Статья на тему «Сюжетно-ролевые игры нового поколения для дошкольников»


В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в следующих направлениях:

1.Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

2.Непосредственное руководство играми детей.

Моя задача как воспитателя – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать.

Этого можно достигнуть, открывая перед детьми мир добрых, самоотверженных поступков людей. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр!

С помощью родителей оборудовали развивающую предметно-пространственную среду. Сделали прочную удобную кукольную мебель, изготовила атрибуты, сшили костюмы для ряжения, сшили и связали куклам одежду.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя только в тесном контакте с родителями. Я советовала папам и мамам, какие игрушки следует покупать детям. Провела родительское собрание на тему «Значение игры в жизни ребенка», оформила стенд «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», подготовила папки-передвижки.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС — это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

1)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

2) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

3) Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4) Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Наша жизнь меняется, в связи с новыми условиями, появилась необходимость в организации более современных игр, которые я хочу вам предложить:

Турагентство

Цели:Познакомить детей с профессиями — директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Примерные игровые действия: путевки, билеты, помочь советами;бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду;питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы;оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т.д.

Предметно-игровая среда. Оборудование: фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты.

Банк

Цели:Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия:посещение банка, выбор необходимых услуг;работа кассы, пункта обмена валют;оформление документов, прием коммунальных платежей;работа с пластиковыми картами;консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.

Гипермаркет Эссен

Цели:учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:приход в супермаркет;покупка необходимых товаров;

консультации менеджеров;объявления о распродажах;оплата покупок;упаковка товара;

решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Предметно-игровая среда. Оборудование: касса; наборы продуктов (овощи, фруктов, бросовый материал); спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры;чеки, сумки, кошельки, деньги;наборы мелких игрушек;журналы, газеты;одежда, обувь, головные уборы и др.;учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.

Показывают новые телепередачи и опять возникла мысль организовать с детьми новые сюжетные игры, такие как «Телевидение».

Телевидение

Цели:Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:выбор программы, составление программы редакторами;

составление текстов для новостей, других программ;подготовка ведущих, зрителей;оформление студии;работа осветителей и звукооператоров;показ программы.

Предметно-игровая среда. Оборудование: компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты;«хлопушка»;программы (тексты);символика различных программ; элементы костюмов; грим; косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.

Модельное агентство

Цели:учить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.

Примерные игровые действия: поступление в модельное агентство; обучение: сценическая речь, сценодвижение и др.; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.

Предметно-игровая среда. Оборудование:камера;декорации;косметические наборы.

Редакция

Цели:Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одногозависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:редакционная коллегия;изготовление макета газеты, журнала;распределение заданий и их выполнение;фотографирование, написание статей;

использование рисунков, придумывание заголовков;составление газеты (журнала).

Предметно-игровая среда. Оборудование:фотоаппараты;макеты журналов;блокноты;

фотографии;фотопленка;пишущая машинка;компьютер;рисунки.

Корпорация «Билайн», «МТС», «Мегафон»

Цели:учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.

Примерные игровые действия:работа операторов связи;работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи;ремонтная мастерская;оплата услуг;справочная служба.

Предметно-игровая среда. Оборудование:сотовые телефоны;компьютеры;бланки счетов;чеки;предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.

Дизайнерская студия

Цели: Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ;согласование с заказчиком;оформление интерьера, сдача заказа;дополнения декоративными деталями;решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций;оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др.; планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике.

В коллективной игре обычно есть организаторы, благодаря которым осуществляется замысел детей. Организаторов дети выбирают сами. Для сообщения детям знаний о труде взрослых япроводила экскурсии в Ак Барс банк, турагенство и т. д. Ребята наблюдали за: трудом взрослых. Я обращали их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, объяснила как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 2004.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М: Владос, 1999.

3. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. — Минск: Народная асвета, 1989.

4. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. — Киев: Рад.Школа, 1982.

5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Список литературы.

6.В.В.Зеньковский. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]