РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики» рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Научить читать дошкольника или младшеклассника можно разными способами: на онлайн-курсах с индивидуальным преподавателем, с помощью красочных мобильных приложений и классических бумажных пособий.

Начать заниматься можно уже с 3-4 лет, главное — увлечь ребенка и регулярно практиковаться. Чтобы сохранить интерес и улучшить навыки чтения, сочетайте методы и используйте современные технологии.

Учить буквы можно в анимированных азбуках, читать по слогам помогут задания с аудио-сопровождением, закрепить знания и потренироваться — интерактивные упражнения и мини-игры, а система поощрений подкрепит уверенность ребенка в своих силах.

Мы собрали для вас разнообразные материалы, которые помогут в обучении ребенка чтению с нуля.

Онлайн-курсы

Онлайн-школа по чтению «Яркие уроки»

Сайт: https://readingschool.yarkiedeti.ru Телефон Стоимость: 5000 р./курс
36 интерактивных уроков по чтению для ребят от 3.5 до 7 лет.

Курс включает:

  • Набор увлекательных интерактивных игр и упражнений, которые помогут ребенку легко научиться читать
  • Задание на закрепление пройденного и освоение нового материала
  • Пособия для скачивания

Что потребуется для занятий?

  • Принтер (желательно)
  • Кубики Зайцева (подойдут и простые кубики с буквами и магнитная азбука).
  • Краски, пластилин, бумага

Объем каждого урока рассчитан на то, что за 3-4 дня повторений ребенок успевает его усвоить. Заниматься нужно 4-5 раз в неделю, от 10 до 30 минут.

Школа Kidskey

Сайт: https://kidskey.org Стоимость: бесплатный пробный урок; 130 USD за блок занятий (около месяца обучения по 2 часа в неделю)

Курс обучения чтению «Букварята»

Курс — игровое путешествие в мир чтения для детей от 4 лет. Каждое задание это игровой прием, способствующий развитию не только чтения, но и всей познавательной сферы ребенка: речи, памяти, слухового и зрительного восприятия, пространства.

Занятия проходят онлайн, индивидуально с педагогом в удобное для вас время. Продолжительность одного занятия — около 1-го часа. В занятие входит: онлайн-урок с педагогом (30-35 минут) и интерактивное домашнее задание на платформе (15-30 минут).

Варианты курса для разного возраста и уровня подготовки:

  • от 1 до 6 месяцев
  • от 9 до 43 занятий

Курс «Тренажер Чтения»

Подходит детям, которые уже научились читать по «Букварю» или прошли курс «Букварята». Ребёнок закрепит полученные знания, скорость чтения станет выше, а также улучшится качество понимания и запоминания читаемого текста. В курсе используются упражнения, которые развивают воображение и образную память.

Рассчитан на 14 занятий (2 месяца). Каждое занятие — отдельный тренажер чтения слов одной структуры. В каждом занятии ребенок будет читать небольшие тексты, участвовать в игровых викторинах, разгадывать ребусы.

Школа чтения «ИнПро»

Сайт: https://msk.etginpro.ru Телефон Стоимость: бесплатное пробное занятие, 580 р./час

Программы чтения:

  • «Научусь читать» 4-7 лет (обучение с нуля)
  • «Слоговичок» 4-7 лет (метод «слоговичок»)
  • «Читаю бегло» 4-7 лет (обучение навыку беглого чтения)

Занятия проходят индивидуально с педагогом в удобное вам время через скайп. Занятие, как правило, длится 45 минут. Оставшееся время отводится на создание рабочего настроения у ребенка и игры по специальным методикам.

Школа «Маленький Оксфорд»

Сайт: https://nahabino.smalloxford.ru Телефон Стоимость: бесплатное пробное занятие, от 650 р./урок

Онлайн-обучение проходит на платформе zoom.

Обучение чтению с 3-х лет

  • Обучение в игровой форме
  • Три методики: кубики Зайцева, букварь Жуковой, Ломоносовская школа

Курс скорочтения для детей от 6 лет:

  • Базовый (48 занятий)
  • Расширенный (72 занятия)

Курс поможет детям:

  • Читать в 2-3 раза быстрее
  • Увеличит % запоминаемой информации в 2-5 раз
  • Пересказывать и грамотно излагать свои мысли

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, – 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.


