Фитбол-гимнастика в детском саду
- 26 января 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Опыт работы с фитбол – мячами в образовательной деятельности ДОУ. Особенности обучения и развития детей с нарушенным слухом в физкультурно-оздоровительной работе.
Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим имеют хороший лечебный эффект.
Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.
Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.
С 2009 года наш детский сад посещают дети с нарушением слуха (слабослышащие и после кохлеарной имплантации). Для дошкольников с нарушенным слухом физическое воспитание играет еще большую роль, чем для их нормально развивающихся сверстников, потому что им свойственны разнообразные изменения в двигательной сфере. К наиболее характерным и ярко выраженным относятся:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,
- трудность сохранения статистического и динамического равновесия,
- относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.
Такие особенности в развитии детей связаны с нарушением работы вестибулярного аппарата. Поэтому сейчас на занятиях особый акцент делается на развитие вышеперечисленных физических качеств.
Поэтому на физкультурных занятиях и в других формах образовательной деятельности, было решено использовать фитбол – мячи.
В данный момент применение фитбол – мячей особенно актуально, потому что они имеют ряд преимуществ, среди другого инвентаря. Такие мячи, как средство оздоровительно-коррекционной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный, связочно-мышечный аппарат. Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, развитие механизма равновесия и ритма движений.
Опыт моей работы с фитбол – мячами позволяет мне рекомендовать их в качестве высокоэффективного и доступного средства в физическом развитии ребенка – дошкольника.
Такие мячи значительно расширяют возможности физкультурно-оздоровительной работы, и способствует повышению эффективности психолого-педагогической, коррекционной и реабилитационной поддержки ребёнка.
Фитбол — гимнастика в детском саду
Существуют множество разнообразных мячей: и с ручками, «рожками», и овальные, и с пупырышками. Они имеют не только различную форму и размер, но ещё и яркий цвет. Дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.
Где можно использовать фитбол мячи?
Используя фитбол мячи в занятиях сочетается работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, тем самым усиливается и эффект занятий.
Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе:
- на занятиях в качестве физкультминутки;
- на прогулке;
- в самостоятельных играх детей, эстафетах;
- в развлечениях, праздниках и досугах;
- в индивидуальной работе;
- с использованием дыхательных упражнений,
- ритм-блоков с музыкой;
- для освоения ОВД и ОРУ.
Очень эффективно использование фитбол – мячей в совместной работе с родителями. Особенно хорошо нормализуются детско – родительские отношения. Дети ощущают радость от совместной двигательной деятельности, а так же поддержку родителя.
Фитбол – мячи вносят разнообразие в проведение досугов, праздников и развлечений. Приемы с использованием речевок, музыкального сопровождения, помогают координировать движения, дыхание и речь, так как индивидуальный внутренний ритм таких детей часто замедлен. Также можно сочетать дыхательную гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства.
Использование фитбол – мячей повышает эмоциональную включенность детей в занятие.
Повышает эффективность оздоровительных задач и усвоение материала.
Также фитболы позволяют разнообразить подвижные и эстафетные игры, они дарят детям радость и здоровье.
Этапы обучения
Обучение на мячах проходит в несколько этапов.
Но начиная работать на мячах, следует знать, что мяч должен соответствовать возрасту ребёнка – 45см-4-5лет; 50см-5-6 лет; 55см-6-7 лет. При посадке на мяч, угол между бедром и голенью должен быть 90*.
Овальные мячи удобны тем, что опора становится более устойчивая, такие мячи подходят детям на первой стадии обучения и для тех, кто боится упасть.
И начинать использовать фитболы можно уже с раннего возраста.
Мяч для детей младшего возраста является средством коммуникации. Он помогает быстро найти контакт с ребёнком. Заставляет ребёнка всё время находиться в движении, тем самым постоянно вызывает новый интерес. (Покатить, подбросить, похлопать, попрыгать на мяче, покататься на нём, полежать).
Целью 1 этапа является:
- освоение мяча как оборудования. Здесь можно использовать такие упражнения, как любые прокатывания, отбивания мяча, похлопывания, перебрасывания в паре, в кругу.
