Звук и буквы. Особенности обучения чтению дошкольников.консультация (старшая группа) на тему


Статья «Игры при изучении звуков»

Игры при изучении звуков

Одно из принципиальных положений многих современных методик обучения грамоте заключается в том, что исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. В связи с этим среди важных задач, требующих решения в период обучения грамоте, на первый план выступает оказание помощи детям в овладении звуками родного языка. Особое внимание нужно уделить на то, чтобы ребенок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Без этого умения невозможно безошибочно соотносить буквы с соответствующими звуками речи, переводить графическую форму слова в звуковую.

Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Работа по развитию у учащихся фонетического слуха, формированию навыка звукового анализа начинается буквально с первых уроков обучения грамоте, еше на безбуквенной ступени. Продолжается она и в букварный период. Однако следует учитывать, что аналитическая работа на уроках данного периода осложняется для учащихся необходимостью распределять усилия между одновременным решением нескольких задач. Ребенку необходимо не только слышать, узнавать и правильно произносить звук, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов.

Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

Предлагаемые игры направлены на решение следующих дидактических задач:

  • выделение первого и последнего звука в словах;
  • определение места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • последовательное перечисление всех звуков в слове;
  • распознавание гласных и согласных звуков;
  • распознавание твердых и мягких согласных звуков;
  • подбор слов с заданным звуком;
  • распознавание таких фонетических единиц, как звук и прямой открытый слог.

В период первоначального знакомства с такой элементарной единицей речи, как звук помогают игровые ситуации, в которых используется звукоподражание. Например, игровая ситуация «Мухи в паутине» предоставляется возможность выделить отдельный звук [ж] и упражнять детей в его произношении. Звуковые упражнения в таких игровых ситуациях сочетаются с физическими действиями, разнообразными движениями, что особенно важно в первые месяцы обучения. В данном случае дети делятся на две группы. Ученики первой группы образуют круг (паутину), ученики второй группы свободно двигаются внутри круга, исполняя роль мух, и тихонько жужжат: «Ж-ж-ж». По сигналу учителя дети, образовавшие круг, берутся за руки. Те, кто оказался «в паутине», пытаются из нее вырваться и жужжат сильнее.

Таких игровых ситуаций с целью знакомства с отдельными звуками можно подобрать много:

«А-а-а!» — плачет ребенок; мама укачивает дитя;

«У-у-у!» — воет волк; гудит паровоз;

«Ш-ш-ш!» — осенние листья шелестят под ногами; лес шумит;

«Ж-ж-ж!» — жук жужжит; пчелы летят;

«С-с-с!» — вода свистит, вытекая из крана; пар выходит из но­сика чайника с кипящей водой;

«З-з-з!» — звенит комар;

«Р-р-р!» — рычит собака; работает мотор;

«Х-х-х!» — ребенок греет замерзшие руки;

«В-в-в!» — завывает застрявшая машина;

«М-м-м!» — мычит корова;

«Ф-ф-ф!» — фыркает ежик.

Указанные игровые ситуации помогают ученикам освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явле­ния, облегчают последующую работу по выделению звука из речевого потока.

Какой звук потерялся?

Описание игры.

Учитель читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся.

Например: Наша Таня громко ..лачет (плачет

— потерялся звук [п]).

Длиннее — короче

Описание игры.

Учитель называет пары слов, дети мысленно сравнивают их по количеству звуков и называют, какое из слов длиннее, какое — короче.

Разложи вещи по полкам

Оборудование:

предметные картинки.

Описание игры.

Игровое действие — разложить предметные картинки по трем полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный учителем, находится в начале слова. На вторую — те, в названии которых звук находится в середине. На третью — те, в названии которых звук находится в конце.

Например.

Первая полка: шапка, шуба.

Вторая полка: мишка, кошка.

Третья полка: шалаш, карандаш.

Звук заблудился

Описание игры.

Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился» — попал не в свое слово.

Например:

На глазах у детворы

Крысу (крышу)

красят маляры.

Хлоп-хлоп

Описание игры.

