Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников


Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

В воспитании дошкольников музыка играет важную роль. Этот вид искусства обладает особыми свойствами, благоприятно отражающимися на психологии детей. Не зря музыковед и педагог Вячеслав Вячеславович Медушевский называет музыку зеркалом души человеческой: в ней находят отклик чувства человека, переживания, его видение окружающего мира. Потому начальное музыкальное образование имеет большое значение в формировании характера человека.

Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус. Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.

Так, например, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой включает развитие у дошкольников музыкального слуха, певческого голоса, умения танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Помимо общепринятых целей, программа нацелена насущные запросы ребенка, такие как проявление индивидуальных способностей при контакте с музыкой, демонстрация первичной креативности и творческих способностей, помощь в самопознании и работа с внутренним миром.

Музыкальное образование для развития способностей

Не секрет, что у человека есть потребность в выражении себя через эмоции и движения. Оптимальным способом для ее удовлетворения является музыкально-творческая деятельность. Все больше специалистов склоняются к мнению, что музыкальное обучение в современном мире расценивается не как дополнительное, а как необходимое. Постепенно оно становится не только возможностью культурного обогащения и приобщения к эстетике, но и действенным способом развития различных способностей у человека, их реализации в жизни.

Новые подходы к музыкальному образованию влекут за собой другие, более эффективные, педагогические технологии. Важно понимать, что основная функция музыки – общение людей друг с другом. В этом случае не подходит авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения, превалировать должно творческое, духовно-практическое начало. Это возможно путем организации художественной деятельности дошкольников через прослушивание музыки, ее исполнение и создание. По словам писателя Мишеля де Монтеня, «где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Таким образом, музыкальное творчество должно превратиться для детей в приятное радостное занятие, открывающее возможности для общения.

Как увлечь детей музыкой

Ключевой вопрос, возникающий у педагогов музыкального образования – как увлечь дошкольников музыкой. Сделать это можно, вызвав в детях понимание и ощущение, что музыка является неотъемлемой частью их жизни. Поэтому в обучении преобладают интегрированные методы, объединяющие общепедагогический и социальный аспект. Приобщение к искусству требует индивидуального подхода и крепко связано с самоопределением личности. А потому, выбирая формы работы, музыкально-художественный руководитель должен сосредоточиться на развитии у детей следующих качеств и способностей:

  • чувственного восприятия мира;
  • ассоциативного мышления;
  • выразительных способностей: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
  • чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умения отличать и выражать с помощью художественных средств различные понятия: большое-маленькое, доброе-злое, тихое-громкое и др.
  • способов для выражения: движений, жест во, звукоподражаний и др.;
  • радостного, живого, игрового ощущения окружающей действительности.

В качестве помощи в формировании практики музыкального взаимодействия с дошкольниками эффективно использовать методики и разработки таких педагогов и исследователей, как Т. Боровик, К. Тарасова, Т. Тютюнникова, О. Радынова, Т. Дебердеева и др.

Один из посылов, обозначенный в работах приведенных авторов, заключается в том, что в основе инновационных подходов в музыкальном образовании лежит коллективная деятельность. Она может включать пение, импровизированные танцевальные движения, пантомиму, озвучивание текста, небольшие театрализованные представления.

Инновационные формы музыкального образования на практике

Существуют различные виды инновационных методов, применяемых в музыкально-художественной работе с детьми дошкольного возраста. Приведу наиболее популярные и эффективные из них.

Коммуникативные танцы

Использование танцев в процессе знакомства и познания музыки позволяет развить коммуникационные навыки у детей, работать над ощущением формы, развивать координацию и чувство ритма.

Музыкально-речевые подвижные игры

Такие игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения. В этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения. Музыкально-речевые игры позволяют развить ловкость, точность движений, реакцию.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры являются первыми опытами исполнительского артистизма, в которых исполнение дополняется ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Они представляют собой театр в миниатюре, где «актерами» являются пальцы. Текст интерпретируется не буквально, а в виде определенных жестов и символики. Это улучшает работу мышечного аппарата, мелкой моторики, дикции, тактильной чувствительности, предвосхищает сознание (из-за быстрой смены движений), повышает уровень организации детей. Также работа над текстами с жестовыми рисунками способствует развитию абстрактного мышления, образности и ассоциативности.

Ритмичное декламированье под музыку

Ритмодекламация представляет собой единство музыки и поэзии. В рамках этой методики текст не поется, а ритмично декламируется – четко, с интонацией, произносится. Отказ от пения оправдан, с одной стороны, упрощением процесса – ребенку легче говорить, чем петь. С другой – развивает интонационное мышление, в рамках которого слух и речь взаимодействуют. Чтобы научиться петь, детям нужно услышать свою речь, научиться ее контролироваться.

Игры звуками

В работе со звуками условно выделяют следующие направления:

  • «звучащие жесты» и музыка тела;
  • шумовые инструменты: как самодельные, так и профессиональные.

Например, игра «Послушай себя» дают возможность детям понять, что человеческое тело тоже в своем роде является музыкальным инструментом. С его помощью – голосом, руками, ногами, губами – можно воспроизвести множество звуков. Целью такой игры является понимание, что человек и природа тесно связаны.