- обучение правильной посадке на мяче.
Второй этап является самым трудоёмким:
Цель 2 этапа:
- научить детей основным исходным положениям. Таких положений на мяче около 7-8.
- тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных.
3 этап
(зависит от уровня освоения 2 этапа).
Целью данного этапа является:
- научить основным динамическим движениям с мячом.
Дети выполняют упражнения в группах, из любых исходных положений, прыжки на мяче на месте и в движении, в свободной деятельности.
Упражнения с фитбол – мячами можно проводить как часть занятия, используя их только в основной части.
Также, можно построить занятие так, чтобы мячи были использованы на протяжении всего занятия.
Поэтому для достижения лечебного и профилактического эффекта комплексы с фитболами включаются в образовательный процесс регулярно курсами 3-4 раза в год, в течение 1-1,5 мес. Это составляет 10-12 занятий за1 курс.
Конечно, все занятия для дошкольников строятся в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Какие задачи решаются при использовании фитбол-гимнастики?
Занятия в старшей и подготовительной группах, после освоения трёх этапов, можно проводить, используя мячи на протяжении всего занятия. По структуре оно напоминает классическое занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:
Вводная часть
- развитие всех видов внимания,
- восприятия и памяти,
- ориентировки в пространстве на материале основных движений.
Основная часть
- освоение общеразвивающих упражнений ,
- упражнений на фитболах ,
- основных видов движений.
Заключительная часть
- подвижная игра,
- релаксация.
Рассмотрим отдельно, каждую часть занятия. Какие двигательные задания и упражнения можно включать в данную часть?
Вводная часть 3-5 мин
- Построение, различные виды ходьбы, движения руками с мячом
- Бег с ведением мяча, с прокатыванием
- Прыжки с мячом между ног, с продвижением, сидя на мяче.
- Ходьба с восстановлением дыхания и различные виды перестроений в движении.
Основная часть 15-20 мин
- укрепление мышечного корсета вокруг позвоночника
- повышение подвижности и гибкости позвоночника
- тренировка сердечно-сосудистой системы
- улучшение дренажной функции легких и укрепление дыхательной мускулатуры.
Заключительная часть 3-5 мин
- восстановление сердечно-сосудистой и дыхательной систем
- включает спокойную игру и упражнения на расслабление.
Список использованной литературы:
- 1. Коррекционная «Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста». / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц и др. – Москва: «Просвещение», 1991 год.
- Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы. / Казина О.Б. – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2005. – 140 с.
- Оздоровление детей в условиях детского сада. /Л.В. Кочеткова. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 112с.
- Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет: /И.К. Шилкова — М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2001. – 336 с.
- Система оздоровительной тренировки «Изотон», «Спортивные технологии»
Презентация
Автор: Степанова Светлана Николаевна, воспитатель по физической культуре высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 1747, дошкольное отделение «Оленёнок», г. Москва. Стаж работы 13 лет. Награждена Почётной грамотой Министерства Образования и Науки Российской Федерации.
Фитбол для детей
В детской практике упражнения на фитболах применяются даже для лечения младенцев первого года жизни. Они показаны малышам с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Занятия проводятся с помощью инструктора или родителей, которые держат ребенка за ручки или ножки и определенным образом катают его на шаре. Подобные тренировки проводят ежедневно или через день.
Особенности!
Тренировки с использованием коррекционного шара с технической точки зрения безопасны, поскольку он сделан из очень прочного упругого материала – ледрапластика. Даже при механическом повреждении фитбол не лопнет, а медленно сдуется, не травмировав ребенка.
В более взрослом возрасте дети занимаются фитбол-аэробикой сами под руководством взрослых. Такие упражнения даже входят в программу занятий дошкольников в некоторых детских садах. Тренировки проходят в игровой форме, для того чтобы заинтересовать детей и привить им любовь к физической культуре.
Фитбол-гимнастика необходима не только малышам, имеющим проблемы со здоровьем, но и абсолютно здоровым детям, чтобы позаботиться об их гармоничном физическом развитии.
