Методические рекомендации по содержанию центра изобразительного искусства в группах ДОУ. Консультация для педагогов

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня у нас интересная и важная тема по творческому развитию детей. Оформление ИЗО уголков — это тоже искусство. Несомненно, что основная часть дошкольников очень любят рисовать. Так они открывают и познают мир, изучают новое. Можно ознакомиться с соответствующим полезным изданием автора Пантелеевой Н.Г. Малыши с удовольствием рисуют и занимаются творчеством на занятиях по ИЗО. Кто-то из ребят любит рассматривать альбомы с картинами художников или предметы народного промысла. Развитие эстетического вкуса и творческих способностей, несомненно, самый важные момент в образовании.

Оформление ИЗО уголков по современному стандарту (ФГОС)

Замечательными помощниками в познании прекрасного могут стать уважаемые воспитатели. Зона ИЗО должна быть обязательно в группе для развития у малышей творческой деятельности. А яркое и красочное оформление уголка изобразительного искусства привлечет ребят к творчеству быстрее. Сразу хотелось бы посоветовать серию автора И. Лыковой по творческой деятельности в саду. Хотелось бы рекомендовать следующее издание, а также это пособие. Для старшей группы тоже приведены хорошие примеры работы в помощь.

Необходимо помнить, что по стандарту при создании уголка потребуется составление паспорта группы. Он хранится непосредственно в документах у воспитателя или в зоне активности в группе. Паспорт включает в себя описание группы, ее номера, возраста детей, цели его создания, поставленные задачи. Также должно быть указано перечисление предметов мебели, инструментария и материалов. Необходимо упомянуть о количестве и функции плакатов, схем и других наглядных материалов.

Современные стандарты ФГОС диктуют определенные условия, чтобы оформление уголков ИЗО было грамотным. Он обязательно должен соответствовать требованиям гигиены. Место, где находятся предметы уголка, должно быть хорошо освещено. Желательно расположить его у окна. Также стулья и столы должны соответствовать особенностям роста каждой возрастной группы. Выбор оборудования и инструментария должны отвечать потребностям детей.

Дело в том, что каждой возрастной группе соответствует определенное своеобразие. И оформление уголков ИЗО должно быть с учетом возраста. Например, у малышей ясельной группы проходит процесс адаптации. В связи с этим воспитателям нет необходимости регулярно менять оформление уголка. Не нужно, чтобы малышей отвлекали лишний раз новые предметы. Привычная обстановка без частых нововведений способствует более мягкой и быстрой адаптации для ребенка.

Что касается средней и старшей групп то цветовая гамма, информация об искусстве расширяется активнее. Наглядности в уголке можно менять чаще, представляя более сложные предметы. Предлагается использование ножниц в работе под контролем воспитателя. Также здесь уже возможно использование в творчестве таких материалов, как уголь и сангина. Посоветую к чтению этот программно-методический комплекс.

Уголок изодеятельности в подготовительной группе

Лариса Михайлова

Уголок изодеятельности в подготовительной группе

Требование к уголку изо деятельности в соответствии с фгос доу

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО:

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте. Мебель должна соответствовать росту детей

• Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.

Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы, творческих работ воспитанников.

Полифункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).

• Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).

Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой).

Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.)

Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость.

Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества как традиционные так и нетрадиционные

— Бумага различной текстуры и формата (А3, А4, А5).

— Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).

— Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, уголь, сангина.

— Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.

— Небольшие магнитные доски для рисования.

— Природный материал для декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).

— Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).

— Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.

— Фартучки и нарукавники для дошкольников.

— При наполняемости уголка материалами обязательно учитывается возраст воспитанников.

Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный. Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей. Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в старшей группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).

Большое значение в уголке ИЗО имеют и наглядные материалы. То есть в уголке должны присутствовать:

— Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт, портреты живописцев.

— Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.

— Образцы игрушек и предметов народного промысла. Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т. п.).

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т. п.).

— Папка с лучшими детскими работами.

— Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.

— Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.

— Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).

— Плакаты на тему изобразительной деятельности.

Неотъемлемая часть уголка ИЗО — дидактические игры данной направленности.

Для младших дошкольников это простые пособия на закрепление основных цветов. Задача ребёнка — определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрёшки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки

В средней группе усложняются игры предыдущего возраста и уже можно вводить игры на развитие композиционных навыков и игры по декоративно-прикладному искусству. Вначале они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов (соотнести конфеты и вазочки)

В старшем дошкольном возрасте эти игры усложняются. Например, в играх по декоративно-прикладному искусству целью становится углубление знаний. Детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи. Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определённой росписи, например, хохломы. Кроме этого добавляются игры на закрепление знаний о жанрах живописи; о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались.

Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.

Эстетика, красота и творческие перемены

Знакомим с прекрасным с раннего возраста. Уголок ИЗО должен быть не только практичным, но и красивым. Его нужно оформить так, чтобы дошкольники смогли любоваться его видом. То есть они учатся ценить прекрасное и приобретают умение наслаждаться этим. Также большую роль имеет включение детей в оформление игрушек и детских работ. Так мы начинаем развивать «детский» дизайн у малышей.

Конечно, если долгое время предметы в уголке меняться не будут — у детей начнет пропадать интерес. Время от времени, по мере изучения новой темы, нужно менять, добавлять материалы. Также в уголке обязательно должны быть созданы условия для творчества детей. Ребята должны иметь возможность сесть рядом с уголком, раскрасить картинку или рассмотреть альбом с творческими работами.

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ

Цель: Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ:

1.Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность.

2. Использование детского дизайна и творческого подхода в оформлении. 3. Соблюдение возрастных требований.

4.Разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т.ч. наличие материала инновационного характера.

5.Расположение материала на уровне детей.

-Бумага разного размера, формы, фактуры и цвета.