Элементарное музицирование

Для обучения детей музыке часто используются музыкальные инструменты, прежде всего – шумовые. Именно они оптимально подходят дошкольникам из-за простоты обращения и привлекательности. Однако современные методики предлагают использовать помимо специализированных инструментов, самодельные, а также разнообразные бытовые приборы. Таким образом дети учатся познавать мир через звук, соотносить эти понятия друг с другом.

Элементарное музицирование позволяет развить:

  • музыкальность;
  • тембровый слух;
  • тонкость восприятия;
  • ассоциативность;
  • художественность.

Все эти формы могут сочетаться и присутствовать в рамках одного занятия. В зависимости от целей и задач педагог может дополнять их различными элементами. Такое методическое моделирование материала имеет определенную пользу: приемы знакомы детям, но повторяются в новом, незнакомом варианте.

В ходе обучения важным является умение педагога вовлекать детей в игру, создавать увлекательную атмосферу сказки, загадки, волшебства. Для этого ему нужно обладать хорошо развитой речью, проработанными интонациями, артистизмом, хорошей пластикой и выразительной мимикой.

Результаты применения инновационных технологий

Практическое использование перечисленных технологий дает возможность получить следующие результаты:

  • создание позитивной атмосферы на музыкальных занятиях и мероприятиях;
  • создание хорошего настроения у детей и раскрепощенности на занятиях, постепенное исчезновение неуверенности и страха;
  • заинтересованность детей в изучаемом материале, отсутствие принуждения;
  • успешное получение детьми начальных музыкальных знаний, развитие музыкально-творческих способностей, познание себя и окружающего мира в ходе естественного «общения» с музыкой;
  • нахождение музыкального руководителя в постоянном творческом поиске, процессе создания новых методов обучения. Отклик и заинтересованность детей приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Литература:

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
  2. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3.
  3. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
  4. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
  5. Радынова О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель»2005.-№1
  6. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
  7. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

Современные технологии музыкального воспитания детей

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Ананьеву Людмилу Александровну, музыкального руководителя СП «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Людмила Александровна делится с нами полезным материалом о современных технологиях музыкального воспитания детей. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

«На современном этапе развития общества, возникает необходимость в особых условиях организации дошкольного образования, в связи со сменой образовательной парадигмы: интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. Развитию эмоциональной сферы ребенка, на фоне этих прогрессивных изменений должно уделяться достаточное внимание гармонизации его личности. Для обеспечения творческого развития личности ребенка-дошкольника, актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий».

Творческого чтения…

Современные технологии музыкального воспитания детей

В настоящее время существует огромное количество технологий музыкального воспитания детей.

Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобы позволить педагогу и музыкальному руководителю детского сада облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогающую выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

«Стремление к технологичности, или, иначе, к прогнозируемой, осознанной деятельности – есть своеобразное практическое отражение поиска надежных логических оснований профессионального бытия» — точка зрения И.А.Колесниковой.

Педагогическая технология – инструмент, позволяющий эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности педагогу, музыкальному руководителю детского сада (с высокой вероятностью получения желаемого результата).

Педагогическую технологию отличают: последовательность профессиональных действий, ясность цели, прогнозирование промежуточного и окончательного результатов.

Важный признак педагогической технологии – воспроизводимость.

По мнению В.А.Сластенина: «педагогическая технология – это философия педагогического действия». Любая технология базируется на психолого-педагогических и философско-педагогических принципах. Не исключением становятся и технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, основами которых стали:

— принцип гуманизации, предполагающий учет особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности;

— принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования диагностики музыкальности детей;

— принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, означающий учет интересов в музыке и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности;

— принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, означающий свободу высказываний и реакций детей, совместное высказывание оценок и суждений ребенком и взрослым, обращение к жизненному опыту;

— принцип педагогической поддержки, направленный на оказание помощи ребенку педагогом, испытывающему затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности;

— принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития детей-дошкольников;

— принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, предполагающий целенаправленный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество;

— принцип отбора музыкальных произведений – необходимость критериального отбора музыки детей;

— принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми с постепенным усложнением музыкального содержания задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых форм, средств, содержания и методов работы;

— принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия-исполнительства-творчества выражены в некоем продукте (образ, воплощенный в игре, слове, мелодии и т.д.);

— принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в рамках педагогической технологии.

Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей.

Эвритмия. Основанная на закономерностях речи и музыки, эвритмия является одним из способов выражения музыкального движения в пространстве развивает творческие и музыкальные способности детей, нравственно-коммуникативные качества, эмоциональную сферу, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

Цель эвритмии — развитие культуры движения детей дошкольного возраста. Игра — ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии. Акцентирование внимания на обучение музыкально — ритмическим движениям, на анализе мыслительных и эмоциональных процессов – главная особенность эвритмических упражнений.

Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

— ритмические игры;

— блок развития мелкой моторики;

— блок развития крупной моторики (упражнение для развития равновесия, координации, ловкости стопы);

— ориентация в пространстве;

— двигательно-импровизационные композиции с музыкальным сопровождением; — игропластика — упражнения для развития мышечной гибкости, силы в игровых и образных двигательных заданиях;

— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации разученные музыкально-ритмические этюды, композиции.

