Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»


Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»

 Инновационные технологии в детских дошкольных учреждениях играют огромную роль в развитии детей. И чем интереснее технология, тем эффективнее результат. В моей статье я хочу рассказать об эффективности такой инновационной технологии, как «Клубный час», и об опытно — экспериментальной деятельности, которую апробировали в нашем дошкольном учреждении. По данной деятельности мной был написан проект, который реализовывался, как на Клубном часе, так и в свободное время.

Детство — это обетование, которое не сбывается никогда.

Кен Хилл

«Сейчас много проблем с интеллектуальным развитием современных детей дошкольного возраста. А ведь развитие детей начинается с детства. А что мы знаем о детстве? » В силу широкой распространённости данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве всё, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрываются неопознанность и не объяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам». [1, с.16]

Поэтому в дошкольных организациях педагоги начали применять разные современные инновационные технология, чтобы уровень подготовки детей к школе был высоким. Ведущий вид деятельности в ДОУ — игра. «Игра — занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». [2]. Одной из игровых технологий является Клубный час.

«Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты. Невозможно реализовать педагогическую технологию без чёткого определения задач.

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой педагог — социализация воспитанников. Именно в детском саду дети учатся дружить, играть, общаться, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. У детей формируются основы патриотических чувств.

«Клубный час, технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения» .

Через Клубный час происходит живое общение с другими педагогами, детьми.

Основные цели КЧ:

– воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

– развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

– приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

– обучение ориентировки в пространстве;

– воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

– развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

– закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

– обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

– способствование проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

– поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

По Гришаевой Клубные часы делятся на типы:

  1. Деятельностный — в основу этого типа положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности;
  2. Тематический — в этом случае «Клубные часы включены в ситуацию месяца»;
  3. Свободный — дети свободно перемещаются по территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
  4. Творческий — дети подготовительной группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;
  5. Группообразование — дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков;
  6. Квест — дети на территории участка или помещения по одиночке или командой ищут по схеме какую — либо вещь, предмет, решают какую — либо задачу;
  7. Музейный — дети в «ситуации месяца» собирают экспонаты, а затем в конце месяца, самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей. [3]

Мной был разработан проект «Опыты — фокусы — эксперименты». Он был включен в общий инновационный проект нашего дошкольного учреждения «Познание через опыт, опыт через познание». Целю общего проекта было, создание условий для поддержки исследовательского поведения у дошкольников в детском саду. Этот проект включал в себя четыре подпроекта: «Лаборатория», «Волшебный песок», «Чарующий мир микроскопа» и мой «Опыты — фокусы — эксперименты».

Целью моего проекта было, создание условий для экспериментальной деятельности детей в детском саду, формирования экологической культуры, развитие познавательного интереса. Работая много лет в детском дошкольном учреждении, много раз наблюдала за тем, как детям нравится что-то необычное, чудесное. Поэтому в актуальности моего проекта было указано то, что исследования представляют возможность ребенку самому ответить на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать всё уметь сам. Это огромная возможность для детей думать, размышлять, пробовать, экспериментировать, и самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи моего проекта:

– создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

– развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.

– формировать навыки мыслительных действий, анализа в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

– развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

– учить объяснять наблюдаемое.

Темы, запланированные для Клубного часа, были запланированы и в моём проекте. Мы с детьми смешивали краски, получали новые цвета, изучали свойства воды, магнита, железа, ткани. Проводили опыты со светом, зеркалом. Была разработана картотека опытов, с объяснениями. Были разработаны и нарисованы таблицы по проведению опытов. На Клубном часе дети просматривали опыт, который проводил педагог. Затем шло обсуждение, и в конце дети самостоятельно могли провести опыт и самостоятельно его зарисовать. Мной, родителям была дана консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». В детском дошкольном образовательном учреждении, по опытно — экспериментальной деятельности, мной был проведён мастер — класс для педагогов «Опыты с детьми». Целью мастер-класса было повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

Как итог, в конце учебного года, дети могли самостоятельно, опираясь на схемы, провести опыты, и объяснить их.

