Консультации для педагогов «Оформлению уголка безопасности в ДОУ.»консультация


Уголок по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду

Главной задачей воспитателей и родителей является безопасность детей. Но ребенка необходимо не только оберегать, но и научить вести себя в чрезвычайных ситуациях. Для этого в детсадах для дошкольников и в средних и начальных школах рекомендуют оформлять уголки по основам безопасности коллектива.

Как оформить уголок ОБЖ в детском саду?

Научить детей вести себя в чрезвычайных ситуациях — важная задача для каждого педагога. Для упрощения освоения материала, его можно преподнести в виде игры, и оформить уголок по основам ОБЖ, который включает в себя:

Пример оформления уголка ОБЖ

  • Наглядный подготовительный материал для обучения.
  • Информацию о возможных чрезвычайных и травматических ситуациях.
  • Макеты машин и техники служб по чрезвычайным ситуациям: машина скорой помощи, пожарная техника и пожарный щит.
  • Обучающие и дидактические игры и конкурсы, например, «Умный светофор» и «Основы безопасности». Покупной вариант можно заменить, изготовленным своими руками.
  • Предметы для обучения в формате сюжетно-ролевой игры: экипировка работников служб спасения, куклы, напольное покрытия для изучения движения при ПДД.
  • Макеты предметов личной безопасности: телефоны службы спасения, отражающие материалы, огнетушитель.

К сведению! Раздаточный материал, представленный в этой парциальной зоне, может быть разнообразным. Например, можно поместить аннотацию и распечатку по основам ОБЖ. Грамотно составленный вариант представила Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Наличие наглядных материалов поможет детям с интересом углубиться в процесс изучения основ правил жизнедеятельности, а использование игрового подхода упростит усвоение материала.

Телефоны спасения должны знать

Цели создания по ФГОС

В целом, для уголков установлены требования, в соответствии с их тематикой. При этом для всех центров активности в дошкольном учреждении установлены общие положения:

  • Они должны удовлетворять интересы детей, быть увлекательными.
  • Материальная база должна соответствовать возрасту воспитанников.
  • Эстетическое оформление должно вызывать ощущение уюта и привлекать детей. Это поможет создать хорошее настроение и вызовет интерес у воспитанников.
  • Оптимальное расположение в помещении. Удобное использование, наличие света и легкий доступ.
  • Материалы должны быть удобны и доступны для использования для любого ребенка.
  • Необходимо учесть региональный компонент при оформлении (изучение национального быта, искусства, литературы, языка).

Роль и значение уголков

Обучение ребенка основам безопасности в различных сферах, это важный вклад в его дальнейшую жизнь. Это поможет избежать критичных и опасных ситуаций и даже может спать жизнь, если ситуации не удалось избежать.

Информация поможет при ЧС

Вопрос профилактики детского травматизма стоит остро. От чрезвычайных ситуаций не застрахован никто, поэтому знание теории и понимание, как действовать — важный аспект обучения.

Познавательная деятельность дошкольников

Уголок должен сформировать у детей навыки разумного поведения, научить спокойно и правильно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, познакомить с основами экологической культуры и приобщить к здоровому образу жизни.

К сведению! Помимо правильной реакции и действий при возникновении чрезвычайной ситуации, также необходимо привить ребенку знание, куда обратиться за помощью в той или иной ситуации.

Основные задачи уголка

Главной задачей уголка является формирование понимания по основам безопасности у детей. Весь процесс можно разбить на следующие этапы:

  1. Сформировать представления о чрезвычайных ситуациях и научить способам их решения. Разобрать первые шаги при чрезвычайной ситуации, и куда следует обратиться за помощью.
  2. Привить безопасное для человека и природы поведение.
  3. Изучение и разбор правил дорожного движения не только со стороны пассажира, но и со стороны водителя транспортного средства.
  4. Сформировать осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям для природы и человека.
  5. Разбор и проработка сценариев развития и решений возможных критических, и бытовых ситуаций с помощью игр или использования раздаточного материала.

В большинстве случаев, опасные ситуации можно предотвратить на ранних стадиях или избежать вообще. Научить этому ребенка — важная задача не только для воспитателя, но и для родителей, поэтому их тоже необходимо подключать к процессу обучения.

