«Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»учебно-методический материал на тему


Специфика экологического воспитания у дошкольников

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет особую специфику. Хороший педагог, конечно, может объяснить пятилетнему ребенку даже теорию относительности. Однако в детской психике останется лишь мутное представление о том, что мир неоднозначен и весьма странно устроен.

Можно объяснить малышу и что такое экосистемы. На образном уровне это делается очень просто. Ведь для этого есть хорошая палочка-выручалочка — трофическая пирамида, которая понятна даже трехлетнему малышу, если правильно ее объяснить.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста состоит из следующих правил и принципов:

1. Любой теоретический посыл должен подкрепляться действием или бездействием. Например, если объяснить ребенку, что растения выделяют кислород, которым мы дышим, то поджигать опавшие листья нельзя. Этот не очень логичный с первого взгляда запрет основан на том, что растениям нужна почва, которая формируется из гниющих опавших листьев.

2. Трофическая пирамида как основа основ экологической системы объясняется очень просто: если в природе существует какой-то вид, то значит он природе, то есть экосистемам нужен. Пример: зачем нужны пауки? Они едят насекомых, среди которых очень много тех, кто ест растения. Если бы не было пауков, то растительноядные насекомые размножились бы и съели все растения, которые, как известно, выделяют кислород. Мотивация к действию: пауков и прочих хищников убивать нельзя, потому что они приносят пользу экосистеме, а значит и нам.

3. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста должно быть основано на принципе неприемлемости деления организмов на вредных и полезных. В природе все полезно. Есть только организмы, опасные непосредственно для человека. Яркий пример — комары. Они кусаются и переносят болезни, но в природе являются кормовой базой большого количества животных. Поэтому их нельзя убивать, но от них нужно обороняться.

4. Обычно в систему экологического воспитания детей младшего возраста входит вывешивание кормушек и всяких скворечников. Однако часто здесь телега ставится впереди лошади. Зачем кормить птичек, если они сами находят себе корм? Зачем вешать всякие скворечники, если гнездо можно устроить в другом месте? Здесь нужна связь с человеком: он так разрушил среду обитания птичек (рубка деревьев, строительство домов, земля, закрытая асфальтом и т.д.), что без нашей помощи они погибнут.

Вся методика экологического воспитания детей дошкольного возраста держится на соблюдении связи отдельных экологических правил с правилами человеческого поведения.

В заключении нужно сказать еще несколько слов о том, чего ни в коем случае нельзя делать при экологическом воспитании детей дошкольного возраста:

1. Нельзя собирать букеты цветов, поскольку после этого растения не могут размножаться. Поскольку культ цветочных букетов неистребим, заострите внимание детей хотя бы на том, что нельзя срывать дикие цветы.

2. Нельзя собирать всякие гербарии, ловить бабочек сачком. Причина та же, что и при сборе цветов.

3. Нельзя убивать какое-либо животное, если оно вдруг покажется вам неприятным. Например, к этой категории относятся паучки, многоножка-мухоловка, уховертка и т.п. Исключение составляют только животные, представляющие собой реальную и непосредственную опасность для ребенка: клещ, кусающие комары и т.п.

Подведем итоги. Экологическое образование для малышей — это система правил, направленных на сохранение природных объектов, а также почитание всего живого как особой ценности на нашей планете.

Метки:Воспитание

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование.

Экологическое образование дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ.

Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

— научность и доступность — знакомство дошкольников с совокупностью элементарных научных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения;

— гуманистичностъ — воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни; имеющего представления о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.;

— системность — отражение в характере, логике, последовательности подачи материала, организации работы в дошкольном учреждении, в изучении живых объектов как систем разного уровня.

— целостность — отражение, прежде всего, целостного восприятия дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы).

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её — дело сложное.

Для этого педагогу необходимо жить в гармонии с природой, а дети как активные участники воспитательного процесса готовы подражать каждому его движению.

Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Какова же роль природы в формировании личности дошкольника?

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года: когда лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручейка, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, дошкольник непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.

У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений.

Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе детей знакомлю с свойствами и качествами объектов и явлений природы, акцентирую внимание детей на их изменения и развитие.

На развитие личности ребёнка положительно влияют поручения в природе.

Это наиболее доступная форма труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе.

В труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. Знания о природе помогают детям ориентироваться в качествах, признаках и свойствах предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребёнок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными, и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вытекает вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретённые в детстве не разрушаются, — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Поручения привлекают детей, вызывают радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача: формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимостью охраны природы — насущной заботы всего человечества Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного развития и роста. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо решать и рассматривать их в комплексе.

Сложность и разнообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдения, игра, труд, чтение, организация опытов, беседа и т.д.) в их взаимосвязи.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Мною разработаны и реализованы в сотрудничестве с детьми и родителями экологические проекты «Кормушка» и «Экология воды».

Совместная проектная деятельность позволяет родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать своих детей, сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами. Были проведены выставки рисунков и работ »Живое дерево», »Времена года» ,»Планета Земля» , «Береги воду». Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно сказывается на отношение детей к миру природы.

Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, взаимоотношение человека с природой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Список литературы

  1. .Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе С. В. Машкова Издательство «Учитель» 2010 г.
  2. .Организация опытно- экспериментальной деятельности 2-7 лет Мартынова Е.А. Издательство «Учитель» 2010 г.
  3. .Экспериментальная деятельность детей : из опыта работы Менщикова Л.Н. «Учитель»2008 г.
  4. .Зелёные сказки : Экология для малышей Шарыгина Т.А. «Книголюб» 2002 г.
  5. .Секреты знакомых предметов. Пузырёк воздуха. Шапиро А.И. «Агентство образовательного сотрудничества» 2007 г.

Экологическое воспитание: грани соприкосновения двух наук

Если исходить из всех вышеприведенных определений, то цель экологического воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребенка такую систему ценностей, навыков и мотиваций, которая была бы направлена на сохранение устойчивого состояния локальных экосистем и глобальной экосистемы под названием «биосфера».

Экологическая воспитанность ребенка, как и любого человека, — это самоограничение в соответствии с системой ценностей экологического характера. Отличительной особенностью экологического воспитания является повышенный уровень запретов, направленных на сохранение устойчивого состояния экосистем.

Детский возраст вносит существенные коррективы в достижение целей экологического образования и воспитания. Действительно, как можно объяснить ребенку четырех лет, что такое экосистема, и почему нужно что-то охранять. Создается впечатление, что экологическое воспитание — это сплошные запреты. Это иногда может производить отталкивающее впечатление, поэтому такое воспитание — дело тонкое, требующее знания предмета.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]