-цветные карандаши от 12 до 24 шт

— акварель 12- 16 цветов

— баночки для промывания ворса кисти от краски, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти

— цветные восковые мелки, фломастеры

— пластилин, стеки, дощечки и салфетки для лепки, клеёнки для покрытия столов

— навесные валики с рулонами бумаги

— школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

— Трафареты посуды, овощей, фруктов и др. Силуэты животных, птиц и человека.

— Предметы декоративно-прикладного искусства с элементами росписи (дымка, городецкая и др. по программе)

— Скульптуры малых форм.

— Муляжи овощей, фруктов, ягод

— Раскраски для девочек и мальчиков.

— Иллюстрации по сказкам, по временам года, выполненные в разной манере исполнения.

— Тематические папки с работами детей в самостоятельной деятельности. — Материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики.

— природный и бросовый материал

— Образцы смешивания красок (напр. белый + красный = розовый и др.)

— Наличие игрового персонажа.

— Различная техника изобразительного творчества (образцы);

— Развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры).

— Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей.

— Альбомы с фото соответствующие тематике недели.

— Уголок художественного ручного труда.

— Наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики.

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

Все материалы, используемые в уголке изобразительной деятельности, вносить в уголок по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.

Материалы и оборудование в уголке изобразительной деятельности педагог время от времени должен менять, дополнять, пересматривать.

Большую часть оборудования и изобразительных материалов можно хранить в коробках с картинками и надписью.

Источник

Много функций в унисон

Учитывая то, что группа – небольшое помещение, нужно максимально полезно использовать каждый метр. И игровую зону можно менять в зависимости от исходных обстоятельств. Инструментарий и материалы в данном случае должны легко видоизменяться для нового игрового представления. Также можно иногда совмещать похожие по теме зоны. Допустим вместе хорошо соседствуют «мастерская художника» и кукольный театр.

Также главным аргументом уголка является его безопасность. Мебель, игрушки, материалы должны быть качественными и безвредными. Более опасные предметы (острые, режущие) должны храниться в закрытых контейнерах. Проведение творческой деятельности при помощи инструментария должен проходить под присмотром воспитателя.

И еще, важный момент, конечно, необходимо учитывать интересы девочек и мальчиков. Пусть в уголке находятся разные предметы, привлекательные отдельно для мальчиков и для девочек. Например, это будут раскраски с куклами, бабочками и раскраски с роботами, машинками.

Консультация для воспитателей «Организация центров изобразительной деятельности»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 — 55 – 11, электронная почта:[email protected]

Консультация для воспитателей «Организации центров изобразительной деятельности»

Выполнила: воспитатель по изодеятельности Семенова Любовь Ивановна

2019

Организации центров изобразительной деятельности

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Цель:

формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность:

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства:

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.

Полифункциональность материалов:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды:

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды:

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Уникальность оформления уголка и дидактические игры для уголка ИЗО

Например, при учете возраста младших дошкольников следует обратить внимание на особенности их восприятия. Например, таким малышам достаточно небольшое количество цветов. Это синий, красный, зеленый, желтый, черный. Сначала в уголке могут быть карандаши и фломастеры. Потом по мере взросления малышей можно добавить другие материалы. Такие как восковые карандаши, акварельные краски, уголь. Или, например, маленькие воспитанники освоили рисование ватными палочками. Тогда их можно уже выложить в уголок ИЗО.

Дидактическая игра для любой возрастной группы несет не менее важную роль в воспитании. Игры такого характера развивают у дошкольников самостоятельность в решении задач, любознательность. Самое основное они способствуют умению играть в коллективе. Еще интересный момент для воспитателя — можно организовать стенд для детских работ. Здесь дети смогут повесить свой рисунок или аппликацию. Родителям тоже очень приятно будет посмотреть на работы своих деток. Приглашаю познакомиться с изданием, в котором приведены примеры творческих работ с детьми.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Организация изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

Яковлева А.В., воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Приморского района Санкт- Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы ДО и решения конкретных образовательных задач. Я согласна с теорией Л.С. Выготского и его последователей, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. Если ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, то ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество.

Я считаю, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Важной составляющей художественно-эстетического развития является формирование у детей художественного вкуса (зрительского, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-развивающую художественную среду. Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ по ФГОС необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы. Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Следующая >

Наглядные материалы в зоне ИЗО

Важную роль в уголке играют наглядные материалы. То есть это могут быть репродукции известных художников, портреты самих авторов. Также рекомендуется выкладывать материалы по прикладному искусству. Например, это будут альбомы по темам «Хохлома» или «Гжель». Хорошо пополнять зону ИЗО материалов, которые изучались на занятиях с детьми.

Рекомендуется в оформление ИЗО уголков добавить несколько игрушек из народного промысла. Например, это будут матрешка и резная лошадка. Несомненно, хорошим украшением уголка ИЗО станут открытки, возможно посвященные проходящим праздникам. Таким как 8 марта, дню Победы, Новому году и др.

Состав уголка ИЗО для младшей, средней, старшей групп

Состав зоны будет меняться по степени взросления дошкольников. Для самых младших можно остановиться на следующих материалах. Из мебели рекомендуется столик с крышкой, стул по возрасту, магнитная доска. Также необходимы бумага разной текстуры, картон, наклейки, ватман. Приветствуются стаканчики с карандашами, мелками, фломастерами. Понадобятся фартуки, подносы, клеенчатые скатерти.

В уголке можно повесить календарь с репродукциями разных картин известных художников. Каждый месяц картина будет меняться. Также можно повесить иллюстрации разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт. Хорошо расположить, как говорилось выше, шаблоны и раскраски для детей по разным темам. Еще полезны для внимания малышей альбомы-книжки, изготовленные из детских рисунков.

