Программа дополнительно образования по обучению рисованию песком детей старшего дошкольного возраста «Следы на песке»


Почему рисование песком на световом столе приобретает такую популярность во всем мире?

В настоящее время в мире все острее стала ощущаться потребность в новых, нестандартных способах мышления. Все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу. Компании не жалеют деньги на обучение своих сотрудников, проводят тренинги, где обучают людей креативно мыслить. Но, к сожалению, научить взрослых людей такой способности довольно затруднительная задача.

Ни у кого уже не вызывает сомнения, что начинать развитие творческого потенциала, следует с самого раннего возраста, когда ребенок только еще начинает открывать для себя окружающий мир. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, психологов и родителей на современном этапе, является индивидуальный подход к развитию творческого потенциала ребенка. В решении этой актуальной задачи, вам как раз и может помочь курс: «Арт-терапия: Рисование на песке».

Пояснительная записка

Рисование песком — новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника.

Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой.

Данный вид рисования — один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок — та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Учитывая это, в МБДОУ была создана программа художественно-эстетического развития «Сыпучие картинки», которая направлена на обучение детей подготовительной группы технике рисования песком.

Целями данной учебной программы являются:

  1. стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
  2. гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;
  3. развитие зрительно-моторной координации;
  4. свободное владение кистями обеих рук.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:

  1. развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
  2. обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
  3. развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
  4. упражнение пальцев и кистей рук;
  5. развитие художественно-эстетического вкуса.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и строится на следующих принципах:

  1. направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
  2. создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
  3. образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Условия реализации программы:

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.

Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном кабинете – изостудии, которая оборудована индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для рисунков используется речной песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный.

Режим занятий.

Старшая группаПодготовительная группа
Кол-во2 раза в неделю2 раза в неделю
Продолжительность25 мин.30 мин.
Форма
организации детей
ЗанятиеЗанятие

Ожидаемый результат:

— развитие плавности, изящества и точности движений;

— умения работать кистью и пальцами обеих рук;

— координации руки и глаза;

— овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Какое влияние оказывают на детей занятия по рисованию песком?

Создание рисунков на песке открывает удивительные возможности перед учителями, воспитателями, логопедами, психологами, а также родителями, желающими разнообразить досуг ребенка и провести его с пользой. Богатые тактильным опытом, подобные занятия помогают детям лучше усвоить изучаемый материал и существенно улучшить мелкую моторику. Также они стимулируют развитие речи и пространственного мышления.

Кроме того, стол с подсветкой — это удивительный холст, который может меняться вслед за маленьким творцом, создающим причудливые завитушки или волшебные картины. Пожалуй, ни один другой вид изобразительного искусства не дает столько творческой свободы для самовыражения.

Занятия с детьми по рисованию на песке с использованием светового стола, игры по рисованию песком – это погружение в мир сказки, в мир эмоций. Рисование песком на стекле оказывает большое влияние на развитие детей, а именно помогают:

развивать:

  • познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • процессы саморегуляции;
  • сенсорно-перцептивную сферу;
  • творческий потенциал;

формировать:

  • коммуникативные навыки;
  • положительное отношение к окружающему миру;

тренировать:

  • мелкую моторику рук;

гармонизировать:

  • психоэмоциональное состояние.

Материалы для рисования песком

Чтобы учиться рисовать на песке, нужно приобрести перечень материалов и приспособлений. Все они доступные, серьезно раскошелиться не придется. Вот что потребуется юному художнику:

  • стол с бортами и подсвечивающим устройством снизу;
  • песок;
  • антистатик в баллончике;
  • дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;
  • широкая и плоская кисть для выметания песчинок из углов стола.

Антистатик необходим для предотвращения склеивания песчинок, которое неизбежно при многократном использовании кварцевого материала. Спрей положено распылять перед каждым занятием. Подходит обычный антистатик, предотвращающий прилипание одежды из синтетики к телу.

Стол можно купить, сделать самостоятельно. Самодельная конструкция – соединенные в прямоугольную форму борта с дном из матового стекла или пластика толщиной до 5 мм. Снизу необходимо закрепить лампу так, чтобы получился рассеянный свет. Освещение может быть любым: в теплом и холодном диапазоне, даже цветным. Ножки стола не должны шататься, иначе при рисовании не получится вывести аккуратные линии.

Готовый стол – конструкция с бортами и дном в виде подсвечиваемого планшета. Оптимальный формат – 130×70 см, но для ребенка достаточно 70×50 см. Высота бортов должна быть не меньше 6-7 см, но со стороны рисующего только 3 см, иначе будет неудобно рисовать нижние элементы. С правого и левого боков необходимо оставить отступы для песка шириной 10-15 см. Желательно, чтобы эти участки находились в одной плоскости с пространством для рисования, так удобнее применять многие техники. Но в некоторых готовых столах с обеих сторон предусмотрены лотковые выемки.

Песок подойдет любой. В зоомагазине можно купить аквариумный, а в супермаркете в детском отделе – специальный для творчества. Можно обратиться в студию детского и взрослого творчества, где практикуют песочную анимацию, если такое заведение есть в населенном пункте. Там наверняка не откажутся продать небольшое количество песка. Фракция материала тоже может быть любой. Желательно обзавестись разной, так как мелким песком удобно создавать тона и полутона, а крупным – большие детали изображения.

Если поблизости от дома есть река, можно накопать песка на берегу. Только придется профильтровать его через мелкоячеистое сито, затем промыть. Процедура промывания выглядит так:

  1. Всыпьте в ведро 4-5 кг песка. Это стандартное количество для рисования.
  2. Залейте водой до края ведра.
  3. Аккуратно размешайте рукой или большой ложкой.
  4. Когда пылевые и грязевые частицы поднимутся на поверхность, а более тяжелые песчинки осядут на дно, осторожно слейте воду.
  5. Повторяйте процедуру, пока сливаемая вода не станет кристально чистой.
  6. Очищенный материал просушите на балконе, если стоит солнечная погода, или на батарее, или в духовом шкафу.

