Конспект занятия по конструированию из природного материала в детском саду. Старшая группа
Конспект НОД в старшей группе по конструированию из природного материала «Золотая рыбка»
Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы конструированию из природного материала «Золотая рыбка» Цель: изготовить поделки из природного материала; обогащение знаний о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. Задачи: 1. Закреплять представление об аквариумных рыбках. 2. Воспитывать эстетическое отношение к природе. 3. Продолжать знакомить детей со свойствами природного материала. 4. Обогащать словарь детей глаголами, существительными, прилагательнымиразвивать у детей воображение. 6. Составлять варианты изображений (рыбок)
из нескольких частей 7. Развивать способности детей в коллективной работе.
Наглядный материал: Иллюстрации аквариума с рыбками. Раздаточный материал: ракушки, гофрированная бумага, пластилин, ножницы, конфетти.
Ход занятия
Дети встают полукругом на ковре.
Воспитатель:Прислушайтесь (звучит шум моря)
. Давайте представим, что мы попали на берег моря. Над головой у нас синее небо, светит яркое солнце, а под ногами золотистый песок, а впереди море. А сейчас я расскажу интересную историю. В море живут много самых разнообразных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем готовим и едим. Это камбала, ставрида, сельдь.
(Предлагаю детям рассмотреть рыбок)
Есть рыбы ядовитые. А есть аквариумные рыбки, они живут дома в аквариуме. Мы с вами сделали аквариум, но пока в нем никто не живет. И сегодня мы будем делать рыбок для нашего аквариума. Из каких частей состоит рыбка?
(ответы детей)
. У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Ещё у рыб есть плавники. Как вы думаете для чего рыбам плавник?
(чтобы плавать)
. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза?
(видеть)
. Тело рыбы покрыто пластинками-это чешуя. Зачем она рыбе?
(защищаться)
. А теперь мы немного поплаваем.
Физкультминутка. Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе (гребем вперед)
Веселее догоняй За дельфином успевай
(вверх руки- волнообразные движения)
А теперь пора нырнуть В мир подводный заглянуть.
(сели на корточки и голова вправо и влево)Воспитатель: А сейчас мы сядем за столы. Обратите внимание у вас на столе лежат: ракушки, из двух ракушек мы будем делать тело рыбки, из полоски гофрированной бумаги мы будем делать хвост, из конфетти глазки. Воспитатель. Сейчас я вам покажу, как можно сделать очень красивую рыбку (показываю рыбку из ракушек)(Показываю, как делается рыбка.)
Берем две ракушки, это будет тело рыбки, и с помощью пластилина соединяем две половинки ракушки. Затем берем ножницы и полоску из гофрированной бумаги и режим её как «травку». Скручиваем нарезанную полоску и помощью пластилина прикрепляем хвост рыбки. Приклеиваем рыбке глаза. Приступаем к выполнению. Дальше к каждой рыбке воспитатель прикрепляет леску и подвешиваем рыбку в наш аквариум.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рыбки в нашем аквариуме, и теперь они будут жить в нашей группе. (дети рассматривают рыбок, делятся впечатлениями)
.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе
Художественное конструирование из природного материала в детском саду
В конструктивной деятельности детей дошкольного возраста широко используется разнообразный природный материал. Основная задача педагога – научить чувствовать специфику природного материала, видеть разнообразие его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы.
Реализация задач, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой стороны, подводит детей к овладению обобщенным способом построения образа с опорой на наглядность.
В исследованиях развития соображения детей дошкольного возраста О. М. Дьяченко выделяет два основных качественно различных способа действия по построению воображаемого образа:
1) «опредмечивание», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет;
2) «включение», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа.
Для развития творческого воображения принципиально важно:
— развивать у детей умение анализировать материал вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивание», затем – как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включение»;
— сформировать такие навыки и приемы конструирования, как «достраивание» образа, «изменение пространственного положения», «убирание лишнего», «комбинирование».
Основные задачи первого этапа обучения
конструктивным умениям изготовления поделок из природного материала:
— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки);
— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: умение изменять пространственное расположение, достраивать, убирать лишнее.
Способ «опредмечивание» — основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей.
1-2-е занятия:
— рассматривание природного материала;
— выделение в конфигурациях всевозможных образов;
— конструирование на одной основе двух-трех образов.
3-4-е занятия:
— даются задания проблемного характера: ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу;
— предлагаются новые материалы: куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы).