Работа в уголке ОБЖ

Работать с материалом, представленным в уголке безопасности, можно по-разному, что позволит разнообразить и углубить процесс изучения. Можно использовать следующие варианты:

  • Наглядное обучение с использованием плакатов, информационных стендов с иллюстрациями. Стенд можно оформить один единый, охватывающий все сферы или разбить на несколько тематических.
  • Теоретические занятия по теме.
  • Практическая работа для изучения правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
  • Моделирование возможных ситуаций с использованием макетов предметов служб безопасности.
  • Работа с дидактическими и обучающими играми.
  • Чтение стихов на тему ОБЖ, изучение и обсуждение рассказов по данной теме.

К сведению! Для обучения ребенка основам безопасности, можно подключать родителей. Для этого необходимо заранее предоставить для них материал, который они смогут использовать — иллюстрации, раскраски, пособия.

Оформление уголка безопасности

Один из важных этапов в обучении детей — создать уголок безопасности в детском саду. Оформление уголка не обязано следовать строгим правилам, но есть нюансы, которые стоит соблюдать.

Уголок безопасности в средней группе.учебно-методический материал (средняя группа)

Уголок безопасности в средней группе.

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме ,природе,на дороге.

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формированиепредставлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить сразличными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения (Скорая помощь, Пожарная, Машина МЧС,Полиция, Трамвай, Троллейбус, Автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной деятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами. Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

В уголке должны быть картотеки: картотека дидактических игр «Безопасность и здоровье», «Паспорта опасных мест в группе», картотека «Опасные ситуации на дороге», «Опасные ситуации дома и на прогулке»

Здесь также расположены наглядный материал: иллюстрации – схемы «Один дома», электрические приборы, не забыли и про книги на тему безопасности и здоровья.

В уголке безопасности должны быть настольные, печатные дидактические игры:

• «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью, развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: негативные и позитивные картинки с различными ситуациями.

Ход игры: Детям предлагается выбрать картинку и объяснить «что хорошо, а что плохо, почему»; показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей.

• «Источники опасности»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества.

Материал: картинки предметов домашнего обихода – объектов опасности.

Ход игры: Дети выбирают те картинки – предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.

• «Распорядок попорядку»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, предлагает разложить картинки по порядку.

• «Полезные и вредные продукты»

Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своем здоровье.

Материал: Набор карточек с полями, разделенными на квадраты зеленого (полезно) и фиолетового (вредно) цветов соответственно, картинки с различными продуктами.

Ход игры: Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями: «что вредно, а что полезно для здоровья»

Также большой интерес детей вызывает игра «Волшебный кубик». Обычный кубик из набора конструктора превратился в «волшебный» с помощью картинок из серии «Опасные ситуации». Кинув кубик, ребенок рассматривает сюжет — картинку, называет, что изображено на картинке и пытается объяснить, в чем опасность той или иной ситуации.

Также в уголке безопасности должен быть представлен материал по пожарной безопасности.

— плакаты о причинах возникновения пожара, действиях при пожаре.

— картинки с сюжетами по теме «Пожар».

— различные дидактические игры, например: «Что необходимо пожарному», «Горит-не горит», «Найди предметы» и др.

— книги по данной теме.

— игровое поле для развития сюжетной игры «Мы пожарные», «Едем на пожар»

— пожарные машины.

А также макет пожарного щита, который позволяет знакомить детей с названием и назначением, порядком расположения предметов на щите, расширять знания о действиях при пожаре.

Уголок безопасности (в том числе пожарной) в детском саду: оформление своими руками по ФГОС + фото

Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред, в окружающем мире очень много.

Поэтому надо не только усиленно оберегать и защищать ребёнка, но и учить его безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и вне его. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат.

Так как несмотря на сложность организации современного общества, детский травматизм — это чрезвычайная ситуация, ответственность за которую несут все виновные.

Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во внешнем мире — важнейшая задача для родителей и для воспитателей детских учреждений. Учить детей безопасному поведению необходимо с самых первых шагов жизни. Существует большое количество ситуаций, когда ребёнок может получить травму дома, на прогулке, во время игры, при поездке в транспорте.

задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением малышей, но и привить им понятие собственной безопасности. Организация в детском саду уголка по безопасному поведению предназначена для решения этой задачи. Используя стенды, макеты, игрушки, дидактические игры, воспитатели обучают дошкольников правилам поведения в наиболее вероятных жизненных ситуациях.

Представляемые материалы на стендах, адресуются и родителям, так как значительную часть времени ребёнок находится с ними, а молодые родители не всегда могут правильно создать безопасную обстановку дома.

https://www.youtube.com/watch?v=R4jfXYPciZE

Значение уголка безопасности в воспитательной деятельности педагогов достаточно велико. Но, чтобы успешно и качественно выполнять обучение детей основам безопасности, необходимо иметь интересный и разнообразный материал по этому направлению работы. Уголок ОБЖ может содержать:

  • Стенды с информацией для родителей о возможных травматических ситуациях.
  • Аналитические справки по чрезвычайным происшествиям с детьми.
  • Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей и взрослых.
  • Дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками.
  • Макеты пожарной техники, скорой помощи, пожарного щита — для лучшего ознакомления детей со службами по чрезвычайным ситуациям.
  • Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель, телефоны службы спасения.
  • Игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения.
  • Напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД.

Как часть предметно-развивающей среды детского сада, уголок безопасности должен соответствовать требованиям: эстетичное и привлекательное для детей и родителей оформление, функциональность и вариативность, периодическое обновление наполнения для поддержания интереса к материалу.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Методические разработки проект моего уголка безопасности в средней группе

«Умка»

№12

Выступление на тему «Организация уголка безопасности как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников»

Воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №113 комбинированного вида»

Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Кулешова Дарья Сергеевна

С 1 января 2014 г вступил в силу ФГОС ДО согласно которому воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с пятью образовательными областями:

— Социально-коммуникативным развитием;

-Познавательным развитием;

-Речевым развитием;

-Художественно-эстетическим развитием;

-Физическим развитием;

Именно социально-коммуникативное развитие преследует задачу по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребенка – это самое дорогое, что есть на свете. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Чтобы ребята знали, как правильно себя вести в различных ситуациях и умели применять эти знания в реальной жизни, мы в своей работе использует беседы, дискуссии, чтение литературы, проводим занятия, игры. В каждой нашей группе имеется свой «уголок безопасности»

, который мы постарались наполнить его актуальными, полезными, интересными материалами. Наиболее значимую информацию выделили яркими, привлекающими внимание детей красками.

Обновили и разнообразили пособия.

Организуя уголок безопасности в группе, мы синтезировали материал по следующим темам:

  • «Правила дорожного движения»
    ,
  • «Безопасность в помещении»
    ,
  • «Безопасность в природе»
    ,
  • «Общение с незнакомыми людьми»
    .

При создании «уголка безопасности»

мы опирались на основные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и постарались сделать его содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным.

Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте. Недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Создавая условия для воспитания безопасного поведения у дошкольников, мы предпринимаем и содействуем овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

Важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволяет ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

«Уголок безопасности»

в нашей группе включает:

— методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности)

;

— дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам)

;

— атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция»

,
«Пожарные»(дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий)
;

— наборы конструкторов;

— папки-передвижки;

— наборы для изодеятельности;

— инвентарь по безопасности.

Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организуются выставки детских и коллективных работ.

А чтобы путешествие в «Мир безопасности»

не оставил равнодушным ни одного нашего воспитанника нас сопровождают наши друзья и помощники:

Дружок огнетушитель

Светофор-Световорыч

Книжка –Знайка

Работа с родителями (законными представителями)

осуществляется в форме индивидуальных консультаций и с помощью уголка для родителей, где мы размещаем следующий материал:
«Веселое приложение к правилам движения»
, «Информация о пожарах и гибели людей», Игры по пожарной безопасности», «Загадки, пословицы, стихи, песни по пожарной безопасности и правилам дорожного движения», «Азбука пожарных», фотографии
«Пожарная машина»
, буклеты для родителей по пожарной безопасности, «Папка-передвижка по ПДД»,
«Один на улице, или безопасная прогулка»
,
«Безопасность вашего малыша»
,
«Правила дорожного движения для дошкольников»
.

