Безопасность дорожного движения для детей
Не стоит полагаться, что, посмотрев красочный плакат тему дорожной безопасности, ребенок всё усвоит и будет вести себя правильно. Как же тогда научить детей этим важным основам? Нужен систематический комплексный подход. Родители и педагоги должны ненавязчиво и постоянно рассказывать, что нельзя делать, и объяснять, к чему могут привести нарушения правил. Не забывайте и про собственный пример, как нужно соблюдать ПДД.
Методы обучения детей безопасному дорожному движению
Чтобы ребёнок легче усваивал основы безопасности дорожного движения, используйте разнообразные методы. Это поможет эффективнее освоить навык безопасного поведения.
- Объяснительно-иллюстративный метод Беседуйте с малышом, читайте книги с сюжетами о правилах поведения на улице и дороге, изучайте дорожные знаки, рассматривайте плакаты, играйте в дидактические игры и вместе смотрите обучающие мультфильмы.
- Практический метод Находясь на улице, обращайте внимание детей на дорогу, знаки, автомобили и других пешеходов. Дома моделируйте дорожные ситуации с помощью игрушек.
- Художественный метод Раскраски, поделки, рисунки, аппликации на эту тему способствуют закреплению полученных знаний.
- Игровой метод Сюжетно-ролевые игры отлично помогают применить полученные знания и попробовать себя в разных ролях. Создавайте в игре ситуации, которые могут произойти в реальности: например, поиграйте в пассажира и водителя автобуса, в пешехода и водителя такси.
Задачи:
- Образовательные:
повторить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в доме, на водоеме, во время купания; выяснить какие опасности могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; расширить кругозор детей. - Развивающие:
развивать познавательную активность, развивать умение работать сообща, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности учащихся; совершенствовать мыслительные операции анализа, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции; умение критически оценивать работу одноклассников; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях. - Воспитательные:
воспитывать чувства ответственности за совершенные поступки, любознательность и пытливость в процессе учения.
- Оборудование:
плакаты с изображением опасностей в доме и при пожаре; мультимедиа проектор, компьютер, экран, картинки с грибами, ягодами, листы с проверочной работой. - Формы работы:
фронтальная, работа в парах, индивидуальная. - Методы:
беседа, игровые методы, обобщение, анализ. - Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте. У нас сегодня на уроке гости, поздоровайтесь, садитесь и больше мы не отвлекаемся. Сегодня мы будем работать все вместе и чтобы нам было комфортно, мы по кругу скажем друг другу своё имя.
Сегодня на уроке мы поговорим о нашей безопасности. Поможет нам в этом игра, но не обычная игра, а компьютерная. Мы вспомним, какие опасности нас подстерегают дома, в лесу, на водоеме. Узнаем, какие еще есть опасности.
В этом нам помогут герои мультфильмов. Итак, игра наша начинается.
1 уровень игры называется «Домашние опасности».
— Какие опасности могут быть в доме?
Наши герои остались одни дома. Каждый из них взял себе по несколько предметов. Но они не знают, какую опасность представляет каждая вещь. Дайте поможем избежать беды.
(Ответы детей)
( О.Медведева) (слайды)
Ушла мама в магазин,Бимка дома сам — один.Затрезвонил телефон — У щенка пропал весь сон!- Алло, алло! Кто говорит? Папа где?Он здесь стоит.Нет, он занят, извините,Чуть попозже позвоните!Молодцы, 1-й уровень игры вы прошли.
Для нас открыта дверь на 2 -й уровень.
Но, чтобы узнать, как он называется вам нужно отгадать, о чём идет речь в стихотворении Чуковского «Путаница»
. А прочитает нам его Иванов Андрей.
- Море пламенем горит,
- Выбежал из моря кит:
- «Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!»
— О какой опасности идет речь в этих стихах? Как уберечься от нее?
Наши герои хотели составить памятку для вас, но все в ней перепутали.
Вам нужно исправить все ошибки. Картинки на доске.
«Чтобы не было пожара».
- Всегда и везде играй со спичками и зажигалками.
- Самостоятельно зажигай газовую плиту, а в сельском доме не пытайся растапливать печь.
- Оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.
- Играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
- В лесу разжигай костер без взрослых.
Перешли мы на третий уровень игры. Но играть будем чуть позже.
Физкультминутка для глаз.
Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста.
Будьте внимательны! Если я назову предметы, которые могут быть опасны в доме, то глаза поднимите вверх, затем вниз; если назову предметы, которые способствуют возникновению пожара, то глаза – влево-вправо.
Но я расставила ловушки, если назову предметы, относящиеся к другим опасностям, то крепко закрывайте глаза. Нож, спички, утюг, автомобиль, балкон, бензин, светофор.
Молодцы, справились с заданием. Садитесь на свои места.
- — Пока мы отдыхали наши герои перешли на 3 уровень.
- 3 уровень – «Лесные опасности».
- — Что в лесу может быть опасным?
Наши герои собрались идти в лес, и вас приглашают пойти вместе с ними. Но чтобы вы смогли быть с ними, они решили проверить, насколько хорошо вы знаете съедобные грибы и ягоды.
