Педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста


Педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе.

Характерной чертой труда в природе является направленность на помощь живому существу или природному объекту, и поэтому повышается ответственность ребенка за состояние растения или животного в процессе ухода.

В трудовой деятельности смещается акцент с деятельности для себя («Полью растение, чтобы оно было красивым и радовало меня») на деятельность для другого живого существа («Полью растение — ему нужна моя помощь»).

Большинству детей интересны такие виды деятельности в природе, в которых они могут реализовать свою потребность в общении с живыми объектами. Для старших дошкольников, владеющих достаточно широкими представлениями о природе, опытом взаимодействия с ней, высоким уровнем развития ручной умелости, является достаточно интересной и привлекательной практическая деятельность с природными объектами. Многие дети предпочитают ее другим видам детской деятельности. В настоящее время выраженными становятся ценности труда, в том числе труда по уходу за животными и растениями, проявляется потребность в элементарной трудовой деятельности, которой детям явно не хватает сегодня. Поэтому в детском саду необходимо создавать условия для удовлетворения этой потребности и вместе с тем развития практических умений старших дошкольников.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое -движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ».

Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ».

Экологическое образование выступает одним из компонентов целостного педагогического процесса. Поэтому при планировании задач экологической деятельности с дошкольниками нужно обращать внимание на постановку не только образовательных, но также воспитательных и развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с дошкольниками: интеллектуальное развитие, нравственное, этическое, эстетическое воспитание, развитие трудолюбия и т.д.

Наша задача

– научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте. Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

1.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

— овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

— получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу), охраны природы;

— получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);

— воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.

3.Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

Проблема

экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Большое внимание уделяется на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Педагогическая инновацияпредставляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство среду стабильные элементы новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка: предметно-пространственная развивающая экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода. Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:

Игровая деятельность.

Ролевая игра — метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.

Содержанию сюжетно-ролевых игр придает экологический характер.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

Кейс-технологии

Кейс — технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

— предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

— развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?». Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у вербы почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. — цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Знакомя детей с природой, используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Экологический театр,

(сказок, легенд на экологическую тематику)

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр,

который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр — новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Конкурсы, викторины, развлечения, праздники, экологического характера

Проведение конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как: «Праздник пернатых», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», дети ощущают себя частью природы, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Природоохранные акции

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Экологическая тропа

Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды экологическая тропа,

которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем. Все свои впечатления приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют, большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Поэтому инновационной формой можно считать создание кружка по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

Формы работы с семьёй

Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родителиприглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Были проведены такие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», КВН «Знатоки природы». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).

Заключении

Все выше сказанное позволяет сформулировать ряд рекомендаций по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ:

-Создание рациональной предметно – пространственной среды для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей

— Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если будут отмечены все достижения и самостоятельность детей.

— Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника. Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников. Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Библиография:

1.Анохин А.Е; Бондаренко Т.М., Суханова А. С., Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Воронеж 2007.

2.Канева М. С., Чадаева Г. И. Экологическое воспитание // Начальная школа плюс до и после. 2011.

3.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное. пособие для студента. среднего. педагогического. учебного. заведений. — М.: Издательский , 2001.

4..Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы М. АРКТИ, 2004

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов. высшее. педагогическое. учебное. заведений. М. Издательский. , 2002 г.

6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. — М.: Мозаика Синтез, 1999

7.Никульшина О. А., Скутина О. А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015

8.Нефедова, Л.А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении/ Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии.-2006.

9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду// 2005

10.Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М. Издательский , 2008.

11.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]