Виды и формы планирования Воспитательно — образовательной деятельности в ДОУ


Реферат: Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы планирования образовательного процесса в
ДОУ.
1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально-педагогической деятельности…………………………………………………………5

1.2 Специфика образовательного процесса в ДОУ……………………………13

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ. ………..19

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….31

Глава 2. Состояние образовательного процесса в МДОУ №14 «Ромашка»
г. Кумертау
2.1. Анализ состояния планирования образовательного процесса в ДОУ……32

2.2. Рекомендации по планированию образовательного процесса в ДОУ……37

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….40

Заключение…………………………………………………………………………41

Список литературы. …………………………………………………………….43

Приложение……………………………………………………………………..46

Введение

Актуальность темы.

В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы обучения руководителей детских садов навыкам научного планирования своей деятельности и эффективной ее организации. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности руководителя в целом.

Сущность планирования — направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления дошкольным учреждением позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, А.Н.Троян показал, что проблема содержания и реализации функции планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования, хотя некоторые ее аспекты и были рассмотрены в связи с изучением организационно-педагогической деятельности заведующих дошкольными учреждениями.

Анализ работ Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и других по управлению образовательным учреждением показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления образовательным процессом в современной школе. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения в силу его специфичности.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной.

Объект исследования:

процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования:

планирование образовательного процесса как функция управления ДОУ.

Гипотеза исследования

: Процесс управления ДОУ будет эффективным при условии планомерного использования сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Цель работы

: изучить особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам управления современным дошкольным образовательным учреждением.

2. Раскрыть особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

—> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Структура, этапы планирования, требования к уроку

Методические рекомендации по подготовке

и проведению урока

(структура, этапы планирования, требования к уроку)

УРОК — форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (с классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определяемых учебной программой. Урок — это взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает текст или конспект, который надлежит реализовать. Чтобы контролировать успешность обучения на уроке, учителю необходимо замечать психическое состояние ребят, держать весь класс в поле зрения, управлять своим поведением, обращать внимание на особенности учебной деятельности отдельных учащихся, поддерживать порядок и дисциплину.

Основные признаки урока:

— постоянный состав учащихся;

— каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;

— систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;

— сочетание на уроке фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся;

— многообразие методов обучения;

— наличие систематического текущего индивидуального контроля.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент, характеризующий внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к уроку.
  2. Проверка знаний и умений, обучающихся для подготовки к новой теме.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Постановка цели занятия перед обучающимися.
  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  8. Творческое применение ранее усвоенных знаний и умений путем решения проблемных задач.
  9. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний.
  10. Домашнее задание к следующему уроку.
  11. Подведение итогов урока.

Структура урока развивающего типа обучения

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в общей системе уроков по теме программы. Помимо указанных факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работа преподавателя и конкретные условия работы в данном классе.

Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Задача этого этапа – установить оптимальные методы, приемы и средства обучения для каждого этапа урока, характер познавательной деятельности обучающихся (репродуктивная или поисковая), отобрать и подготовить дидактический материал, наглядные, технические и другие средства обучения.

Структура Урока изучения нового материала:

— первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности обучающихся;

— указание на то, что обучающиеся должны запомнить;

— мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

— сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

— первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

— контроль результатов первичного запоминания;

— регулярное систематизирующее повторение материала через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

— внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

— частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура Урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

— сообщение обучающимся цели предстоящей работы;

— воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

— выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений;

— проверка выполненных работ;

— обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

— задание на дом (если это необходимо).

Структура Урока формирования умений и навыков:

— постановка цели урока;

— повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

— проведение проверочных упражнений;

— ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

— упражнения на их освоение;

— упражнение на их закрепление;

— тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

— упражнения на перенос в сходную ситуацию;

— упражнения творческого характера;

— итог урока;

— задание на дом.

Структура Урока повторения:

— организация начала урока;

— постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

— проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

— подведение итого повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

— задание на дом.

Структура Урока проверки знаний:

— организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Обучающиеся не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

— постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы обучающиеся обязательно сами проверили работы;

— изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

— подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы обучающихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

— определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура Урока применения знаний, умений и навыков:

— организация начала урока (психологический настрой учащихся);

— сообщение темы урока и его задач;

— изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

— формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;

— упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

— творческое применение знаний и умений;

— упражнения по обработке навыков;

— домашнее задание;

— итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

— организационный момент;

— вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

— выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщённо-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

— проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

— формулирование выводов по изученному материалу;

— оценка результатов урока;

— подведение итогов;

— задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

— организация начала урока;

— проверка домашнего задания, постановка цели урока;

— подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

— изучение нового материала, в том числе и объяснение;

— закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;

— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

— подведение итогов и результатов урока;

— задание на дом;

— подготовка (предварительная работа), необходимая учащимися для изучения новой темы (не всегда).

Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

— чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

— прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

— выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;

— реализация на уроке всех дидактических принципов;

— создание условий для успешного обучения учащихся.

Гигиенические требования к уроку:

— температурный режим;

— физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

— освещение;

— предупреждение утомления и переутомления;

— чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

— своевременное и качественное проведение физкультминуток;

— соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;

— соответствие классной мебели росту обучающегося.

Требования к технике проведения урока:

— урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся – завершёнными;

— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

— должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

— по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

— учитель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая, в свою очередь, зависит от их подготовки к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

Учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. Не устанавливается единая и обязательная для всех форма тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей работы каждого учителя.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. План урока(рабочий план урока) необходим для каждого учителя, независимо от его эрудиции и опыта работы, поскольку в процессе составления плана учитель осуществляет прогнозирование будущего урока, готовит как бы его сценарий.

Не регламентируется объем плана урока, равно как и его содержание и структура. Начинающие учителя обычно составляют планы-конспекты уроков, опытные – ограничиваются подготовкой кратких и сжатых планов. И все же наличие подробного плана урока свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока.

Итак, этапы планирования урока:

— разработка системы уроков по теме или разделу;

— определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

— отбор оптимального содержания материала, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка;

— выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке;

— разработка структуры, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём;

— нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся;

— планирование всех действий учителя и обучающихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

— подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

— проверка оборудования и технических средств обучения;

— планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

— предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы обучающихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности;

— определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний;

— составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими методами с учётом уровней их сформированности, планирование проверки умений обучающихся;

— определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом;

— продумывание форм подведения итогов урока;

— планирование внеклассной работы по данной теме;

— запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Основная задача преподавателя – приблизить все уроки к уровню открытых, отличающихся стройным структурным построением, умелым сочетанием и подбором методов, приемов, средств и форм обучения.

Виды планирования

В ДОУ используются трехуровневая система планирования. Она включает:

  1. Стратегическое (долгосрочное) планирование. Оно определяет основные цели детского сада на 5–10 лет, а также пути достижения этих целей и используемые ресурсы. Планирование включает концепцию и программу развития ДОУ, образовательную программу и модель выпускника. Стратегическим планированием занимается руководитель ДОУ с участием коллектива учреждения и родителей.
  2. Перспективное (краткосрочное) планирование. Оно охватывает развитие детского учреждения на ближайший год. Ответственность за разработку годовых планов лежит на руководителях среднего звена: старшем воспитателе или методисте. К этой работе привлекаются и воспитатели — они участвуют в составлении общих планов для ДОУ, а также разрабатывают перспективные планы для своей группы. В годовой план включаются не только воспитательные, образовательные и оздоровительные мероприятия в группах, но и повышение квалификации сотрудников, методическая работа с педагогами ДОУ, работа с родителями.
  3. Календарное планирование. Календарный план описывает работу воспитателя ДОУ на месяц, неделю и день.

Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]