Учитель называет слова, дети внимательно слушают, определяют, с какого звука они начинаются. Если слышат слово, которое начинается со звука [м1, хлопают в ладоши один раз, если со звука [р] — хлопают два раза. (Какие звуки и как отхлопывать, учитель сообщает в начале игры.)

Звуковые часы

Оборудование:

модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки.

Описание игры.

Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слова, начинающиеся с определенного звука, и устанавливает напротив нужного стрелку.

Придумай слово

Оборудование:

предметные картинки.

Описание игры.

Вызванный ученик берет картинку, называет первый звук слова-названия и придумывает свое слово, которое начинается с того же звука.

Назови свое слово

Оборудование:

мяч.

Описание игры.

Учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного.

Чей рассказ лучше?

Описание игры.

Учитель предлагает детям придумать рассказ, в котором все слова начинались бы с одного и того же звука.

К примеру: Папа позвал Пашу. Паша подбежал к папе. Папа привез Паше подарки. Паша получил в подарок пистолет и паро­воз. Пистолет палит: пах — пах — пах! Паровоз пыхтит: пых — пых — пых!

Вызванный ученик представляет свой рассказ. Все остальные подсчитывают количество слов, начинающихся с указанного учителем звука. Победителем считается тот, в чьем рассказе та­ких слов окажется больше.

Звуковое лото

Оборудование:

предметные картинки, фишки.

Описание игры.

Каждый из учащихся получает конверт с предметными картинками и фишки. Учитель называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем явится тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.

Убери звук

Оборудование:

предметные картинки, фишки для обозначения качества звуков.

Описание игры.

На наборном полотне выставляется предметная картинка, а рядом с ней — схема слова, составленная из фишек. Учитель дает команду убрать определенный звук. Вызванный ученик определяет, каким по счету в слове является названный звук, и убирает в схеме соответствующую фишку.

Звуковое домино

Оборудование:

предметные картинки.

Описание игры.

На наборном полотне выставляются пары картинок: учитель выставляет любую, вызванный ученик ставит рядом ту, название предмета, изображенного на которой, начинается с такого же звука.

Вариант 1 . У доски работает пара учащихся.

Вариант 2. Нужный звук в слове-названии предмета, изображенного на второй картинке может находиться не только в начале, но и в середине, и в конце.

Волшебная палочка Петрушки

Оборудование:

игрушка Петрушка, предметные картинки или игрушки, палочка.

Описание игры.

Учитель сообщает детям, что Петрушка пришел поиграть с ними в слова. Петрушка будет касаться волшебной палочкой разных предметов, а эти предметы будут звучать. Учитель с Петрушкой в руках касается предмета на картинке или игрушки, дети произносят соответствующее слово, раздельно и отчетливо называя все звуки.

Звук-озорник

Оборудование:

предметные картинки.

Описание игры.

Учитель сообщает игровую ситуацию: «В последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Помогите поймать озорников». Учитель показывает рисунок и называет нарисованный предмет, не произнося первый звук слова: «Это ..люч (ключ)». Дети произносят слово правильно и называют звук, который «сбежал», — [к].

Сначала учитель предлагает слова типа: ..тол — стол, .лон — слон,

потом —
..урица — курица
и т. д.

Роль учителя могут выполнять вызванные к доске учащиеся — они показывают картинку и, называя изображенный на ней предмет, не произносят первый звук.

Последний звук в слове — за тобой

Оборудование:

предметные рисунки, игрушки.
Описание игры.
Учитель показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней, не произнося последний звук слова- названия:
сто… (стол).
Учащиеся хором договаривают необходимый звук [л].

Фанты

Описание игры.

Учитель называет разные слова, дети хлопают в ладоши, если в слове есть заранее названный учителем звук. Те, кто ошибся, платят фанты. Чтобы выкупить фант, необходимо выполнить задание фонетического характера: подсчитать количество слогов в слове, определить ударный слог, указать первый (последний) звук; последовательно назвать все звуки слова. Задания для выкупающих фанты подбирают учащиеся класса..

Где звук?

