Учебно-методическая программа «Фитбол- гимнастика в детском саду»методическая разработка по физкультуре по теме


Фитбол-гимнастика в детском саду

  • 26 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Опыт работы с фитбол – мячами в образовательной деятельности ДОУ. Особенности обучения и развития детей с нарушенным слухом в физкультурно-оздоровительной работе.

Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим имеют хороший лечебный эффект.

Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.

Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.

С 2009 года наш детский сад посещают дети с нарушением слуха (слабослышащие и после кохлеарной имплантации). Для дошкольников с нарушенным слухом физическое воспитание играет еще большую роль, чем для их нормально развивающихся сверстников, потому что им свойственны разнооб­разные изменения в двигательной сфере. К на­иболее характерным и ярко выраженным относятся:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,
  • трудность сохранения статистического и дина­мического равновесия,
  • относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.

Такие особенности в развитии детей связаны с нарушением ра­боты вестибулярного аппарата. Поэтому сейчас на занятиях особый акцент делается на развитие вышеперечисленных физических качеств.

Поэтому на физкультурных занятиях и в других формах образовательной деятельности, было решено использовать фитбол – мячи.

В данный момент применение фитбол – мячей особенно актуально, потому что они имеют ряд преимуществ, среди другого инвентаря. Такие мячи, как средство оздоровительно-коррекционной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опор­но-двигательный, связочно-мышечный аппарат. Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования ве­стибулярного аппарата, развитие механизма равновесия и ритма движений.

Опыт моей работы с фитбол – мячами позволяет мне рекомендовать их в качестве высокоэффективного и доступного средства в физическом развитии ребенка – дошкольника.

Такие мячи значительно расширяют возможности физкультурно-оздоровительной работы, и способствует повышению эффективности психолого-педагогической, коррекционной и реабилитационной поддержки ребёнка.

Фитбол — гимнастика в детском саду

Существуют множество разнообразных мячей: и с ручками, «рожками», и овальные, и с пупырышками. Они имеют не только различную форму и размер, но ещё и яркий цвет. Дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.

Где можно использовать фитбол мячи?

Используя фитбол мячи в занятиях сочетается работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, тем самым усиливается и эффект занятий.

Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе:

  • на занятиях в качестве физкультминутки;
  • на прогулке;
  • в самостоятельных играх детей, эстафетах;
  • в развлечениях, праздниках и досугах;
  • в индивидуальной работе;
  • с использованием дыхательных упражнений,
  • ритм-блоков с музыкой;
  • для освоения ОВД и ОРУ.

Очень эффективно использование фитбол – мячей в совместной работе с родителями. Особенно хорошо нормализуются детско – родительские отношения. Дети ощущают радость от совместной двигательной деятельности, а так же поддержку родителя.

Фитбол – мячи вносят разнообразие в проведение досугов, праздников и развлечений. Приемы с использованием речевок, музыкального сопровождения, помогают координировать движения, дыхание и речь, так как индивидуальный внутренний ритм таких детей часто замедлен. Также можно сочетать дыхательную гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства.

Использование фитбол – мячей повышает эмоциональную включенность детей в занятие.

Повышает эффективность оздоровительных задач и усвоение материала.

Также фитболы позволяют разнообразить подвижные и эстафетные игры, они дарят детям радость и здоровье.

Этапы обучения

Обучение на мячах проходит в несколько этапов.

Но начиная работать на мячах, следует знать, что мяч должен соответствовать возрасту ребёнка – 45см-4-5лет; 50см-5-6 лет; 55см-6-7 лет. При посадке на мяч, угол между бедром и голенью должен быть 90*.

Овальные мячи удобны тем, что опора становится более устойчивая, такие мячи подходят детям на первой стадии обучения и для тех, кто боится упасть.

И начинать использовать фитболы можно уже с раннего возраста.

Мяч для детей младшего возраста является средством коммуникации. Он помогает быстро найти контакт с ребёнком. Заставляет ребёнка всё время находиться в движении, тем самым постоянно вызывает новый интерес. (Покатить, подбросить, похлопать, попрыгать на мяче, покататься на нём, полежать).

Целью 1 этапа является:

  • освоение мяча как оборудования. Здесь можно использовать такие упражнения, как любые прокатывания, отбивания мяча, похлопывания, перебрасывания в паре, в кругу.
  • обучение правильной посадке на мяче.