Надо убедиться, что малыш готов к обучению

  • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
  • Развитие фонетического слуха – немаловажный фактор. Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.
  • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.
  • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению – процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.
  • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения. Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

Обучающие платформы

Программа «Обучение чтению онлайн» Intellect School

Сайт: https://учусьдома.рф Стоимость: демо урок бесплатно, подписка — от 900 р./3 мес.

Программа состоит из 82 логически выстроенных уроков, разработанных в виде игры. Рассчитана для детей от 4 до 7 лет, как для начинающих, так и для тех детей, которые уже знают буквы и пытаются читать.

В основе программы заложена методика слогового чтения. Каждый урок начинается с изучения новой буквы и повторения букв предыдущего урока. Затем изучается слоговой блок, на котором ребенок путем многократных повторений запоминает образ и звучание целого слога. Третий блок – чтение слов, словосочетаний и предложений.

Каждый урок заканчивается похвалой и ребенок получает звездочки. Все задания выполняются на время, нельзя идти дальше, не выполнив предыдущего задания. Заниматься нужно минимум 2 раза в неделю, но и не более 4 раз.

Онлайн-сервис IQша

Сайт: https://iqsha.ru Стоимость: 10 заданий в день — бесплатно, безлимитная подписка — от 2093 р./6 мес.

На сайте размещены онлайн-упражнения для детей от 2 до 11 лет для изучения букв, звуков, чтения по слогам. Представлены возможности для изучения алфавита, гласных и согласных букв и звуков, сложения слогов, чтения первых слов и различения звуков в словах с учетом увлечений дошкольника.

Находите одинаковые слова, играйте в слоговое лото, расколдовывайте заколдованные слова — уроки снабжены красочными картинками и иллюстрациями, что позволит обучаться в игровой форме. Для детей до 6 лет, которые еще не научились читать, каждое задание озвучено. При правильном выполнении заданий дети получают кубки, медали и именные дипломы.

10 онлайн-заданий доступно каждый день. Оплатите безлимитный доступ и получите возможность заниматься без ограничений и получать домашние задания для распечатывания каждую неделю.

Онлайн-платформа «Разумейкин»

Сайт: https://www.razumeykin.ru Телефон, +7 (925) 914-67-25 Стоимость: подписка — от 390 р./мес.

На сайте вы найдете комплекс интересных онлайн-упражнений для дошкольников и младшеклассников различного уровня сложности. Все задания подобраны с учетом особенностей развития ребенка в конкретном возрасте.

Разделы:

  • Обучение чтению и буквам дошкольников
  • Чтение для детей 7-8 лет
  • Чтение для детей 9-10 лет

Дети научатся не только разбирать буквы и складывать их в слова, но и понимать смысл текста, который только что прочитали, встретятся с любимыми литературными персонажами и писателями, а также познакомятся с новыми героями. Подготовлены специальные тематические картинки и озвученный текст для каждого задания. Некоторые упражнения задействуют двигательную сферу.

Все упражнения имеют визуальное и аудиосопровождение, а многоуровневая система поощрений в ходе изучения материала позволит повысить интерес ребенка к обучающим заданиям.

Youtube-канал «Учимся читать»

Сайт: https://www.youtube.com Стоимость: бесплатно

На канале размещены видео уроки для самостоятельного чтения с детьми от 5 лет и первоклассников, по которым ваш ребенок научится читать: слоги, слова по слогам, целые слова, небольшие предложения и сплошной текст.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.


Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

  • Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).


    Магнитная азбука Н.С.Жуковой

  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:

– сначала изучите все гласные;

– дальше переходите к освоению звонких твердых согласных, уделяя внимание правильному произношению;

– затем приходит очередь глухих звуков;

– шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Приложения для смартфона

Приложения Айфолика (IFOLICA)

Сайт: https://ifolica.ru Стоимость: пробная версия — бесплатно, далее — 85 р.

Интерактивный курс обучения чтению для детей с 3-х лет. Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.

Приложения доступны на мобильных устройствах с операционными системами iOS и Android.

«Читания»

Сайт: https://uzelki.com; скачать на IOS: https://apps.apple.com Стоимость: 1490 р.