Как звери филина лечили
Задумал однажды филин узнать, кто ему в лесу друг, а кто враг. Лег он в своем гнезде, голову свесил и заохал, будто заболел очень. Шел мимо медведь, услышал, как филин на весь лес охает (медведь).
– Что с тобой, филин? – спрашивает. – Чего так стонешь?
– Да вот, заболел я, умираю, – отвечает филин.
– Погоди умирать, – говорит медведь, – я тебя сейчас вылечу, – и ушел.
А филин еще громче стонет. Услышал его заяц. Испугался сначала, а потом к дереву подошел – надо же узнать, что случилось! (зайчик)
– Эй, филин, что случилось-то? – спрашивает.
– Ох, заболел я совсем. Наверное, умру скоро, – говорит филин.
– Нет, филин, нет! Подожди немного, я сейчас! – и убежал. «Ну вот, – думает филин, – все меня покинули, а еще друзья называются!» И заохал пуще прежнего от обиды. Даже змея его услышала, задрала голову, посмотрела сочувственно и уползла (змея). А тут лоси мимо скакали. Остановились они под деревом, слушают, как филин охает. Опустили головы, задумались. Потом тихонько посоветовались и в разные стороны поскакали, только пыль за ними поднялась (лошадка). А филин знай себе охает.
Даже летучую мышь разбудил, которая обычно днем спит. Прилетела она к филину в гнездо, стала расспрашивать (летучая мышь). Сидит летучая мышь в гнезде у филина, утешает его:
– Только ты мне друг, – говорит филин, – а все остальные меня бросили.
Вдруг слышат они: хворост на тропинке трещит. Глянул филин, а это медведь ему целую корзинку орехов приволок (орешек).
– Лечись, – говорит, – Филя, ешь орехи, в них сила твоя.
Все звери в лесу уже слышали про болезнь филина, заспешили к нему, несут, кто что может. Прибежала лисичка: «Меня змея к тебе послала. Сама-то медленно ползает, да и старая очень. Вот и велела сухой малины тебе принести. Пей чай малиновый, Филя, он очень помогает». А сама хвостом вертит – не терпится ей поскорее филина вылечить (лисичка).
Тут и зайчик подоспел, морковку принес:
– Ешь, Филя, в ней витаминов много! – А сам так и подпрыгивает, смотрит, как филин морковку будет грызть.
Следом за ним лоси примчались, ящерицу на себе привезли с другого конца леса, чтобы она больного осмотрела. Она уже старая была, но все звери у нее лечились. Подняла ящерица хвостик, больного поприветствовала (ящерица), а потом корешок лечебный дала.
Даже маленький паучок к филину прибежал и стал его мухой угощать (паучок). И понял филин, как много у него настоящих друзей в лесу. И даже стыдно ему стало, что столько зверей он побеспокоил. А звери устроили на поляне настоящий пир в честь выздоровления филина.
Организационно-методические указания к занятиям на фитболах
Занятия на гимнастических мячах проходят в 4 этапа:
- Сначала задания на фитболах дают в комбинации с классической аэробикой. В тренировку включают 5-6 упражнений с использованием мячей. Поначалу дети нуждаются в подстраховке, поскольку у них не всегда получается удержаться на мяче.
- Затем акцент делают на правильности выполнения заданий, физиологичной посадке на мяче, удержании равновесия. Элементы гимнастики выполняются сидя или лежа на фитболе. Особое внимание уделяют упражнениям на расслабление.
- На данном этапе основной задачей считается наращивание темпа, чтобы все дети научились выполнять упражнения синхронно. Дополнительно вводятся задания на растяжение.
- После того, как базовая программа усвоена, можно совершенствовать технику выполнения гимнастических элементов и постепенно их усложнять.
Заниматься с детьми на фитболе желательно не только в детских садах, но и в домашних условиях. Гимнастический шар станет полезным приобретением не только для ребенка, но и для всей семьи, поскольку фитбол-аэробика практически не имеет противопоказаний, а занятия физкультурой важны в любом возрасте.