Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников


Основные методы работы в детском саду

Какими же методами и приемами следует при этом руководствоваться? Давайте перечислим их подробнее:

  • Беседы «эвристического типа», в ходе которых дети на практике могут убедиться в правильности рассказываемого воспитателем материала.
  • Решение всех возникающих вопросов проблемного характера «на ходу», без затягивания. В противном случае у ребенка может пропасть интерес к изучению тематики.
  • Постоянное наблюдение за окружающим миром.
  • Моделирование процессов, которые постоянно происходят в живой природе.
  • Постановка аналогичных опытов.
  • Все результаты опытов и экспериментов необходимо фиксировать в виде красочных, подробных рисунков.
  • Если есть возможность, нужно приносить на занятия качественный раздаточный материал, включать записи звуков живой природы.
  • Воспитатель должен предлагать обучаемым подражать этим звукам, проводя тематические игры.
  • Упор в описаниях нужно делать на развитие художественного слова, которое позволяет точно и красиво излагать свои мысли, не запинаться. Так развивается еще и правильная дикция, которая наверняка пригодится человеку и во все последующие периоды его жизни.
  • Постановка реалистичных ситуаций, которые предполагают их разрешение творческими методами.
  • Различные трудовые упражнения.


Вот мы и рассмотрели, чем должно характеризоваться правильное использование личностно-ориентированных технологий в современных образовательных учреждениях и детских садах.

Особенности работы в ДОУ

Как мы уже и отмечали, используются также личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Конечно же, в этом случае имеются свои специфические особенности, которые обязательно следует учитывать в процессе работы.

Сегодня превалирующее значение имеют высокие технологии, которые распространены в каждом слое современного общества. Задача педагога в том, чтобы даже в детском саду использовать возможности интерактивных образовательных технологий. Это позволит сразу же заинтересовать малышей, дать им стимул к самостоятельному изучению предлагаемой тематики.

Принципиально важным является положение ребенка в образовательном процессе. Воспитатель должен придерживаться простого убеждения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Цель такого подхода – всемерно содействовать гармоничному развитию самодостаточной личности, уверенной в своих силах, избавленной от комплексов, которые в значительной степени мешают прохождению нормального образовательного процесса.

Основной задачей воспитателя в детском саду является формирование исследовательского типа мышления у ребенка, способности к самостоятельному, осознанному и результативному изучению окружающего его мира. Следует помнить, что основным методом воспитательской работы должна стать технология решения каких-то практических задач в легкой, игровой форме. Вы должны предлагать детям какое-то задание, которое можно решить путем проведения интересных и увлекательных экспериментов.

Основные задачи и цели

Каким же правилам стоит следовать, «исповедуя» личностно-ориентированные технологии в педагогической деятельности? О, их довольно много. Давайте их подробно перечислим:

  • Обязательно необходимо разрабатывать и внедрять индивидуальные программы обучения, которые ориентируются на способности и таланты каждого ребенка.
  • Должны проводиться конструктивно-имитационные игры, групповые диалоги.
  • В создании учебного материала должны принимать непосредственное участие сами обучаемые. Это значительно стимулирует их интерес к изучаемой теме.

Помимо этого, личностно-ориентированные педагогические технологии в обязательном порядке должны учитывать нижеперечисленные особенности:

  • На протяжении всего занятия нужно оценивать психоэмоциональное состояние своих подопечных.
  • Поддержание максимально высокого уровня мотивации.
  • Выявление опыта каждого ребенка по предложенной на уроке теме. Материал нужно подавать, ориентируясь на конкретные особенности каждой обучаемой группы.
  • При объяснении нового, неизвестного ребенку термина, нужно точно доводить до него его смысл. Вопросы «Понял?» и утвердительное кивание головой в ответ зачастую свидетельствуют о том, что ни сам педагог, ни его подопечный, не заинтересованы в реальном усвоении материала.
  • С детьми последовательно должен работать опытный психолог, на основании рекомендаций которого и строится весь учебный процесс. Собственно, личностно-ориентированные педагогические технологии невозможны без тесной работы психологов с каждым классом.
  • В классе нужно широко использовать практику групповой, парной или индивидуальной работы, отказавшись от обыкновения обращаться к классу «фронтальным» способом.
  • Не стоит забывать о различном уровне восприятия мальчиков и девочек. Проще говоря, в работе обязательно стоит учитывать гендерный аспект. Этим технологии личностно-ориентированного образования кардинально отличаются от многих методик обучения, которые используются в современных школах.
  • Каждая тема должна обсуждаться с использованием различных дидактических приемов. Это позволяет ребенку лучше освоить и закрепить материал в памяти.
  • Необходимо использовать схему самооценки и взаимной оценки усвоения материала каждым обучаемым.
  • Нужно организовывать учебный процесс таким образом, чтобы у детей появлялась уверенность в своих силах и умениях.
  • Обязательна рефлексия в конце каждого занятия: обучаемые повторяют, что они узнали, рассказывают учителю обо всех заинтересовавших их моментах.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]