главной действующей фигурой всего познавательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
И. С. Якиманская считает под моделью личностно-ориентированного подхода необходимым предоставлять ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не воспитанник подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Именно И. С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:
— социально-педагогическая;
— предметно-дидактическая;
— психологическая.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
2. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, 2.1 Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Личностно ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник»
. От командного стиля
педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.
Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.
Развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятие формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время.Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.
Деятельность воспитателя
Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — взрослый. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!
Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — воспитанник! Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует,
заинтересовывает,формирует мотивы: побуждает, воодушевляет и закрпляет авторитет ребенка.
Деятельность воспитанника
Ребенок — объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог — дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания)
.
Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
Отношения «педагог-ребенок»
Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он — лицо второстепенное.
Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности, свойственные данному возрасту, это поможет ему выбрать
рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.
2.3 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе. “Технология” в широком смысле этого слова — наука о мастерстве.
Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, сотавляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как: диалогичность; деятельностно-
творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения.
Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская [28], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына [18], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Основные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
— Технология саморазвивающего обучения (Сериков В. В.)
;
— Педагогика сотрудничества («проникающая технология»
);
— Педагогические технологии адаптивной школы;
— Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. ;
— Игровые технологии;
— Технологии развивающего обучения;
— Проблемное обучение;
— Технологии уровневой дифференциации;
— Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
;
— Коллективный способ обучения.
Выводы
Планируя свою работу с детьмина занятиях воспитатель должен опираться на следующие принципы построения учебного плана:
— вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);
— гибкость (по ходу занятия необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)
— открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь)
.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, затем деятельность, определяя собственную позицию.
Обращение к субъектному опыту дошкольника
а)Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?
б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между детьми.
в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме.
г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.
д) Обобщение и систематизация субъектного опыта воспитанников на основе контакта.
Применение разнообразного дидактического материала
а) Использование педагогом различных источников информации.
б) Побуждение детей к выполнению проблемных заданий.
в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.
г) Стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.
Характер педагогического общения.
а) Уважительное и внимательное выслушивание.
б) Обращение к детям только по имени.
в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза»
, поддержка беседы улыбкой.
г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
Активизация способов познавательной деятельности
а) Стимулирование детей к применению различных способов работы.
б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения.
в) Анализ действий каждого ребенка и только положительно.
г) Обсуждение наиболее рациональных способов — не хорошо или плохо, а что в данном способе лучше.
е) Оценивание и результата и процесса.
Педагогическая гибкость
а) Организация а
каждого ребенка.
б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру материала, темпу выполнения.
в) Создание условий, позволяющих каждому ребенку быть активным, самостоятельным.
г) Проявление отзывчивости к эмоциям детей.
д) Оказание помощи детям.
Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ребенка, то есть его способностей и умений в познавательной деятельности обучающегося, развития его субъектности и индивидуальности.
В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др. На работы которых я опиралась при написании данного материала.