Организация и содержание наблюдений в ДОУ
Определение 1
Педагогическое наблюдение в детском саду – это один из методов, используемых воспитателями и специалистами ДОУ с целью сбора необходимой информации о воспитанниках.
Целью педагогического наблюдения в ДОУ является сбор информации по сенсорному, коммуникативному, интеллектуальному, творческому и т.д. развитию детей дошкольного возраста.
В процессе педагогического наблюдения воспитателями и специалистами ДОУ не просто осуществляется сбор необходимой информации, но и отмечается общая динамика развития детей. Это необходимо для того, чтобы своевременно корректировать воспитательно-образовательный процесс, осуществлять подбор наиболее оптимальных методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Значимость педагогического наблюдения в ДОУ неоценима, так как данный метод позволяет охватить исследованием достаточное большое количество воспитанников, проводить исследование в любое удобное время, помогает «увидеть» исследователю ребенка в его естественной среде. В процессе наблюдения воспитатель отмечает особенности взаимодействия воспитанников между собой, определить наличие микрогрупп по интересам, выявить наклонности и творческие потребности детей, и многое другое.
Успешность педагогического наблюдения в ДОУ во многом зависит от качества его организации воспитателя, а также от его профессионализма и умения организовывать данный вид исследования. Полученные выводы и их точность зависит от адекватности оценки поведения и уровня развития ребенка. В том случае, если педагог «накладывает» на полученные данные свое личностное отношение к ребенку, то полученные в ходе исследования информация не будет достоверной и точной.
Замечание 1
Таким образом, педагогическое наблюдение в ДОУ имеет большое значение для сбора информации об уровне развития детей дошкольной возраста, особенностях их взаимодействия друг с другом и выявления их ведущих творческих потребностей и наклонностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Педагогическое наблюдение в детском саду 480 ₽ Реферат Педагогическое наблюдение в детском саду 230 ₽ Контрольная работа Педагогическое наблюдение в детском саду 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Наблюдение за играми детей старшей группы
Цели: сформировать интерес к общению с детьми старшего возраста; выделить положительные моменты взаимодействия детей во время игр как образец для подражания; активизировать связную речь детей, словарь.
Педагог показывает Хрюше и детям участок детского сада и знакомит их с детьми старшей группы.
21
Совместные игры младших детей со старшими Цели: воспитать доброжелательное отношение между детьми, желание активно взаимодействовать в играх, помогать друг другу, вежливо обращаться, не конфликтовать.
Дети стоят по кругу, мяч у педагога. Педагог бросает мяч ребенку, и тот должен повторить фразу педагога как эхо в лесу. При неправильном повторении ребенок изображает лесного зверя. Педагог рассказывает детям, что она была в лесу, отстала от друзей и начала кричать, а эхо все за ней повторяло, как будто передразнивало ее. Педагог предлагает детям и Хрюше быть эхом в игре.
Подвижная игра «Лохматый пес» [12, с. 47] Цели: научить детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями; объединить детей в игре; потренировать бег в одном направлении.
Педагог вносит маску собаки и предлагает детям поиграть.
ВЕЧЕР
Рассматривание иллюстраций и выборочное чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели: вызвать доброжелательное отношение к хорошим поступкам и негативное к плохим; сформировать интерес к произведению, желание рассматривать иллюстрации; развить речь. Хрюша принес в подарок детям книгу, но никак не может разобраться, о чем в ней написано и что нарисовано на картинках.
Труд в природе
(совместное со взрослым трудовое поручение) Цели: закрепить умение протирать широкие, большие листья комнатных растений; сформировать желание ухаживать за растениями; сформировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; развить глагольный словарь.
Хрюша подходит к комнатным растениям, рассматривает их, а потом чихает от пыли. Предлагает детям сделать доброе дело: протереть листья растений, чтобы они могли дышать.
Этюд «Назови ласково»
Цели: научить детей называть друг друга ласковыми именами; сформировать доброжелательное отношение друг к другу; расширить словарь.
Хрюша рассказывает, что когда он играет со Степашкой и Каркушей, то они его иногда обзывают и ему очень обидно. Спрашивает у детей, знают ли они ласковые имена друг друга.
