Реферат: Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы планирования образовательного процесса в
ДОУ.
1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально-педагогической деятельности…………………………………………………………5
1.2 Специфика образовательного процесса в ДОУ……………………………13
1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ. ………..19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….31
Глава 2. Состояние образовательного процесса в МДОУ №14 «Ромашка»
г. Кумертау
2.1. Анализ состояния планирования образовательного процесса в ДОУ……32
2.2. Рекомендации по планированию образовательного процесса в ДОУ……37
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………………41
Список литературы. …………………………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………..46
Введение
Актуальность темы.
В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.
Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы обучения руководителей детских садов навыкам научного планирования своей деятельности и эффективной ее организации. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.
При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности руководителя в целом.
Сущность планирования — направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.
В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.
Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления дошкольным учреждением позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, А.Н.Троян показал, что проблема содержания и реализации функции планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования, хотя некоторые ее аспекты и были рассмотрены в связи с изучением организационно-педагогической деятельности заведующих дошкольными учреждениями.
Анализ работ Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и других по управлению образовательным учреждением показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления образовательным процессом в современной школе. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения в силу его специфичности.
Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной.
Объект исследования:
процесс управления дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования:
планирование образовательного процесса как функция управления ДОУ.
Гипотеза исследования
: Процесс управления ДОУ будет эффективным при условии планомерного использования сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.
Цель работы
: изучить особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам управления современным дошкольным образовательным учреждением.
2. Раскрыть особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.
—> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Структура, этапы планирования, требования к уроку
Методические рекомендации по подготовке
и проведению урока
(структура, этапы планирования, требования к уроку)
УРОК — форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (с классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определяемых учебной программой. Урок — это взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает текст или конспект, который надлежит реализовать. Чтобы контролировать успешность обучения на уроке, учителю необходимо замечать психическое состояние ребят, держать весь класс в поле зрения, управлять своим поведением, обращать внимание на особенности учебной деятельности отдельных учащихся, поддерживать порядок и дисциплину.
Основные признаки урока:
— постоянный состав учащихся;
— каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;
— систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;
— сочетание на уроке фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся;
— многообразие методов обучения;
— наличие систематического текущего индивидуального контроля.
Основные этапы урока:
- Организационный момент, характеризующий внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к уроку.
- Проверка знаний и умений, обучающихся для подготовки к новой теме.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка цели занятия перед обучающимися.
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
- Творческое применение ранее усвоенных знаний и умений путем решения проблемных задач.
- Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний.
- Домашнее задание к следующему уроку.
- Подведение итогов урока.
Структура урока развивающего типа обучения
Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в общей системе уроков по теме программы. Помимо указанных факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работа преподавателя и конкретные условия работы в данном классе.
Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Задача этого этапа – установить оптимальные методы, приемы и средства обучения для каждого этапа урока, характер познавательной деятельности обучающихся (репродуктивная или поисковая), отобрать и подготовить дидактический материал, наглядные, технические и другие средства обучения.
Структура Урока изучения нового материала:
— первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности обучающихся;
— указание на то, что обучающиеся должны запомнить;
— мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
— сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
— первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
— контроль результатов первичного запоминания;
— регулярное систематизирующее повторение материала через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
— внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
— частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура Урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
— сообщение обучающимся цели предстоящей работы;
— воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
— выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений;
— проверка выполненных работ;
— обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
— задание на дом (если это необходимо).
Структура Урока формирования умений и навыков:
— постановка цели урока;
— повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
— проведение проверочных упражнений;
— ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
— упражнения на их освоение;
— упражнение на их закрепление;
— тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
— упражнения на перенос в сходную ситуацию;
— упражнения творческого характера;
— итог урока;
— задание на дом.
Структура Урока повторения:
— организация начала урока;
— постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
— проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
— подведение итого повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
— задание на дом.
Структура Урока проверки знаний:
— организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Обучающиеся не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
— постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы обучающиеся обязательно сами проверили работы;
— изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
— подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы обучающихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
— определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура Урока применения знаний, умений и навыков:
— организация начала урока (психологический настрой учащихся);
— сообщение темы урока и его задач;
— изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
— формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;
— упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
— творческое применение знаний и умений;
— упражнения по обработке навыков;
— домашнее задание;
— итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока:
— организационный момент;
— вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
— выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщённо-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
— проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
— формулирование выводов по изученному материалу;
— оценка результатов урока;
— подведение итогов;
— задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
— организация начала урока;
— проверка домашнего задания, постановка цели урока;
— подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
— изучение нового материала, в том числе и объяснение;
— закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;
— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
— подведение итогов и результатов урока;
— задание на дом;
— подготовка (предварительная работа), необходимая учащимися для изучения новой темы (не всегда).
Требования к уроку
Дидактические требования к современному уроку:
— чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;
— прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий для успешного обучения учащихся.
Гигиенические требования к уроку:
— температурный режим;
— физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
— освещение;
— предупреждение утомления и переутомления;
— чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
— своевременное и качественное проведение физкультминуток;
— соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;
— соответствие классной мебели росту обучающегося.
Требования к технике проведения урока:
— урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся – завершёнными;
— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
— должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
— по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
— учитель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая, в свою очередь, зависит от их подготовки к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.
Учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. Не устанавливается единая и обязательная для всех форма тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей работы каждого учителя.
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. План урока(рабочий план урока) необходим для каждого учителя, независимо от его эрудиции и опыта работы, поскольку в процессе составления плана учитель осуществляет прогнозирование будущего урока, готовит как бы его сценарий.
Не регламентируется объем плана урока, равно как и его содержание и структура. Начинающие учителя обычно составляют планы-конспекты уроков, опытные – ограничиваются подготовкой кратких и сжатых планов. И все же наличие подробного плана урока свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока.
Итак, этапы планирования урока:
— разработка системы уроков по теме или разделу;
— определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;
— отбор оптимального содержания материала, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка;
— выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке;
— разработка структуры, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём;
— нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся;
— планирование всех действий учителя и обучающихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;
— подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);
— проверка оборудования и технических средств обучения;
— планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;
— предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы обучающихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности;
— определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний;
— составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими методами с учётом уровней их сформированности, планирование проверки умений обучающихся;
— определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом;
— продумывание форм подведения итогов урока;
— планирование внеклассной работы по данной теме;
— запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Основная задача преподавателя – приблизить все уроки к уровню открытых, отличающихся стройным структурным построением, умелым сочетанием и подбором методов, приемов, средств и форм обучения.
Виды планирования
В ДОУ используются трехуровневая система планирования. Она включает:
- Стратегическое (долгосрочное) планирование. Оно определяет основные цели детского сада на 5–10 лет, а также пути достижения этих целей и используемые ресурсы. Планирование включает концепцию и программу развития ДОУ, образовательную программу и модель выпускника. Стратегическим планированием занимается руководитель ДОУ с участием коллектива учреждения и родителей.
- Перспективное (краткосрочное) планирование. Оно охватывает развитие детского учреждения на ближайший год. Ответственность за разработку годовых планов лежит на руководителях среднего звена: старшем воспитателе или методисте. К этой работе привлекаются и воспитатели — они участвуют в составлении общих планов для ДОУ, а также разрабатывают перспективные планы для своей группы. В годовой план включаются не только воспитательные, образовательные и оздоровительные мероприятия в группах, но и повышение квалификации сотрудников, методическая работа с педагогами ДОУ, работа с родителями.
- Календарное планирование. Календарный план описывает работу воспитателя ДОУ на месяц, неделю и день.
Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.