5-6-е занятия:
— проводится конструирование по замыслу.
Определив замысел, дети самостоятельно отбирают природный материал: крупный используют как основу поделки, мелкий в качестве деталей.
На втором этапе
решаются следующие основные задачи:
— формировать умение строить образ способом «включение»;
— анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа (один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью).
1-е занятие: конструирование по собственному замыслу из собранного на экскурсии материала.
2-е занятие: конструирование по собственному замыслу из полученного определенного природного материала в качестве элемента будущей поделки;
3-е занятие: достраивание фигуры на основе крестообразно скрепленных палочек-веточек;
4-е занятие: достраивание фигуры на основе двух соединенных желудей, ольховых шишек на ветке, соломы, перетянутой в определенном месте, кусочков коры с закрепленной в центре палочкой.
Основные задачи третьего этапа
:
— расширять основные способы и приемы построения образа;
— формировать умение воплощать замысел, учитывая общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ, специфику природного материала.
Обучение конструированию по собственному сюжету является основной целью.
1-2-е занятия:
— конструирование по сюжету придуманной сказки или истории.
Художественное конструирование из природного материала
Средняя группа
Основные задачи
— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;
— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: изменение пространственного расположения, достраивание, убирание лишнего.
Технические умения детей
Крепление пластилином; крепление клеем.
Помощь педагога
Помогает отломать, отрезать лишние части; помогает прикрепить дополнительные детали, углубить щель (пасть, клюв).
Материал для работы
Корни, ветки, сучки, куски древесной коры, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.
Старшая группа
Основные задачи
— формировать умение строить образ способом «включение»;
— формировать умение анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа, путем ее включения в эту целостность;
— расширять основные способы и приемы построения образа;
— формировать умение воплощать замысел.
Технические умения детей
Крепление пластилином; крепление клеем; крепление цветной тонкой проволокой.
Помощь педагога
Работа с шилом; работа с ножом; лакировка.
Материал для работы
Шишки, желуди, каштаны, ракушки, ольховые шишки на ветке, солома, кора, мелкий природный материал.
Этапы введения природного материала
Этапы введения природного материала в средней группе:
1-й этап
Вид материала:
корни, ветки, сучки, мелкий природный материал.
2-й этап
Вид материала:
куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.
Способ действия
«Опредмечивание»: изменение пространственного расположения; достраивание; убирание лишнего.
Этапы введения природного материала в старшей группе:
3-й этап
Вид материала:
шишки, желуди, каштаны, ракушки, мелкий природный материал.
Способ действия
«Включение»: использование природного материала не только как основы будущей поделки, но и как части целого; многофункциональное использование.
4-й этап
Вид материала
: две палочки-веточки, скрепленные посередине.
Способ действия
Достраивание фигуры.
5-й этап
Вид материала: два соединенных желудя, ольховые шишки на ветке, солома, перетянутая в определенном месте, кусочки коры с закрепленной в центре палочкой.
Способ действия
Достраивание фигуры.
6-й этап
Разнообразный природный материал.
Способ действия
Применение всех способов.
Конструирование в детском саду: примерное перспективно-календарное планирование / под общей ред. Т. А. Кругленя. – 2-е изд. – Минск: Зорны Верасок, 2022. – 67 с., стр. 12-14.
Конструирование как вид детского творчества
Определение 1
Конструирование – это процесс построения объекта, приведения в определенное взаиморасположение разнообразных частей, элементов и предметов.
Конструирование представляет собой такой вид детской деятельности, во время которой ребенок осуществляет построение определенного объекту (по схеме, замыслу, спонтанно и т.д.). Построение происходит посредством составления частей или элементов (кубики, строительный материал, природный материал, бросовый материал и т.д.) в каком-либо порядке, в зависимости от типа конструирования.
Конструирование имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста, в овладении им разнообразных видов практической деятельности. По своей природе конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Основной особенностью конструирования является то, что оно имеет созидательный характер, так как направлено на получение конкретного ожидаемого продукта. Кроме того, конструирование определяют и как особую экспериментально-исследовательскую, поисковую деятельность, направленную на получение совокупного продукта, состоящего из отдельных элементов. Так же, ряд исследователей, рассматривают конструирование и с творческой точки зрения.
В процессе конструирования, ребенок использует разнообразные материалы, которые имеют различные характеристики (размер, форму, тактильные ощущения и т.д.). Конструируя из различных материалов, ребенок учится обобщать, овладевает универсальными навыками к построению единого целого из совокупности элементов.