Ведь формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение творчество детей, необходимо помнить, что главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей! Спасибо за внимание!!

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском

саду.

Знакомить с правилами игр с песком: не ломать постройки, сделанные другими

детьми; не кидаться песком т.д.

Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при

пользовании спортивным инвентарем.

Напоминать детям о том, что кататься на велосипеде можно только под

присмотром взрослых, не мешая окружающим.

Учить правильно пользоваться ножницами (в присутствии взрослых)

.

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно

спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь,

держась за дверную ручку.

Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте.

О правилах безопасности дорожного движения.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу

только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов

светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый —готовятся к

движению, на зеленый —двигаются).

Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный

переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны

переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра»

.

Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь»

(едет по

вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар)

,
«Милиция»
(едет на

помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.

Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход»

,
«Дети»
, «Остановка

общественного транспорта».

Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в

общественном транспорте можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не

мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить

из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).

Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке.

Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей

части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не

ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не

кричать).

Формирование предпосылок экологического сознания

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия

с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред; наблюдать за

животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с

разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без

разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их—

они могут оказаться ядовитыми. Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой

Следующая >

Требования к уголку безопасности в детском саду

Главной задачей воспитателей и родителей является безопасность детей. Но ребенка необходимо не только оберегать, но и научить вести себя в чрезвычайных ситуациях. Для этого в детсадах для дошкольников и в средних и начальных школах рекомендуют оформлять уголки по основам безопасности коллектива.

Оформление стенда по пожарной безопасности

(общие правила)

Под противопожарным стендом понимается специальная конструкция, на которой размещены текстовые, графические или фотоматериалы о пожарной безопасности. Стандартный размер − 490 × 770 мм, может изменяться в зависимости от объема материала.

Уголок по безопасности в детском саду своими руками фото – оформление своими руками по ФГОС + фото

Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред, в окружающем мире очень много.

Поэтому надо не только усиленно оберегать и защищать ребёнка, но и учить его безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и вне его. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат.

Так как несмотря на сложность организации современного общества, детский травматизм — это чрезвычайная ситуация, ответственность за которую несут все виновные.

Обучение безопасности в детском саду

Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во внешнем мире — важнейшая задача для родителей и для воспитателей детских учреждений. Учить детей безопасному поведению необходимо с самых первых шагов жизни. Существует большое количество ситуаций, когда ребёнок может получить травму дома, на прогулке, во время игры, при поездке в транспорте.

задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением малышей, но и привить им понятие собственной безопасности. Организация в детском саду уголка по безопасному поведению предназначена для решения этой задачи. Используя стенды, макеты, игрушки, дидактические игры, воспитатели обучают дошкольников правилам поведения в наиболее вероятных жизненных ситуациях.

Представляемые материалы на стендах, адресуются и родителям, так как значительную часть времени ребёнок находится с ними, а молодые родители не всегда могут правильно создать безопасную обстановку дома.

Паспорт уголка безопасности в детском саду

Паспорт уголка безопасности входит в паспорт группы. При его оформлении указываются цели и задачи его создания и перечисляются материалы, входящие в состав этого уголка. К ним относятся:

  • Крупногабаритные макеты и игрушки: светофоры, ростовые куклы, дорожные знаки, макеты городских улиц, разметка пешеходного перехода, пожарный щит и макеты огнетушителей.
  • Экипировка детей.
  • Плакаты и методический материал.
  • Стенды по пожарной безопасности, ПДД и другие.
  • Игрушки, дидактические игры, книги и другое оборудование, имеющееся в наличии.

Оформление паспорта уголка

Пример оформления паспорта уголка взят из статьи «Паспорт подготовительной/средней группы» детского сада «Морошка».

Как оформляется технический паспорт на уголок безопасности можно посмотреть в статье Елены Мищенко «Паспорт уголка безопасности в ДОУ».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]