Значение прогулки в зимний период для физического и умственного развития дошкольника.


Прогулка в ДОУ. Виды

Значимость прогулки для оздоровления воспитанников ДОУ

Автор: Буробина Нина Валерьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №4» города Михайлова. Систематическое активное пребывание ребёнка на свежем воздухе – один из главных факторов полноценного физического развития. Прогулка любой направленности эффективна и в качестве доступного способа закаливания неокрепшего детского организма, способствует формированию устойчивости к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Основными занятиями дошкольников во время прогулки являются подвижные игры, что благотворно сказывается на развитии кровеносной, дыхательной, костно-мышечной системы, улучшает аппетит. Используя расположенные на площадке, дети во время самостоятельной игровой деятельности, учатся преодолевать препятствия, координировать движения, развивают вестибулярный аппарат. Ребята приобретают новые навыки, двигательные умения, становятся смелыми, ловкими, выносливыми. Кроме того во время прогулки ребёнок естественным образом познаёт окружающий мир, получает новые знания.

Основные требования к продолжительности прогулки в детском саду

При оптимальных погодных условиях прогулка проводится два раза в день. Первый выход на улицу осуществляется сразу после занятий, второй – после полдника. Воспитатель регулирует продолжительность прогулки в соответствии с климатическими условиями, общее время прогулки, рекомендованное санитарными нормами – 4 ч. При температуре воздуха ниже -15, ветре более 7 м/с время прогулки сокращается. Ветер более 15 м/с, осадки, сверхнизкая температура воздуха являются основанием для запрета выхода на прогулку. В летний оздоровительный период рекомендовано использовать любые возможности для прогулок на свежем воздухе, пребывание в помещении группы ограничивается сном и приёмами пищи. Время выхода на прогулку определяется воспитателями самостоятельно, в соответствии с режимом образовательно-воспитательного процесса детей разных возрастных групп.

По месту проведения прогулки подразделяются на несколько типов:

1.Прогулки на территории ДОУ. 2.Пешие прогулки за периметр учреждения. 3.Прогулки в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды), при плохой погоде.

По своей направленности прогулки имеют следующие категории:

1)традиционные; 2)целевые(с выходом за пределы ДО); 3)тематические; 4)экскурсия.

Особенности целевой прогулки

Организация целевой прогулки требует от воспитателя определённых организационных умений, затрат времени на подготовку и оформление документации. Выход за пределы детского сада не проводится бес согласования с родителями, утверждения маршрута администрацией по заявлению руководителя прогулки с указанием количества воспитанников, сопровождающих. Развивающее значение выхода за пределы для очень ребят велико. Под чутким руководством наставника они наблюдают за явлениями природы, общественной жизнью. Активная ходьба воспитывает выносливость, благотворно влияет на физическое развитие. Детей младшей группы рекомендуется выводить на улицу рядом с ДОУ один раз в неделю. Воспитатель им показывает дома, транспорт, пеших людей. Малышам средней группы объясняются назначения общественных зданий: школы, ДК, больницы. Старшие ребята выводятся на длительные прогулки по населённому пункту, в котором расположен детский сад два раза в неделю. Прогулки на соседние улицы, в парки, знакомят малышей с правилами поведения в общественных местах, особенностями движения транспорта, пешеходов. Целевые прогулки способствуют расширению кругозора воспитанников, развитию любознательности, наблюдательности. Знания, представления детей об окружающем мире углубляются на основе эмпирического, непосредственного восприятия, они не навязываются сверху, не вызывают протеста, что очень ценно в смысле сохранения особого психологического мира ребёнка дошкольного возраста.