22
Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» Цели: развить речевую и пантомимическую выразительность; сформировать отрицательное отношение к жадности; доставить удовольствие от воплощения в образ.
Педагог вносит элементы костюмов героев сказки, книгу с иллюстрациями. Спрашивает у детей, какая это сказка. Просит объяснить, почему медвежата остались без сыра. Предлагает разыграть сказку.
3 день День сказок
Основные задачи:
— сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать;
— через содержание сказок сформировать нравственные представления детей на эмоционально-чувственной основе.
Игровой персонаж: игрушка-колобок (или Карлсон).
УТРО
Сюрпризный момент
Цели: собрать внимание детей; вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Педагог обращает внимание детей на то, что, пока они были на участке, всё в группе изменилось: появились необычные игрушки, книги со сказками, картины с изображением героев сказок, персонажи кукольного театра, необычная накидка.
Педагог говорит детям, что они попали в страну сказок, а она — фея, которая может детям показать эту страну (надевает накидку, берет в руки волшебную палочку). Предлагает детям рассмотреть, что есть в стране сказок. Находит на окне Колобка, который никак не может с него слезть, чтобы его заметили дети. Предлагает зарядиться силой.
Утренняя гимнастика
(тематическая с элементами психогимнастики)
Цель: повысить психофизическую активность, настроение.
Дети изображают передвижение по стране сказок и ее героев: мышку и курочку из «Курочки Рябы», зайчика из «Заюшки-пой избушки», кошку и деда из «Репки». Педагог обращает внимание на мимику, пантомимику, напряжение и расслабление мышц тела.
23
Подготовка к завтраку
Цель: вызвать интерес к процессу умывания, выработке культурно-гигиенических навыков.
В процессе умывания педагог читает отрывки из «Мойдодыра» К.И. Чуковского.
Завтрак
Цель: настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.
Завтрак приносит помощник воспитателя в образе бабушки с волшебным горшочком из сказки Ш. Перро «Волшебный горшочек». Предлагает детям вспомнить слова, которые нужно произнести, чтобы горшочек стал варить вкусную кашу. Кашу украшает в каждой тарелке ягодами из варенья.
ДЕНЬ Занятие но сказке «Колобок»
Цели: развить фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, чувство партнерства в драматизации; закрепить знание содержания сказки; доставить удовольствие от игры.
Колобок предлагает отправиться в его сказку и показать ее как в настоящем театре. Вспоминает с детьми содержание сказки, последовательность эпизодов. Назначает или выбирает по желанию героев сказки, раздает элементы костюмов.
Сказка разыгрывается 3 раза со сменой исполнителей.
Дети-слушатели помогают Колобку петь песенку.
Подготовка к прогулке Цель: закрепить навыки одевания, развить сенсорику. Педагог вносит игрушку-бычка из сказки «Смоляной бычок». Обращает внимание детей на то, что бычок обмазан смолой, может приклеить к себе не только волка и медведя, но и одежду детей. Имитирует приклеивание. Обращает внимание детей на бережное, аккуратное отношение к одежде, правильную последовательность одевания.
Бычок задает детям вопросы о качестве, цвете, форме одежды.
Предыдущая3Следующая
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Структура наблюдения c детьми дошкольного возраста в ДОО
Попова Эльвира Ивановна,
старший воспитатель
Новоарбанский детский сад «Радуга»,
Республика Марий Эл
Структура наблюдения в ДОО
Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение первичного опыта изучения с его помощью различных объектов.
1. Цель.
Как у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывание задач наблюдения педагогом. Роль взрослого состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у дошкольников уже в ходе наблюдения.
2. Мотив.
Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут быть органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии. Мотивами включения в познавательно-исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.
3. План.
В старшем дошкольном возрасте воспитателю необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения познавательной задачи. В подготовительной к школе группе он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения.
4. Осуществление наблюдения.
Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется.
5. Подведение итогов.
Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.
Текст книги «Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста»
Наблюдение педагога за развитием детей
Значение наблюдения для педагогической работой
Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой детей.
Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом наблюдение не должно становиться самоцелью. В отношении детей с нормальным развитием информация, полученная в результате наблюдения, необходима для фиксации качественных изменений в их развитии – новых умений, интересов, предпочтений; создания условий для их дальнейшего развития.