Составляющие материалы для уголка младшей группы:

  • Цветные карандаши (достаточно основных цветов);
  • Бумага белая и цветная;
  • Краска гуашь (можно предложить пока 3-4 основных цвета);
  • Кисточки, подставки;
  • Пластилин, скульптурная глина;
  • Салфетки;
  • Силуэты, трафареты, шаблоны предметов простых форм;
  • Альбомы с иллюстрациями, соответствующие тематике недели;
  • Игрушки народно-прикладного творчества (лошадки, матрешки);
  • Дидактические игры.

Сразу посоветую полезное пособие «Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. ФГОС ДО».

Составляющие материалы для уголка средней группы:

  • Карандаши цветные в более расширенной гамме, чем в младшей группе;
  • Бумага разных цветов;
  • Фломастеры, мелки цветные;
  • Краска гуашь (6 шт);
  • Кисти, подставка;
  • Скульптурная глина, пластилин, салфетки, дощечки;
  • Трафареты, соответствующие возрастной группе;
  • Игрушки дымковской росписи;
  • Природный материал, сыпучий и плотный;
  • Коробка для творчества с бросовыми предметами;
  • Схемы по изготовлению разных поделок;
  • Игры дидактические;
  • Примеры городецкой росписи, филимоновской игрушки;
  • Репродукции картин художников (живопись, графика);
  • Небольшие скульптуры;
  • Альбомы-сборники с иллюстрациями по теме недели.

Очень рекомендую познакомиться с учебно-методическим пособием «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа».

Составляющие материалы для уголка старшей группы:

  • Бумага разной структуры, вида, цвета;
  • Карандаши различных цветов до 24 шт.;
  • Краски гуашь, акварель до 13-16 цветов;
  • Вода, баночки под воду;
  • Палитры;
  • Фломастеры, восковые мелки, обычные школьные мелки;
  • Кисти;
  • Пластилин, материалы для лепки;
  • Инструментарий для аппликаций;
  • Трафареты на разные темы;
  • Примеры декоративно-прикладного творчества;
  • Небольшие скульптуры;
  • Муляжи продуктов;
  • Художественные репродукции;
  • Дидактические игры;
  • Природные материалы;
  • Предметы по нетрадиционному рисованию;
  • Книжные материалы по разным жанрам живописи, архитектуры;
  • Альбомы с иллюстрациями, соответствующие тематике недели;
  • Наличие предметов художественного ручного труда.

Паспорт кабинета по изо деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 484

г. Новосибирска

Образовательный паспорт кабинета

2016
г
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого

оборудованием.

Функциональное использование кабинета:

  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • индивидуальное консультирование;
  • семейное консультирование;
  • предельная наполняемость кабинета – 12 человек

Виды деятельности:

основными направлениями деятельности педагога по изо в МКДОУ являются:

  • индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по изобразительной деятельности и лепке;
  • проводит диагностическое обследование детей с целью определения уровня освоения изобразительных умений и навыков;
  • разрабатывает предметное содержание творческого развития дошкольников, технологии его использования в учебном процессе;
  • консультирует педагогов, родителей по проблемам изобразительной деятельности детей;
  • занимается оформительской деятельностью.

Воспитатель: Жужкова Марина Викторовна

Образование: высшее, НГПУ, ХГФ 2002 г. Квалификация – учитель изобразительного искусства и черчения по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, изобразительное искусство и черчение

Курсы повышения квалификации по теме

Стаж работы – 12 лет

Телефон

Условия размещения кабинета:

Кабинет пропорционально и хорошо освещен, гарантирует защиту от посторонних глаз. Общий фон кабинета выполнен в оттенках спокойных тонов. Кабинет оформлен согласно основного принципа оформления помещения. В кабинете накоплен богатый материал и литература, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, позволяющая глубже изучить народное искусство, нетрадиционные техники рисования.

Ответственный за противопожарную безопасность кабинета- Жужкова М.В.

1.Общие сведения:

Номер кабинета 27
Расположение (этаж) Второй
Площадь (м2) 34,3
Количество окон 2
Площадь окон (м2)
Оснащение окон решётками нет
Оснащение окон затемнением жалюзи
Искусственное освещение (л.д.с.) 2
Электро-розетки (кол-во) 7
Выключатель 1
Раковина для умывания 1
Пожарная сигнализация / дымоуловители 3

2.Опись имущества кабинета

Наименование имущества Количество
1 Стол-шкаф воспитателя 1
2 Ноутбук 1
3 Принтер 1
4 «Мышка» 1
5 Проектор 1
6 Интерактивная доска 1
7 Столы детские, высота соответствует росту детей 6
8 Стулья детские, высота соотв. росту детей 14
9 Шкаф для одежды 1
10 Тумбочка для принтера 1
11 Доска магнитная 1
12 Тумбочки под доской 1
13 Зеркало 1
14 Стул мягкий 1
15 Стул воспитателя 1
16 Решетки для батарей 4
17 Цветочные горшки 20
18 Искусственные цветы 4
19 Мольберт для рисования 10
20 Информационный стенд 1
21 Магнитофон 1
22 Полка цветочная 1
23 Стеллаж для пособий 3
24 Шкаф для пособий 2
25 Брошуратор 1
26 Ламинатор 1
27 Стол для оборудования 1

Примечание:

Опись составлена исходя из наличного имущества и его количества.

