Консультация «Условия, средства и роль педагога в эстетичесокм воспитании детей

Эстетическое воспитание вносит важный вклад в реализацию всех видов воспитания, оказывает формирующее влияние на становление личности, закладывает основы нравственности. Познания о природе и обществе тоже не были бы такими полными, не пройди они сквозь призму эстетического восприятия.

Среди средств эстетического воспитания выделяют три взаимозависимых группы:

  1. Окружающая среда. Сюда относятся эстетика быта в семье, детском дошкольном учреждении, красота природы, гармоничные отношения среди членов групп, где существует ребенок.
  2. Искусство, все его формы.
  3. Личная творческая, художественная деятельность малышей, не ограничивающаяся одной сферой.

Значение взаимодействия учителей и родителей

Новую воспитательную философию, утверждающую главенство родительской ответственности над ответственностью педагогов школьных и дошкольных учреждений, нельзя назвать такой уж новой. Семья всегда определяла личность, дальнейший ее жизненный путь. Просто на то время, когда провозглашалось главенство общественного над личным, об этом старались забыть. Сейчас вернулись к пониманию, что социальные институты лишь поддерживают и продолжают закладываемые в семье характер, модели поведения, вкусы.

Обратите внимание

Главная задача родителей и педагогов в воспитательном процессе – взаимодействие на основе доверительных отношений. Родители развивают ребенка в выбранном направлении, педагоги углубляют, корректируют процесс в тесной взаимосвязи со старшими членами семьи.

Первый социальный институт, детский сад, становится центром, который сотрудничает с другими педагогическими, культурными заведениями, вовлекает родителей в образовательный процесс. Едва наметившиеся проблемы проще решить через семью, используя дифференцированный подход.

Средства формирования эстетической культуры учащихся в работе классного руководителя

Эстетический опыт человечества, накопленный за тысячелетия его развития, богат и разнообразен, представая во всей полноте материального мира, который человек создал в соответствии со своими представлениями о законах красоты.

На протяжении веков формировались представления об идеале красоты, которые находили выражение в чистом виде, прежде всего, в произведениях искусства и ремесел. Формирование эстетической культуры личности осуществляется прежде всего на основе восприятия произведений искусства (С.А. Аничкин, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев, Г.С. Лабковская, Н.М. Сокольникова,

О. Б. Гордиенко, Н. В. Киреева и др.), которые являются прямым отражением эстетического восприятия действительности творческой личностью и непосредственно воздействуют своим содержанием на зрителя, читателя, слушателя.

Искусство — одно из самых мощных педагогических средств формирования эстетической культуры личности, которое предстает перед нами как своеобразный мост, соединяющий людей независимо от возраста, интересов, языка, национальности. Искусство — это особый мир культуры, общения, взаимоотношений и самовыражения человека.

Эмоциональное богатство искусства, его чувственность, символизм и образность находятся в гармонии с эмоциональным миром человека. С раннего возраста ребенок способен выражать эмоции, искренне откликаться на проникновенные и образные смыслы художественной культуры своего народа, которая близка и понятна ему с рождения. Поэтому искусство является необходимым компонентом в предметной системе любой образовательной системы.

Не менее эффективным средством эстетического воспитания школьников является природа. Большой опыт эстетического воспитания детей с помощью природы накоплен К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским и другими известными педагогами.

В.А. Сухомлинский утверждал, что научить ребенка жить в мире красоты, «чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира создавала в нем красоту», формируя его профессиональное кредо. «Радость труда, — говорил педагог, — немыслима без чувства красоты» Создавая для всех науку о том, как красота мира должна создавать красоту в самом человеке, В. А. Сухомлинский видел высшую воспитательную задачу в формировании людей, которые не только любят природу, но и способны украсить ее для всеобщего счастья.

Труд и организация быта ребенка имеют особое значение для формирования эстетической культуры личности.

Работа всегда была важнейшим условием развития человеческой личности. В процессе работы возникало чувство прекрасного. Помимо приобретения профессиональных навыков, он помогал молодому поколению приобрести эстетические взгляды, вкусы, традиции, эстетические нормы и стандарты, принятые в обществе.

