Практические рекомендации по планированию игровой деятельности (Консультация)
наталья симакина
Практические рекомендации по планированию игровой деятельности (Консультация)
Планирование – это заблаговременное определение порядка последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы.
Планирование, как и любая деятельностьосновывается на определенных принципах:
— коллегиальность (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимодействии с педагогами ДОУ и родителями);, последовательности, регулярности педагогических воздействий;
— взаимодействие разных видов детской деятельности;
— непрерывности;
— интегративности (ребенок видит мир целостно)
;
— практичности, реальности;
— учета конкретных условий.
Любое планирование деятельностислужит разработкой действий по достижению определенной цели: образовательной, развивающей, воспитательной. Целепологание – важный этап планирования.
Цели должны быть:
— четкими, конкретными, понятными;
-реальными, достижимыми, соотносимыми с действительными возможностями;
— приемлемыми педагогами, родителями;
-гибкими.
Планирование реализуется на основе календарно-тематического планирования (перспективного)
и циклограммы в утвержденной ДОУ форме.
Принципы календарно — тематического планирования:
-Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей;
-Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду):
-Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов;
-Учет местных и региональных особенностей климата;
-Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии;
-Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс);
-Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками);
-Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости;
-Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам)
;
-Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи — познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.);
Условия, способствующие успешному планированию:
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 — 4 раза)
с небольшим интервалом.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями.А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали — каждый в отдельности.
Так каким же образом оптимизировать игровую деятельность?
Прежде всего, педагогам, работающим с детьми в дошкольном учреждении, необходимо научиться играть вместе с ребенком.
Играя,мы стремимся научить детей:
· адекватно оценивать свои поступки, надеяться на собственные силы;
· предвидеть последствия ролевого поведения, делать выбор;
· выражать свои чувства, желания понятным для окружающих способом;
· быть уверенными в себе, справедливыми, не только доминировать, но соглашаться, подчиняться в игре;
· уважать, доверять и уметь слышать друг друга.
Необходимо проводить консультации по проблемам игровой деятельности:
— «Современные походы к руководству игрой»
;
— «Развитие дошкольников в игровой деятельности»
;
— «Роль воспитателя в организации и развитии игровой деятельности
старшего дошкольника».
Это и организация выставок,тематика которых достаточно разнообразна:
— «Обучающая игра – средство развития детей дошкольного возраста»
,
— «Игры и игрушки для театрализованной деятельности дошкольников»,
— «Предметно – развивающая среда для развития самостоятельных сюжетных игр детей».
При организации и проведении мероприятий необходимо использовать методы, активизирующие деятельность педагогов: мастер – классы, практические упражнения, решение проблемных ситуаций, что позволит освоить новые, незнакомые технологии, поверить в собственные способности и возможность своими руками обогатить игровую среду детского учреждения.
К проблеме организации игровой деятельности необходимо привлечь внимание родителей посредством бесед, консультаций, анкетирования «Во что играют дети дома?»
, выпуском фотогазет
«Мы играем дома и в саду»
,
игротерапией детско – родительских отношений «Играем вместе»
,
игровые тренинги для пап «Папа может все что угодно»
, заседание
«маминой школы»«Мама, давай поиграем!»
.
В комплексное и тематическое планирование можно внести недельное путешествие по волшебному Играй – городу.
Такие мероприятия внесут разнообразие в деятельность дошкольного учреждения, обогатят игровой опыт детей, сделают пребывание дошкольников в детском саду праздничным, радостным, эмоционально–комфортным, а участников воспитательного процесса – единомышленниками!
Так же очень важно еще во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени — время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Надеюсь, данные рекомендации помогут педагогам в работе.
Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство»
Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает их в течении всего времени пребывания в детском саду. А сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций, создание обогащенной игровой среды, побуждает к самостоятельному игровому творчеству дошкольников с игрушками, предметами-заместителями, к взаимодействию со сверстниками, и к воспитанию доброго отношения детей друг к другу.
Важное значение для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими имеет осознание воспитателями сущности детской творческой игры и её педагогической ценности. В педагогике сюжетно-ролевая творческая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка.
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трёх-четырёх лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни.
Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребенок подражает не полностью, ибо он не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связанно это со сложностью современного общественного производства и общественных отношений, а также уровнем знаний и умений ребенка, его жизненным опытом, умением ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно-ролевой игре он выполняет символические действия, реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции.
Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвращается к тому первообразцу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его. Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр. Творческая сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность переходить от действительности к фантазированию и наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни.
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Ролевая игра возникает и развивается, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения. Центральным моментом возникновения игры является принятие ребенком на себя роли. Именно это побуждает ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение взрослых, использовать предметы-заместители, устанавливать межличностные отношения. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли.
Сюжетно-ролевая творческая игра — первая проба социальных сил их первое испытание. Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают отношения уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров, вступает ли в конфликты, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу. Игра помогает ребенку преодолеть свою слабость, управлять собой, создает условие для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.
Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Игровое общение педагога с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними.
Расцвет ролевой игры начинается с четырёхлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в 5–6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.
Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника претерпевает существенные изменения как по тематике, характеру игровых действий, длительности, так и по силе воспитательного воздействия. Появление новой тематики не снижает интереса к старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее, полнее.
Чтобы организовать деятельность педагога по руководству играми, целесообразно в своей группе составить перспективный план развития игр в течении года, в котором наметить темы игр, в каком объёме и как их развивать.
В программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, тематика и сюжет игр представлен по возрастам.
В младшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с отражением отношений в быту и элементарного профессионального взаимодействия взрослых. Ребенок стремится к отражению в сюжете привлекательных для него отношений и действий взрослых.
