Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- технологии «лэпбук»;
- личностно-ориентированные;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения и др.
Инновационная деятельность педагогов как ресурс развития творческого потенциала.
Главная / Педагогам / Методический кабинет / Инновационная деятельность педагогов как ресурс развития творческого потенциала.
10 сентября 2019
Методический кабинет
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному ребенку необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно — ориентированный подход к ним.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений в работе по повышению качества дошкольного образования.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Таким образом, инновации — усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое)
Проблемы введения инноваций:
-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);
-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
-неумение работать коллективно в условиях инноваций; -недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов; -недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства; -отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.
—профессиональное выгорание.
Далее возникает вопрос — Какие знания, умения, способности необходимы педагогу(воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
Технология – это целенаправленный процесс (алгоритм действий), после выполнения которого получается тот или иной результат.
Следовательно инновационная педагогическая технология — это определенные действия педагога, вносящие целенаправленные изменения в образовательную деятельность и позволяющие получить определенный педагогический результат, в виде приобретенных детьми компетенций (присвоенных ими знаний, умений и навыков)
Виды инновационных педагогических технологий представлены на слайде
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии могут быть направлены:
- на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
- на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
- они могут знакомить с культурой здоровья;
- они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
- они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в ходе которой ребенок получает ответы на свои вопросы.
Суть данной технологии заключается в пяти «П»: проблема, проектирование или планирование деятельности, поиск информации, продукт, презентация.
Проекты различаются по:
- по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
- по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
- по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Технологии исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- наблюдения;
- беседы;
- опыты;
- дидактические игры;
- моделирование ситуаций;
- трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале занятия, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
- проведение различных развивающих игр;
- просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
- разбор проблемных ситуаций;
- совместное творчество и др.
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для индивидуального развития ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий, учет индивидуальных особенностей, интересов ребенка, его возможностей и состояния.
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.
Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую. Следует отметить, что общие темы лучше рассматривать в том случае, если они ещё совершенно новые для малыша. Они часто применяются в создании книжек-раскладушек для младших дошкольников. А вот для детей старших групп лучше выделять частные тематики
Технологии развивающих игр
- Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр
- В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться.
- Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Счетные палочки Кюизенера
- Рассматриваемый способ позволяет в игровой форме заранее развить у ребенка интерес к математике и способности к этому предмету.
Цели и задачи данной обучающей программы подразумевают эффективное формирование у ребенка понятия последовательности чисел, их состава, а также сравнения чисел по возрастанию или убыванию, сравнения размера и длины
- Воскобович разработал креативные игровые пособия и дидактические игры, которые отлично развивают сенсо-моторные навыки ребенка дошкольного возраста. Раскрывают его творческий потенциал, фантазию, нормализуют психический фон, и все это при помощи погружения ребенка в фантастический мир сказки и приключений.
Методики, образовательные технологии
- Технология «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставит во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.
- Технология «Лего» — развитие личности, мышления и творческих способностей ребенка путем решения конструкторских задач с помощью наборов «Лего» и создания «Лего-пространства»
- Технология «Сказкотерапия» —пожалуй, самый детский метод образования и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
- Технология «Экологического образования» (С.Н.Николаева) — формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам окружающего мира.
- Технология «Цветные ладошки» (И.А.Лыкова) – формирование эстетического отношения к окружающему миру и художественно-творческое развитие личности
- Технология «Гендерного воспитания» (А.М.Щетинина, О.И.Иванова) – формирование личностной позиции ребенка, формирование психологических стереотипов поведения и половой социализации ребенка
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
- Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
- Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Что может содержать кейс?
- Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
- Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи
- Инновационная деятельность педагогов как ресурс развития творческого потенциала
Поделиться :
Свежие публикации данной категории
29 декабря 2022 Синдром отличника и синдром самозванца — что это?
17 декабря 2022 История празднования Нового года
16 декабря 2022 Безопасные игры
9 декабря 2022 К нам приехал цирк
2 декабря 2022 Это интересно!
2 декабря 2022 Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности
1 декабря 2022 Советы музыкального руководителя
18 ноября 2022 Пересказ рассказа «Лиса» ( Е. Чарушина)
17 ноября 2022 Осенняя игра
29 октября 2022 Как проводить тематические беседы с дошкольниками
Сегодня 4 просмотра этой страницы
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
- Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
- Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
- Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
- Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
Применение лэпбука
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.
Лэпбук — удивительная книжка с заданиями, с которой дошкольники работают увлечённо
Для детей старших групп лучше выделять частные тематики. Например, выделить в одном лэпбуке отдельные виды насекомых: например, использовать информацию только о бабочках, выделить их виды или же обратить внимание на жуков и т. п.
Изготовление лэпбука
Для основы лэпбука лучше всего использовать картон формата А3, но подойдёт и любой другой плотный материал. Сейчас в магазинах можно найти специальные картонные папки-основы. Тогда останется только обклеить основу нужными деталями и раскрасить. Если же вы используете картон или лист плотной бумаги, то сложите его пополам, как книжку, или на 3 части так, чтобы получилось подобие дверок. Можно сложить основу в виде гармошки. А дальше добавить любые детали по своему желанию. Это могут быть кармашки с карточками, маленькие брошюрки, конвертики и т. д. Каждый конверт или кармашек заполняют тематическим материалом: карточками, рисунками, загадками и т. д.
Сложить лэпбук можно любым удобным способом, всё зависит от воображения создателя
Далее основа наполняется совместно детьми и педагогами нужными материалами. Приведём пример наполнения лэпбука на тему экологического проекта «Бережём природу», он состоит из 7 игр-занятий:
- Игра «Кто чем питается?» представляет собой вращающуюся картинку, на которой нужно сопоставить животное с типом его пищи.
Нужно вращать круг, чтобы установить соответствие пищи определённому животному.
2. Книжечка с пальчиковыми играми на тему природы. Пальчиковые игры помогут развить мелкую моторику рук и снимут напряжение
3. Мешочек с мусором. Собирая его, дети приучаются соблюдать порядок и развивают мелкую моторику рук.
Приучаясь убирать мусор в игрушечный пакет, дети будут становиться аккуратнее и дома
- Игра в конверте «Чей домик» состоит из карточек с животными и разными видами жилищ. Детям нужно сопоставить их.
Чтобы выполнить задание, нужно сопоставить животное и место его жительства
- 4 конверта с разными временами года. Требуется разложить карточки с соответствующими приметами в нужный конверт.
- 4 картинки разных птичек, рядом квадратик с липучкой, на который нужно наклеить карточку с видом еды, которую употребляет каждая птичка.
Каждой птичке нужно подобрать правильную еду
- Рисунок игры «Пройди по дорожке и не задень цветочки». Приучает к внимательности.
При оформлении лэпбука можно использовать кусочки цветной бумаги, ткани и различные декоративные элементы
Готовый лэпбук можно использовать на занятиях, вспоминая и закрепляя пройденный материал, также дети могут самостоятельно рассматривать его в свободное время.
Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.
С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта
Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.
Разработка инновационного проекта в детском саду
Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:
- выбор направления инновационной работы;
- разработку концепции и программы инновационной деятельности;
- создание условий для реализации инновационного проекта;
- подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.
Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы
Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.
Структура инновационного процесса:
- Анализ и сбор информации.
- Выбор и реализация новшеств.
- Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.