Семья – главный фактор эстетического воспитания

Специфическое воздействие семейного коллектива – обязательное условие всестороннего и своевременного развития личности. Расширяется постепенно кругозор малыша, приобретается первый опыт, осваиваются первые трудовые навыки, приобретается умение организации досуга, воспитывается будущий семьянин.

Для полноценного эстетического развития у ребенка сначала должна сформироваться эмоциональная сфера.

Эстетическая восприимчивость закладывается уже в те моменты, когда грудничок видит лицо мамы, протягивает ручки к яркой игрушке, пританцовывает при звуках ритмичной музыки. Обвиняя взрослых детей в черствости, эмоциональной невосприимчивости родители забывают, что когда-то не отреагировали на восторженные восклицания ребенка по поводу вспорхнувшей бабочки, не остановились полюбоваться цветком, не заострили внимание на жизни муравейника.

В семье закладываются основы наблюдательности, обогащающей представление о предметах, их форме, окраске, различиях и сходстве.

Эстетическая восприимчивость развивается, когда родители привлекают внимание малыша облачком на небе, цветом листьев на дереве, праздничным оформлением городских улиц. Сегодня ребенок выбирает чашку по цвету и узору, старается не разбить. Завтра он будет избирателен ко многим «взрослым» вещам и явлениям, сможет аргументировать свой выбор, дать им эстетическую оценку. Продуманная организация творческих занятий – то, что доступно отцу, матери, станет в будущем прочным фундаментом личности.

Художественно-эстетическое развитие и воспитание

Эстетическое развитие — это процесс и результат развития способностей видеть и создавать красоту окружающего мира и искусства. М.Н. Зубарева выделяет следующие этапы эстетического развития детей дошкольного возраста.

На первой стадии у 3-4-летнего ребенка вызывает эмоциональное возбуждение изображение знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не изобразил. Мотив оценки носит изобразительный или бытовой характер (он/она выбрал карту, потому что «дома такой карты еще нет», «потому что здесь есть лодка, на ней можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).

На втором этапе, в возрасте 5 лет, ребенок начинает не только видеть, но и распознавать те элементарные эстетические качества в произведении искусства, которые делают его привлекательным для него. Дети могут получать элементарное эстетическое удовольствие, оценивая картину как красивый цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы.

На третьем, более высоком этапе, дети в возрасте 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем содержится во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок постигает внутренние особенности художественного образа.

Основные педагогические условия для эстетического развития и перехода детей от одного этапа к другому следующие:

  • Организация восприятия ребенка;
  • Организация материального и культурного пространства. Наличие различных учебных объектов и среды для созерцания;
  • Профессионализм управления эстетическим воспитанием детей;
  • Интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить свои собственные творческие мысли и чувства. Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и контролируемым и позволяют, говоря словами Л. С. Выготского, «руководить развитием». В данном случае речь идет об эстетическом воспитании.

Методологические основы эстетического воспитания представлены на рисунке 23.

Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и другие занимались проблемами эстетического воспитания в домашней педагогике.

С современной точки зрения, эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетического чувства ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетической оценки и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Цель эстетического воспитания — развитие личностной готовности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или в действительности; развитие эстетического сознания, приобщение к гармоничному саморазвитию; формирование творческих навыков и умений в сфере художественной, духовной и физической (телесной) культуры.

Основные средства и составные части эстетического воспитания

В общей системе разнонаправленного развития индивидуальности эстетическое воспитание выявляет отдельные элементы и делает их средством эстетического воздействия. Интеллектуально-речевая деятельность характеризуется красотой искусства слова. Красота трудовой деятельности подчеркивается высотой целей, процессом и результатами работы, гармоничными отношениями, возникающими в процессе труда.

Нравственно-правовая реализация человека берет начало в прекрасных идеалах, закрепляется через благородные устремления, устоявшиеся нормы поведения. Воспитание школьников средствами искусства проходит через художественные образы, гармонию звуков. Физкультура, танцы углубляют познания о человеческом теле, дают понятия о гигиене.

Это интересно

Разнообразные творческие занятия дошколят и младших школьников развивают воображение, прививают трудовые навыки, большинство положительных нравственных качеств. Развитие у детей способности к импровизации в процессе творчества формирует критический взгляд на обыденные вещи, результаты человеческой деятельности.

