Классификация игр дошкольников Подготовила: Иванищева О.А. – зам.дир.по УВР МАДОУ «Сказка» — презентация


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой).

Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой.

Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка.

Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью.

Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом.

Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета — заместителя.

При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов.

Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка — мишкой-мамой, коробок постелькой для мишутки.

Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью — спичка. “Так не бывает”, — обычная реакция ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства и многое другое служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов.

В детском саду обучение и воспитание успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами.

При обучении детей – дошкольников необходим личностный, индивидуальный подход, который легче всего осуществить педагогу в процессе игры.

Все это обусловливает актуальностьисследуемой нами проблемы.

Цель: изучить роль игры в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста

Задачи:

— изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по данной теме;

— раскрыть понятие игра как вид деятельности дошкольника;

— проанализировать классификацию игр детей дошкольного возраста;

— показать роль игры в воспитании у детей положительного отношения к школе.

Объект: процесс игры в воспитании и обучении ребенка.

Предмет: игра как эффективное средство в реализации индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Игра как вид деятельности дошкольника

Воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его – это и является приоритетом Программы «От рождения до школы» [1].

Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности [5]. Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам деятельности, по организации, по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой [5]. Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом. Итак, различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Характеристика игры как деятельности

Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Любая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру.

В дошкольном возрасте формируются разные виды деятельности – познавательная, предметная, игровая, элементарная трудовая и учебная, а также общение. Осваивая ту или иную деятельность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности.

Отечественной педагогикой признаётся за игрой статус ведущей деятель­ности детей дошкольного возраста. Характеризуя её, педагоги и психологи различных научных школ выделяют ряд общих положений:

1. Игра имеет социальную основу, она носит отобразительный характер (отражает жизнь, мир взрослых), и отображают они в играх лишь отдельные стороны «взрослой» жизни: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. Игра социальна и по способам её осуществления: игровая деятельность не изобретается ребёнком, а задаётся и направляется взрослым.

2. Игра для ребёнка – жизненная практика, где ребёнок по-своему, творчески комбинирует жизненные представления.

3. Игра носит действенно-речевой характер.

4. Игра способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Оно имеет свои особенности: во-первых, ребёнок искренне верит в образы воображения, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Другая важнейшая особенность детского воображения – способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими способностями.

5. Наличие творческого начала в игре. Творчество и инициатива могут проявляться в развитии сюжета, содержания игры, разыгрывании роли в выборе способов действия, игровых отношений, в подборе игрушек, игровых предметов, элементов костюмов и т.д.

6. Самостоятельность игры. Дети самостоятельно комбинируют свои знания в игре, самостоятельно объединяются в игре старшие дошкольники, свободно входят и выходят из игры.

7. Наличие игровых правил, которые направляют деятельность детей в игре.

8. Игра связана с получением удовольствия. Это результат в сюжетно-ролевой игре. Дети переживают в игре различные чувства, возникают разные эмоции (сотрудничество, дружба, обида, неудовлетворённость, эстетические чувства).

9. Многократная повторяемость игры. Повторение важно и необходимо для развития детей.

10. В недрах игры зарождаются и дифференцируются такие виды деятельности, как труд и учение.

11. В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника:

— стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

— потребность в познании окружающего мира;

— потребность в активных движениях;

— потребность в общении.

Игровой деятельности детей присущи черты, характерные для всякой деятель­ности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играю­щих, увернуться от «ловишки» и т.д. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совер­шает определенные действия и поступки, вступает в разнообраз­ные отношения с играющими. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основ­ным является своеобразие мотивов. Игра — это свободная и само­стоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ре­бенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. В игре ребенок не зависит от практической необходимости: он исходит из своих непосредственных потребностей и интересов. Игра предпринима­ется ребенком ради чувства удовольствия, которое она достав­ляет.

Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Свобода и самостоятельность ребенка проявляются: а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объедине­ния с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью.

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируют­ся определенными требованиями и правилами. В играх разного вида правила различны. В творческих роле­вых играх правила заключаются в самом содержании игры — в роли, сюжете. В играх подвижных и дидактических правила определяют характер и последовательность действий, взаимоотношения игра­ющих и т. д.

Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играю­щие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нару­шение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпе­ние при выполнении правил игры, чем при выполнении требо­ваний в обычной повседневной жизни. Правила выступают сво­его рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (рас­пределить роли, подготовить игровую обстановку и т. д.).

Таким образом, игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

По своей природе игра ребенка — деятельность отобразительная. В основном виде игры — творческой, сюжетно-ролевой — отражаются впечатления детей об окружающей жизни, — их знания, понимание происходящих явлений и событий.