3. Инвентарная ведомость на технические средства обучения

Наименование ТСО Марка Год

приобретения

Инвентарный номер
1 Ноутбук LENOVO 2015 1013400099
2 Магнитофон BBK
3 Брошуратор Fellowes 2013
4 Ламинатор PDA4-230 SN 2009
5 Принтер EPSON L 800 2015 1013400102
6 Проектор Panasonik 2015 1013400062
7 Интерактивная доска Promethean 2015 1013400063

Перспективный план развития кабинета по изобразительному искусству:

п/п

Что планируется Сроки Ответственный Результат
1 Приобрести дидактические пособия В течение года
2 Приобрести

предметы для рисования с натуры

В течение года
3 Пополнить коллекцию предметов , картин, репродукций по декоративно-прикладному искусству В течение года
4 Пополнить коллекцию предметов народных промыслов изделиями ордынской росписи, павлово- посадскими шалями, изделиями северодвинских мастеров. В течение года
5 Пополнить библиотеку методической литературой по художественному труду,

изобразительной деятельности, лепке

В течение года

Каталог дидактических игр:

Название Цель
1. Исправь ошибку художника Развитие внимания , наблюдательности
2. Подбери варежке пару Развитие внимания , наблюдательности
3. Дед мороз привез подарки Развитие воображения
4. Цвета Развитие цветовосприятия
5. Разноцветные кармашки Развитие цветовосприятия
6. Помоги рыбкам спрятаться Развитие цветовосприятия
7. Теплые и холодные цвета Развитие цветовосприятия
8. Цветик-семицветик Развитие цветовосприятия
9. Морская мозаика Развитие цветовосприятия
10. Придумай название цвету Развитие цветовосприятия
11. Составь комплект Развитие цветовосприятия
12. Как краски в гости ходили Развитие цветовосприятия
13. На что похоже? Развитие воображения
14. На прогулке Развитие воображения
15. Замри Развитие внимания , наблюдательности
16. Дома Развитие воображения
17. Составь узор Развитие композиционных умений
18. Раскрась бабочку Развитие композиционных умений
19. Городецкая роспись Развитие композиционных умений
20. Составь палитру художника Развитие цветовосприятия
21. Костюм клоуна Развитие цветовосприятия
22. Волшебный мешочек Развитие внимания, наблюдательности
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Художественные материалы и инструменты:

Наименование Количество
1 Кисти белка, пони- разных размеров 150 штук
2 Карандаши цветные 20 наборов
3 Карандаши акварельные 20 наборов
4 Карандаши механические 36 штук
5 Карандаши графитные 20 наборов
6 Белый картон 20 наборов
7 Цветной картон 20 наборов
8 Краски акварельные 20 наборов
9 Палитра 12 штук
10 Альбомы А-4 100 штук
11 Бумага для акварели А-4 20 наборов
12 Бумага для акварели А-3 10 наборов
13 Карандашница- ёжик 12 штук
14 Доска для лепки А-3 20 штук
15 Доска для лепки А-4 20 штук
16 Банки-непроливайки для воды 12 штук
17 Стаканчики для карандашей 22штук
18 Стаканчик для кисточек 6 штук
18 Стек для лепки 30 штук
19 Пластилин для лепки 20 наборов
20 Пластилин для примазывания 20 наборов
21 Ножницы детские 12 штук
22 Ножницы фигурные 12 штук
23 Подставка для кисточек 12 штук
24 Резинка 30 штук
25 Точилка для карандашей 6 штук
26 Блёстки 5 наборов
27 Трубочки для коктейля 100 штук
28 Зубочистки 10 упаковок
29 Ватные палочки 5 упаковок
30 Салфетки бумажные разных цветов. 5 упаковок
31 Тычки из губки 35 штук
32 Воск для лепки 7 упаковок
33 Вилка одноразовая 5 упаковок
34 Дыроколы фигурные разных форм 12 штук
35 Палочка- царапка 10 штук
36 Игла для ковровой техники 1 штука
37
38
39
40

Наглядные пособия:

п/п

Наименование Количество
Плакаты:
«Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Прогулки», «Еловый лес», «Дубрава», «В лесу», «Цвет», «Моя деревня», «Кто рядом живет?»(домашние животные), «Морская азбука», «Наш луг», «Мой Кремль», «Фрукты», «Овощи», «Цветные пейзажи круглый год»