В средней группе у детей возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. В этом возрасте продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе. Наряду с этим появляются новые сюжеты, в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события.
В старшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. При этом в одной игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Дети продолжают играть в игры знакомой тематики, но при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни.
В подготовительной группе в сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом, впечатлениями, полученных от телевизионных передач, книг, от ожиданий связанных с поступлением в школу.
Изучив тематику сюжетно-ролевых игр представленных в программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, мы в работе с детьми стали использовать тематическое планирования сюжетно-ролевых игр поквартально и по возрастам.
Во II младшей группе планируются игры:
I квартал: Детский сад, Семья, Магазин.
II квартал: Семья, Больница, Магазин, Парикмахерская, Детский сад.
III квартал: Магазин, Магазин игрушек, Семья, Автобус, Пароход, Больница, Парикмахерская, Зоопарк.
В средней группе:
I квартал: Магазин, Семья, Автобус, Больница, Моряки, У зубного врача, Прачечная (с выдачей и приемом белья).
II квартал: Детский сад, Салон красоты, День рождения (Мишки, Винни-Пуха, Карлсона), Мы переходим улицу, Театр, Зоопарк, Экскурсия в музей, Пароход, Кукольный театр, Столовая (Кафе).
III квартал: Такси, Кафе «Пиццерия» (игры современной социальной жизни).
В старшей группе игры распределяются не поквартально, а по месяцам.
Сентябрь: Кондитерская фабрика, Семья, Поликлиника, Пароход, (Жатва) Магазин, Зоопарк.
Октябрь: Пароход, Транспорт сухопутный «Автобус», Транспорт воздушный «Поездка на самолёте», Транспорт водный «Путешествие на корабле», Магазин (кондитерский, хлебный), Подготовка к открытию детского сада.
Ноябрь: Животноводы, Столовая, Магазин гипермаркет (отделы — Овощной, кондитерский, хлебный, молочный, мясной), Магазин игрушек, Детский сад, Путешествие в Атлантиду, на другую планету «Космическое путешествие».
Декабрь: Путешествие (в дальние страны), Больница с разными отделениями, Поликлиника, Аптека, Строители (космодрома).
Январь: Пароход, Отправляемся в путешествие (по России), Открываем новый детский сад, Магазин (кондитерский, хлебный), Строители (город будущего), Аэропорт, Артисты, Ателье.
Февраль: Семья, Цирк, Путешествие (с приключениями можно про пиратов), Пограничники, Художники, Рыболовецкое судно.
Март: Строители (город), Зоолечебница, Почта, Праздник 8Марта — дома, Как мы поздравляли мам в детском саду.
Апрель: Космическое путешествие, Цирковые артисты, Газетный киоск, Кулинария, Дискотека, Строители (города Старый Оскол).
Май: Лесная школа, Весенний бал, Уличное движение, В театре — премьера, В ботаническом саду.
Подготовительная группа:
Сентябрь: Школа, Путешествие (по России), Фабрика игрушек, Осенняя ярмарка, «Дары природы», Мы — фермеры.
Октябрь: Библиотека, Театр, Телефонная станция (салон сотовой связи), Путешествие «Мы едем на Украину, Белоруссию», Консервный завод, Путешествие (по пустыне, степям).
Ноябрь: Поход в лес, Салон красоты.
Декабрь: Стадион, Семья, Телефонная станция, Кинотеатр, Цирк.
Январь: Пограничники, Уличное движение.
Февраль: Скорая помощь, Почта, Телевидение, КВН, Театр.
Март: Пожарная часть, Зоолечебница, Мы — инопланетяне, Карнавал в Африке.
Апрель: Стоматологическая поликлиника, Дом моды, Полет в космос, Поле чудес, Путешествие (на батискафе).
Май: Аптека, Стадион, Конкурс красоты, Полет на луну, Зов джунглей (Телевизионная игра по усмотрению воспитателей данной возрастной группы), Дог-шоу.
Литература:
1. Акулова О. В. Социализация. Игра. СПб.2012.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. — Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.,2011.
3. Бойченко Н. А., Григоренко Г. И., Коваленко Е. И., Щербакова Е. И. — Сюжетно-ролевые игры дошкольников.К.,1982.
4. Краснощекова Н. Ю. — Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2011.
Доклад: «Игровые методы и приемы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад на тему: «Игровые методы и приемы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Целью модернизации дошкольного образования является воспитание успешной личности, самостоятельной, здоровой, активной, умеющей креативно мыслить. Одним из важнейших направлений политики развития ДОУ является формирование новой системы взаимодействия участников образовательного пространства, включающего специалистов ДОУ, родителей и детей. Несомненно, такое направление политики требует существенных изменений в построении образовательного процесса и профессиональной деятельности педагога. Введение в действие с 1 января 2014 г. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения, а именно предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Новый документ ставит во главу воспитательно-образовательного процесса индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Метод
– это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Игровым методам в классификации методов отводится значительное место. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым.
Игровые методы:
1. Дидактические игры
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуютразвитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
2. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка. Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
3.
Театрализованные игры
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
4. Народные игры
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
5. Подвижные игры
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность, внимание при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка
6.Игры-драматизации
Игра драматизация — это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте. При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.
7. Настольно-печатные игры
Настольно — печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
8. Компьютерные игры и с ТСО;
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.
В ДОУ используются следующие технические средства (ТСО): ноутбук, музыкальный центр, телевизор, мультимедийный проектор и др.
Каждый метод состоит из приемов
, которые являются его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.
Наиболее часто встречаемые игровые приемы:
1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Буратино, лесной житель, мультипликационного героя).
2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.
3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.
4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач) .
5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка) .
6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…