Читания — последовательная обучающая игра для детей от 3 до 7 лет. Она просто и понятно нарисована, а также удобна в управлении. В игре есть история и звуковое сопровождение: буквы, склады и слова проговариваются.

  • Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева
  • 40 Экранов волшебной страны
  • 35 Мини-игр, которые развивают навыки чтения
  • 500 Слов для прочтения с иллюстрациями и озвучиванием
  • 133 Поговорки и загадки для прочтения
  • 132 Графических шаблона прописи букв
  • 24 Показателя для отслеживания прогресса в обучении
  • Адаптивная сложность заданий

Постепенно проходя игру, ребенок научится читать за время в среднем от 1 месяца (в возрасте ~ 6 лет) до 12 месяцев (в 3-4 года).

«Читайка. Учимся читать!»

Скачать: Android https://play.google.com Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 249 р.

«Читайка» рассчитана на детей от 1 до 7 лет. Ребенок сможет научиться читать с нуля, даже если он еще не знает буквы. В разработке приложения учитывались методические идеи Зайцева, Домана, а также авторский многолетний опыт обучения чтению.

Приложение включает 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

«Лунтик. Учимся читать!»

Скачать:

  • Android: https://play.google.com
  • IOS: https://apps.apple.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная — 119 р.
Приложение рассчитано на детей от 1 до 7 лет. С помощью этого приложения ребенок научится читать с нуля, даже если он еще не знает букв. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

Бесплатная версия приложения включает 4 уровня, полная – 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности.

«Буковки: учимся читать по слогам для детей 5-6 лет»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: бесплатно, включает встроенные покупки
Детское приложение №1 по мнению Роскачества. “Буковки” — универсальный инструмент для составления любых слов с помощью удобной озвученной клавиатуры, с которым дети учатся читать.

В приложении:

  • Деление слов на склады и слоги
  • Профессиональное озвучивание звуков и складов
  • Опыт существующих методик обучения чтению (методика Зайцева, звуко-буквенный метод и другие)
  • Игровой стиль обучения
  • Интерактивные тематические панорамы со множеством озвученных объектов

«Читай сам по слогам»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 159 р.
Ребенок учится читать сам буквы, слоги, слова. 3-4 летний ребенок научится читать с нуля, а 5-6 летний научится читать быстро, увеличив скорость чтения. В приложении используются слова из 3-7 букв, есть озвучка.

«Учимся Читать, спасаем зверей. Учим буквы, азбука»

Скачать: Android https://play.google.com Стоимость: демо-версия — бесплатно

Учим буквы, слоги и учимся читать в процессе увлекательной обучающей игры для детей — дошкольников от 3 до 7 лет. В приложении используется эффективный звуковой метод обучения чтению, схожий с методикой «кубики Зайцева» и принципами методики Монтессори.

В игре предусмотрено 2 режима обучения чтению:

  • Учимся читать по буквам — чтобы ребенок выучил буквы и понял основы чтения
  • Учимся читать по слогам (складам) — для детей, которые уже знают буквы

Интерфейс игры для детей построен в соответствии с принципом обучающей системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Он так прост, что малыш от 3 лет разберется с ним за минуту.

Бесплатная версия содержит 4 обучающих уровня. Полная версия содержит 16 обучающих уровней, расположенных по возрастанию сложности слов. Если на первом уровне слова состоят из 2-3 букв, то на последнем из 7-8 букв.

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Пособия

«Быстрое обучение чтению» Нефедова Е., Узорова О.

Ссылка на книгу: https://www.litres.ru Стоимость: электронная версия — 49 р., бумажная — от 299 р.

Пособие предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста в период обучения чтению. Предлагается большое количество упражнений для чтения слогов, слов, а также коротеньких текстов. Для удобства все слова разделены на слоги. Кроме того, в пособии содержатся задания для работы по фонетическому, лексическому и структурному анализу.

«Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики» Л. Кириллова

Ссылка на книгу: https://www.litres.ru Стоимость: цифровая версия — от 139 р., бумажная — от 216 р.

Книга содержит описания различных подходов и методик обучения чтению: от классических (азбука Льва Толстого и буквари) до самых современных, модных и нетрадиционных (метод Гленна Домана, система Тюленева, компьютерные программы обучения чтению и т. п.). Также в книге в большом объеме даются рекомендации и упражнения для практических занятий по обучению чтению.

