Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО


Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ

Проектный метод в деятельности педагогов ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению пришло развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованию ФГОС ДО и может быть осуществлен, как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ дости­жения дидактической цели посредством детальной разработки пробле­мы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным об­разом.

Метод проектов

— образовательная технология, которая позволяет соз­давать естественную среду для формирования у дошкольников интегратив­ных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной дея­тельности детей.

Цель метода проектов

— направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который по­лучается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно – образовательных задач:

1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, реф­лексивные, самооценочные.

2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию, детей.

Особенности педагогической технологии – метод проектов:

  • предоставляет возможность приобретать умение ставить и осозна­вать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;
  • предоставляет возможность саморазвития и самореализации в лично­стно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на фор­мирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляю­щая роль взрослого);
  • позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информа­ции, что влияет на формирование информационной и технологической ком­петентностей участников проекта.

Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть:

исследовательскими, информаци­онными, творческими, ролевыми. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные. По продолжительно­сти — на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.

Исследовательские проекты

– проекты, направленные на осуществление исследовательского поиска, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газета, драматизация, картотека опытов, кулинарная книга и т.д.).

Информационные проекты

– направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта состоит из получения и обработки информации, получение результата и презентации.

Творческие проекты

– как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников и классифицируются по преобладающему виду творчества (художественно-изобразительные, художественно-речевые, оформительские, театральные и т.д.).

Ролевые проекты

– проекты с элементами игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

Монопроекты

– это творческие проекты, потому как используется один вид деятельности.

Межпредметные

– это смешанные проекты.

Краткосрочные

– 1-2 недели,
среднесрочные
– 2-3 месяца,
долгосрочные
– на весь учебный год.

Основные этапы педагогической технологии – метод проектов.

1. Ценностно-ориентированный этап

: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка на­правлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельно­сти, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап

: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельно­сти, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включа­ются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3. Практический этап

: осуществляется координация деятельности де­тей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятель­ности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению про­блемы.

4. Заключительный этап

: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап

включает подготовку экспертов, организа­цию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его ос­новных позиций.

6. Оценочно-рефлексивный этап

предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогиче­ской эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка ре­зультативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

При реализации технологии метод проектов в воспитательно-­образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной дея­тельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных во­просов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, уме­ния видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.

Совокупность методов можно представить следующей классифика­цией:

  • Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.
  • Творческие методы: презентация.
  • Информационные методы: составление модели источников ин­формации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение до­школьников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Алгоритм работы над проектом.

  1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
  2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.
  3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.
  4. Активизация способов получения информации.
  5. Получение необходимой информации.
  6. Обобщение полученной информации.
  7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.
  8. Реализация проекта.
  9. Обсуждение результата, хода работы.
  10. Презентация результатов.
  11. Совместное определение перспективы развития проекта.

Определим проектную деятельность педагога и детей поэтапно

Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
  1. Постановка проблемы
Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы
  1. Определение цели деятельности
Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окрvжающего мира)
3. Конкретный замысел Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных
4. Планирование Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно- материальных и индивидуально-личностных условий Перечисляют занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций
5. Реализация проекта и постоянная рефлексия Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя
6. Анализ результатов и презентация Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Задачи исследовательской деятельности

специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Памятка «Оформление педагогического проекта»

  1. Педагогический проект, название, возрастная группа.
  2. Актуальность.

    Краткое описание почему здесь и сейчас возникла проблема?

  3. Обоснование значимости проекта.

    Н.: недостаточные знания детей о том-то…

  4. Цель проекта.
  5. Задачи проекта.
  6. Педагогические принципы.

    Этот пункт носит рекомендательный характер.

  7. Тип проекта.
  8. Вид проекта.
  9. Участники проекта.
  10. Длительность.
  11. Формы реализации проекта.

    Непосредственная образовательная деятельность.

  12. Познавательные беседы, экскурсии и т.п.
  13. Продуктивная деятельность.
  14. Взаимодействие с родителями.
  • Ожидаемый результат проекта.

      Воспитатель.
  • Дети.
  • Родители.
  • Основные направления реализации проекта.
  • Этапы проекта.
      Подготовительный этап. Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.
  • Практический этап.
    Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.
  • Заключительный этап.
    Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.
  • Использованная литература:

    1. https://detstvogid.ru/glavnaya-2 Б.Г.Головина «Проектная деятельность вДОУ»
    2. https://www.maam.ru/ М.Касымова «Проектная деятельность в детском саду».
    3. О.В.Толстикова «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.-200 с.

    Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

    Библиографическое описание:

    Касьянова, А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. Н. Касьянова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/ (дата обращения: 18.01.2022).
    

    Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

    Л. Н. Толстой

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

    Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

    Что такое проект? Проект — это:

    1. метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
    2. самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
    3. специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

    Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

    Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

    Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

    Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

    Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

    Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного процесса.

    Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

    Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

    Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

    Проекты классифицируются по разным признакам.

    Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

    Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

    Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

    Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п. Например «Герои-земляки»

    Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

    Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

    Другими признаками классификации являются:

    Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

    Продолжительность (краткосрочный — несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности — 1–3 месяца, долгосрочный — до 1 года)

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте — это:

    ‒ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    ‒ активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    ‒ формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте — это:

    ‒ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    ‒ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

    Этапы работы над проектом:

    I этап разработки проекта — целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

    II этап работынад проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

    Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

    После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом — его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

    Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

    Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    В практике существует несколько методов разработки проектов.

    1. «Модель трех вопросов»
    2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

    Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

    ‒ Что мы знаем?

    ‒ Что мы хотим узнать?

    ‒ Как узнаем об этом?

    Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Можно использовать символы — сбора информации в картинках.

    Второй способ — метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

    Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

    Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

    В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

    Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

    Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь — поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

    Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

    Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

    Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

    Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

    Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

    Литература:

    1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
    2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
    3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
    4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2007. — 116 с.
    5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

    Основные термины
    (генерируются автоматически)
    : ребенок, воспитатель, образовательный процесс, проект, дошкольное учреждение, метод проектов, этап работы, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

    Сущность проектного метода обучения

    Определение 1
    Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

    Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.

    Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

    Замечание 1

    Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.

    Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.

    Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Проектный метод обучения 440 ₽ Реферат Проектный метод обучения 280 ₽ Контрольная работа Проектный метод обучения 230 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Замечание 2

    Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.

    ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

    Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

    Касьянова Анна Николаевна МБДОУ детский сад «Добрыня» г. Абакан

    «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

    Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

    Что такое проект? Проект – это:

    1. метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
    2. самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
    3. специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

    Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

    Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

    Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

    Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

    Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

    Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного процесса.

    Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

    Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

    Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

    Проекты классифицируются по разным признакам.

    Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

    Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

    Ролево — игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

    Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п. Например «Герои-земляки»

    Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

    Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

    Другими признаками классификации являются:

    Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

    Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте — это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
    • активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
    • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте — это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

    Этапы работы над проектом:

    I этап разработки проекта– целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

    II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

    Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

    После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

    Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

    Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    В практике существует несколько методов разработки проектов.

    1. «Модель трех вопросов»
    2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

    Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

    • Что мы знаем?
    • Что мы хотим узнать?
    • Как узнаем об этом?

    Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Можно использовать символы — сбора информации в картинках.

    Второй способ — метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

    Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

    Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

    В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

    Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

    Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

    Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

    Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

    Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

    Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

    Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

    Литература:

    • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений- М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
    • Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
    • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
    • Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
    • Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
    Следующая >
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]