Игра – явление сложное и многогранное. Выделяют следующие её функции:

Обучающая функция —

развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция —

создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция

— объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция —

снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция —

формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения —

стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция —

создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

5

Классификация игр детей дошкольного возраста

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой) .

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые:

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические [6].

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.) ;

— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.) ;

— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней) [6].

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

— роли, которые исполняют дети в процессе игры;

— игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

— игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

— отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей [6].

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности [6]. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их [7]. Разновидности строительных материалов. Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры [8].

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д. В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Современная классификация игр дошкольников

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство позна­ния окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстни­ками и взрослыми.

Особенности игры как деятельности: отобразительный и дей­ственно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон дей­ствительности, интерес к действиям с предметами, событиям, от­ношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес.

Своеобразие игры заключается в:

1.Свободе и самостоятельности ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)

2.Творческий характер игры.

3.Эмоциональная насыщенность игры.

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.

Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизациюи выделил следующие виды игр:

Игры – упражнения (до 1-го г.ж.); Символические игры (с 2-х до 4-х лет);

Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).

Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу которой он положил идею о единстве физического и психического развития ребенка и выделил:

имитационные (подражательные) и игры с правилами.

Н.К.Крупская предложила:

1 – свободные, самостоятельные, творческие игры детей;

2- организованные игры с правилами.

В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:

1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.

2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

В настоящее время распространение получила классификация игр предложенная Новоселовойза основу которой она взяла признак – по чьей инициативе возникла игра:

1.Игры, возникшие по инициативе ребёнка включают в себя:

— игра – экспериментирование;

— самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2.Игры, возникшие по инициативе взрослого:

— Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

— Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)

3.Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых –народные игры.

Роль игры в воспитании у детей дошкольного возраста положительного отношения к школе

Роль игры в воспитании положительного отношения к школе. Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка т.е. проводя его в форме специальных учебно – дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Первое требование к учебно – дидактическим играм проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры отвечающие следующим требованиям: способность пробуждать непосредственный интерес у детей; обеспечение детям возможности проявить свои способности; вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми; предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков; получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков. Применяя обычные, традиционные, соревновательные, учебно – дидактические игры с детьми, важно обращать их внимание на три последние из перечисленных выше пунктов: «4», «5», «6» [8]. К концу дошкольного периода доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги.

Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально – познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо обеспечить дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми бы они смогли свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их самостоятельному исследованию окружающих предметов. Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие учебно – дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Нет надобности обременять детей, особенно трех – четырехлетнего возраста, технически сложными и дорогостоящими игрушками.

Такие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес, и малополезны в их интеллектуальном развитии, связанном с подготовкой к школьному обучению. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие [2]. Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий: сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности.

Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов [3]. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра, есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность биологизаторской теории игр, приводит К. К. Платонов. Ученым этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое вело изолированный образ жизни. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движения напоминающие поворот ключа и сопровождают его характерным звуком: «трик-трак»[4]. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в «дочки – матери», в «магазин», принимая на себя определенную роль. Сюжетно – ролевые игры возникают в три – четыре года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно – ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад.

Итак, сюжетно — ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера. Коллективная сюжетно – ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он – то капитан космического корабля, то – его пассажир, то – восторженный зритель наблюдающий за полетом. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игр.

Игра

отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым.

Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные

(подвижные).

Н.К. Крупская: классифицировала игры как самодеятельные

и игры
, предложенные взрослыми.
П.Ф. Лестгафт: игры символические

и игры
с правилами.
С.Л. Новоселова

1) творческие игры (по инициативе ребенка)

2) игры с правилами (по инициативе взрослого)

3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.

Традиционная классификация игр:

творческие игрысюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др Цель:

изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета:

бытовой, производственный, общественный

Особенности:

сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

режиссерские «Авария на дороге» и др. Цель:

развитие творчества и фантазии

Виды сюжета:

бытовой, производственный, общественный

Особенности:

отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие:

создание детям индивидуального пространства

строительно-конструктивные Цель:

решение конструктивных задач

Виды материала:

природный, специально созданный, подсобный

Особенности:

вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

театрально-художественные Цель:

приобщение ребенка к искусству;

Виды:

дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности:

представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;

игры

с правилами

дидактические Цель:

обучение

Виды:

сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)

Особенности:

наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил

подвижные Цель:

Виды:

Особенности:

наличие правил

сюжетные и

бессюжетные игры

спортивные игры(большой, средней и малой подвижности)

Дидактическая игра. Виды дидактических игр. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах.