Эстетика быта

Все, что окружает детей с первых лет, имеет большое влияние. Красивый, удобный интерьер, гармония цвета, стиль помещения формируют сознание малыша, откладываются в памяти. Дома или в детском саду каждый из предметов должен иметь свое место. Воспитателям нужно обращать внимание на чистоту, красоту, которую дарят цветы и картины. Попытки малышей украсить комнату самостоятельно приветствуются. Красивые вещи вокруг нужно не только научиться видеть, но и ценить, сохранять.

Музыкальное воспитание в детском саду

Оформление помещения для детей должно отвечать следующим требованиям:

  1. Обстановка подчиняется соображениям целесообразности и практической пользы.
  2. Поддерживается чистота, простота, гармоничное сочетание вещей, обстановки.
  3. Цвета и свет гармонируют или создают контраст, необходимый для выделения, подчеркивания каких-либо предметов.
  4. Компоненты интерьера составляют единый ансамбль.

Природа – мощное средство эстетического воспитания

Имея тесный контакт с природой и ее явлениями, дети постигают гармонию. Природа сама создает красоту, на примере которой творят художники и композиторы.

Воспитатель помогает увидеть прелесть капли росы или красок заката. Главное – найти те слова, которые западут в душу ребенка. Здесь важно умело использовать примеры из художественных произведений. Экскурсии, проведенные в живописных уголках, запомнятся надолго, внесут свою лепту в воспитательный процесс.

Труд как средство эстетического воспитания

Общественная жизнь и труд родителей, знакомых – это то, с чем дети постоянно сталкиваются. Обращая внимание на труд строителей, ребята учатся у них слаженным действиям. Рассказ о работе моряков, летчиков или учителей восхищает, рождает желание подражать.

Посредством экскурсий, через игру дети накапливают чувственный опыт, сопоставляют, обобщают, учатся ценить красоту труда, благородство людских взаимоотношений, заставляют понять важность товарищества, проявлять заботу о близких.

Осмыслить преобразующую силу труда детям помогают наглядные примеры того, как из природных материалов мастера производят одежду, жилье, вкусную еду, создают более удобную среду, украшают быт.

Значение народного искусства в воспитании дошкольников

Важным условием и средством эстетического воспитания выступает народное искусство. Оно объединяет устный фольклор, музыкальное творчество, изобразительное искусство.

С первых лет ребенка сопровождают народные сказки, колыбельные. Эмоциональную отзывчивость углубляют музыкальные произведения. Народное искусство помогает познакомиться с традициями, особенностями быта своей нации, приобщиться к культуре.

Важно

Младший дошкольный и школьный возраст – наиболее благоприятен для восприятия народного творчества. Сила воздействия на детей станет гораздо эффективней, если они будут принимать активное участие в хороводах, играх, исполнении песен.

Загадки помогают развитию мышления, учат анализировать. Танец прививает пластичность, координацию. Сказки воспитывают, знакомят с историческим прошлым. Потешки, скороговорки, поговорки обогащают речь детей, стимулируют эмоциональность. Главное учитывать возраст детей, их способность к восприятию того или иного произведения. Художественный материал усложняется на каждом следующем возрастном этапе.

Воспитание искусством

Роль декоративно-прикладного искусства

Индивидуальные и групповые занятия, где изучаются народные промыслы подводят ребят к пониманию жизненного уклада, быта народа. Воспитанники знакомятся с промыслами, традиционными изделиями, орнаментами и узорами, композицией.

Для развития творческих способностей полезно создание в школе кружков лепки, рисования, работа с аппликацией, конструированием, освоение росписи по папье-маше.

Кроме знакомства с декоративно-прикладным искусством, решаются социально-эстетические задачи: ребята учатся ощущать красоту, относиться к ней бережно. У них развиваются психические процессы, которые пригодятся в дальнейшей творческой работе, являются важными не только для общего развития, но и для нравственного воспитания. Формируется гордость за свой народ, любовь к Отчизне.

Изобразительная деятельность

Включение младших детей, школьников в самостоятельную художественную деятельность – правило полноценного эстетического воспитания. Дома, в группе детского сада необходимо создавать специальные зоны, где у детей будет доступ к материалам, оборудованию для рисования. В процессе работы с мелками, карандашами малыши реализуют свои творческие задатки, которые в будущем могут перерасти в художественное творчество.