16 штук

Альбомы репродукций:
1. «В тридесятом царстве» рис. Т.А. Маврина,: издательство «Малыш», Москва 1988 1
2. Картины русских художников. Репродукции и описения. «Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель». Айрис пресс 1
3. Картины русских художников. Репродукции и описения. «Алексей Савров, Исаак Левитан». Айрис пресс 1
4. Картины русских художников. Репродукции и описания. «Василий Суриков, Василий Перов». Айрис пресс 1
5. Картины русских художников. Репродукции и описания. «Виктор Васнецов, Иван Билибин». Айрис пресс 1
6. Картины русских художников. Репродукции и описания. «Фёдор Васильев, Иван Шишкин». Айрис пресс 1
7. Репродукции картин русских художников «И. И. Левитан, И. И. Шишкин». АЙРИС ДИДАКТИКА 1
8. Репродукции картин русских художников «И. Е. Репин, В. М. Васнецов». АЙРИС ДИДАКТИКА 1
9. Жанры живописи. Выпуск 1, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 1
10. Жанры живописи. Выпуск 2, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 1
11. Времена года. Выпуск 1, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 1
12. Времена года. Выпуск 2, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 1
Изделия декоративно-прикладного искусства
1. Мезенская роспись «Подставка под горячее» 1
2. Мезенская роспись «Доска разделочная» 1
3. Мезенская роспись «Матрёшка» 1
4. Мезенская роспись «Сундук малый» 1
5. Пермогорская роспись «Кружка» 1
6. Пермогорская роспись «Башенка малая» 1
7. Пермогорская роспись «Поднос малый» 1
8. Пермогорская роспись «Солонка квадратная» 1
9. Городецкая роспись «Шкатулка чаепитие» 1
10. Городецкая роспись «Солонка грибок» 1
11. Городецкая роспись «Городецкая купчиха» 1
12. Городецкая роспись «Городецкий кавалер» 1
13. Городецкая роспись «Поставок цветной» 1
14. Городецкая роспись «Доска разделочная» тип 4 1
15. Городецкая роспись «Доска разделочная» тип 17 1
16. Городецкая роспись «Солонка» № 4 1
17. Городецкая роспись «Сахарница» 1
18. Городецкая роспись «Свисток-дудочка» 1
19. Городецкая роспись «Свисток-птичка» 1
20. Городецкая роспись «Солонка» № 1 1
21. Городецкая роспись «Конфетница» 1
22. Городецкая роспись «Красная горка» картон 1
23. Матрёшка 3-х кукольная (семёновская) 1
24. Матрёшка 5-ти кукольная (семёновская) 1
25. Матрёшка 9-ти кукольная (семёновская) 1
26. Матрёшка 12-ти кукольная (семёновская) 1
27. Хохломская роспись «Ваза» 110х120 1
28. Хохломская роспись «Розетка» 40х90 1
29. Хохломская роспись «Кружка» 80х70 1
30. Хохломская роспись «Ложка п/басская» 3
31. Хохломская роспись «Поставок» 90х80 1
32. Хохломская роспись «Бочонок» 90х80 1
33. Хохломская роспись «Солонка»85х70 1
34. Хохломская роспись «Свисток-птичка» 1
35. Хохломская роспись «Пиала» 1
36. Хохломская роспись «Чайная пара» 4
37. Хохломская роспись «Супница» 1
38. Гжельская роспись «Подсвечник» 1
39. Гжельская роспись «Розетка листок» 1
40. Гжельская роспись; скульптура «Цыплёнок» 1
41. Гжельская роспись; скульптура «Лошадка-качалка» 1
42. Гжельская роспись «Гжельская роспись «Медовница» 1
43. Гжельская роспись «Ваза сувенирная» 1
44. Гжельская роспись «Салатник» 1
45. Гжельская роспись «Салфетница» 1
46. Гжельская роспись «Ваза сувенирная» 1
47. Гжельская роспись «Лоток рыбка» 1
48. Гжельская роспись «Подставка для яйца» 1
49. Гжельская роспись «Бочонок для мёда» 1
50.. Гжельская роспись «Молочник» 1
51. Гжельская роспись «Сахарница» 1
52. Филимоновская игрушка «Всадник на коне» 1
53. Филимоновская игрушка «Петух большой» 1
54. Филимоновская игрушка «Курочка» 1
55. Филимоновская игрушка «Курочка- свистулька» 1
56. Филимоновская игрушка «Гусь- свистулька» 1
57. Филимоновская игрушка «Баба с уткой» 1
58. Филимоновская игрушка «Баба с поросёнком» 1
59. Филимоновская игрушка «Щенок- свистулька» 1
60. Филимоновская игрушка «Свинья- свистулька» 1
61. Филимоновская игрушка «Поросёнок- свистулька» 1
62. Филимоновская игрушка «Барашек- свистулька» 1
63. Филимоновская игрушка «Всадник- свистулька» 1
64. Филимоновская игрушка «Лошадка- свистулька» белая 1
65. Абашевская игрушка «Полкан» 1
66. Дымковская игрушка «Индюк большой» 1
67. Дымковская игрушка «Индюк малый» 1
68. Дымковская игрушка «Курочка с цыплятами» 1
69. Дымковская игрушка «Водоноска» 1
70. Дымковская игрушка «Баба –франтиха» большая 1
71. Дымковская игрушка «Баба –франтиха» малая 1
72. Дымковская игрушка «Баба с уточкой» 1
73. Дымковская игрушка «Баба с ребёнком» 1
74. Дымковская игрушка «Баба с младенцами» 1
75. Дымковская игрушка «Франт с гармоникой» 1
76. Дымковская игрушка «Франт на свинье» 1
77. Дымковская игрушка «Кавалер с розой» 1
78. Дымковская игрушка «Кавалер на коне» 1
79. Дымковская игрушка «Франт на петухе» 1
80. Дымковская игрушка «Лошадка» большая 1
81. Дымковская игрушка «Пара с собачкой» 1
82. Дымковская игрушка «Дама с кавалером» 1
83. Дымковская игрушка «Козлик» большой 1
84. Дымковская игрушка «Козлик» малый 1
85. Дымковская игрушка «Барашек» большой 1
86. Дымковская игрушка «Барашек» малый 1
87. Дымковская игрушка «Олешка» 1
88. Дымковская игрушка «Барашек -свистулька» 2
Дымковская игрушка «Курочка – свистулька» 2
Дымковская игрушка «Обезьянка- свистулька» 2
Дымковская игрушка «Зайчик- свистулька» 1

Перечень методической литературы:

