ТРИЗ технологии в обучении детей среднего дошкольного возраста рисованию
С помощью речи дошкольник выражает отношение к своему рисунку, например его эстетическую оценку.
Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку стимулировать и воплотить замысел. Малыш рисует, что получится, затем в речи называет изображенное. На вопрос: «Что ты рисуешь?» — отвечает: «Нарисую, тогда узнаешь». Появление замысла связано с тем, что речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать. Но определение темы рисунка недостаточно для того, чтобы был создан и воплощен замысел. Для воплощения замысла необходимо выделить его содержание, отобрать материалы, наметить последовательность работы, оценить результат с точки зрения того, насколько полно осуществлен замысел.
Замыслы младших дошкольников очень неустойчивы. Внешние раздражители, возникшие трудности заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели.
Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Но без специального обучения замыслы детей даже в 5-7 лет часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения.
Воплощение замысла, кроме того, что оно определяется умением спланировать этот процесс, связано с наличием полных представлений об окружающем, а также с уровнем развития ручной умелости.
Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании.
В то же время речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка. Называние определенным словом фигуры не дает ребенку возможности зрительно проанализировать ее очертания и побуждает к повторению известного графического шаблона, когда дом изображается как соединение квадрата с треугольником сверху.
По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют, гораздо более важное значение, чем сам рисунок.
Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют дорожки, ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека, что, видимо, тоже связано с обучающими моментами. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы, которые взрослые его научили изображать. После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах. Словом, в рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры и сочинительства: причудливые переплетения реального и фантастического. Появляются игры с продолжением, придумываются и изображаются продолжающиеся истории. Полюбившиеся персонажи изображаются неоднократно в разных ситуациях, ребенок «обустраивает» их быт, рисует происходящие с ним события.
Использование ТРИЗ-технологий в изобразительной деятельности дошкольников
4. Метод фокальных объектов (МФО). Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
5. Да-нет-ка. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
6. Метод Робинзона. Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.
8. Системный оператор. Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей.
3. Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ. Работа по системе ТРИЗ с детьми должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. После того, как дети научатся выявлять противоречия, приступаем ко второму этапу работы по ТРИЗ-РТВ. На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.
«Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, — это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом» — утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов. Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Ребенок уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это — формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Список использованной литературы
1.Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности./ Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин- Минск: «Беларусь», 1994.
2.Березина ,В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. / В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
3. Нестеренко, А.А. Страна загадок. /А.А.Нестеренко- Ростовский университет, 1993.
«ТРИЗ-РТВ в изобразительной деятельности в ДОУ»
«ТРИЗ-РТВ в изобразительной деятельности в ДОУ»
Голышева Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования
МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка является воображение. Как показали исследования Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б. и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Творческие способности относятся к познавательным способностям. Они связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решение задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Эффективной технологией развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности является ТРИЗ-РТВ.
В своей работе я использую некоторые методы и приёмы ТРИЗ-РТВ.
- Антропоморфизм. Очеловечивание природных и рукотворных объекты.
- Синектика. Символическая аналогия (прямая, графическая). Личностная аналогия (эмпатия).
- Морфологический анализ (морфологическая дорожка).
- Системный оператор.
Очень интересные работы получаются при использовании методов и приёмов ТРИЗ. Детям нравится создавать композиции, фантазировать при их рассматривании, пробовать необычные техники в своем творчестве.
Применение технологии ТРИЗ-РТВ в изобразительной деятельности обеспечивает развитие творческого воображения, мышления дошкольников. Овладевая приёмами и методами технологии, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования, овладевают разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес, могут создавать рисунки разного характера.
Список использованной литературы и интернет-источников:
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
- РА ТРИЗ. Ассоциация российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ. https://ratriz.ru
Адрес публикации:
ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
Эффективнымисредствами
для решения задач по развитию творчества детей дошкольного возраста является следующий
стиль работы:
— соблюдение планомерности, постепенности в занятиях, систематичности;
— создание необходимых условий для применения знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в повседневной жизни;
— позиция ребёнка, при которой он имеет возможность свободно и активно действовать на занятии и вне занятий
-прежде чем познакомить детей с элементами ТРИЗ, взрослому нужно самому, «прочувствовать» этот инструмент и быть творческой личностью.
Прежде чем начать свою работу, был поведен тест креативности (предлагается дорисовать фигуры: круг, квадрат, цель которого — определить уровень развития креативности у ребёнка. Выявив уровень развития творческого воображения у детей, была разработана серия занятий с использованием элементов ТРИЗ. Серия занятий: «Необычный зоопарк»(МРО, «Нарисуй противоположности», «Волшебники», «Дед жара» (противоречия, «Украсим платье для весны», «Одежда» (ММА, «На что похож ёж» (аналогия, «Клоуны»(противоречия, «Если бы я был птицей» (эмпатия).»Что может танк»(ВПР).
Я использую следующие инструменты ТРИЗ, которые помогают детям постигать диалектические закономерности:
1. Методы решения изобретательских задач (системный анализ, ресурсы, вепольный анализ.
2. Методы активизации творческого воображения (синектика, морфолгический анализ, моделирование маленькими человечками, метод проб и ошибок, метод мозгового штурма). 3Синектика (прямая аналогия, личностная аналогия, фантастическая аналогия).4Противоречия (принцип динамичности, копирования, «наоборот», дробления).
Использовала в работе игры по системе ТРИЗ (игры на знакомство с противоречиями, на нахождение внешних ресурсов, системного анализа, функционально-стоимостного анализа) и проблемные ситуации.
Основыными приемами, которые я использую в своей работе являются:
ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения), которые предлагаю вашему вниманию.
Антропоморфизм
.
Когда очеловечиваем природные объекты.
Например, «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, ребята, есть возможность расколдовать их, но с условием — нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил».
Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.