Для того чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житейских или интуитивных представлений о ребенке данного возраста, иметь научные знания о закономерностях его психического развития. В противном случае, воспитатель не сможет во всей полноте реализовать поставленные задачи, заметить возможные отклонения в развитии ребенка или, наоборот, его особые способности в какой-то сфере, при необходимости помочь малышу справиться с трудностями. Это требует от воспитателя умения четко планировать свою педагогическую деятельность, вести соответствующие записи, помогающие лучше узнать и понять каждого ребенка, оценить ситуацию в группе в целом, координировать свою работу с работой коллег и родителей.
Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать ее эффективность в процессе последующих наблюдений.
Время наблюдения
Время наблюдения зависит от целей, которые ставит перед собой воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры малышей в группе или на детской площадке. Если педагог намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, то следует специально организовать ситуацию взаимодействия, например, предложить малышу вместе с воспитателем собрать матрешку, поиграть с формами-вкладышами или почитать книжку.
Внимательный педагог может извлечь полезную информацию для понимания особенностей ребенка даже из короткого эпизода наблюдения и сделать выводы из него. В случае необходимости он должен провести педагогическую коррекцию или обратиться за помощью к психологу.
Приведем пример наблюдения воспитателя за поведением ребенка.
В группу заходит незнакомый ребенку взрослый (новый воспитатель). Двухлетний Денис сразу же подходит к нему и протягивает свой мячик. Взрослый включается в игру, и они несколько раз передают мяч друг другу. Затем взрослый подбрасывает мячик вверх, предлагая малышу сделать то же самое. Мальчик прячет руки за спину, опускает глаза, тихо шепчет: «Я не умею». Взрослый предлагает свою помощь и, держа руки ребенка в своих руках, подбрасывает мячик. Денис виновато смотрит на взрослого и повторяет: «Не могу». Взрослый успокаивает малыша, еще раз подбрасывает вместе с ним мяч и предлагает мальчику самому сделать это. Денис старается повторить образец, но его внимание сосредоточено не столько на мяче, сколько на лице взрослого. Смущенная улыбка сопровождает все действия Дениса.
Этот эпизод длится несколько минут, но позволяет опытному наблюдателю сделать следующие содержательные выводы. Во-первых, Денис доброжелательно относится к взрослым и инициативен в общении. Об этом свидетельствует то, что он быстро подошел к взрослому и сам предложил ему начать игру. Следовательно, коммуникативная потребность у него развита хорошо. Во-вторых, мальчик, скорее всего, стеснителен. Об этом свидетельствуют его смущенные взгляды и движения. Именно стеснительностью объясняются попытка ребенка уклониться от выполнения нового для него действия и тревожное ожидание оценки взрослого, которое заслоняет собой интерес к игре.
Эти первоначальные выводы подтвердятся, если такое поведение малыша повторится и в других ситуациях. В этом случае воспитатель должен сделать для себя вывод о необходимости проведения индивидуальной работы с мальчиком, направленной на укрепление уверенности в положительном отношении к нему взрослых, на повышение его самооценки, раскрепощение эмоциональной сферы.
Для того чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные формы фиксации наблюдений, которые зависят от характера наблюдений и педагогических целей.
Формы фиксации наблюдений
Карточки наблюдений
Для ежедневных наблюдений можно использовать карточки, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. При этом следует отмечать не только негативные проявления малышей, но и их достижения.
Карточки могут не иметь тематической направленности и содержать ситуативные неструктурированные наблюдения. Такие записи используются для передачи необходимой информации воспитателю следующей сцены, психологу, для беседы с родителями.
Вот примеры таких наблюдений.
«Сегодня Сережа впервые с удовольствием рисовал и с гордостью показал свой рисунок. Не забыть показать рисунок маме и похвалить мальчика в ее присутствии».
«Сегодня Наташе удалось не поссориться с Олей, а договориться о совместной игре».
«Сегодня у Маши плохое настроение, она отказалась играть и сидела в стороне от детей. Выяснить у мамы, с чем это может быть связано».
«У детей сложности в установлении контактов с новым музыкальным руководителем. Многие опять плакали, не хотели идти на занятия. Необходимо поговорить с музыкальным руководителем».
