Сборник технологических карт по сюжетно — ролевым играм (старший возраст)
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе».
Цель: продолжать знакомить с профессиями, дать представление о профессии водителя автобуса, рассказать о действиях с предметами (такими как руль, сигналы светофора, дорожные знаки, правила поведения в общественных местах).
Игровые задачи:
— воспитывать интерес к играм с элементами ПДД, положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре, навыки культурного поведения в общественном транспорте, уважение к профессиям, связанным с темой игры;
— развивать внимание, наблюдательность, ответственность;
— закреплять представления о видах пассажирского транспорта, об обязанностях пассажира, о правилах поведения в общественном транспорте и на остановке, о профессиях водителя, кондуктора, диспетчера, контролера, регулировщика, автослесаря, бензозаправщика, автомойщика;
— закреплять знания о некоторых правилах дорожного движения: о правилах перехода через дорогу по пешеходному переходу и при выходе из автобуса, о сигналах светофора;
— формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре.
Структурные компоненты игры:
Игровые роли:
водитель, пассажиры, кондуктор, бензозаправщик, автослесарь, автомойщик, контролер, диспетчер, регулировщик.
Игровые действия:
«
Строим автобус»,«Школа водителей автобуса» ,«Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую) , «На экскурсии»,«Автобусный парк»,«Автобусы нашего города» ,«Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу),«Веселое путешествие на автобусе»,«Оживленный перекресток»
Педагогическое сопровождение игры:
воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.
Прогнозируемые результаты:
Обогащение личного опыта детей, умение развить сюжет игры. Получение знаний об различных обязанностях пассажиров и водителей, правилах поведения в общественном транспорте и на остановке. Сформировать умение вести ролевой диалог.
Обогащение содержания сюжетно – ролевой игры | Атрибуты к сюжетно – ролевой игре (предметно – игровая среда) | Роли/ Игровые действия | Игровые темы | ||
Экскурсия к остановке автобуса : наблюдение за автобусом и работой шофера, за поведением людей на остановке, за тем, как осуществляется высадка и посадка пассажиров, за действиями транспорта, пешеходов Чтение : загадки, стихи, сказки про автобус Настольная игра «Собери автобус» (разрезные картинки, плоскостной геометрический конструктор) Дидактическая игра «Мы – пассажиры», «Куда поедем?», «Это что за остановка?», Подвижные игры «Водители и пассажиры», «Три сигнала светофора» Беседа «Как вести себя в автобусе», рассматривание и обсуждение памяток Игра-инсценировка «Мы – пассажиры автобуса»: закрепление правил поведения в общественном транспорте, обыгрывание проблемных ситуаций Продуктивная деятельность : аппликация «Автобус», совместное изготовление автобусных билетов, конструирование автобуса из строительного материала, стульев Прослушивание музыкальных произведений: «Автобус» муз. М.Иорданского, сл. О. Высотской | Автобус, сделанный из стульев, руль, номер автобуса, коробка переключения передач, педали, микрофон, рация, кепка и жилет (накидка) водителя, сумка кондуктора, жилеты (накидки): автослесаря, бензозаправщика, автомойщика, регулировщика, диспетчера, контролера. Светофор или сигнальные карточки, жезл. Автобусная остановка: штатив, на котором укрепленакарточка с символическим изображением остановки:«Театр», «Детский сад», «Зоопарк», «Больница», и т.д. Пешеходный переход: знак, коврик-зебра. Инструменты для ремонта автобуса, насос. Шланг для имитации заправки машины бензином,маленькая канистра. Небольшое ведерко с тряпкой. Деньги, кошельки, билеты, чеки. Кассовый аппарат. Куклы, игрушки-животные. | Водитель : ведет автобус, подает сигнал, объявляет и делает остановки, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины. Пассажиры : входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, подготовка к дальней поездке (собирают вещи, воду, продукты в дорогу; причесываются, наряжаются, если едут в театр, в гости). Кондуктор : продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки. Бензозаправщик: заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек. Автослесарь: чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек. Автомойщик : моет автобус, берет деньги, пробивает чек. Контролер: проверяет наличие билетов у пассажиров. Диспетчер: выдает маршрутный лист, общается по рации с водителем, контролирует передвижение по маршруту. Регулировщик: регулирует движение, подает сигналы, штрафует за нарушения ПДД. | « Строим автобус» «Школа водителей автобуса» «Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую) «На экскурсии» «Автобусный парк» «Автобусы нашего города» «Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу) «Веселое путешествие на автобусе» «Оживленный перекресток» |
Конспект сюжетно-ролевой игры «Когда мамы нет дома» в подготовительной группе.