Наименование Кол-во
1 Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, М. Москва-Синтез, 2012г. 1
2 Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. Любовь Морозова 1
3 Тони Керн. Рисуем хищных животных. Минск 2002 1
4 Дрезнина М. Г. Каждый ребенок- художник: Обучение дошкольников рисованию. –М.: Издательство «Ювента»,2002. – 200 с.: ил. 1
5 Я учусь рисовать «Сказочные герои». «Стрекоза-Пресс». 1
6 Я учусь рисовать «Домашние животные». «Стрекоза-Пресс». 1
7 Я учусь рисовать «Транспорт». «Стрекоза-Пресс». 1
8 Клеточка за клеточкой. Рисуем лесных животных. ООО «Стрекоза» 1
9 Клеточка за клеточкой. Рисуем морских обитателей. ООО «Стрекоза» 1
10 Клеточка за клеточкой. Рисуем домашних животных. ООО «Стрекоза» 1
11 «Цветная мозаика», Лыкова И.А. Натюрморты, издат. дом «Карапуз» 1
12 «Ситцевый Букет» Издательство «Малыш» Москва 1985 1
13 Стив Барр. «Забавные зверята» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 1
14 Фредди Левин. «Рыцари, замки, драконы» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 1
15 Фредди Левин. «Домашние животные» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 1
16 Фредди Левин. «Автомобили и другие машины» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 1
17 Фредди Левин. «Динозавры» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 1
18 Стив Барр. «Весёлые человечки» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 1
19 Рисуем пальчиками «Пёстрая сказка», «Стрекоза» 2007
20 Рисуем пальчиками «Холодная сказка», «Стрекоза» 2007
21 Рисуем пальчиками «Белая сказка», «Стрекоза» 2007 1
22 Рисуем пальчиками «Тёплая сказка», «Стрекоза» 2007 1
23 М.М. Евдокимова «Волшебные краски». Москва «Школьная Пресса» 2001 1
24 Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую машины. Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС» 1
25 Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую человека и героев сказок. Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС» 1
26 Знакомим с натюрмортом, учебно- наглядное пособие. Санкт-Петербург

«Детство-Пресс» 1999

1
27 Рисование без кисточки «Каждый охотник желает знать…» Лыкова И.А. «Карапуз», 2000 1
28 «Рисуем портрет». Пантелеева Л.В., Лыкова И.А. ИД «Карапуз»
29 Лукашина М.М. Цвета. Разноцветные дракончики. Москва «Школьная пресса» 2001 1
30 «Рисуем свой дом», ИД «РОСМЕН» 1
31 Школа рисования для малышей ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС» 1
32 «Мама, я умею рисовать» Л.В. Куцакова Москва, Мой Мир, 2007 1
33 «Школа рисования». Уроки кисточки. Для детей 3-6 лет. Л. Данилова., Н. Михайлова, СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.- 96 с. 1
34 Уотт Ф. «Я умею рисовать». –М.: ООО «РОСМЕН- ИЗДАТ», 2004. 1
35 «Рисуем по клеточкам».- ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС», 2006 1
36 Ремезова Л. А. «Играем с цветом». Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. – Методика. -М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. 1
37 «Школа рисования», Животные жарких стран . 5-7 лет. Запаренко В. С. 1
38 «Школа рисования», Лесные животные. 5-7 лет. Запаренко В. С. 1
39 Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое занятие для воспитателей и методистов

ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.

1
40 А. Н. Ткаченко «Формирование самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста. — Новосибирск 2000 1
41 Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в деском саду:

Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк, учреждений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.: ил.

1
42 Есафьева Г. П. «Учимся рисовать». Старшая и подготовительная группа. / Художник Афоничева Е. А.- Ярославль: Академия развития, 2007. -80 с., ил. 1
43 Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в деском саду:

Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк, учреждений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.: ил.

1
44 Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий / Под ред. А. А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. 1
45 Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. КАРО, 2007.- 96 с. + 16 с. цв. вкл. 1
46 Кузнецова О. Г. «Обучаем дошкольников приёмам рисования- М., Педагогическое общество России, 2007. – 32 с. 1
47 Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л. вкл. 1
48 И. А. Лыкова «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности»: справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. 1
49 Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Корзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 152 с. 1
50 Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. «И учёба, и игра: Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с., ил. 1
51 Бердникова Н. В. «Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. – Ярославль: «Академия развития», 2005. -224 с., ил. 1
52 К. А. Самолдина, Е. П. Маркова «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников», Программа и методические рекомендации. Новосибирск НИПК и ПРО 2010 1
53 В. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках» , Москва «Педагогика» 1980 1
54 О. А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста русским народным декоративно- прикладным искусством» Москва 2003 1
55 Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р. Г. Казаковой. М. 2004 1
56 «Творим, изменяем, преобразуем». Занятия с дошкольниками. О. В. Дыбина. Творческий Москва 2002 1
57 Г. Г. Григорьева «Малыш в стране Акварелии» методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва «Просвещение» 2006 1
58 С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир» М. Чистые пруды 2009 1
59 О. А. Белобрыкина «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Методические рекомендации. Новосибирск 1993 1
60 Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» Пособие для воспитателя дет, сада. — М.: Просвещение, 1985 – 96 с., ил. 1
61 Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80 с. 1
62 Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»: Метод. Рекомендации для воспитателей, с детьми 3-6 лет М.: Просвещение, 2001. – 160 с.: ил. 1
63 Шалаева Г. П., Курбатова Н. В. Современная энциклопедия «Рисование» / М.: Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2005. – 127 с. 1
64 Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»: учеб, пособие. – М., 1999. – 344 с. 1
65 Страна чудес В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «РИСОВАНИЕ» М.1998 1
66 Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва 2009 1
67 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. переиздание 1
68 Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008. – 160 с.,8 л. вкл. 1
69 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 208 с. Переиздание дораб, и доп. 1
70 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с., 16 л. вкл. переиздание дораб. и.доп. 1
71 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 208 с. 16 л. вкл. переиздание дораб. и.доп. 1
72 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с., 16 л. вкл. переиздание дораб. и.доп. 1
73 Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду: Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 192 с., илл. 1
74 Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2- 7лет– М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.: цв. вкл. 1
75 Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009. – 128 с.: цв. вкл.
76 Н. В, Дубровская «Рисунки из ладошки». Издательство «Детство- Пресс» 1
77 Н. В, Дубровская «Яркие из ладошки». Издательство «Детство- Пресс» 1
78 Зайцева А. А. «Искусство квилинга»: Магия бумажных лент. М.: Эксмо, 2013. – 64с. : ил. 1
79 «Учимся рисовать овощи». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». 1
80 «Учимся рисовать птиц». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». 1
81 «Учимся рисовать фрукты». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». 1
82 «Учимся рисовать цветы». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». 1
83 «Учимся рисовать домашних животных». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». 1
84 «Учимся рисовать водных жителей». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». 1
85 1
86 1
87 1
88 1
89 1
90 1
91 1
92 1
93 1
94 1
95 1
96 1
97 1
98 1
99 1
100 1
101 1
102 1
103 1
104 1

Санитарно-гигиенические требования:
2.6.1.1. Естественное и искусственное освещение в кабинетах должно соответствовать нормам и правилам СНиП-23-05-95.