Технология проектирования. Данная технология — современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Этот очень эффективная и актуальная технология, дающая ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, возможность синтезировать полученные знания. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Педагогическая технология «Звучащий мир». Цель данной технологии: развитие музыкальности детей раннего и младшего-среднего дошкольного возраста. Технология построена на теориях: сенсорного воспитания М.Монтессори, Л.А.Венгер; формирования перцептивных действий (понятие о сенсорных эталонах) А.В.Запорожца; идеях о сенсорном развитии Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддъякова.

Первоочередная задача для педагога – введение ребенка в мир звуков. Музыка должна стать для ребенка содержанием и средством общения педагога и ребенка, не только в условиях специально организованных занятий, а в первую очередь в естественной обстановке.

Важнейшее условие в рамках технологии – организация в группе звучащей музыкальной среды, побуждающей ребенка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, затем в самостоятельной деятельности.

Педагогическая технология развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие творческого воображения дошкольников пятого года жизни в процессе восприятия музыки.

Деятельность, в ходе которой дети создают отсутствующие ранее, новые представления, опираясь при этом на образы, которые сохранены у него в памяти – творческое воображение. Данная деятельность связана с преобразованием накопленных ребенком представлений о явлениях и предметах мира его окружающего, его изменением, дополнением, присвоением нового значения или смысла. Творческое воображение, как самостоятельная конкретизация музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности проявляется при прослушивании музыки. Технология предлагает развивать творческое воображение детей пятого года жизни начиная с прослушивания программных произведений, содержащих конкретные образы: «Игра в лошадки», «Новая кукла» П.И.Чайковского или «Птичка» Э.Грига и т.д.

В реализации технологии принимают участие педагоги при активной поддержке музыкального руководителя, педагога-психолога. Важное условие _ устройство в группе музыкальной зоны для слушания музыки, включающей в себя: магнитофон или проигрыватель, кассеты или пластинки с записью музыкальных произведений, книги музыковедческого содержания для взрослых и детей, портреты музыкантов, репродукции картин, альбомы и многое другое.

Занятия по развитию творческого воображения проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю и строятся по логике процесса музыкального восприятия.

Педагогическая технология развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие игровых умений детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений.

Музыкальное искусство является наиболее эффективным педагогическим средством обогащения и развития сюжетов детской игры. Музыка развивает творческое мышление, воображение, что необходимо для создания сюжетов игр. Игра и музыка, представляют собой образное представление действительности, при котором музыкальный образ, легко превращается в игровой. В первую очередь обогащать сюжеты детских игр будет музыка следующего вида: активизирующая творческое воображение и фантазию ребенка, программная, с развитым сюжетом, художественная, образная, побуждающая к самостоятельной игре и игровому действию, направляющая (подсказывающая, как использовать те или иные выразительные движения, жесты, мимику).

Реализация данной технологии обеспечивается организационными условиями: активное взаимодействие музыкального руководителя и педагога; создание интегративной музыкально-игровой среды (внешнее условие), инициирующего процессы обогащения и развития игровых умений дошкольников.

Музыкально-игровая зона – пространство взаимодействия детей с музыкальным руководителем или педагогом.

Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада .

Цель: проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей детской музыкальной субкультуры.

Музыкально-обогащенная среда представляет собой предметно –развивающую среду группы, обогащенную песенным и музыкальным репертуаром, позволяющим ребенку накапливать музыкальный опыт. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:

— позиции при взаимодействии, дистанции;

— активности, творчества, самостоятельности;

— стабильности-динамичности;

— комплексности и гибкого зонирования;

— эмоциогенности среды, эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого;

— сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;

— открытости-закрытости;

— учета половых и возрастных различий детей.

Технология реализуется в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и педагога. Время и место реализации технологии: использование музыки при проведении непосредственно организованной деятельности; организация режимных моментов под музыку; создание для самостоятельной деятельности детей музыкально-обогащенной среды.

В настоящее время существует великое множество различных технологий музыкального воспитания, мы рассмотрели наиболее приемлемые современные технологии для работы с детьми в детском саду.

Таким образом, современные музыкальные технологии направлены на формирование:

— процесса профессионального сотворчества и сотрудничества педагогического коллектива детского сада в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников;

— целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду;

— развивающей музыкально-образовательной среды детского сада, инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка;

— культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения — в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры;

— процесса личностно-профессионального развития и саморазвития, образования и самообразования, наращивания профессиональной компетентности всех сотрудников педагогического коллектива через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

Список использованных источников:

  1. Кузнецова Г. ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель 2014. — №8
  2. Кузнецова Г. Фрагменты музыкально-игровой деятельности. Игры. Пение. // Музыкальный руководитель 2014. — №2
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: 2010.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
  5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Библиотека программы «Детство» Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2013 г.
  6. Тютюнникова Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
  7. https://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/599-suhomlinskiy-?tmpl=component&print=1&page
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]