Заменить песок можно манкой, солью мелкого помола, а для создания более темных и контрастных элементов изображения – молотым кофе.

Сыпучий материал положено обновлять раз в 3 месяца, а если ребенок рисует каждый день, то раз в 1,5 месяца. Если этого не делать, песок станет менее податливым, поскольку при постоянном трении песчинки разрушаются, структура материала размягчается.

Что необходимо для занятий с детьми по рисованию песком на световом столе?

Для занятий с детьми по рисованию песком на световом столе вам будет необходимо:

1. Световой стол с ударопрочным стеклом на ножках с небольшими бортиками и с отсеком или без него. Отсек может понадобиться для подсобных материалов. Размер стола напрямую зависит от того, с каким возрастом детей вы будете заниматься. Рекомендуем следующие размеры светового стола:

  • 2,0 — 3,5 года: 24см х 50см
  • 4,0 – 10 лет: 50см х 65 см
  • Старше 10 лет: 60см х 80см

2. Светодиодная подсветка с пультом управления, при помощи которого можно подобрать любую подсветку для своей песочной картины.

3. Чистый кварцевый песок. Для получения красивых разводов, образующих рисунок, необходим песок только мелкой фракции. Любое включение песчинок большего размера способно испортить результат творчества. Для создания большего эффекта песочных картин можно использовать цветной песок.

Паспорт программы

Наименование программыРабочая учебная программа по обучению рисованию песком детей старшего дошкольного возраста «Сыпучие картинки»
КонтингентДети дошкольного возраста
Правовые основы программыКонвенция о правах ребенка, законы Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании», Устав ДОУ.
Разработчики программыВоспитатель первой категории – Львова М.В.
Основные исполнителиВоспитатель первой категории – Львова М.В.
Цель программы
  1. стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
  2. гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;
  3. развитие зрительно-моторной координации;
  4. свободное владение кистями обеих рук.
Сроки реализации
Задачи
  1. развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
  2. обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
  3. развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
  4. упражнение пальцев и кистей рук;
  5. развитие художественно-эстетического вкуса.

Курсы по рисованию песком для педагогов

Для того чтобы использовать любое новшество в сфере развития детей, необходимо сначала познакомиться с ним самому. Курсы с песком позволят овладеть новым инструментом, благодаря которому ребята смогут заниматься эффективнее. Научиться работать в этой технике можно в онлайн — формате. Благодаря интернет – технологиям студенты обучаются в Москве, не посещая очных занятий. Это чрезвычайно удобно, ведь учиться можно в любой удобной точке доступа к интернету: в кафе за ноутбуком, с планшетом в солнечном парке или за стационарным компьютером дома.

Окончив курсы дистанционного обучения педагогов, выпускник получит удостоверение о прохождении КПК, а также знания и навыки, необходимые для дальнейшей работы. Специалисты с удовольствием отмечают необыкновенную способность такого вида творчества успокаивать, давать ощущение безопасности, и в тоже время позволять выражать самые яркие эмоции. Предлагаем и вам освоить и успешно использовать в своей работе замечательную методику.

Учебно-тематический план

1 год обучения.

ЗадачиКоличество часовТематика занятий
Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры»
1Познакомить детей с техникой рисования песком.4“Волшебство линий. Роспись песком”
2Учить детей рисовать пальцем завитки.4«Морозные узоры. Узоры на стекле»
Цикл «Сюжетное рисование»
1Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение4«Музыка леса»
2Учить рисовать пальцами синхронно, развивать воображение3«Сказочные птицы»
3Учить рисовать тыльной стороной руки3«Зимний лес»
4Закреплять навык рисования завитков4«Цветы тоже бывают разными» (по замыслу)
5Побуждать к творческим замыслам и решениям3«Поющая тишина морских глубин»
6Учить приему прищипывания , насыпания песка3«Веселый зоопарк»
7Развивать фантазию, закреплять знакомые приемы2«Два зонтика Оле Лукойе» (по замыслу)
8Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования3«Сказочные герои»
9Развивать чувство композиции, чувство фактурности3«Радуга над городом»
10Развивать умение передавать форму, размер предметов4«Город сновидений» ( по замыслу)
11Развивать тактильную чувствительность и моторике пальцев4«На другой планете»
12Развивать композиционные умения при изображении групп предметов4«Разноцветная сказка»
13Закрепление знакомых техник рисования, развитие воображения4«Прекрасное рядом» (по замыслу)
14Закрепить умение выполнять движения синхронно3«Морские водоросли»
15Закрепить технические навыки и умения3«Летний дождь. Ураган»
16Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие музыки2«Звуки природы»
17Развивать творческую самостоятельность через технику рисования песком2«В стране эльфов»
18Воспитывать художественный вкус, в познании прекрасного2«Весенние фантазии»
Всего: 64 часа

2 год обучения.

п/пКоличество часовТематика занятий
13Волшебные линии
22Лебеди
32Радуга над городом
11Фруктовый сад
21Морской пейзаж
32Натюрморт
42В мире животных
52Сказочные птицы (по замыслу)
62Ёлка
72Зимний пейзаж
82Новый год
92Морозные узоры на стекле
102Город сновидений (по замыслу)
112Зимний лес
122Морской пейзаж
132Портрет
142Прекрасное рядом (по замыслу)
151Цветы для мамы
162Весенняя капель
173Разноцветная сказка
182Необитаемый остров
192Планета Земля
203Тайны космоса
212Летний дождь, ураган
222Городская улица
Всего: 60 часов
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]