2.6.1.2. Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных жалюзи от действия прямых солнечных лучей.

2.6.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение на рабочих местах. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

2.6.1.4. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени, падающие от рук, не мешали во время письма и рисования.

2.6.1.5. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

2.6.1.6. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002×40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.6.1.7. Уровень освещенности поверхности ученических столов при искусственном освещении должен быть не менее 500 лк, на классной доске — 500 лк.

2.6.1.8. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномерным рассеивателем света.

2.6.1.9. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг. окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север — в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета(коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.6.1.10. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

2.6.1.11. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.

2.6.1.12. Кабинеты должны быть обеспечены отоплением и при-точно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.

2.6.1.13. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

2.6.1.14. Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре.

2.6.1.15. Одна или две раковины должны располагаться рядом с входной дверью.

2.6.1.16. Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение с соблюдением правил безопасности в соответствии с требованиям ПУЭ и ГОСТ 28139-89.

2.6.2. Требования к помещению кабинетов изобразительного искусства

2.6.2.1. В базовой школе обучение изобразительному искусству должно проходить в двух помещениях для начальных и средних классов площадью не менее 80 м² каждый.

2.6.2.2. Альтернативные и факультативные занятия рекомендуется проводить в дополнительных студиях площадью не менее 36 м²

2.6.2.3. Передняя стена кабинета должна быть выбрана таким образом, чтобы естественное освещение было слева.

2.6.2.4. На передней стене класса должны быть закреплены классная доска, проекционный экран.

2.6.2.5. Под доской могут быть расположены ящики для таблиц и панель с классными чертежными инструментами.

2.6.2.6. Стол учителя и подставка для аппаратуры должны быть размещены на расстоянии 1.5 — 2 м от передней стены для обеспечения возможности использования графопроектора.

2.6.2.7. Ученические столы расставляют в соответствии с выбранной формой организации урока.

В случае расстановки столов в несколько рядов, столы с меньшим ростовым номером должны быть размещены ближе к доске, а проход между рядами должен быть не менее 0,6 м, расстояние между столами — не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами — 0,5-0,7 м, от первых столов до передней стены — 2,6-2,7 м Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от доски -8,6 м.

2.6.2.8. Учебный процесс с использованием компьютерной техники определяет размещение в кабинете специальных столов.

Столы с компьютерами и периферийными устройствами должны быть размещены у стены так, чтобы обратная сторона компьютера была направлена к стене, солнечные лучи не попадали на экран монитора.

2.6.2.9. В кабинете вдоль задней или боковой стены должны быть установлены шкафы для учебных пособий или емкости для хранения.

2.6.2.10. В кабинете должно быть предусмотрено место и приспособление для хранения и сушки работ учащихся(стеллажи или полки).

2.6.3. Требования к комплекту мебели в кабинетах изобразительного искусства

2.6.3.1. Мебель должна соответствовать нормам и требованиям ГОСТ 22046-89 «Мебель детская. Общие технические условия».

2.6.3.2. Стол для воспитателя должен соответствовать ГОСТ 18313-93 Типы и функциональные размеры».

2.6.3.3. Столы и стулья ученические должны соответствовать требованиям ГОСТ 19549-86 «Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры» и ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры».

2.6.3.4 В кабинете изобразительного искусства для начальных классов размещают столы и стулья с N2 N4, для средних классов — N4 и N5.

На боковой поверхности ученического стола и стула должна быть нанесена цветная маркировка: для N1 — оранжевый цвет, N2 -фиолетовый, N3 — желтый, N4 — красный, N5 — зеленый.

2.6.3.5. Для проведения обучения с использованием компьютерной техники должны быть установлены ученические столы для компьютера с местом для принтера, сканера и пр. периферийных устройств. Для начальных классов столы высотой 580 мм, для средних — высотой 700 мм и подъемно-поворотные кресла.

2.6.3.6. Доска классная должна отвечать требованиям и нормам ГОСТ 20064-86 «Доски классные. Общие технические требования» и соответствовать П типу (классные доски створчатые с одной или несколькими дополнительными поворотными рабочими поверхностями).

Цвет покрытия доски может быть любого оттенка зеленого.

2.6.3.7. Для хранения учебного оборудования и средств обучения в кабинете должен быть набор секций шкафов (не менее 6), соответствующих требованиям ГОСТ 18666-95 «Шкафы для учебных пособий. Функциональные размеры», или емкости для хранения.

В набор должны входить секции с глухими дверками и остекленные.

2.6.3.8. Подставки для аппаратуры должны соответствовать требованиям ГОСТ 22361-95 «Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры».

2.6.3.9. В кабинете должны быть емкости для хранения таблиц.

2.6.3.10. В кабинете должно быть не менее 25 складных мольбертов, трех подставок для натюрморта для проведения занятий по рисованию и живописи.

2.6.3.11. Для демонстрации работ обучающихся и дидактического материала и сменной тематической экспозиции необходимо не менее трех настенных стендов.

2.6.4. Организация рабочих мест учителя и обучающихся

2.6.4.1. Рабочее место учителя в кабинете изобразительного искусства должно располагаться в передней часть кабинета и состоять из стола для учителя со стулом, подставки для аппаратуры, классной доски, проекционного экрана.