Второй этап является самым трудоёмким:

Цель 2 этапа:

  • научить детей основным исходным положениям. Таких положений на мяче около 7-8.
  • тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных.

3 этап
(зависит от уровня освоения 2 этапа).
Целью данного этапа является:

  • научить основным динамическим движениям с мячом.

Дети выполняют упражнения в группах, из любых исходных положений, прыжки на мяче на месте и в движении, в свободной деятельности.

Упражнения с фитбол – мячами можно проводить как часть занятия, используя их только в основной части.

Также, можно построить занятие так, чтобы мячи были использованы на протяжении всего занятия.

Поэтому для достижения лечебного и профилактического эффекта комплексы с фитболами включаются в образовательный процесс регулярно курсами 3-4 раза в год, в течение 1-1,5 мес. Это составляет 10-12 занятий за1 курс.

Конечно, все занятия для дошкольников строятся в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Какие задачи решаются при использовании фитбол-гимнастики?

Занятия в старшей и подготовительной группах, после освоения трёх этапов, можно проводить, используя мячи на протяжении всего занятия. По структуре оно напоминает классическое занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:

Вводная часть

  • развитие всех видов внимания,
  • восприятия и памяти,
  • ориентировки в пространстве на материале основных движений.

Основная часть

  • освоение общеразвивающих упражнений ,
  • упражнений на фитболах ,
  • основных видов движений.

Заключительная часть

  • подвижная игра,
  • релаксация.

Рассмотрим отдельно, каждую часть занятия. Какие двигательные задания и упражнения можно включать в данную часть?

Вводная часть 3-5 мин

  • Построение, различные виды ходьбы, движения руками с мячом
  • Бег с ведением мяча, с прокатыванием
  • Прыжки с мячом между ног, с продвижением, сидя на мяче.
  • Ходьба с восстановлением дыхания и различные виды перестроений в движении.

Основная часть 15-20 мин

  • укрепление мышечного корсета вокруг позвоночника
  • повышение подвижности и гибкости позвоночника
  • тренировка сердечно-сосудистой системы
  • улучшение дренажной функции легких и укрепление дыхательной мускулатуры.

Заключительная часть 3-5 мин

  • восстановление сердечно-сосудистой и дыхательной систем
  • включает спокойную игру и упражнения на расслабление.

Список использованной литературы:

  1. 1. Коррекционная «Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста». / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц и др. – Москва: «Просвещение», 1991 год.
  2. Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы. / Казина О.Б. – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2005. – 140 с.
  3. Оздоровление детей в условиях детского сада. /Л.В. Кочеткова. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 112с.
  4. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет: /И.К. Шилкова — М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2001. – 336 с.
  5. Система оздоровительной тренировки «Изотон», «Спортивные технологии»

Презентация

Автор: Степанова Светлана Николаевна, воспитатель по физической культуре высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 1747, дошкольное отделение «Оленёнок», г. Москва. Стаж работы 13 лет. Награждена Почётной грамотой Министерства Образования и Науки Российской Федерации.

Фитбол для детей

В детской практике упражнения на фитболах применяются даже для лечения младенцев первого года жизни. Они показаны малышам с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Занятия проводятся с помощью инструктора или родителей, которые держат ребенка за ручки или ножки и определенным образом катают его на шаре. Подобные тренировки проводят ежедневно или через день.

Особенности!

Тренировки с использованием коррекционного шара с технической точки зрения безопасны, поскольку он сделан из очень прочного упругого материала – ледрапластика. Даже при механическом повреждении фитбол не лопнет, а медленно сдуется, не травмировав ребенка.

В более взрослом возрасте дети занимаются фитбол-аэробикой сами под руководством взрослых. Такие упражнения даже входят в программу занятий дошкольников в некоторых детских садах. Тренировки проходят в игровой форме, для того чтобы заинтересовать детей и привить им любовь к физической культуре.

Фитбол-гимнастика необходима не только малышам, имеющим проблемы со здоровьем, но и абсолютно здоровым детям, чтобы позаботиться об их гармоничном физическом развитии.

Как звери филина лечили

Заду­мал одна­жды филин узнать, кто ему в лесу друг, а кто враг. Лег он в своем гнезде, голову све­сил и зао­хал, будто забо­лел очень. Шел мимо мед­ведь, услы­шал, как филин на весь лес охает (мед­ведь).

– Что с тобой, филин? – спра­ши­вает. – Чего так стонешь?