Взрослым необходимо стимулировать самостоятельные действия детей, направлять их в нужное русло, давать полезные подсказки.

Специфика занятий рисованием открывает широкие возможности для развития у воспитанников эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Постигая соразмерность, пропорциональность объектов, богатство цветовых оттенков, дети учатся видеть реально существующую красоту, у них формируются убеждения, влияющие на поведение.

Музыкальные средства эстетического воспитания

Даже простые песни, которые доступны самым младшим, глубоко художественны. Звуча на утренней зарядке, музыка заряжает бодростью, активизирует. Она используется в играх, давая общность детским переживаниям.

Первые музыкальные уроки пробуждают умение определить характер и настроение передаваемого образа, вызывают ответные реакции. Более развитая музыкальность – это умение вслушиваться, эмоционально оценивать наиболее яркие музыкальные отрезки. Развитая музыкально-слуховая культура помогает ребенку по-своему оценить музыкальный образ, представить его в пении или танце.

Разнообразные эмоциональные переживания, разбуженные музыкой, воспитывают отношение к прекрасному, рождают добрые чувства, бережное отношение к красоте в природе, всему живому.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Условия, средства и роль педагога в эстетическом воспитании детей

Эстетическое воспитание — это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственный будет-слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности. Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

  1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;
  2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей);
  3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке; физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре); нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель). Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
  2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева), произведения народно-прикладного искусства (керамика, стекло, народные декоративные изделия и др…)
  3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и т.д. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. 4.Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развитие эстетических оценок, способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого использую различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр спектаклей, презентаций и т.д.
  4. Праздники. С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремления испытать себя в разных жанрах искусства, выступления в красочных костюмах. Подготовка к празднику, участие детей в создании номеров, ожидание праздничного действа, формируют особое предпраздничное коллективное настроение.
  5. Самостоятельная художественная деятельность детей. Она является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству. Для развития самостоятельной художественной деятельности создаются специальные центры с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут пользоваться свободно. Педагог при это заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. 7. Значительную роль в эстетическом воспитании могут сыграть музей, кинотеатр, дом культуры. Посещение культурных центров формирует и первые навыки художественно-эстетического восприятия в детском возрасте. Основой процесса эстетического воспитания, является деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребенок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо грамотно отбирать содержание предполагаемого материала и определять его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников. Также, необходимо ввести в совместную деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний и умений. Педагог приобщает к прекрасному, побуждает к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармонично, интеллектуально-развитой личности.

  1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения).
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

У нас в группе созданы условия для эстетического воспитания детей. Создан (слайд) для разнообразной художественной деятельности, в котором дети занимаются как под руководством воспитателей, так и по собственной инициативе. Для творческой деятельности очень важно, чтобы обстановка, окружающая ребенка, была красивой, уютной, по-домашнему комфортной. Это раскрепощает ребенка и располагает к творчеству. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Детям предоставлена возможность рисовать, лепить, апплицировать в любое время, из разных материалов. В центре творчества много пошаговых обучающих образцов, наглядности, трафаретов. Мы организуем приобщение детей к декоративной деятельности: (слайд) рассматриваем элементы декоративной росписи, силуэты народных игрушек, матрешек, тематические раскраски «Знакомство с росписью», дети любят играть в такие игры, как «Узнай роспись», «Найди сходства и отличия народных костюмов», «Что лишнее» и т.д. Знакомим с изделиями народных мастеров, смотрели презентации о создании русской и вятской матрешках. (слайд)

Стараемся больше проводить нетрадиционные занятия по изодеятельности с использованием разных приемов рисования и материалов (это рисование тычками, ватными палочками, рисование пальчиками, (слайд) процарапывание стеками, рисование солью, печатание губкой, выдувание рисунка из трубочки «Кляксография», (принимали участие во Всероссийском конкурсе «Кляксография»). Применяем такие материалы, как специальные трафареты под стекло, (слайд) гипсовые фигурки, цветные мелки, смываемые маркеры, деревянные заготовки. Для занятий по лепке применяем разный бросовый материал, радужный песок (слайд), глину. Применение таких приемов и методов развивают у детей фантазию, творческое воображение. Лучшие работы выставляем в группе на «Полочке Красоты». (слайд) Учим детей использовать средства художественной выразительности (стихи, пословицы, поговорки отрывки из произведений). Важную роль в эстетическом воспитании детей играет музыкально-театральная деятельность. Музыка имеет звуковую природу, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Мы стараемся, чтобы музыка звучала не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, на зарядке, включаться на других видах занятий. В группе создан музыкально-театральный центр (слайд), в котором дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, (слайд) участвуют в драматизации сказок, (слайд) спектаклей, инсценировках. Мы используем различные виды театров: пальчиковый, театр на магнитах, игрушки бибабо и.т. д.