2.6.4.2. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.6.4.3. Оборудование места учителя должно полностью определяться технологией обучения.

2.6.4.4. Место обучающегося должно включать ученический стол (ученический стол для компьютера или мольберт) и стул.

В ученических столах для черчения и рисования рабочая поверхность должна изменяться из горизонтального положения в наклонное с углом до 75 град. Наклонное положение рабочей поверхности предназначается для проведения занятий по живописи и графике, горизонтальное — для письма, изготовления макетов и другой деятельности.

2.6.4.5. Для организации групповых видов занятий должно быть предусмотрено разделение помещения на отдельные зоны с помощью передвижных ширм, перегородок или мебели.

2.6.5. Требования к оснащению кабинетов техническими устройствами и приспособлениями

2.6.5.1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен проекционной, видео- и аудио- техникой:

— диапроектор;

— эпипроектор;

— графопроектор;

— другие проекторы;

— цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см с видеомагнитофоном;

— компьютеры.

2.6.5.2. Графопроектор должен располагаться на подставке и находиться у стола учителя на расстоянии не менее 1,8 м от доски.

2.6.5.3. Для показа экранных средств необходим проекционный экран или часть классной доски (или одна из створок) должна иметь белый цвет.

2.6.5.4. При использовании информационных технологий обучения в кабинете должно быть не несколько компьютеров, один из которых предназначается для учителя, объединенных в локальную сеть. Количество компьютеров определяется, исходя из площади класса, при условии обеспечения не менее 6 м² на один компьютер.

2.6.5.5. При использовании современных информационных технологий обучения в кабинете должны быть предусмотрены принтер, графопостроитель, сканер или другие периферийные устройства.

2.6.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованиеми необходимой документацией

2.6.6.1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: рисование с натуры, занятия декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирование и изготовление несложных макетов, беседы об искусстве.

2.6.6.2. Номенклатура учебного оборудования должна соответствовать содержанию выбранной школой учебной программы и ориентироваться на действующий «Перечень учебного оборудования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений России», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.6.6.3. В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы для обучающихся, включающий методический журнал по предмету, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству.

2.6.6.4. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

2.6.6.5. В кабинете, оснащенном аппаратурой и учебным оборудованием должен быть представлен полный комплект технической документации, включая паспорт на техническое средство, инструкцию по технике безопасности и эксплуатации.

2.6.7. Требования, к размещению и хранению оборудования

2.6.7.1. Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.

В набор должны входить секции с глухими дверками и остекленные. В шкафных секциях с глухими дверками должны храниться модели, приборы, книги, инструменты, бумага и мало используемые материалы; в застекленных секциях — предметы для натюрмортов, геометрические тела, демонстрационные пособия, справочный материал и другие пособия, необходимые для проведения фронтальной работы.

2.6.7.2. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов должны быть глухими.

2.6.7.3. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках диафильмов.

2.6.7.4. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.

2.6.7.5. Таблицы должны размещаться в специальных ящиках, расположенных либо под доской, либо вдоль стены под экспозиционными стендами.

2.6.7.6. Материалы текущей периодики должны храниться в специальных коробках, на которых можно наклеить вырезанный заголовок газеты, журнала, часть обложки и др.

2.6.7.7. Аудио- и видеокассеты, дискеты и диски должны храниться в металлических шкафах сейфового типа.

2.6.8. Требования к оформлению интерьера кабинета изобразительного искусства

2.6.8.1. Дизайн кабинетов изобразительного искусства должен отвечать функциональным требованиям технологии обучения к научной организации деятельности обучающихся и учителя.

2.6.8.2. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

2.6.8.3. Боковая стена кабинета, свободная от мебели, должна использоваться для экспозиций. Стенды с информацией могут быть временными и постоянными.

2.6.8.4. Временные экспозиционные стенды должны включать рабочие и инструктивные стенды:

— рабочие стенды должны содержать материал, используемый при изучении определенной темы программы;

— инструктивные стенды должны содержать рекомендации методического характера и включать больше текстового материала.

2.6.8.5. Экспозиция длительного назначения (портреты художников, высказывания) должна размещаться вверху по боковой стене над временными экспозиционными стендами.

2.6.8.6. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

Основные различия по возрастным группам

Дети младшей возрастной группы проявляют наибольшую заинтересованность в рисовании. Для приобретения навыков рисования рекомендуется приобрести восковые доски и соответствующие самостирающиеся маркеры. Также можно использовать рулоны обоев. Их можно закрепить на стене или столе. Также малыши любят рисовать пальчиками и ладошками. Для этого лучше использовать специальные краски.

Для среднего дошкольного возраста лучше организовывать деятельность в микрогруппах по 2-4 ребенка. Удачное ознакомление в этом возрасте происходит с лепкой, конструированием, аппликацией. Также можно уже начинать знакомить детей с нетрадиционными техниками творчества. Например, рисование ватными палочками, печать поролоном, свечой, пробками, рисование песком, коллаж. Можно воспользоваться советами из книги Морозовой Д.В.

Старшим дошкольникам уже интересны еще более разнообразные техники творчества и конструирования. Рекомендую познакомиться с изданием «Конструирование в детском саду. Старшая группа. Конспекты. ФГОС». Поделки и самодельные конструкции усложняются за счет приобретаемого опыта в новых формах.

Пожалуйста, обратите внимание на издание «Поделки в детском саду». Важно в этом возрасте воспитывать в большей мере самостоятельность и самоорганизацию. Можно использовать следующие тематики: кляксографика, пластилинография, оттиск мятой бумагой, набрызг, рисование солью. В подготовительной группе можно проводить более сложные эксперименты. Например, рисование по сырой поверхности листа, раздувание капелек по области листа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]