Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе «Центр литературного чтения»
Дорогие друзья, мы рады представить вам Шабалову Светлану Федоровну, воспитателя высшей квалификационной категории СП «Детский сад «Аленушка»» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Светлана Федоровна любезно поделится своими методами создания педагогических условий по воспитанию у дошкольников интереса к чтению. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Федоровны:
«Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности».
Полезного чтения…
Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе «Центр литературного чтения»
Посмотреть статью в полной версии
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Ни для кого не секрет, что современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые (педагоги и родители) должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
В детском саду работа по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-развивающей среды в группе.
Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей, что особенно важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой группе любого детского сада имеется книжный уголок или центр. Был он и в нашей группе для детей с нарушениями зрения. Но соответствует ли его содержание методическим и педагогическим требованиям в свете новых нормативных документов? Как сделать этот центр действительно интересным, полезным детям, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, а дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы? Как привлечь самих детей и их родителей к участию в преобразовании нашего книжного центра?
Эти размышления натолкнули нас на идею проведения в группе образовательного проекта по преобразованию, обогащению книжного центра. Так родился наш дизайн-проект «Центр литературного чтения».
Воплощению данного проекта способствовало и то, что в рамках «Книжкиной недели» в нашем ДОУ был объявлен конкурс между группами — «Дом для наших любимых книг».
Вид проекта: средне-срочный (3 недели), информационно-творческий, групповой, открытый.
Участники проекта: педагоги группы, дети старшей группы с нарушениями зрения, родители.
Цели проекта:
- воспитание у дошкольников интереса и любви к книге, развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе преобразования «Центра литературного чтения»;
Задачи:
- создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению, развитию познавательной активности, творческих способностей детей, а также взаимодействию всех участников образовательного процесса;
- формирование у дошкольников устойчивого интереса и любви к книгам, чтению;
- развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды.
Ресурсное обеспечение проекта:
информационное — формирование базы данных по реализации проекта; материалы мониторинга; организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
методическое – разработка, составление планов, конспектов, презентаций, рекомендаций для родителей, памяток, статей и др.;
материально-техническое — приобретение дидактических средств обучения: книг по программе возраста, иллюстраций, игр, пособий по обучению грамоте, подставок для чтения и т.д.
оснащение Центра литературного чтения необходимой эргономичной мебелью, полками, конторками, дополнительными источниками света.
Предполагаемые результаты проекта:
для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье,
для педагогов – повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы.
для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.
Реализация проекта проходила в три этапа.
I этап – вводный этап проекта
Задачи:
- Довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта.
- Определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата.
- Совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
- Подбор, приобретение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Разрабатывая проект, мы использовали традиционную для проектной деятельности модель «трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».
На общем обсуждении, мы выяснили знания детей о книгах, зачем они нужны, где их можно приобрести и т. д. Ответы детей записывали.. Модель «Трех вопросов» помогла составить конкретный план действий.
Дополнительно провели опрос детей по теме «Твоя любимая книга». Данные опроса показали, что нашим детям одинаково нравятся и фольклорные произведения и научно-познавательная литература – по 35% . Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в процессе составления библиотечек и консультаций для родителей.
II этап – продуктивный этап реализации проекта
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекали родителей наших воспитанников и коллег.
Реализация намеченного на I этапе проекта плана прошла через все образовательные области.
Задачи:
- Развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
- Формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношения к книге.
- Повышение интереса детей к детской литературе, обучение изготовлению книги.
- Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в Центре литературного чтения.
- Привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.
Привлечение к участию в проекте узких специалистов (учителя- логопеда, воспитателя по изодеятельности, муз. руководителя)
Содержание образовательной работы с детьми в процессе реализации проекта:
Познавательно-речевое развитие
Познание:
Беседы с детьми: «Как появилась книга?», «Какие книги ты любишь больше всего?», «Какие бывают книги?» и т. д.
Познавательное занятие с использованием мультимедийной презентации «История создания книги»
Экскурсии в детскую библиотеку им. П.П. Бажова
Занятие-путешествие «В книжной стране» (презентация-знакомство с творчеством детского писателя С.Я. Маршака)
Рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий,
Знакомство с детскими писателями, литературными жанрами в процессе составления каталога книг в библиотеке группы, классификация их по разделам.
Чтение художественной литературы:
Чтение произведений, заучивание стихотворений, пословиц о книге
Игры-викторины с использованием ИКТ по произведениям детских писателей «В стране Чуковского», «Знаешь ли ты сказки?» и др.