ДИ

– способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Виды ДИ:

— сюжетно-дидактические («магазин»)

— игры с предметами («чудесный мешочек»)

— настольно-печатные («лото», «домино»)

— словесные («кем быть?», «времена года»)

Структура ДИ:

1) обучающая задача – определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2) игровая задача

3) игровые действия

II мл.— дидактическая игра как часть занятия
ср.гр.— игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
ст.гр.— игры организуются детьми, воспитатель как консультант (создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)

Творческие игры дошкольников. Своеобразие руководства творческими играми дошкольников.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью

дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими

или
сюжетно-ролевыми.
Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Творческие игры
наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

Методы руководства играми:

Традиционный. Типы сюжетов

1. Однотемный, одноперсонажный – развитие сюжета сводится к цепочке игровых действий

персонаж ® действие1 ® действие2 ® действие3

2. Многоперсонажные – развитие сюжета обеспечивается через взаимодействие персонажей (семья)

персонаж1 D персонаж 2 D персонаж 3

3. Многотемные – семья + парикмахерская + больница = семья пошла в парикмахерскую и больницу

сюжет1 D сюжет2 D сюжет3

‘$( ‘$( ‘$(

п1п2п3 п1п2п3 п1п2п3

Косвенный.

Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми (Зварыгина , Новоселова)

Педагогические условия
подготавливающие к самостоятельной игрепобуждающие к самостоятельной игре
1) активное познание окружающего(ознакомление с предметным миром)3) создание предметно-игровой среды
*просьбы, поручения по взаимодействию с игрушкой*наличие разнообразных игрушек
*знакомство с животным миром*уголки ряженья
*наблюдение за действиями взрослых*универсальность педагогического оборудования
*посильная помощь взрослого (беседы, рассматривание картин, ИЗО, занятия, экскурсии; рассказы детей об увиденном, использование материалов печати и телевидения)*изготовления материала для игр самими детьми
2) обучающие игры4) активизирующее общение ребенка со взрослым
*разыгрывание ситуаций, показ игрушек, уточнение их свойств, действий с ними*индивидуальное обучение с помощью игрушек
*показ инсценировки*вопросы к детям
*показ действий с рисованными или воображаемыми предметами (имитационные упражнения на выразительность мимики, игры имитационного характера, игры-загадки, театрализованные игры)*предложения, советы, одобрения, предупреждения и т.д.

ВЫВОДЫ

Для достижения цели исследования, а именно – изучить роль игры в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста, мы:

1. Изучили и проанализировали психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную данной теме, раскрыли понятие игра как вид деятельности дошкольника.

2. Проанализировали классификацию игр детей дошкольного возраста.

3. Показали роль игры в воспитании у детей дошкольного возраста положительного отношения к школе.

В ходе исследования мы выяснили, что:

— направление, специально посвященное теории игры и ее роли представлено большим количеством теоретических работ, затрагивающих вопросы общей природы игры, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии. Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / ДИППО – Донецк: Истоки, 2015. – 223с.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. – М., 2008.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.,2005.

4. Афонькина Ю. Спецкурс «Психолого–педагогические проблемы дидактической игры» Дошкольное воспитание. – 2008..

5. Бусурманова С. Т. Самостоятельные работы по курсу «возрастная и педагогическая психология». – Алма-Ата, 2010.

6. Лямина Г.М. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада – М.,1982.

7. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Г.М. Лямина. – М.,2014.

8. Парамонова Л.А., Ушакова О.С. Воспитание и обучение детей шестого года жизни – М., 2010.

9. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика – М., 2007.

10. Лапина Н.Б. Индивидуальный подход к детям в игре. Воспитание детей в игре. Под. Ред. Д.В. Менджерицкой и Е.Д. Татицевой. – М., 1999.

Примеры похожих учебных работ

Игра в дошкольном возрасте

… игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, …

Деятельность в младшем и среднем дошкольном возрасте

… игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного … смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому. В сюжетных играх дошкольников …

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра. Значение игрового …

… осуществляется на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. В дошкольном возрасте таким видом деятельности, конечно же, является игра. Поэтому образовательная ситуация, построенная …

Игра в дошкольном образовании

… которые дети изображают в своей игровой деятельности. Уделяя внимание игровому сюжету и характеру тех взаимоотношений между людьми, которые дети передают в и игре, А.П. Усова освещает проблемы педагогики дошкольной игры с …

Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль …

… сказывается на детях и подростках, затрудняет гармоничное построение жизни взрослыми, препятствует полноценной социализации любого индивида. Именно этими особенностями и обусловлен перенос акцентов в деятельности психологов на …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]