«Как научить ребенка читать с 3 лет» С. Федин, Д. Кузина

Ссылка на книгу: https://www.litres.ru Стоимость: цифровая версия — от 249 р., бумажная — от 488 р.

Книга включает семь последовательных шагов в обучении чтению дошкольников с подробнейшими рекомендациями для родителей о том, как правильно построить процесс обучения и как заинтересовать малыша чтением и письмом. А для закрепления полученных навыков в конце книги вы найдете хрестоматию с веселыми историями.

«Хочу читать. Для детей 5-6 лет» В. А. Егупова

Ссылка на книгу: https://www.litres.ru Стоимость: цифровая версия — от 99 р., бумажная — от 111 р.

Цель пособия — научить ребенка читать по слогам, писать печатными буквами слова и предложения. При этом ребенок учится различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; определять ударную гласную и количество слогов в слове. В пособии используются стихотворения, загадки, скороговорки.

Как научить читать в 4 года: игры и упражнения

«Магический квадрат»

Начертите квадрат любого размера, например, 6 на 6 клеток. В клеточки впишите буквы или слоги, которые ребенок уже знает.


mac-urban.ru

Задания:

  • прочитать слоги в строчке или в столбике;
  • назвать и показать букву (слог), которая стоит справа/слева от заданной буквы, сверху/снизу;
  • назвать и показать только гласные буквы;
  • прочитать все слоги на букву Ш и т.п.
  • прочитать на одном дыхании пол столбика. В будущем это поможет отрабатывать интонацию и плавность чтения.

Эти и другие аналогичные задания с таблицами помогают запомнить буквы, расширяют угол зрения. Такие таблицы помогают ребенку 4-5 лет научиться читать слоги разной степени сложности. Ребенок учиться видеть фрагмент текста, он читает и параллельно распознает то, что еще не прочитано. Именно этот навык помогает увеличить скорость чтения.

Таблицы можно придумывать самим или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

«Жук»

Как разговаривал бы Жук, понимай он наш язык. Пусть ребенок прожжжжжужжит что-то вроде: «Жжжжжжизнь прекрасна! Жжжжжесть, как круто!».

Придумайте других животных и их звуки.

«Кто больше»

Можно играть в парах или в группе. Цель: придумать как можно больше слов, которые начинаются с заданной буквы.

«Цепочка»

Играть как в «Города», но слова называть любые. Главное, чтобы первая буква следующего слова соответствовала последней букве предыдущего: папА – АпельсиН — Норка…)

Чтение коротких слов

Читать слова, когда рядом соответствующая картинка, несомненно, легче, чем просто слова в таблице. Но картинки отвлекают, ребенок не читает, а догадывается. Поэтому полезно пользоваться заранее приготовленными карточками, где напечатаны короткие слова из 3-х букв.


ot2do6.ru

Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.


Обучающие игрушки Никитиных
Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

 В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу личности ребенка только в случае грамотного подхода к процессу обучения.

Всё, чего я достиг в жизни,

стало возможным, благодаря книге.

Ричард Бах

Заботливые родители дошколят озадачиваются вопросом: а нужно ли учить читать и писать ребенка до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют налегать на алфавит чуть ли не с пеленок. Попробуем разобраться…

Главной задачей для всех воспитывающих взрослых должно стать формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. В настоящее время большинство педагогов и родителей понимают необходимость, как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгой ребенок не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и получает духовное развитие, приобщается к сокровищам литературы, искусства, у него происходит формирование высоких эстетических чувств и качеств. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Читающий ребенок учится пользоваться информацией и исследовать ее. Чтение способствует развитию речи, умению правильно формировать свои мысли, анализировать. Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения. Таким образом, читать нужно и полезно, далее рассмотрим вопрос об актуальности обучения чтению в дошкольном возрасте.