Оборудование:

индивидуальные наборные полотна, фишки, схемы слов.

Описание игры.

Учитель предлагает учащимся определить место названного им звука в слове (в начале, в середине, в конце) и в соответствии с этим установить фишку на индивидуальном наборном полотне.

Ученик по вызову учителя выходит к доске и устанавливает фишку на схеме слова.

Хлопай с нами!

Описание игры.

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши тогда, когда слышат названный звук. Один из учеников выполняет это задание у доски, стоя лицом к классу. Если он ошибается, класс показывает ему, что ошибка замечена, выкрикивая хором: «Хлопай с нами!»

Считай, не ошибись

Оборудование:

цифровые карточки.

Описание игры.

Учитель произносит слово, учащиеся считают звуки в нем и цифровой карточкой показывают их количество. Тот, кто ошибся, получает фишку. Победителем является ряд, собравший меньшее количество фишек.

Собери слово

Описание игры.

Учитель последовательно произносит все звуки слова: [а], [с], [т], [р], [а]. Дети узнают слово и называют его целиком. Тот, кто раньше назовет слово, получает фишку. Побеждает ряд, набравший большее количество фишек.

Может быть и такой вариант игры: учащиеся по вызову учителя произносят по звукам задуманные ими слова и называют товарища, который должен узнать слово.

Каждому предмету свое место

Оборудование:

предметные картинки, коробка.

Описание игры.

Предметные картинки разложены на столе. Учащиеся по одному подходят к столу, берут картинку, называют предмет, изображенный на ней, отмечают наличие или отсутствие нового (или просто названного учителем) звука в слове. В зависимости от того, есть ли новый звук в слове или нет, предметную картинку либо выставляют на наборное полотно, либо прячут в коробку.

Магазин игрушек

Оборудование:

игрушки или предметные картинки.

Описание игры.

На «витрине магазина» — наборном полотне — выставляются игрушки (предметные картинки). Купить можно ту из них, в названии которой слышится новый звук. Покупатель-ученик подходит к витрине, произносит название игрушки, выделяя новый звук с усилением голоса. Если все выполнено точно, продавец (учитель или ранее вызванный ученик) «продает» игрушку ученику, и она остается у него до конца дня.

Кто быстрее принесет игрушку?

Оборудование:

игрушки или предметные картинки.

Описание игры.

Игра проводится в виде соревнования между двумя рядами. Из игрушек (рисунков), выставленных на наборном полотне, необходимо выбрать ту, в названии которой слышится определенный звук. Два ученика, вызванные учителем по одному из каждого ряда, одновременно начинают выполнять задание. Учитель называет звук, ученики стараются быстрее найти игрушку. Победитель (тот, кто находит игрушку раньше) получает очко, которое идет в копилку ряда. Побеждает ряд, который набрал больше очков.

Где спрятался зайчик?

Оборудование:

предметные картинки, игрушечный заяц небольшого размера.

Описание игры.

Учитель знакомит с игровой ситуацией: «Зайчик решил поиграть с нами в прятки. Он спрятался за рисунком, название которого начинается со звука … (учитель называет звук). Где спрятался зайчик?» Учащиеся выполняют звуковой анализ, называют предмет на рисунке, снимают его с наборного полотна, проверяют, там ли находится зайчик.

Соберем слова в корзинку

Оборудование: две

корзинки, фишки.

Описание игры.

Учитель предлагает детям придумать слова, которые начинаются с определенного звука, затем проходит между рядами, держа в руках корзинку. Учащиеся называют слова и бросают фишки в корзинку. Количество собранных слов опреде­ляется по количеству фишек.

Игра может проводиться в виде соревнования между рядами. Учащиеся называют слова и бросают фишки в корзинку своего ряда. Побеждает ряд, который соберет большее количество слов.

Подберем слова

Описание игры.

По предложению учителя дети придумывают слова с определенным звуком: учащиеся первого ряда — слова с названным звуком в начале, второго ряда — в середине, третьего ряда — в конце слова. Если вызванный ученик ошибается или вообще не называет слово, ряд получает штрафное очко. Побеждает ряд, набравший меньшее количество штрафных очков.

