Педагогическая технология «Клубный час»
Алёна Богачёва
Педагогическая технология «Клубный час»
Актуальность
Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.
Внедрение новых технологий социализации детей в дошкольном учреждении. таких технологий развития саморегуляции поведения дошкольников — «Клубный час»
.
Педагогическая технология «Клубный час»
заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения.
Для успешного внедрения этой технологии является огромное желание и участие всего педагогического коллектива, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства
Цель технологии «Клубный час»
— позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ
Задачами «Клубного часа»
являются:
воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
обучение ориентировки в пространстве;
воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования)
переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Типы «Клубного часа»
:
«Свободный»
— когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада
(в помещении или на улице)
и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематические»
— которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию
«Космос»
, это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины
«космонавт»
;
«Деятельностный»
— когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.
Проведению «Клубного часа»
предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и
педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа»
, а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1. Тематику «Клубных часов»
, перспективный тематический план К. Ч. на полугодие.
2. Определяют периодичность и длительность К. Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»
4. Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.
5. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.
Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»
Говори «здравствуйте»
и
«до свидания»
, когда входишь в другую группу.
Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ
Говори спокойно.
Ходи спокойно.
Возвращайся в группу по сигналу звонка.
Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.:
Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа»
, закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.
Педагоги определяют сигнал окончания К. Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.
Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.
C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа:
· Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час»
, зачем он нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»
· Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле)
они находятся.
· В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.
· В-четвертых, выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический»
или
«деятельностный»
К. Ч.
Непосредственно перед проведением первого К. Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К. Ч.Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.
— Где ребенок был?
— Что ему запомнилось?
— Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
— Планировал ли он перед К. Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
— Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями,о том:
— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?
— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей,
— соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.
— какие задачи необходимо решать на предстоящем К. Ч
Вывод:
В целом регулярное проведение К. Ч. раз в неделю,уже в течении 5-ти месяцев позволит зафиксировать следующие изменения у детей:
Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.
Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.
«Клубный час- как эффективное средство социализации в ДОУ»
— творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
Клубный час может проводиться 1 раз в месяц в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам во второй половине дня.
Предварительная работа
Чтобы организовать клубный час, необходимо провести предварительную работу. Педагоги изучают теоретические основы социально-коммуникативного развития детей. Подбирают соответствующую методическую литературу. Просматривают вместе видеозаписи из опыта работы, как проводят клубный час другие педагоги. Обсуждают план предстоящего мероприятия, привлекая всех сотрудников детского сада.
Затем на собрании в группе воспитатель рассказывает родителям о цели, особенностях проведения клубного часа в детском саду. Главный акцент следует сделать на то, как дети должны себя вести во время мероприятия, какие предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Совместно обсуждаются общие организационные и содержательные моменты.
Далее воспитатель организует работу с детьми в группе. Повторяет с ними правила поведения во время клубного часа, оформляет памятки.
Правила поведения во время Клубного часа
• Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь.
• Если взял поиграть игрушку, положи ее на место, когда уходишь.
• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
• Помогай проводить занятие во время «клубного часа».
• Говори и ходи спокойно.
• Возвращайся в группу по сигналу звонка.
• Если не хочешь ходить в другие группы, можно остаться в своей группе.
• Если устал, можешь вернуться в свою группу.
Воспитатель вместе с дошкольниками изготавливает специальные сумочки. В них дети складывают жетоны и блокноты для записей. Жетоны, лежащие в сумочке у каждого ребёнка, являются расчётным материалом. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них жетоны: когда ребенок первый раз нарушил правила – один жетон, второй раз – второй жетон и лишают ребёнка участия в следующем клубном часе, третий раз – третий жетон и лишают ребёнка участия в двух последующих клубных часах.
Проведение клубного часа
В клубном часе участвуют дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Во вступительной части воспитатель раздаёт планы-схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками.
По сигналу колокольчика дети выходят из группы, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, отмеченные условным изображением, где для них организована образовательная деятельность.
Мастер-класс Тема: «Клубный час — современная технология эффективной социализации»
Мастер-класс
Тема: «Клубный час — современная технология эффективной социализации»
Ведущий мастер-класса:
воспитатель МБОУ НОШ с. Северный
Красноперова Татьяна Владимировна
Цель:
повысить педагогическую компетентность педагогов в области успешной социализации детей дошкольного возраста, с привлечением субъектов педагогического процессав образовательном учреждении: детей, педагогов, родителей. Познакомить с современной технологией эффективной социализации– «Клубный час».
Раздаточный материал:
(ватман 3 шт., мелки, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы, предполагаемые темы с целью и задачами, колокольчик, свеча).
Педагог:
Добрый день уважаемые коллеги разрешите представиться – Романова С.В. воспитатель МБОУ НОШ с.Северный.
В нашем учрежденииуспешно реализован проект по этнокультурному образованию «Разные народы – разные традиции». Одно из направлений проекта называлось «Все прекрасное – детям». В это направление включались мероприятия разнообразной тематики, включающие все области развития ребенка. А ваше внимание мы хотели бы обратить одну из технологий эффективной социализации дошкольников — «Клубный час».
1.Выступление. Технология – «Клубный час»
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Нами были определены основные цели «Клубного часа»:
—воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
—учить детей ориентироваться в пространстве;
—воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
-формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
-помогать приобретать жизненный опыт) необходимый для самоопределения и саморегуляции.
Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа: изготавливаются сумочки, жетоны по 3 шт. каждому ребёнку, схема-план учреждения, колокольчик. О проведении клубного часа родители заранее предупреждаются.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1). тематику
«Клубного часа» и участников. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга. Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
-свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
-тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца.
-деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.
-творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
2).
периодичность и длительность
«Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
3).
правила поведения детей
во время «Клубного часа» обсуждаются и устанавливаются совместно с детьми в группе. Можно повесить….
4). организационные моменты
«Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. Заранее приготовив различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;
С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:
· организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия, и кто хотел бы на него пойти;
· обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
· объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
· выдается план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий;
· устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. У каждого ребенка с собой на плече имеется сумочка. Вкоторой лежат три жетона. И за нарушение правил (плохое поведение) взрослый забирает жетон. Если у ребенка по окончанию клубного часа не остается жетонов. То он лишается возможности учувствовать в клубном часе на следующей неделе.
· непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Выдаётся план — карта, на которой отмечены места в ДОО, куда можно пойти, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
После завершения
«Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.
Обсуждаются примерно такие вопросы:
-Где ребёнок был?;
-Что тебе запомнилось?;
-Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?;
-Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
-Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения
каждого мероприятия на педагогическом совете обсуждается:
-что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
-как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);
-соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; -какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Хотелось бы отметить. Что в местах, отведенных для проведения клубного часа дети особо не предоставленысами себе, с детьми проводится различная творческая или познавательная работа, вольность детей заключается в том, что они могут в любой момент уйти из кабинета и пойти в другое место, которое обозначено на карте.
2.Просмотр ролика о клубном часе.
3.Практическая деятельность.
Педагог:
А сейчас, я предлагаю вам разделиться на три группы, каждая из которых выберет себе понравившуюся тему и попробует разработать свой клубный час. Также вместе с темой вам предложены цель и задачи, вы можете ими воспользоваться как полностью, так и частично. Кроме темы, цели, задач, вам необходимо придумать какой деятельность будут заниматься дети, придя на любую из станций. Это может быть познавательная (информационная), творческая, продуктивная, игровая, художественная, конструктивная, музыкальная деятельность, но все они должны быть объединены единой темой и целью. В конце каждая группа представит нам модель (проект) своего клубного часа и расскажет, чем дети будут заниматься в течение клубного часа. Форма представления может быть любой. Для этого вы можете использовать предложенный материал. Время на работу определим 15 минут и по 3 минуты на представление своей модели.
4.Работа в группах (15 минут).
5.Представление моделей клубных часов (по 3 минуты).
6.Рефлексивный круг.
Педагог:
При завершении любого клубного часа проводится рефлексивный круг, я вас тоже приглашаю встать в круг ипередавая свечу прошу вас коротко высказать свое мнение, вызвала ли интерес данная технология и будете ли вы ее применять в работе с детьми, еще вы можете дополнить свой ответ, тем что на ваш взгляд было наиболее привлекательным в нашем мастер-классе.
Клубный час в физкультурном зале
Самое важное в воспитании ребенка — это его социализация. Для своего полноценного развития ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми. Развитие коммуникабельности несет особую, значимую роль в общем развитии детей и их дальнейшей жизни.
Всем известно что дети познаю мир через игру. Через игру так же прекрасно развивается и коммуникабельность.
Физкультурный зал для детей дошкольного возраста является излюбленным местом для игр. В подвижных и малоподвижных играх ребенок развивает двигательные навыки, развивается физически морально и умственно. В играх дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивается умение контактировать.
В реализации технологии «Клубный час» в нашем ДОУ приняли участие и узкие специалисты: психолог, музыкальный руководитель, логопед и инструктор по физической культуре.
Физкультурный зал приветствует большее количество детей на «Клубном часе» разного возраста. Это дети 5-6 лет и 6-7 лет. Дети с большим удовольствие выбирают, чем хотели бы заняться, приходя в зал. Выбор занятия происходит во вторник, и уже в пятницу мы приветствуем детей на «Клубном часе». Желание детей превыше всего. Выбор, чем заниматься, только за ними.
Проведения клубного часа в спортивном зале имеем множество преимуществ.
В первых — это большое пространство.
Во вторых — огромное количество спортивного инвентаря.
В третьих – дети могут менять выбор игры. Одна игра может плавно перейти в другую, и дети могут разделиться на группы для игр по интересам.
В физкультурном зале, так же как и в других местах, где проходят «Клубные часы» есть правила. С правилами дети знакомятся сразу, приходя в физкультурный зал.
Весь инвентарь в доступности для детей, они используют его не только по прямому назначению, но придумывают и фантазируют сами. Гимнастические палки могут превратиться в удочки, мягкие модули в корабль или подъемный кран.
В играх с детьми из других групп и другого возраста, дети становятся более раскрепощенными, общительными, дружелюбными. Они учатся договариваться, придумывать новые игры и занятия, новые правила.
По окончанию Клубного часа, подводятся итоги, рефлексия, оставляются новые пожелания для будущего посещения физкультурного зала. Дети самостоятельно, без сопровождения, расходятся по группам.
В физкультурном зале, приходя на «Клубный час», дети приобретают новые качества, скромные становятся более смелыми и уверенными, дети не умеющие находить контакт, становятся общительными и заводят новых друзей. Соблюдение правил формирует самодисциплину.
На педагогических совет, родительских собраниях, педагоги и родители сделали вывод об огромном значении и преимуществе технологии «Клубного часа». О больших изменения в поведении детей, в их развитии, в лучшую сторону.