«Как хорошо уметь читать…» Все мы помним строчки любимого детского стихотворения, а ведь, действительно, хорошо, когда малыш умеет читать сам, и не потому, что «Не надо к маме приставать…», а потому, что это одна из первостепенных задач при подготовке ребёнка к школе — побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. Важное место также принадлежит и развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, привить любовь к книге. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте также имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

В дошкольном возрасте речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Актуальность обучения чтению в дошкольном возрасте обусловлена и возросшими требованиями школ, особенно гимназий и лицеев к будущим первоклассникам. Одним из требований является умение читать и готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу. Обучение чтению в дошкольном возрасте способствует развитию природной грамотности. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям школьной жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Далее рассмотрим вопрос: когда же можно начинать учить ребенка читать?

Многие родители, да и педагоги, торопятся в 3–4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцать первого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф. А. Сохин и А. М. Фонарев называли «искусственной акселерацией».

Исследования профессора И. А. Аршавского, педагога Н. М. Аксарина, психолога Л. С. Выготского показали, что пятый год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему целесообразно вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в старшем дошкольном возрасте.Чтобы ребёнок мог грамотно писать, он должен представлять, что предложение составляется из слов, слова — из слогов и расположенных в определённой последовательности звуков. Только научившись складывать речевые звуки в слоги и слова, ребёнок может усвоить навыки чтения.

К. Д. Ушинский сказал об этом так: «Только тот сможет сознательно писать и читать, кто усвоил звуко-слоговое строение слова».

Поэтому важно, как можно раньше донести до ребёнка понятия «буква» и «звук», научить его выделять эти элементы из состава слова, различать всё многообразие согласных и гласных, глухих и звонких, мягких и твёрдых звуков, к заданным звуковым схемам подбирать слова. То есть для того, чтобы ребёнок быстро и легко освоил чтение и письмо, избегая при этом типичных ошибок, необходимо научить его прежде звуковому синтезу и анализу. А это, в свою очередь, возможно на базе устойчивого фонематического восприятия любого звука родной речи.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Для успешного обучения чтению старших дошкольников у них должны быть достаточно сформированы такие качества, как правильное звукопроизношение, навыки фонетического анализа и синтеза, фонематическое восприятие, а также высокий уровень развития активного словаря, усвоение грамматической системы родной речи и высокий уровень произвольности действий. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, в этом и состоит целесообразность обучения чтению старших дошкольников.

Ребенка надо не просто обучать, а обучать правильно, чтобы не отбить охоту к чтению в будущем, сделать процесс чтения приятным.

Самое главное в процессе обучения чтению и грамоте — создать комфортные условия для личности ребенка. Это залог успешного обучения. Поэтому обучение чтению можно рассматривать, как деятельность прикладного значения, осторожно только по желанию ребенка в игривом плане входящую в его жизнь. Занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. Необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д. Нужно выбирать подходящий момент для обучения. Ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. Как только взрослый замечает, что ребенок отвлекается, необходимо прекратить занятие, даже если еще не прошло отведенное время. Нельзя ругать малыша и сравнивать его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

В ребенке важно растить читателя, обязательно каждый день следует ему читать стихи, сказки, рассказы. Каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно — уметь читать.

Не нужно стремиться сделать из ребенка «начитанного всезнайку», это не оправданно. Когда взрослые дают читать всё подряд, не сообразуясь с возрастом и возможностью дошкольника правильно воспринимать весь объём сведений, тогда он не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредотачиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.

Следует помнить, что дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом.

Заложенные в дошкольном детстве мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние общества в целом, поэтому к выбору литературы для самостоятельного прочтения ребенком нужно подходить серьезно и тщательно. На начальном этапе для самостоятельного чтения ребенку нужно предлагать рассказы и сказки, ранее прочитанные ему взрослыми.

Для ребенка важно внимание к его деятельности. Он станет заниматься с большим удовольствием, если взрослый будет принимать непосредственное участие в его занятиях и радоваться его успехам. Необходимо завести тетрадь достижений и регулярно отмечать успехи ребенка. В конце занятия обязательно нужно похвалить ребенка за его «работу», отметить его достижения. Не надо бояться перехвалить.

Таким образом, обучение чтению и грамоте в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, формирует природную грамотность, выступает одним из условий успешной адаптации к школе. Однако следует помнить, что навык письма и чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу личности ребенка только в случае грамотного подхода к процессу обучения.

Литература:

  1. Гвоздев А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008.
  2. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007
  3. Сохин Ф. А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2009. 4. Сохин Ф. А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173–177.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]