Определение 2
Творческое конструирование – это сложная система практических и умственных действий, направленных на решение определенной конструктивной задачи.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества 450 ₽ Реферат Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества 240 ₽ Контрольная работа Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Творчество в конструировании состоит в том, что ребенок, занимаясь постройкой, осуществляет такие процессы как обдумывание и планирование своей предстоящей деятельности, воплощение зарожденного умственного замысла в реальный творческий продукт.
Замечание 1
Таким образом, детское творческое конструирование оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка. Оно способствует формированию разнообразных практических навыков деятельности, а также развитию речи, памяти, мышления, воображения и фантазии ребенка.
Виды детского конструирования
В зависимости от того, какой материал используется для конструирования, различают его виды:
- Конструирование из строительного материала – это вид конструирования, при котором используются специально созданные предметы и элементы (кубики, цилиндры, призмы, кирпичики, лего-детали и т.д.). При использовании набора строительного материала для конструирования, ребенок может конструировать как по схеме, так и по собственной задумке.
- Конструирование из бумаги – это вид конструирования, когда в качестве материала используется бумага, из которой дети конструируют различные фигурки, предметы и т.д. Такой вид конструирования еще называют оригами.
- Конструирование из природного материала – вид конструирования, когда в качестве строительного материла, используются камешки, шишки, желуди, листья, стебли и т.д. Из природного материала дети, под руководством педагога, конструируют различные поделки и игрушки.
- Конструирование из бросового материала – вид конструирования, при котором в качестве материала используется все, что казалось необходимо выбросить, но можно использовать для творчества (капсулы от шоколадных яиц, баночки из-под детского питания, ватные диски и палочки и т.д.).
Каждый из видов конструирования имеет свои особенности. Однако их основы едины – ребенок в своей конструкции отражает в основном реальные предметы, которые имеют определенное практическое значение.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Конструирование из природного материала — творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.
Дети, кроме того:
- изучают свойства природного материала,
- учатся планировать последовательность своих действий,
- учатся подбирать материал,
- учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
- учатся творчески подходить к оформлению изделия.
Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.
Задачи обучения для старшей группы:
- Сформировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки, листья нужного размера и формы и т. д.)
- Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
- Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
- Развивать любознательность и творческое мышление.
Подготовительная группа:
- Закрепление и совершенствование навыка конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
- Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка), но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.
Виды поделок по технике исполнения:
- Конструирование — создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.
Виды конструирования и аппликации из природного материала:
Предметное конструирование — единичная объёмная фигурка или аппликация (бабочка, цветок, ослик, кошечка, гномик и т. д.).
Сюжетная композиция ( «В зоопарке», «Лесная школа», «День рождения принцессы» и т. д.) — дети работают в подгруппах или коллективно, сочиняют и рассказывают сказочные истории, дают словесные характеристики своим героям, создают живые образы (добрая черепаха, шаловливый зайчик, важный слон), составляют из отдельных фигурок единую композицию на основе самостоятельно придуманного сюжета или «оживления» героев любимых сказок и мультфильмов.
Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек), а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.
Приёмы моделирования поделки:
- смена расположения в пространстве — ребёнок внимательно рассматривает материал, представляет, какую фигурку напоминает естественная конфигурация, вертит корешки, веточки в разные стороны;
- метод «достраивания» образа — ребёнок фиксирует на подставке материал в определённом пространственном положении и дополняет оригинальный образ с помощью деталей из другого природного материала или пластилина, создавая, например, фигурку ёжика, собачки, принцессы или акробата;
- метод комбинирования — создание сюжетных композиций из нескольких фигурок;
- способ «убрать лишнее» — ребёнок отламывает лишние веточки, а далее добавляет необходимые детали, например, голову, и получает образ клоуна.
Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле — во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.
Природа щедро дарит нам богатый материал для творчества. Стоит только включить свою фантазию — и обыкновенные каштаны, причудливой формы веточки и корешки, пушистые шишки превратятся в удивительных сказочных человечков или преобразятся в оригинальное украшение для интерьера. Занятия по изготовлению поделок из природного материала в детском саду не только развивают мелкую моторику, аналитическое мышление, сенсорику и тренируют глазомер, но и дарят каждому малышу море положительных эмоций и радость от соприкосновения с миром прекрасного.
Следующая > |