Структурные части прогулки в ДОУ:

1. Наблюдение. 2. Подвижные игры. 3. Индивидуальная работа педагога с детьми. 4. Труд детей на участке. 5. Самостоятельная игровая деятельность. Компоненты прогулки могут варьироваться между собой, в зависимости от настроения ребят, погодных условий, характера предыдущих занятий. Каждый вид деятельности длится 7-15 минут, а затем сменяется другим на фоне самостоятельной деятельности воспитанников.
Запрещается: 1. Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения. 2. Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

Рекомендуем посмотреть:

Организации прогулки в подготовительной группе Прогулки летом со старшими дошкольниками Консультации для воспитателей. Организация прогулок – походов с дошкольниками в природу Тематические прогулки в детском саду. Средняя группа

Похожие статьи:

Организация прогулки в младшей группе по ФГОС

Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада

Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе

Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе

Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа

Аналитическая справка о проведении выборочного контроля «Организация и проведение прогулки»

РЕСПУБЛІКА КРИМ
ДЖАНКОЙСЬКИЙ

РАЙОН

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ДЖАНКОЙСКИЙ

РАЙОН

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко»

КЪЫРЫМ

ДЖУМХУРИЕТИ ДЖАНКОЙ БОЛЮГИ

ул.Пушкина 56, с.Майское, Джанкойский район, Республика Крым, Российская Федерация, 296178

тел.:(06564)50-3-08, e-mail:

Аналитическая справка

о проведении выборочного контроля

«Организация и проведение прогулки»

Согласно годового плана работы МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» на 2022 — 2022 учебный год , в соответствии с приказом №128- ОД от 30.08.2019 года «Организация и проведение прогулки», в период с 13.09.2019 г. по 30.09.2019 г. был проведен выборочный контроль старшим воспитателем МДОУ Попковой И.П.

Цель контроля:

выявление качества организации прогулки с детьми дошкольного возраста и определение перспективы развития в данном направлении. Соблюдение воспитателями режима двигательной активности детей на свежем воздухе.

Методы проверки:

-Анализ календарных планов работы воспитателей.

-Беседы с педагогами.

-Наблюдения за детьми.

-Анализ деятельности детей во время проведения прогулок во всех возрастных группах.

Старшим воспитателем Попковой И.П. проанализирована документация воспитателей, отражающая организацию прогулки детей; комиссией наблюдалось соблюдение режима дня, организация подготовки к прогулке и возвращение в группу, воспитание культурно — гигиенических навыков детей во время прогулки; посещались прогулки, а также мероприятия по оздоровлению детей.

В ходе контроля выявлено:

Воспитатели: Дусмамбетова Д.А., Гафарова Л.Р., Дорман О.П., Асанова З.Р., Зейналиева Н.Р.,Ерошкина Н.А. добросовестно относятся к планированию прогулок. В календарных планах отмечены все виды детской деятельности на прогулке. В группах имеются картотеки прогулок и наблюдений в природе. Эмоциональный фон прогулки положительный, педагоги владеют знаниями возрастной психологии детей, применяют личностно – ориентированный подход к воспитанникам, чаще всего используют просьбу, одобрение, похвалу, подбадривают воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены.

Режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы, СанПиН 2.4.1.3049-13 и погодными условиями.

Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные игры. Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. На прогулке воспитатель реализовал все её части. Последовательность данных компонентов воспитатель меняла. Подвижная игра была проведена в начале прогулки по причине долгого сидения детей на занятии. Подвижная игра соответствует возрасту детей и сезону (проводилась в теплый осенний день). Данная игра была знакома детям. Воспитатель помогла лишь вспомнить правила. А в процессе игры следила за их четким выполнением. Воспитатель развивала умение детей приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Первого ведущего выбрали считалкой, которую дети охотно предложили. Далее ведущий выбирался воспитателем. Выбор выпадал на ребенка, в котором воспитатель была уверена, что он безошибочно справится с порученной ролью. Игра повторялась 4 раза. Дети с удовольствием собрались играть в уже знакомую и, видимо, позабытую игру. Данная игра не требует наличие атрибутов.

Большое место на прогулках воспитатели отводят наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Тема и объект наблюдения соответствуют возрасту детей (наблюдение за осенним деревом). Объект наблюдения (осеннее дерево) был виден всем детям, всем была предоставлена возможность его рассмотреть. Воспитатель обращала внимание детей настроение дерева, на её ветки, листья и пр. Детям была интересна данная тема прогулки. Это было видно по задаваемым вопросам и сконцентрированному вниманию на объекте наблюдения. Вопросы многих детей были следующие: «Почему желтеют листья?», «Чем деревья пьют воду?». Загадки и стихотворение помогли воспитателю вызвать интерес у детей.