Эти карточки можно использовать для заполнения тематических карт наблюдения. С этой целью на карточке ставится дата.
Вместо карточек можно использовать тетради, куда воспитатель каждый день вносит свои наблюдения.
Тематические карты-схемы наблюдений
Тематические карты-схемы используются для наблюдения за развитием ребенка. Эти карты должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша. Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребенка в детское учреждение, целесообразно использовать карту наблюдения за ребенком в период адаптации. Приведем пример такой карты наблюдения.
Карта наблюдения за ребенком в период адаптации.
Продолжение таблицы.
Наблюдение следует проводить в течение всего периода адаптации для того, чтобы проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы:
• цифровую шкалу (трех– или пятибалльную);
• условные обозначения (плюс, минус, галочка);
• словесные обозначения (например, «постоянно», «часто», «редко», «никогда»).
В случае необходимости, в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.
Анализируя данные наблюдений, воспитатель может выявить зону особого внимания, решить, с какой проблемой ребенка ему нужно работать прежде всего, составить план такой работы; провести беседы с родителями, выработать общую стратегию поведения взрослых.
После завершения периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с бЂольшим временным интервалом, например, один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям.
Приведем образец карты-наблюдения.
Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста.
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Ориентируясь на приведенную схему, педагог в соответствии со своими задачами может сам разработать различные варианты карт-наблюдений. Например, в карту могут быть внесены дополнительные пункты, такие как «Физическое развитие» или некоторые качества ребенка, которые вызывают обеспокоенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.
Воспитатель должен выделить время для работы с картой развития, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. (Педагоги распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение, и заполняют соответствующие карты.)
Для того чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, нужно использовать разные ситуации в течение дня. В карту развития педагог должен заносить данные, которые накапливаются у него в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения малыша в разных ситуациях. Рассмотрим пример.
Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей. Вика отказывается от сюжетной игры, предпочитая заниматься мозаикой, рисованием, вкладышами. На следующий день она опять не хочет играть с сюжетными игрушками, а занимается чем-то другим. Зато в последующие дни Вика увлеченно играет с куклой, кормит ее, катает в коляске. Следовательно, было бы неверно на основании наблюдений первых двух дней сделать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность.
Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего пользоваться словами:
• «обычно» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);
• «изредка» (когда качество проявляется время от времени);
• «нет» (когда качество не проявляется никогда).
Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Планирование педагогической работы на основе наблюдений
Карта развития – не тест. Работа с ней не требует подсчета баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях и определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должно стать определение конкретных целей педагогической работы с ребенком, их реализация и последующая фиксация изменений в соответствующей сфере развития малыша.
С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка можно составить индивидуально-групповую карту развития
. Эта карта по содержанию аналогична карте наблюдения за развитием ребенка, но отличается по форме. Для того чтобы карта не была слишком громоздкой, ее можно представить в виде отдельных карт по каждому направлению развития. Приведем пример индивидуально-групповой карты развития общения со сверстниками детей третьего года жизни.
Индивидуально-групповая карта развития общения со сверстниками.
На основании записей данной карты можно сделать вывод о том, что в целом в группе преобладают доброжелательные отношения между детьми, но при этом интерес к сверстникам развит недостаточно. Благополучнее всего общение со сверстниками развивается у Кати и Маши. Следует обратить внимание на воспитание у Дениса эмоционально-положительного отношения к ровесникам, вовлекать его в эмоциональные игры с детьми. Необходимо чаще организовывать совместные игры и занятия с малышами.
Аналогичным образом можно составлять карты по другим направлениям развития детей. Ведение таких карт особенно полезно начинающему педагогу, поскольку нацеливает его на умение систематизировать свои наблюдения, видеть группу в целом и индивидуальные особенности каждого ребенка. Сравнение карт, заполненных в разные периоды времени, позволяет выявить динамику развития группы в целом и отдельных детей, а также оценить качество работы педагогов.