Детское книгоиздательство
Коммуникация:
«День любимой книги» — презентация книг на основе составления творческих рассказов (домашнее задание).
Составление описательных рассказов об экспонатах Музея книги.
Социально-личностное развитие
Социализация:
Беседы о бережном отношении к книгам, о правилах поведения в читальном зале, библиотеке
Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «В читальном зале», «Маленькие экскурсоводы (в Музее книги)», «Книжный магазин»
Труд:
«Мастерская для книг» — ручной труд по ремонту старых и рваных книг
Изготовление книжек-малышек для с/р игры «Библиотека»,
Изготовление закладок для любимой книги.
Безопасность:
Беседы о правилах чтения, о вреде чтения лежа, в темноте, о правильной позе при чтении для хорошей осанки.
Физическое развитие
Физическая культура, Здоровье:
Проведение зрительных гимнастик и динамических пауз для тренировки зрительных функций, повышения остроты зрения, профилактики глазного утомления
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество:
Участие в сборе экспонатов и оформлении Музея книги,
Оформление книги-самоделки «Разноцветная книга» по С. Маршаку
Рисование иллюстраций по произведениям С. Маршака, создание макетов, поделок совместно с родителями для выставки «В стране Чуковского»
Музыка:
Театрализованное представление «В стране Чуковского»
Описание «Центра литературного чтения»
Для создания книжного центра в нашей группе мы отвели хорошо освещенное естественным светом место. Книжный центр находится в группе, он расположен далеко от игровой зоны. В Центре имеется подбор художественной литературы, соответствующий программе и возрастным особенностям детей. Здесь же находятся настольные и дидактические игры по знакомым произведениям. Есть папка, где представлены книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца, алгоритмы для составления рассказов. Эта папка находится в свободном доступе для каждого ребенка. Выделено место для игр по обучению грамоте: в нем есть буквы, схемы, магнитные доски, материал для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам».
Имеются театральные атрибуты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».
Также в книжном центре мы оформили тематическую выставку по произведениям С.Я. Маршака:
— книги, портрет писателя, цитаты, стихи,
— игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора,
— конспекты занятий, викторин, досугов.
- Как продолжение книжного центра планируется оборудование уголка уединения, где ребенок может в соответствии со своими интересами полистать журналы, посмотреть любимые книги, а также обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и др., «позвонить» родителям по телефону.
- Также планируется оформление подставки-витрины для интересной книги.
Наши воспитанники часто приносят в группу свои любимые книги, в том числе, познавательного характера, ориентирующие их на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Такие книги у нас размещены в специально отведенном месте в ярком лоточке, чтобы привлекать внимание детей.
В книжном центре дети имеют возможность не только познакомитьтся с книгами, но и пособирать пазлы, кубики по хорошо известным и знакомым им литературным произведениям.
Элемент дизайн-проекта
«Мини-музей книги»
В процессе реализации основного дизайн-проекта, мы организовали еще один маленький проект, включив его как составной элемент в основной проект. Назвали его «Мини-музей книги». Идею подсказали сами дети, задав вопрос о том, где можно увидеть старинные книги кроме библиотеки?
Цели и задачи организации мини-музея:
знакомство детей с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, расширение знаний о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
Расположение. Занимает часть книжного центра, также экспонаты размещены на подвесных настенных полках и столе.
В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги и т. д.
Отдельно выделены произведения о природе, книги для мальчиков и книги для девочек, необычные книги (книги-малютки, книги-великаны, книги-шкатулки, книги на разных языках). Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей XIX и XX вв.: А.Пушкина, Л.Толстого, А. Барто, Б. Заходера и др.
Особый интерес у дошкольников вызвало создание экспозиции, в которой собраны макеты, образцы самых первых книг – каменные книги, пергамент, папирус, берестяные грамоты, глиняные дощечки, а также «орудия труда» писателей. Здесь у нас собраны не только гусиные перья и чернильницы. Из дома дети принесли необычной формы и размера сувенирные карандаши, ручки, фломастеры. Также мы включили в экспозицию пластилиновые и глиняные пластины и деревянные зубочистки, чтобы дать детям возможность самим попробовать написать на них что-нибудь, как когда-то писали наши предки.
Элемент дизайн-проекта – детское книгоиздательство:
«Разноцветная книга» по С. Маршаку
План реализации:
- Знакомимся с оригиналом книги, рассматриваем, читаем, беседуем о прочитанном.
- Совместными усилиями разрабатываем макет книги.
- Рисуем, оформляем свои иллюстрации для книги вместе с педагогами группы.
- Печатаем текст к страницам-иллюстрациям книги, раскрашиваем буквы на обложке книги.