«Запрещенный» звук

Описание игры.

Учитель последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.

Вариант 1. Учитель показывает предметную картинку, де­ти или называют вслух изображенный на ней предмет, если в названии есть определенный звук, или молчат, если в названии этого звука нет.

Вариант 2. Дети придумывают слова, в которых отсутствует названный учителем звук.

Кто быстрее затопит печь?

Оборудование:

магнитная доска, три фишки.

Описание игры.

На магнитной доске нарисованы три домика с печными трубами. К каждому домику ведет лесенка (количество ступенек в лесенках одинаковое). Игра проводится в виде соревнования между рядами. Учитель предлагает детям придумать слова с новым звуком. По его сигналу с каждого ряда выбегает ученик, называет слово и устанавливает красную фишку на первой ступеньке лесенки домика своего ряда. Возвращаясь на место, он дотрагивается до товарища, который должен продолжить цепочку слов. Ученик, правильно назвавший слово, передвигает фишку на ступеньку выше. Тот, кто поставит фишку на последнюю ступеньку, получает право «затопить печь», т. е. нарисовать мелом дым над трубой. Побеждает ряд, который выполнит задание раньше.

Домики с лесенками могут быть нарисованы на обычной доске. Ученик, правильно назвавший слово, ставит отметину мелом (крестик, кружок и т. д.) на ступеньке.

Не порви цепочку

Описание игры.

Учитель называет слово. Ученик должен подобрать свое слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное учителем:
сок

книга
—»
автобус

стол

лимон
—» … . Ученик, не нашедший нужное слово, «разрывает» цепочку и платит фант. В конце игры дети выкупают фанты: определяют первые звуки в словах, которые по сигналу учителя называют их товарищи.

Вариант 1. Игра проводится с использованием предметных картинок, подобранных в соответствии с условиями игры и вразброс помещенных на наборном полотне.

Вариант 2. Цепочка составляется из слов, которые имеют одинаковые двухбуквенные прямые слоги (слияния): рама


машина

насосы

сыры
—»
рыба
и т. д.

Мамина сумка

Оборудование:

сумка или коробка, которая выполняет ее роль, предметные картинки, игрушки.

Описание игры.

Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайтесь, что она купила, если в названиях покупок есть звуки [м] и [м’]». Дети подбирают соответствующие слова:
масло, молоко, морковь, мыло
и т.д. Потом из сумки достаются рисунки, игрушки или конкретные предметы с целью проверки правильности ответов. Учитель меняет звук, и игра продолжается.

Освободи птичку

Оборудование:

Картонка в виде клетки (вертикальные и горизонтальные полоски бумаги — «прутья» — в местах пересечения приклеены к картону). За полоски-прутья вставлены картонные картинки птиц.

Описание игры.

Учитель сообщает детям, что они могут получить право выпустить птичку из клетки. Сделать это может тот, кто придумает слово, в котором есть названный учителем звук. Вызванный ученик называет соответствующее слово, вынимает птичку, которая ему понравилась, из-за полосок-прутьев клетки. Птица остается у ребенка весь день, можно разрешить взять ее домой и показать родителям.

Звук или слог?

Описание игры.

Учитель вразбивку называет разные звуки и прямые открытые слоги. Учащиеся поднимают одну руку, когда слышат отдельный звук, и обе руки со сплетенными пальцами, когда слышат слог.

Будь внимателен

Описание игры.

Учитель вразбивку называет гласные и согласные звуки. Когда он произносит гласный звук, дети хором повторяют его; когда произносится согласный звук, дети поднимают руку. Изредка учитель поднимает руку при произнесении гласного. Тот из детей, кто повторяет обманное движение учителя, платит фант, но продолжает участвовать в игре. Выкупить фант он сможет, назвав подряд три согласных или гласных звука.

Поможем почтальону

Оборудование:

конверты с наклеенными на них предметными картинками, сумка и фуражка почтальона.

Описание игры.