Транскрипт
1 Конспект сюжетно-ролевой игры «Когда мамы нет дома» в подготовительной группе. Воспитатель: Яхиббаева В. Д. Цели: Учить детей выполнять правила, когда взрослых нет дома; Закреплять ролевые взаимодействия: умение вести диалог, играть большой группой, развивать интерес: Закрепить умение творчески реализовывать и развивать игровой замысел: Продолжать учить детей выполнять имеющиеся знания по пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем: Воспитывать доброжелательные отношения между всеми участниками игры. Предварительная работа: просмотр презентации «Спички детям не игрушки», беседы по ОБЖ, сюжетно-ролевые игры с детьми; настольные игры, просмотр мультф. «Кошкин дом»; Чтение «Пожар» Л.Толстого. Оборудование: имитация комнат, пистолеты, луки, банданы, куклы, коляски, машинки, иллюстрация розетки, кубики, бинокли, газовая плита, стол с посудой, пожарная машина, рация, клавиатура, каска пожарника, жилет. Словарная работа: необитаемый, диспетчер,
2 Восп: Дети у меня для вас есть, что- то интересное. Как вы думаете, что? (ответы детей). У меня в руках очень красивая книга, посмотрите. Но дело в том, что художник начал рисовать сюжет нашей игры, но не дорисовал. В книге только две страницы. Я предлагаю вам подумать и ответить, какими еще иллюстрациями можно дополнить нашу книгу. Вос: Что вы видите на странице книги? Дети: Дети играют. Восп: А еще что видите? Дети: Мама уходит и наказывает не хулиганить. Восп: А как вы догадались, что б они не хулиганили? Дети: Мама грозит пальчиком. Восп: А давайте продолжим, что было дальше. Я буду дотрагиваться до вас волшебной палочкой, а вы говорить, чтобы вы нарисовали дальше. Костя: Мальчики обрадовались, что мама ушла. Ульяна: Дети позвонили друзьям и пригласили их к себе. Лиза: К мальчикам пришли их друзья. Кирилл: Сестренка играет в куклы. Егор: Мальчики играют в разбойников. Восп: Хорошо, молодцы. А сейчас я предлагаю обыграть сюжет нашей игры. Восп:: Кем бы хотел быть? Костя: Я хочу быть старшим братом. К: Я буду смотреть за братом и сестренкой. В: Тимур, а ты кем бы хотел быть? Т: Я хочу быть Костиным другом. Т: Буду играть с Костей. В: Хорошо. Глеб, а ты какую роль себе выбрал? Г: Я хочу быть другом Тимура и кости. Мы будем вместе играть. В: Кирилл, ну, а ты кем будешь? К: Я буду младшим братом Кости. Будем с ним играть в машинки. В: Ульяна, а ты кем хочешь быть в игре? У: Я хочу быть младшей сестрой Кости. В:Хоршо, а что ты будешь делать? У: Буду играть в куклы и смотреть, как играют мои братья. В: Алина, а ты кем бы хотела быть? А: А буду соседкой Кости. А: Буду играть в куклы, гладить их одежду. В6 Женя, а ты какую роль себе придумала? Ж: Я хочу быть подругой Алины. Приду к ней в гости и мы будем играть вместе. В: Хорошо, молодец. Лиза, а ты кем хочешь быть? Л: Я хочу быть диспетчером МЧС. В6 А, что делает диспетчер МЧС?
3 Л6 Сидит у телефона и принимает вывозы о пожаре и отправляет пожарных на место пожара. В: Хорошо, молодец. Егор, а ты кем хочешь быть? Е: Я хочу быть пожарником. В6 А, что ты будешь делать? Е: Выезжать на вызовы и тушить пожары. В: Дети, а я буду вашей мамой, и буду следить за порядком, буду вам звонить, и узнавать, чем вы занимаетесь. Ну вот, роли распределили, прошу занять свои места и начинаем играть. (Действия происходят в одной квартире) В-мама: Дети, меня вызвали на работу, вы остаетесь одни, не хулиганить. Костя ты за старшего, смотри за сестренкой и братом. Ну, все я ушла. Буду вам звонить. (Уходит) Костя: А теперь можно и поиграть. Давайте позвоним Глебу и Тимуру, позовем их к нам. Кирилл: Ну, давай позвоним.(звонят) Костя: Тимур, привет. А ты где? Тимур: Я гуляю на улице с Глебом. Костя: Приходите к нам, мы одни, мама ушла на работу. Тимур: Хорошо, сейчас придем. Кирилл играет в машины. Ульяна играет в куклы. Звонок в дверь. Костя подбегает и открывает без дверь на распашку. Подходят Ульяна и Кирилл. Кирилл: : Мама запрещает с ходу дверь открывать дверь. Костя: Ну мамы же дома нет. Ульяна: Дверь сразу не открывают, надо спросить «Кто?», «Вам кого?», посмотреть в глазок. Костя: Я до глазка не достаю. Кирилл: Стул подставь. Костя: Хорошо, больше не буду так поступать. Глеб: Сейчас столько всего случается. Могут позвонить в дверь, ты откроешь, а это незнакомый человек и может случиться беда. Костя: Не надо пугать, пойдемте лучше играть. Тимур: Пойдемте, а во что будем играть.?. Кирилл: Давайте в машинки. Костя: Ладно давайте играть в машинки. Глеб: Может на улицу пойдем. Кирилл: Нет, мама ругаться будет.(звонит мама) В: Костя, у вас все хорошо? Не хулиганите? К: Нет Мама, у нас все хорошо. В: Ну Хорошо, я скоро буду. К: Хорошо, ждем тебя. К: Скоро мама придет не успеем и поиграть. О придумал. А давайте поиграем в разбойников.
