Примерные планы бесед с родителями по изучению семьи, семейных отношений
Транскрипт
1 Примерные планы бесед с родителями по изучению семьи, семейных отношений 1. План беседы с родителями для получения общих сведений о семье 1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства? 2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда? 3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей? 4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения? 5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)? 6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями? 7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал? 8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни? 9. Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике? 10. Какую Вы можете оказать помощь педагогу? 2. План беседы по изучению взаимоотношений в семье 1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это? 2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.). 3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого? 4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину? 5. Проявляете ли Вы интерес к жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с педагогами, друзьями? 6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком? 7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи? 8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется? 9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути? 10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети? 11. Какие у Вас семейные увлечения? 12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?
2 3. План беседы с родителями по изучению семейных традиций 1. Какие традиции хранятся в Вашей семье издавна? 2. Какие трудовые традиции сложились в Вашей семье? 3. Как, по традиции, празднуются в Вашей семье красные даты календаря, дни рождения взрослых и детей? 4. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников? 5. Знают ли дети о боевых и трудовых наградах родителей, дедушек, бабушек; за что они им вручены? 6. Какие традиции Вы считаете вредными? 7. Какие традиции, по Вашему мнению, следует развивать и утверждать в нашем обществе? 8. Какое влияние оказывают семейные традиции на воспитание детей? 4. План беседы по изучению воспитательных возможностей семьи 1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей? 2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей? 3. Есть ли в семье единство требований к детям? 4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)? 5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется? 6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными? 7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей? 8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам? 9. Рассказывают ли Вам дети о детском саде, педагогах? 10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера? 11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.? 12. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям педагогов; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)? 13. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики? 14. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны образовательной организации?
3 ДИАГНОСТИКА, ВЫЯВЛЯЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая дает общие сведения о семье (вопросы 1 9) и раскрывает интересы ребенка (вопросы 10 14). АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Фамилия, имя, дата рождения ребенка. 1. Состав семьи. 2. Профессии родителей. 3. Образование отца и матери. 4. Материальное положение. 5. Бытовые условия. 6. Какой ребенок по счету в семье? 7. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение? 8. Как долго находится в данной группе ДОУ? 9. Какие нравственные качества сформированы у вашего ребенка? 10. С кем больше всего любит играть: со сверстниками, младшими детьми, старшими детьми, взрослыми? 11. Каким литературным героям стремится подражать ребенок? 12. Какие телепередачи, мультсериалы любит смотреть ваш ребенок? 13. Какому герою из мультфильма стремится подражать? Какие качества у них выделяет? 14. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование; лепка; пение? Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая позволяет выявить уровень коммуникативных умений родителей. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет.) 2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.) 3. Как вы обращаетесь к супругу(ге) в присутствии вашего ребенка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно-ласкательной форме? 4. Как часто вы разговариваете с супругом(ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда.) 5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд? 6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или тихим голосом? 7. Делаете ли вы замечание супругу(е), если он(а) разговаривает громким голосом? 8. Как часто вы и ваш супруг(га) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.) 9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку? 10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией чрезмерной, в норме? 11. Как часто ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения ваших отношений с супругом(ой)? (Часто, иногда, всегда.) Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая раскрывает особенности общения родителей с детьми.
4 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом(ой) в воспитании ребенка? 2. Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирующая, на равных)? 3. Как чаще всего вы воздействуете на ребенка в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб? 4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.) 5. Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, нет.) 6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребенка? (Всегда, иногда.) 7. Как часто вы делаете замечания ребенку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда.) 8. Напоминаете ли вы ребенку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы? 9. Всегда ли вы понимаете настроение ребенка? 10. Понимаете ли вы ребенка в процессе общения по его жестам и мимике? 11. Какие приемы и как часто используются в семье для развития у ребенка умения общения? 12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения? 13. Что мешает вашему полноценному общению с ребенком? Критериями оценки уровня воспитательной деятельности родителей в семье и уровня собственных умений общения являются 3 показателя: 1. понимание необходимости формирования умений межличностного общения; 2. соблюдение родителями этики общения с ребенком; 3. соблюдение родителями норм межличностного общения между собой в присутствии ребенка. Каждый показатель оценивается в 2 балла. Уровни: высокий родители положительно оцениваются по трем показателям (6 баллов); средний родители положительно характеризуются по двум показателям (4 балла); низкий родители положительно характеризуются по одному показателю (2 балла).
5 Анкета для родителей по теме: «Семейный досуг» 1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: 1) хорошие 3) нормальные 2) отличные 4) не очень хорошие 2. Считаете ли вы свою семью дружной? 1) да 2) не совсем 3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? 1) праздники 5) праздники и поездки 2) ужин в кругу семьи 6) не знаю 3) поездки 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин 4) всё, многое 4. Как часто ваша семья собирается вместе? 1) ежедневно 4) когда как 2) часто 5) редко 3) как получится 6) всегда 5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? 1) каждый занимается своим делом смотрим TV передачи 2) всё (всё понемногу, всем, много чем) 9) общаемся 3) обсуждаем учёбу 10) вместе проводим досуг 4) занимаемся трудом и ходим летом на участок 11) читаем 5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы 12) шутим, смеёмся 6) занимаемся семейно бытовым трудом 13) отдыхаем 7) делимся впечатлениями 6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 1) редко 2) иногда 3) нет
6 ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА 6 7 ЛЕТ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. В последнее время (полгода год) очень сильно изменился, стал совершенно другим. 2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого. 3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами. 4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с неохотой. 5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу. 6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами. 7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение. 8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом. 9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу. 10. Стремиться подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности. Если данная особенность поведения свойственна ребёнка и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности проявляются время от времени независимо от возраста 1 балл; при их отсутствии ставится баллов для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее, может быть он отстаёт от сверстников в совеем развитии баллов негативные реакции являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/ или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса баллов скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. Анкета Хорошо ли Вы знаете своего ребенка? 1. Часто ли вы разговариваете со своим ребенком? 2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок? 3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком? 4. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком? 5.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок? 6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок? 7. Как он выполняет свои обязанности по дому? 8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать? 9. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком? Анкета на выявление организации общения с ребенком в семье 1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)? 2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)? 3. Знаете ли вы друзей вашего ребенка (да, нет, иногда)? 4. Бывают ли они у вас дома (да, нет, иногда)? 5. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
7 6. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)? 7. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)? 8. Организуете ли вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)? 9. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)? Анкета на выявление участия ребенка в бытовом труде семьи 1. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок? 2. Какое из занятий дома ребенок любит больше всего? 3. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать? 4. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома? 5. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
8 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Автор Матвеева Л. Г.) 1. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня? 2. Можно ли назвать его живым и веселым? 3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так? 4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха? 5. Обидчив ли ваш ребенок? 6. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком? 7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте? 8. Любит ли он мечтать? 9. Можно ли его назвать раздражительным? 10. Спокойно ли спит ваш ребенок? 11. Доводит ли он до конца дело, игру? 12. Часто ли его терзает чувство вины? 13. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей? 14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома? 15. Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта? 16. Быстро ли ему надоедает однообразная работа? 17. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе? 18. Часто ли ребенок «дуется»? 19. Можно ли назвать ребенка нервным? 20. Беспокоят ли его боли без всякой причины? 21. Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь? 22. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело? 23. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей? 24. Бывают ли него тики? 25. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются? 26. Успевает ли он выполнить задание в срок? 27. Застенчив ли он в присутствии старших? 28. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное? 29. Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным поводам? 30. Ведет ли он себя так же с взрослыми?
9