У вас на столах лежат картинки грибов, ягод. Вам нужно собрать в корзинку съедобные грибы и ягоды, а ядовитые отложить в сторону.
(Проверка)
Посмотрите, к ним приближаются какие-то насекомые. Они опасны для человека? Чем?
Картинки на доске.
4 уровень – «Как нужно купаться?».
Герои побежали от насекомых и оказались возле реки. Был очень жаркий день и они решили искупаться. Давайте им подскажем, как надо вести себя на водоеме, чтобы не случилась беда.
(Ответы детей)
Открытый водоем – это всегда риск. И нужно сделать так, чтобы этот риск был минимальным. Для начала прочитайте правила поведения на пляже, где вы собираетесь отдыхать, -они обычно вывешены на видном месте. Обратите внимание на ограничение купальных зон и знаки предупреждения об опасных местах. Старайтесь не купаться в незнакомых местах, особенно в одиночку.
Теперь несколько советов:
- Не ныряй в незнакомых местах;
- Не заплывай за буйки;
- Не заплывай далеко на надувных матрасах, игрушках, камерах;
- Не устраивай на воде игр с захватами;
- Не отплывай далеко от берега и не переплывай водоем на спор;
- Не заплывай где ходят суда, и не приближайся к ним, тебя может затянуть винтами двигателя под днище.
5 уровень – «Этот подозрительный тип…»
Нашим героям нужно возвращаться домой. Пойдемте вместе с ними.
- Физкультминутка.
- По дорожке, по дорожке, скачем мы на правой ножке.
- И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
- По тропинке побежали, до лужайки добежали.
- На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем, и домой пешком пойдем.
— мы шли и незаметно для себя перешли на 5 уровень. Как вы думаете, кто это подозрительный тип…
Мы вспомнили о том, как нужно вести себя дома, в лесу, на водоеме, чтобы не случилась беда. Но мы живем на не обитаемом острове, а в городе, где нас окружают множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в различных ситуациях с незнакомыми людьми. А Кузнецов Сережа нам прочитает стихотворение.
Мама все мои секреты знает,И всегда мне во всем помогает. Если что-нибудь случится вдруг,Мама – самый верный друг.Угощают часто нас,Только помни каждый раз:Бери угощения лишь у знакомых,А не у чужих, с виду скромных и добрых.
- О чём говорится в этом стихотворении?
- ( Ответы детей)
- Правильно, о незнакомцах.
- Надо знать несколько правил безопасности на случай встречи с подозрительным незнакомцем.
Правило 1.
Гулять по улице лучше в компании друзей. Злоумышленники предпочитают иметь дело с детьми, которые бродят в одиночку. Немедленно отойдите от края тротуара, если рядом притормозила машина или она медленно едет следом. Водитель может говорить вам что угодно, подзывая вас подойти поближе. Не обращайте на это внимание и держитесь от машины на расстоянии 3-4 метра.
Правило 2
. Никогда не соглашайся пойти с незнакомым человеком, если он об этом просит. Незнакомец может быть и женщина, и сверстник. Всегда сообщай родным или друзьям, куда ты идешь и с кем. Ну и уж если тебя кто-то хватает, тянет за собой- вырывайся, бей обидчика ногами, кусайся. И главное -кричи.
Например « Оставь, меня! Я тебя не знаю! Или Ты не мой отец! Ты хочешь меня похитить!».
Именно такие фразы могут скорее привлечь внимание прохожих, чем просто крик « Помогите!» Главное, чтобы было сразу понятно, что это не семейная ссора, что этот человек тебе совсем чужой, что тебя куда-то уводят против твоей воли.
Правило 3
. Если к вам на улице подошел незнакомый взрослый человек и без всякого повода вдруг заговаривает с вами. Это не совсем обычно.
И уж совсем странно, если он просит помочь в чём-нибудь, на пример вместе поискать заблудившегося котёнка, зайти в кафе, поиграть в компьютерную игру.
Запомните: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям. Конечно, самое надежное — вообще не вступать в разговор с незнакомцем.
- Правило 4.
- Проверь надежность замков и запоров;
- Никогда не открывай дверь незнакомцу, какие бы причины он не называл и кем бы он не представился;
Если позвонили в дверь, нужно вначале посмотреть в дверной глазок, встав слева от двери и спросить « кто?», не открывать, пока не убедишься, что пришёл хорошо знакомый тебе человек.
6 уровень. Это финальный уровень нашей игры. Если вы его успешно пройдете, значит, вы выиграете сегодня на уроке.
- Герои вами очень довольны и хотят проверить, как вы усвоили материал.
- — Они предлагают вам выполнить небольшую работу «Проверь себя».
- (Раскрась картинки, где Катя поступает правильносамостоятельное выполнение задания, взаимопроверка).(слайды)
- Наша игра завершается. Герои хотят, чтобы вы запомнили правило четырех «Не», которое полицейский многих стран специально придумали для детей.
- Никогда не разговаривай с незнакомцем.
- Никогда не садись в машину к незнакомцу.
- Не играй по дороге из школы домой.
- Не играй с наступлением темноты.