В группах имеется достаточное количество выносного материала по сезону. Однако, не удалось увидеть организованные педагогами сюжетно – ролевые игры и индивидуальную работу с детьми.

Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлечение к этому вопросу внимания родителей.

У детей данных групп сформированы навыки самообслуживания соответственно возрасту.

Для создания целостной системы физкультурно-оздоровительной работы на прогулке очень важным является организация двигательной развивающей среды.

Анализ созданных условий показал, что для организации двигательной активности детей на прогулке имеются горки, турники, качели, малые архитектурные формы, брёвна гимнастические, балансиры, ориентиры для метания в цель. Для прогулок в любую погоду используются павильоны.

В группах имеется выносной материал, как необходимый атрибут для повышения двигательной активности детей: флажки, султанчики, ленточки, обручи, скакалки, мешочки с песком, мячи, кольцебросы, кегли, а также пособия, изготовленные руками педагогов, которые также повышают интерес к двигательной активности, способствуют оздоровлению детей, учитывают возрастные особенности детей, их интересы.

Однако, педагоги не в полном объеме используют э атрибуты во время организации двигательной деятельности с детьми.

Воспитателями контролируемых групп, ежедневно планируются на прогулках подвижные игры, индивидуальная работа, при этом, педагоги мало играют с детьми, часто используют уже знакомые игры, недостаточно разучивается новых игр, не используются усложнения. Прогулки-походы планируются, но проводятся крайне редко.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. На прогулке воспитатели использовали хозяйственно-бытовой вид труда. Все трудовые поручения соответствовали возрасту детей. Трудовые задания были посильны детям и выполнялись с удовольствием. Так как воспитатели в процессе использовали различные потешки. Дети убирали на участке сухие ветки. Для выполнения трудовой деятельности воспитатель раздала им перчатки и указала, для чего их нужно надеть. Дети остались довольны результатами своего труда и охотно делились впечатлениями о проделанной работе с воспитателем.

Во время проведения прогулки воспитатели проводили индивидуальную работу с детьми, т.к. работа по развитию движений. Воспитатель Дусмамбетова Д.А. с группой детей в количестве 5 человек проводила работу по совершенствованию прыжков на двух ногах с зажатым предметом между ступнями. Для этого педагог использовала мячи. Детей воспитатель выбрала, ориентируясь на уровень их физической подготовленности с целью закрепить данный вид прыжков. Результаты проделанной работы были очевидны. Воспитатель был доволен качеством её выполнения.

Воспитатели за несколько минут до завершения прогулки предупредили детей об этом. Напомнили детям, что надо собрать игрушки и оборудование. Далее указала на то, чтобы дети встали в колонну по парам (мальчик и девочка). Когда дети шли в группу, воспитатель Дорман О.П. сделала небольшой вывод, задавая вопросы детям: «За кем сегодня наблюдали», «Понравилась ли им прогулка» и пр. Перед входом в помещение Зейналиева Н.Р. напомнила детям о том, что необходимо вытирать ноги, и как нужно себя вести. В раздевальной комнате воспитатель и помощник воспитателя следили за тем, чтобы все дети переоделись, и оказывали необходимую помощь. Затем все дети мыли руки и садились обедать.

Педагоги всех групп ДОУ соблюдали требования безопасности при организации прогулки на участке детского сада. Очень важно ,чтобы каждый ребенок был подготовлен к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Дети должны осознанно действовать в той или иной обстановке. Педагоги знают у дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают её решать методом проб и ошибок. Поэтому уже в детском саду важно создавать условия, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения. Наиболее эффективны обучающие дидактические игры. При проведении таких игр дети учатся запоминать свои действия в ходе игры и анализируют результаты. В дидактической игре формируются знания об источниках опасности, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, формируются знания об оказании первой помощи.

Рекомендации и предложения:

1.Воспитателям всех возрастных групп тщательнее готовиться к проведению прогулки.

Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели ДОУ

2.Воспитателям всех возрастных групп организовывать сюжетно – ролевые игры и индивидуальную работу с детьми, согласно планированию.

Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели ДОУ

3.Воспитателям всех возрастных групп, при руководстве самостоятельной деятельностью детей на прогулке, использовать необходимые атрибуты и выносной материал для повышения двигательной активности детей.

Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели ДОУ

4.Воспитателям всех возрастных групп при проведении прогулок больше играть, разучивать с детьми новые подвижные игры и игровые ситуации, использовать усложнения.

Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели ДОУ

5.Воспитателям первой младшей группы, второй младшей группы разнообразить двигательный режим на прогулке, проводить подвижные и малоподвижные игры исходя из возрастных особенностей детей.

Сроки: до конца учебного года

Ответственные: педагоги первой младшей группы, второй младшей группы.

6.Воспитателям всех возрастных групп для обеспечения оптимальной двигательной активности детей на свежем воздухе систематизировать и соблюдать структуру прогулки во второй половине дня.

Сроки: постоянно, в соответствии с погодными условиями

Ответственные: воспитатели ДОУ

Ответственный за проведение контроля: старший воспитатель Попкова И.П.

Справку составил _________ Попкова И.П.

Заведующий МДОУ

«Майский детский сад « Солнышко» ______________ Матвеева Л.О.

30.09.2019г.

Значение прогулки для детей дошкольного возраста

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» — дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности:

Во-первых, заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами ДОУ; маршрут утверждается у заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

Во всех остальных случаях наши воспитанники обязательно гуляют по несколько раз в день. Организация прогулок в детском саду English Garden занимает важное место в формировании режима дня детей, поскольку влияет на различные проявления их деятельности и функционирования организма.

Польза прогулок для детей

Занятия на улице в детском саду приносят детям следующую пользу:

  • Укрепление здоровья. Активные движения на свежем воздухе приводят к тому, что дети становятся намного крепче, сильнее и энергичнее.
  • Развитие выносливости. Прогулки – это своего рода тренировки, при которых нагрузка равномерно распределяется на весь организм. Укрепляются не только мышцы и кости скелета, но также сердечно-сосудистая и нервная система. Малыши меньше утомляются, что положительно сказывается на их усидчивости и возможности успешно усваивать информацию.
  • Улучшение обмена веществ. Подвижность и свежий воздух положительно влияют на аппетит и усвоение питательных веществ из пищи. Наш детский сад в коттеджном поселке имеет все условия для укрепления здоровья своих воспитанников.
  • Закаливание организма. Прогулки практически в любую погоду способствуют укреплению и усилению иммунитета, но родителям обязательно нужно одевать детей по погоде, а не по сезону. Перегревание не менее опасно, чем переохлаждение.
  • Снижение заболеваемости. Привыкнув к различным погодным условиям, ребенок реже простужается и болеет, а это положительно влияет на его воспитание и учебу в детском саду. Крепкое здоровье также станет положительным моментом в то время, когда ребёнок из детского сада перейдет в начальные классы школы – будет меньше пропускать занятия.

Также не менее важно, сколько дети гуляют в детском саду. Продолжительность пребывания на свежем воздухе должна быть не менее полутора часов. Наш билингвальный детский сад в Красногорске обладает всеми условиями и удобствами для проведения длительных и полезных прогулок. У малышей есть удобная и практичная детская площадка, полностью оборудованная для детей дошкольного возраста. Кроме этого, поселок Красногорская Усадьба, где находится наш детсад, расположен в экологически чистом районе Московской области в непосредственной близости от водоема и зеленого массива.

Влияние прогулок на свежем воздухе на нейтрализацию негативных эмоций

Детские игры на свежем воздухе оказывают положительное воздействие на формирующуюся детскую психику, нейтрализуя негативные эмоции. Нахождение на улице приводит к торможению функций той части мозга ребенка, которая отвечает за агрессию, раздражение и негатив. Регулярные прогулки способствуют снижению напряжения, благодаря чему дети лучше себя чувствуют, более спокойны, рассудительны и уверены в себе.

Современный частный детский сад в Красногорске English Garden много внимания уделяет организации нахождения детей на свежем воздухе, а также подвижным играм, прогулкам и развлечениям.

Благодаря этому наши воспитанники с удовольствием ходят гулять в любую погоду и с нетерпением ждут возможности выйти во двор уютного детского садика, где у них есть любимые места и интересные игры.

0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]