– Да вот, забо­лел я, уми­раю, – отве­чает филин.

– Погоди уми­рать, – гово­рит мед­ведь, – я тебя сей­час вылечу, – и ушел.

А филин еще громче сто­нет. Услы­шал его заяц. Испу­гался сна­чала, а потом к дереву подо­шел – надо же узнать, что слу­чи­лось! (зай­чик)

– Эй, филин, что слу­чи­лось-то? – спрашивает.

– Ох, забо­лел я совсем. Навер­ное, умру скоро, – гово­рит филин.

– Нет, филин, нет! Подо­жди немного, я сей­час! – и убе­жал. «Ну вот, – думает филин, – все меня поки­нули, а еще дру­зья назы­ва­ются!» И зао­хал пуще преж­него от обиды. Даже змея его услы­шала, задрала голову, посмот­рела сочув­ственно и уползла (змея). А тут лоси мимо ска­кали. Оста­но­ви­лись они под дере­вом, слу­шают, как филин охает. Опу­стили головы, заду­ма­лись. Потом тихонько посо­ве­то­ва­лись и в раз­ные сто­роны поска­кали, только пыль за ними под­ня­лась (лошадка). А филин знай себе охает.

Даже лету­чую мышь раз­бу­дил, кото­рая обычно днем спит. При­ле­тела она к филину в гнездо, стала рас­спра­ши­вать (лету­чая мышь). Сидит лету­чая мышь в гнезде у филина, уте­шает его:

– Только ты мне друг, – гово­рит филин, – а все осталь­ные меня бросили.

Вдруг слы­шат они: хво­рост на тро­пинке тре­щит. Гля­нул филин, а это мед­ведь ему целую кор­зинку оре­хов при­во­лок (оре­шек).

– Лечись, – гово­рит, – Филя, ешь орехи, в них сила твоя.

Все звери в лесу уже слы­шали про болезнь филина, заспе­шили к нему, несут, кто что может. При­бе­жала лисичка: «Меня змея к тебе послала. Сама-то мед­ленно пол­зает, да и ста­рая очень. Вот и велела сухой малины тебе при­не­сти. Пей чай мали­но­вый, Филя, он очень помо­гает». А сама хво­стом вер­тит – не тер­пится ей поско­рее филина выле­чить (лисичка).

Тут и зай­чик подо­спел, мор­ковку принес:

– Ешь, Филя, в ней вита­ми­нов много! – А сам так и под­пры­ги­вает, смот­рит, как филин мор­ковку будет грызть.

Сле­дом за ним лоси при­мча­лись, яще­рицу на себе при­везли с дру­гого конца леса, чтобы она боль­ного осмот­рела. Она уже ста­рая была, но все звери у нее лечи­лись. Под­няла яще­рица хво­стик, боль­ного попри­вет­ство­вала (яще­рица), а потом коре­шок лечеб­ный дала.

Даже малень­кий пау­чок к филину при­бе­жал и стал его мухой уго­щать (пау­чок). И понял филин, как много у него насто­я­щих дру­зей в лесу. И даже стыдно ему стало, что столько зве­рей он побес­по­коил. А звери устро­или на поляне насто­я­щий пир в честь выздо­ров­ле­ния филина.

Организационно-методические указания к занятиям на фитболах

Занятия на гимнастических мячах проходят в 4 этапа:

  1. Сначала задания на фитболах дают в комбинации с классической аэробикой. В тренировку включают 5-6 упражнений с использованием мячей. Поначалу дети нуждаются в подстраховке, поскольку у них не всегда получается удержаться на мяче.
  2. Затем акцент делают на правильности выполнения заданий, физиологичной посадке на мяче, удержании равновесия. Элементы гимнастики выполняются сидя или лежа на фитболе. Особое внимание уделяют упражнениям на расслабление.
  3. На данном этапе основной задачей считается наращивание темпа, чтобы все дети научились выполнять упражнения синхронно. Дополнительно вводятся задания на растяжение.
  4. После того, как базовая программа усвоена, можно совершенствовать технику выполнения гимнастических элементов и постепенно их усложнять.

Заниматься с детьми на фитболе желательно не только в детских садах, но и в домашних условиях. Гимнастический шар станет полезным приобретением не только для ребенка, но и для всей семьи, поскольку фитбол-аэробика практически не имеет противопоказаний, а занятия физкультурой важны в любом возрасте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]