- Знакомимся с разными видами переплетов у книг, выбираем возможные варианты переплетов для нашей книги.
- Брошюруем книгу на брошюровальной машине.
- Проводим презентацию для детей средней группы и родителей.
III этап –заключительный этап реализации проекта
Задачи:
- Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.
- Обобщение опыта работы педагогов группы.
- Подготовка и презентация Центра литературного чтения в рамках смотра-конкурса «Дом для наших любимых книг».
- Планирование дальнейших действий на следующий период.
- Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.
Формы презентации проекта:
Презентация Центра литературного чтения в рамках смотра-конкурса ДОУ (I место)
Открытие и презентация музея на педагогическом часе
Проведение экскурсий для детей и педагогов др. групп, родителей
/Заведена книга отзывов/
Праздник «В стране Чуковского» для детей и родителей
Работа над проектом в группе способствовала:
- развитию познавательных, творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности, достижению высоких результатов в освоении детьми знаний по образовательным областям «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация» (что подтвердили данные мониторинга)
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы
- активизации и обогащению педагогических знаний о музейной педагогике и проектной деятельности всех участников
- Возможные точки роста:
- продолжение работы по привлечению родителей и воспитанников к проектной деятельности ДОУ
- представление опыта работы по проектной деятельности городскому педагогическому сообществу.
Проект мини-библиотека «Читаем вместе»
Вера Васильевна Шарахова
Проект мини-библиотека «Читаем вместе»
Проект мини-библиотека «Читаем вместе»
Цель проекта : активизировать интерес к книге у детей и родителей.
Задачи:
1. Пробудить интерес у детей к книге.
2. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Мотивировать родителей на ежедневное чтение своим детям.
4. Познакомить детей с русскими и зарубежными детскими писателями.
5. Использовать библиотеку как средство тесного взаимодействия детского сада, детей и родителей.
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты»- так можно перефразировать мудрое изречение.
Книга- удивительный Дар. Чтобы оценить красоту полотен Да Винчи, нужно посетить Лувр, чтобы насладиться красотами древних храмов, нужно посетить Китай. А чтобы окунуться в мир великой литературы, нужно лишь открыть книгу. Она всем доступна, но не менее притягательна, чем все остальные шедевры искусства.
Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов, точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Книга нужна дошкольнику. Чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.
Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.
Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» – детском саду.
Подготовительный этап этого проекта заключался в опросе родителей на тему чтения в семье.
В частности задавались такие вопросы:
1. Как часто Вы читаете своим детям?
2. Что Вы читаете?
3. Обсуждаете ли прочитанное?
4. Есть ли в доме библиотека?
По результатам мониторинга выяснилось, что библиотеку в доме имеют 72% семей, из них у 50% семей имеется только детская литература. Ежедневным чтением смогли похвастаться только 40% семей, остальные читают от случая к случаю или по выходным. 15% детей дома вообще не читают, мотивируя это отсутствием времени и тем, что в детском саду читают достаточно. Опрос так же показал, что даже в читающей семье, прочитанное с детьми почти не обсуждают.
2 этап – оформительский. Я постаралась украсить книжный уголок и разместить книги так, чтобы они выглядели ярко и привлекали внимание детей. Плакаты с литературными героями, корзиночки и полки с книгами, распределение книг по интересам (сказки, познавательная литература, книги о животных)
призваны помочь достижению цели- вызвать интерес к книге.
Немного в шуточной форме разработаны и оформлены правила пользования библиотекой.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КНИЖКИНОМ ДОМЕ
1. Вы можете взять любую понравившуюся книгу домой почитать.
2. Если книга «заболела»
,
«полечите»
ее
вместе с ребенком.
3. Если юному любителю литературы так понравилась книга, что он не хочет с ней расставаться, можете оставить ее, но взамен принесите другую.
4. Пополнение Вами библиотеки очень приветствуется, но не является обязательным условием пользования.
Ч И Т А Й Т Е В М Е С Т Е С Д Е Т Ь М И!
В данный момент книжный фонд библиотеки составляет 40 книг и постоянно пополняется. Среди авторов представлены С. Маршак, В. Бианки, С. Михалков, Г. Остер, а так же другие классики детской литературы и Русское народное творчество. Планируется создать уголок для родителей.
Ожидаемые результаты проекта.
1. Стойкий интерес детей к чтению, любовь к книге.
2. Бережное отношение к книге.
3. Ежедневный совместный «полезный»
досуг в семье.
4. Обсуждение прочитанного.
5. Активное участие родителей в проекте, дисциплинированность, желание пополнять библиотеку.