Некоторые дети могут вызывать у воспитателя особую тревогу. В группе может оказаться, например, гиперактивный ребенок, ребенок с заболеванием нервной системы, очень агрессивный или застенчивый малыш и т. д. Наблюдение за такими детьми особенно важно. Необходимо выявить частоту проявлений «трудностей» в течение дня, недели, определить ситуации, в которых они обнаруживаются наиболее ярко, постараться понять их причины. Содержание карт наблюдения за такими детьми лучше всего разработать вместе с психологом для каждого случая в отдельности. После того как психолог сделает свое заключение по поводу ребенка и даст необходимые рекомендации, воспитатель по ходу коррекционной работы должен заносить свои наблюдения в индивидуальную карту малыша. В этом случае частота заполнения карты может быть увеличена.
Таким образом наблюдения помогают педагогу лучше узнать каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход в воспитании, приобрести собственный опыт понимания детей, дают возможность конструктивно взаимодействовать с родителями, планировать жизнь группы в целом.
Организация совместной работы педагогов и родителей
Задачи совместной работы педагогов и родителей
Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения. Важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта деятельность эффективна, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, проведении гигиенических и оздоровительных процедур. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками.
Для того чтобы достичь этой цели, сотрудники детского учреждения должны создать необходимые условия. Прежде всего, детское образовательное учреждение должно быть полностью открыто для семьи. Следует осведомить родителей о предоставляемых детским учреждением образовательных услугах, условиях пребывания в нем ребенка, о реализуемых программах воспитания. В свою очередь, сотрудники яслей должны иметь представление о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье, его индивидуальных особенностях.
Главная цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Для привлечения семьи к сотрудничеству и установления партнерских отношений с родителями необходимо наладить доверительные отношения между педагогами и членами семьи, организовать обратную связь между ними.
Трудности в работе с семьей
В ходе работы с семьей педагог может столкнуться с разнообразными трудностями, вызванными разными подходами родителей к воспитанию детей.
Встречаются родители, которые считают, что, отдав ребенка в ясли, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие. Они не проявляют интереса к сотрудничеству с педагогом и избегают контактов с ним. Некоторые родители вовсе не имеют представления о том, чем и как нужно заниматься с маленькими детьми, не знают о важности общения и игры с ними. Другие понимают, что с малышами нужно специально заниматься, но также не знают, каким образом это надо делать. Воспитательные усилия тех и других сводятся к организации питания, прогулок и сна. Вместе с тем, все более широкое распространение получает представление о том, что ребенка чуть ли не с младенческого возраста следует обучать чтению, письму и другим «школьным» предметам. Не понимая специфики раннего возраста, многие родители ожидают от дошкольного учреждения форсированного обучения маленьких детей и предъявляют претензии из-за недостатка подобных занятий.
Некоторые родители являются сторонниками авторитарного воспитания, склонны видеть в малыше преимущественно недостатки (жалуются на капризность, непослушание, медлительность ребенка). Они ожидают от педагогов исправления этих недостатков путем строгих дисциплинарных воздействий.
Особую проблему представляют родители, оставляющие детей без надзора и ухода, а также допускающие жестокое обращение с ними. В связи с этим специальной задачей педагогов является защита прав и достоинства маленького ребенка.
Таким образом, причины возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей разнообразны, но в их основе чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность родителей о закономерностях развития детей. Поэтому важно выявить различия во взглядах на воспитание детей, познакомить родителей с особенностями развития малышей и достигнуть взаимопонимания.
Для установления взаимопонимания между педагогами и родителями, обеспечения преемственности в воспитании в семье и детском учреждении, прежде всего, необходимо выявить требования, которые родители предъявляют к дошкольному учреждению.
Выявление запросов родителей
Для выявления родительских запросов можно подготовить анкету, позволяющую узнать:
• в каких образовательных услугах заинтересованы родители (например, занятия по хореографии, физкультуре или музыке, обучение плаванию и т. п.; коррекция общего, двигательного, речевого развития и др.);
• какая форма пребывания ребенка в учреждении устраивает родителей (полный – неполный день; полная – неполная неделя; пятидневка и пр.);
• что родители хотят узнать о здоровье и развитии детей, в какой форме (лекции, популярные издания, фильмы, тренинги и др.);
• какие формы взаимодействия с детским учреждением устраивают родителей (посещение родительских собраний, лекций, родительского клуба; помощь в приобретении или изготовлении оборудования и материалов; помощь педагогам в работе – в группе, на прогулке, на экскурсии, при посещении театра и т. п.).