4 Тимур: Давайте как будто мы на необитаемо острове. Глеб: А что нужно делать? Костя: Раз мы на необитаемом острове, надо охотиться. Пойдемте охотиться. На слонов( Берут подручные материалы и идут к розетке) и хотят сунуть вилку в розетку) Ульяна: Стойте,нельзя совать в розетку посторонние вещи, вас может ударить током. (Дети разочарованно отходят от розетки) Кирилл: Что-то холодно. Тимур: А может костер разведем. Костя: Можно развести. Несите вещи, бумагу.( ищут подходящие вещи для костра. Садятся, берут спички и пробуют разжечь костер, но у них не получается Наверное спички сырые. Эх не получается. Ульяна: Зачем вам все это? Скоро мама придет, нужно все убрать. И давайте поиграем в кубики, построим волшебный дворец и будет играть. Дети: Ладно, давай строить дворец.(играют, приходит мама) В: Дети, я дома. Чем занимались, во что играли? Происшествий никаких не было? Дети: Нет, все хорошо. (Звонок в дверь, пришла Алина-соседка) А: Здравствуйте, мама вас всех приглашает на чай. В: Спасибо, Алиночка, мы идем (Действия происходят в другой квартире) Алина играет дома с куклой, гладит ее вещи, заворачивает ее, укладывает спать. Звонок в дверь. Алина подошла, посмотрела в глазок и спросила: Кто там? Женя: Это, я Женя. Алина (открыла дверь), проходи пожалуйста. Ж: Чем ты занимаешься? А: Я играю, давай вместе играть. Ж: Давай. Посмотри какая у меня собачка, хочешь с ней поиграть?. (Дети играют) А: Женя, давай попьем чаю, у меня есть вкусные конфеты. Сейчас я чайник поставлю, газ включу. Ж: А разве детям можно включать газовую плиту? А: А я умею включать, я уже большая.(зажигает плиту спичками и случается пожар) А: Женя, давай быстрей намочи полотенце, закрывай рот и нос и побежали на улицу.(выбегают). Алина вызывает МЧС. А: Алло, это служба МЧС.? Лиза: Диспетчер службы МЧС Палагина Лиза слушает А: У нас случился пожар.
5 Л: Назовите пожалуйста ваш адрес. А: Ул. К.Федина д20/7 Лиза: Вызов приняла. Ждите выезжаем. Бригада Арефьева Егора на вызов, по ул К.Федина д20/7 случился пожар. Дети были дома одни. Егор: Вызов принял. Выезжаем. Сирена пожарной. (поехал, потушил) Егор: Больше со спичками не балуйтесь. Спички детям не игрушки. Понятно. (уехал к себе в гараж) Дети пошли к себе домой. Женя идет приглашает Лизу и Егора на чай. Восп.: 1-2,1-2 вот и кончилась игра. Понравилось вам играть ребята? А какие правила безопасности были нарушены? ( открыли дверь не спросив, кто там, хотели сунуть вилку в розетку, разжечь костер дома, включили газ) А чтобы вы никогда не делали, если бы остались одни дома с друзьями? (Не открывали дверь, не играли с розеткой, не разжигали костер дома, не зажигали газ) В: Молодцы. Дети, мы в начале игры рассматривали книгу, а в ней оказывается была еще одна иллюстрация. Посмотрите. В: Что вы видите на ней? Дети: Что мама и дети радуются, В: А почему они радуются? Дети: От того, что не случилось никакой беды. Сюрпризный момент.