Методические рекомендации по организации игровой деятельности в современно ДОО
Организация игровой деятельности детей
в современном детском саду
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.
Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:
- игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
- игра как средство приобретения и проработки знаний.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Напомню, что психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.
Развивающий характер
игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:
• Первое требование,
обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, — это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
• Второе требование
— умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.
• Третье требование
— формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т. е. качества, обеспечивающие определенный уровень общения.
В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.
Кроме этого, имеются экспериментальные данные о развитии в игре произвольного управления поведением,
начальных форм
преднамеренного запоминания, активности, организованности.
Также общепризнано, что в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.
Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.
И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.
• У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.
• Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов, в частности Москвы, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» — риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.
• Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
Также одной из веских причин ухода игры из ДОУ является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный, заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.
А между тем время на игру в ДОУ есть — это заложено в нормативных документах, являющихся для нас основополагающими, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях…», в новых СанПиНах.
Другая проблема — восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить
детской игрой.
Метода комплексного руководства игрой.
Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. (См. схему)
В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры.
1. Планомерное обогащение опыта детей.
В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ребенок усваивает назначение предметов, смысл действии людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.
2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры
(дидактические, театральные и др.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.
3. Своевременное изменение игровой среды,
подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.
4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым
во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для
.каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.
Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.
Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:
• Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-развиваюшей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.
Уже говорилось о том, что одной из причин «ухода» игры из детского сада является стремление педагогов максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» модели Основное время и внимание педагоги уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей. «На игру у нас нет времени! Его катастрофически не хватает!» — говорят воспитатели.
Это не так. Время на игру есть. Оно заложено в любой комплексной программе дошкольного воспитания. Проанализировав программы и предлагаемые в них режимы дня, а также инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях…» и новые СанПиНы, мы пришли к выводу, что в режиме дня детей в детском саду время на игру отведено. Руководствуясь этими документами методистами разработали схему, учитывающую все режимные моменты пребывания детей в дошкольном учреждении. Она показывает, что детям разных возрастных групп на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая
детям освоить новые способы игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельностиматериал на тему
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в младшей группе.
- Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
- Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
- Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
- Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
- Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
- Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
- Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
- Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
- Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
- Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
- Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
- Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
- Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
- Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
- Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
- Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
- Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
- Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
- В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
- Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
- Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
- Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
- Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
- Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
- Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
- Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
- Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
- Воспитатель поощряет детскую инициативу.
- Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
- Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
- Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
- Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
- Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
- Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
- Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
- Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
- Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
- Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
- Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
- Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Рекомендации по планированию игровой деятельности.
Перспективное планирование | Календарное планирование |
I. Самостоятельные игры | |
1. Игра – экспериментирование (2-3 игры) 2. Сюжетно – ролевая игра 3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление). 4. Театрализованные игры | Ежедневно вечером 1 игра Ежедневно вечером Ежедневно вечером Ежедневно вечером |
II. Обучающие игры: 1. Дидактические игры 2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей). 3. Словесные, ТРИЗ игры. 4. Пальчиковые, хороводные 5. Подвижные с правилами. 6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры) | Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером |
III. Игры национальные: 1. Дидактические 2. Подвижные игры с правилами | В средних, старших, подготовительных группах В средних, старших, подготовительных группах |
Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.
1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).
2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
- воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
- трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
- использование художественного слова и художественной деятельности;
- развитие речи и активизация словаря.
3. Методические приёмы по руководству игрой.
Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.
4. Подготовка материала к данной игре.
5. Подготовка воспитателя к данной игре:
- изучение методической литературы;
- составление плана игры, конспекта;
- приготовление атрибутов детьми с родителями.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.
6. Деятельность детей в игре.
Распределение по игровым группам. Перечень правил о каждой игре.
7. Ход игры.
8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
- Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
- Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
- Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
- Проведение экскурсии по теме игры.
- Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
- Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
- Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
- Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
- Совместная с детьми игра.
- Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
- Постановка проблемных игровых задач.
- Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
- Рассказ воспитателя об играх другой группы.
- Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
- Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
- Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
- Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
- Составление с детьми альбома по тематике игры.
- Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
- Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
- Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
- Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.
1. Тема игры.
2. Цель игры.
3. Задачи игры (примерные):
- Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
- Развивать умение сюжетосложения.
- Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
- Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.
4. Игровое оборудование.
5. Ход игры:
- Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
- Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)
6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).
Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?
Методическое пособие » Средства развития игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Рисование: «Шарфик для больного Мишутки»
Аппликация: «Чудесные таблетки доктора Айболита»
Обогащение игрового опыта детей
Сюжетно-ролевые игры (косвенные приемы обучения детей игровым действиям)
Обыгрывание воспитателем роли «доктора» с последующим вовлечением в игру на роли пациентов (больных) заинтересованных детей.
Совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль – «доктора» – выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли пациентов (больных)
Развитие сюжета игры, в котором игровые действия детей – «докторов» – направлены на игрушки – «заболевших» зверей
Другие виды игр:
Дидактические: «Кому что нужно для работы», «Кто здесь был и что забыл», «Что лишнее» (знание детьми медицинских инструментов и понимание смысла трудовых действий врача); «Что бывает, если…» (понимание причин болезни)
Театрализованные:
Игры-имитации: «Веселая – грустная кошечка», «Собачка заболела – выздоровела» (аналогично с другими известными домашними и дикими животными);
Игры-импровизации: «Заяц Егорка свалился в озерко», «Зайку бросила хозяйка», «Заболела кисонька», «Заболел наш петушок» (с последующим разговором о том, что может заболеть, если…)
Разыгрывание ролевых диалогов по сказке К.Чуковского «Айболит»
Подвижные игры «У медведя во бору» (Почему рычит медведь? Может, у него что-то болит? — разговор с детьми о причинах нездоровья медведя); «Зайка серенький сидит» (Почему у зайки замерзли лапки? Как можно их согреть? – разговор о переохлаждении как причине заболевания).
Строительно-конструктивная игра «Построим кроватки для больных зверей»
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе сюжетно-ролевых игр (примерные сценарии)
Я доктор. Здесь у меня больница. (обращается к игрушечному медведю). Мишка, ты заболел? Не волнуйся, я тебя вылечу. Что у тебя болит? Горло? Сейчас посмотрим. Открой рот, скажи: а-а-а… Да, горлышко красное. У тебя ангина. Надо смазать горло мазью. Вот так. Горькая или сладкая? А сейчас сделаю компресс: намочу бинт в лекарстве, приложу к горлышку и обмотаю теплым шарфом. Тепло? Теперь ложись спать: баю-бай…
Приемы вовлечения заинтересованных детей: обращения к ребенку
Катя, ты заболела? Давай я и тебя полечу. Что у тебя болит? Голова? (щупает лоб). Да, голова у тебя горячая. Нужно измерить температуру. Где у нас градусник? Подними руку, а теперь опусти – держи его аккуратно. Какая высокая у тебя температура! А теперь я тебя послушаю (берет фонендоскоп). У тебя хрипы. Ты кашляешь? Надо сделать укол. Где у нас шприц? Молодец, Катя, не плачешь. Теперь выпей микстуру от кашля и таблетку, чтобы понизилась температура. Горькая? Запей водичкой. Молодец. Иди домой, ложись в кроватку. Я приду завтра посмотреть, как ты себя чувствуешь. Если опять будет высокая температура, позвони доктору по телефону. До свидания, поправляйся.