Сведения, полученные с помощью такой анкеты, позволяют определять перспективные направления в работе дошкольного учреждения и находить возможности для их реализации в будущем. Они помогают также адекватно строить работу с родителями. Такие анкеты можно раздавать родителям не только при поступлении ребенка в ясли, но и в течение года, по мере появления возможностей для развития учреждения.
Вместе с тем, эти сведения помогут выявить и круг родителей, у которых запросы не сформированы. В таком случае на первый план выдвигается просветительская задача: информирование родителей о необходимых условиях для полноценного развития ребенка, наличии тех или иных условий в данном учреждении, возможности налаживания работы яслей в том или ином направлении.
С этой целью в детском учреждении должны быть разработаны формы работы по информированию родителей.
Информирование родителей о работе детского учреждения
Необходимую информацию можно довести до родителей разными способами.
Во-первых, можно поместить при входе вывеску-рекламу, содержащую перечень предоставляемых детским учреждением услуг и реализуемых программ.
Во-вторых, целесообразно подготовить информационный бюллетень, представив в нем общую концепцию дошкольного учреждения, его программу (или программы), сведения о наличии специалистов (логопед, хореограф, тренер по плаванию и др.) и материально-технической базы (наличие музыкального, спортивного залов, медицинских кабинетов, бассейна и пр.).
В-третьих, при зачислении детей необходимо провести родительские собрания, подробно рассказав на них о программе, реализуемой в дошкольном учреждении. Хорошо, если работа яслей будет представлена на стендах, выставке детских работ, в фотоальбомах, видеофильмах.
Знакомство с семьей
Сотрудничество детского учреждения и семьи начинается со знакомства. На этом этапе очень важно расположить родителей к партнерству, взаимному доверию, продемонстрировать свое желание максимально помочь семье в воспитании ребенка.
Родителей следует познакомить с яслями: показать групповое помещение, игрушки, спальню, участок; рассказать, как будут организованы игры и занятия, режим дня. В свою очередь, воспитатель должен получить информацию о ребенке и его семье: узнать имя, фамилию, возраст, адрес, состав семьи; сведения об индивидуальных особенностях малыша, предпочтениях в еде, продолжительность дневного сна и т. п. Следует также выяснить, какое участие могут принять родители в жизни детского учреждения, чем помочь педагогам.
Для получения информации о ребенке и семье можно использовать анкеты, беседы, посещение семьи. Анкеты больше всего подходят для получения формальных сведений о ребенке. Предлагаем возможный вариант такой анкеты.
Анкета «Информация о ребенке и семье»:
Имя, фамилия ребенка……………………………………
Возраст ……………………………………
Имя, фамилия родителей ……………………………………
Адрес, телефон ……………………………………
Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья) ……………………………………
Легко (с трудом) вступает в контакт с незнакомыми взрослыми …………………………………
Легко (с трудом) вступает в контакт с другими детьми ……………………………………
Любимые игры, занятия, игрушки……………………………………
Чего боится и чему радуется малыш ……………………………………
Что ребенок любит (не любит) есть ……………………………………
В какое время спит ……………………………………
Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам……………………………………
Есть ли аллергия (указать на что) ……………………………………
Дополнительная информация о ребенке …………………………………………
Участие родителей в жизни детского сада: посещение ежемесячных собраний ……………………………………
посещение или планирование мероприятий для родителей ……………………………………
изготовление игрушек, пособий ……………………………………
покупка игрушек, методических материалов ……………………………………
оформление групповых помещений, благоустройство участка ……………………………………
помощь во время экскурсий, посещений детского театра ……………………………………
Сведения об индивидуальных особенностях малыша удобнее получить во время беседы с родителями и наблюдений при посещении семьи. Посещение семьи позволяет педагогу лучше узнать семью, ее интересы, стили общения, а родителям увидеть, как воспитатель взаимодействует с ребенком.
При знакомстве педагог должен убедить родителей в необходимости совместного проведения адаптации ребенка к детскому учреждению, предупредить, чтобы кто-то из них выделил время для посещения яслей вместе с ребенком в течение времени, которое понадобится малышу для привыкания; выяснить, чем они могут помочь воспитателю в группе.