Литература:

  1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петпрбург: Питер, 2015. — 460 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова — онлайн / С. И. Ожегов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 24.01.2021).
  3. Щетинина, М. В. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы» / М. В. Щетинина. — Текст: электронный // Дошколёнок.рф: [сайт]. — URL: https://doshkolnik.ru/pedagogika/27367-tehnologiya-klubnyiy-chas-kak-forma-podderzhki-detskoiy-iniciativy.html (дата обращения: 24.01.2021).

ДЕТСТВО-ГИД

Из опыта работы

«Клубный час как эффективная технология

позитивной социализации дошкольников»

Чуркина Анна Иннокентьевна,

воспитатель МДОУ № 14,

г. Черемхово Иркутской обл.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.

Для решения этой проблемы мы решили ввести в нашем детском саду такую новую технология как «Клубный час».

«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.

Основными целями «Клубного часа» являются:

  • воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста,

уважительное отношение к окружающим;

  • воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • обучение ориентировки в пространстве;
  • развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
  • поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
  • приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца.

деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.

творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

Для проведения клубного часа воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1) Тематику «Клубных часов» перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

2) Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;

3) Правила поведения детей во время «Клубного часа»:

— «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;

— «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;

— «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;

— «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;

— «Говори спокойно»;

— «Ходи спокойно»;

— «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;

— «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;

4) организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

5) организационные моменты «Клубного часа». Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:

1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;

2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;

3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;

4) выдается план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий;

5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

6) после завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

Обсуждаются такие вопросы:

— Где ребёнок был?

— Что тебе запомнилось?

— Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?

— Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?

— Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);

— соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

— какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час… и намечают, как его лучше провести.

«Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы.

Литература:

Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) – М.: Просвещение, 2015.

Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. – М.: издательство «Национальное образование», 2015 г.

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е.А.: Издательство Вентана-Граф, 2015. https://www.labirint.ru/books/463129
Формы организации позитивной социализации дошкольников Применение педагогической технологии «Игровая технология» в дошкольном образовании Особенности социализации и формирование коммуникативных отношений у детей со сложной структурой дефекта Психологическое сопровождение дошкольников в процессе формирования коммуникативной компетенции >

Клубный час как средство развития детской инициативы

Организаторы:
Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Авторы: Гришаева Наталья Петровна, ст. научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников.

Струкова Любовь Михайловна, педагог-психолог АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого», ответственный организатор инновационных площадок по социализации.

Форма участия: заочная (вебинар)

Дата проведения: 12 апреля 2022 г.

Просмотреть запись вебинара

Срок подачи материалов для публикации в электронном сборнике (для желающих):

до 20 апреля 2022 года.

Вебинар адресован специалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам, старшим воспитателям, методистам, психологам, логопедам, руководителям структурных подразделений.

Тематический план:

  1. Актуальные задачи, решаемые технологией «Клубный час»:
  • — реализация ФГОС;
  • — увеличение посещаемости детского сада, в том числе в пятницу;
  • — помощь в обучении детей;
  • — развитие личностных качеств;
  • — снижение претензий родителей;
  • — увеличение интереса педагогов к работе;
  • — сплочение коллектива единомышленников;
  • — повышение престижа детского сада на территории района.

2. Технология проведения «Клубного часа»:

  • подготовка территории для КЧ;
  • информирование родителей;
  • информирование детей;
  • разработка с детьми правил КЧ;
  • подготовка воспитателей.

3. Технология проведения «Рефлексивного круга» до и после КЧ.

4. Типы «Клубных часов» (деятельностный, тематический, свободный, творческий, большая игра, квест, музейный).

5. Технология проведения типа «Клубного часа» «большая игра»

6. Подготовка коллектива к внедрению новой технологии.

7. Технология развивающего общения.

Вебинар бесплатный. По желанию можно приобрести электронный сертификат участника вебинара. Стоимость подготовки электронного сертификата — 300 рублей.

Оплатить сертификат участника вебинара можно квитанцией или онлайн.

Для заказа сертификата заполните, пожалуйста, форму:

Желающие могут опубликовать

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]