Для обогащения эмоционально-чувственного восприятия в каждой группе есть условия для знакомства детей с художественной литературой. В книжном центре (слайд) есть портреты писателей, необходимые подборки литературы для знакомства детей с ними, их произведениями, сказками, фольклором.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетическом развитии детей принадлежит детскому саду. Но и велика роль семьи. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников с родителями в конкурсах районного, регионального уровня. Никита Горин занял первое место в районном конкурсе «Зимняя сказка» с поделкой «У леса на опушке, жила зима в избушке». Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, художником, писателем, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне-развитую личность.

Уважаемые педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.

Следующая >

Преемственность эстетического воспитания

Полноценное решение задач по эстетическому воспитанию осуществимо только при объединении усилий сада, школы и семьи. Ребенок не обязательно станет музыкантом или выдающимся художником, но у каждого необходимо пробуждать интерес к искусству, эстетический вкус, любовь к музыке, элементарные навыки рисования.

Воспитатели дают советы родителям о том, какие условия нужно создать дома для правильного эстетического воспитания. Не всегда родители придают должное значение эстетике быта, правильно выбирают тональность общения друг с другом и детьми. Преподаватель мягко помогает осознать необходимость чтения, прослушивания музыкальных записей.

У воспитанников дома должно быть все необходимое для проявления себя в творчестве: альбомы с карандашами и красками, развивающие игры, книги. Достижение преемственности в воспитательных вопросах между детским учреждением и семьей закладывает основу духовной культуры, обладателем которой должна стать современная молодежь.

Цель и задачи эстетического воспитания

Эстетическое воспитание — это взаимодействие ученика с учителем и образовательной средой, которое включает в себя все без исключения аспекты освоения мира по законам красоты. Традиционно главной целью эстетического воспитания считается развитие эстетической культуры. Эстетическая культура личности — это индивидуальное присвоение, которое выражается в ее эстетических вкусах и предпочтениях. Эстетическая культура личности проявляется в отношении к природе, к другим людям, к труду, к обучению и к искусству. Она выражается в способности строить свою жизнь по законам красоты.

Эстетическая культура личности тесно связана с эстетической культурой общества. Эстетическая культура общества — это совокупность явлений, социальных институтов, практик, произведений, моделей поведения и установок, связанных с реализацией и фиксацией эстетического опыта человечества в определенный культурно-исторический период. Эстетическая культура наиболее полно воплощается в искусстве своего времени, но пространство эстетической культуры гораздо шире, чем искусство. Эстетическая культура должна охватывать все сферы общественной жизни.

Чем выше эстетическая культура, тем точнее, органичнее и увереннее человек ориентируется в жизненных проблемах и в решении любых профессиональных задач. Сильное чувство эстетики помогает проверять решения, найденные в различных сферах жизни. Гармоничное, интуитивно приемлемое решение проблемы, скорее всего, будет правильным. Авиаконструкторы, например, утверждают, что некрасивые самолеты не летают. Инженеры, которые точно рассчитывают дизайн будущих башен или мостов, обычно добиваются того, что их конструкции считаются произведениями искусства.

Однако эстетическое удовольствие эстетически развитому человеку доставляет не только результат, но и сам процесс деятельности. Таким образом, решение сложнейших математических или шахматных задач доставляет математикам и шахматистам настоящее эстетическое удовольствие. Они открыто говорят о красоте формул, выводах и полученных результатах.

Философы всегда подчеркивают, что эстетическое тесно связано с этическим. Способность видеть и понимать прекрасное выступает одним из важных критериев нравственного развития личности. Высокоморальные, бескорыстные поступки доставляют человеку удовольствие, настоящее эстетическое удовольствие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]