Учитель сообщает игровую ситуацию: «На почте всегда производится сортировка писем — распределение их по городам, районам. Давайте поможем почтальону доставить письма на улицу Гласных и улицу Согласных». Учитель вызывает по очереди детей и предлагает выбрать конверты из сумки почтальона. Дети подходят к двум наборным полотнам и выставляют на первом полотне конверты с рисунками предметов, названия которых начинаются с гласных звуков, на другом — конверты с рисунками в названиях которых первый звук — согласный.

Кто больше?

Описание игры.

Учитель предлагает двум ученикам называть по очереди слова, в которых второй звук согласный
(школа, книга, класс.)
или гласный
(мак, малина, горы…).
Побеждает тот, кто назовет больше слов.

Вариант 1 . Игра проводится в виде соревнования между рядами. Побеждает ряд, назвавший большее количество слов.

Вариант 2. Соревнование организуется следующим образом: первый ряд называет слова, в которых вторым звуком является гласный, второй ряд — слова, в которых вторым звуком является согласный.

Поймай звук

Описание игры.

Учитель, размахнувшись как бы для броска, называет твердый или мягкий согласный звук — «бросает» «невидимый» звук детям. Ученики хлопают в ладоши перед собой и хором повторяют «брошенный» звук — «ловят» его.

Вариант 1. Учитель «бросает» прямые открытые слоги с твердым или мягким согласным звуком, а дети их ловят.

Вариант 2. Учитель «бросает» твердые или мягкие согласные звуки, а учащиеся должны «ловить» только твердые- или только мягкие.

Вариант 3. Учитель «бросает» твердый согласный, дети «ловят» его, а учителю «бросают» мягкий согласный.

Твердый — мягкий

Оборудование:

фишки для обозначения твердого или мягкого согласного.

Описание игры.

Учитель произносит вразбивку твердые и мягкие согласные звуки или слова, которые начинаются с твердого либо мягкого согласного. Учащиеся показывают соответствующую фишку.

Камень и подушка

Оборудование:

карточки с изображением камня и подушки, набор предметных картинок.

Описание игры.

На одном наборном полотне выставляется рисунок камня, на другом — рисунок подушки (символы твердости и мягкости). Вызванный к доске ученик, получив набор картинок, располагает их на наборном полотне таким образом, чтобы под рисунком камня оказались картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого согласного звука, а под рисунком подушки — с мягкого согласного. Весь класс хором называет только первые звуки слов.

Вариант 1 . Работают два ученика: каждый заполняет свое наборное полотно. Побеждает тот, кто выполнит задание раньше.

Вариант 2. У каждого ученика картинка. По предложению учителя дети подходят к доске и выставляют картинку на соответствующее наборное полотно.

Назови пару

Оборудование:

мяч.

Описание игры.

Учитель называет вразбивку твердые и мягкие согласные и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать пару — соответствующий мягкий или твердый согласный и бросить мяч назад учителю.

Вариантом игры может быть следующий: учитель называет прямые открытые слоги с твердыми или мягкими согласными.

Кому что подарим?

Оборудование:

две куклы, предметные картинки.

Описание игры.

Учитель сообщает: «К нам в гости пришли Люся и Лара. У них сегодня день рождения. Мы их поздравим и подарим подарки, помня о том, что Ларе нравятся предметы, названия которых начинаются с твердых согласных звуков, а Люсе—с мягких согласных». Вызванный к доске ученик выбирает соответствующий рисунок, ставит его возле куклы и говорит при этом:»~«Лара (Люся), поздраааяю тебя с Днем рождения! Я дарю тебе красивую ложку (ленту)».

Услышь разницу

Описание игры.

Учитель называет пары слов с похожим звучанием и просит определить, какими звуками они отличаются:
дом —дым, рак

мак, руки — раки, лук

сук, воз — вёз
и т. д.

Звуковая эстафета

Описание игры.

Учитель называет прямые открытые слоги. Дети первого ряда произносят согласный звук слога, дети второго ряда — гласный. Задержка в произнесении звука наказывается штрафным очком. Победителем является ряд, который наберет меньшее количество штрафных очков.

8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]