Беседа как метод общения в диалогической речи
СОДЕРЖАНИЕ
1. Ведение 3
2. Воспитательно-образовательные значения беседы 3
3. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах 4
4. Структура обобщающей беседы 6
5. Приёмы активизации мышления и речи детей в процессе беседы 6
6. Заключение 7
Список литературы 8
В развитии связной речи понятие «диалогическая» и «монологическая» речь является центрами. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями.. Для них характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик. В дошкольном возрасте беседа очень фрагментарна, представляет собой диалог в вопросно–ответной форме, знакомящей малыша со словами, окружающими предметами и явлениями. Постепенно диалоги становятся более развернутыми, обогащаются рассказами кого-либо.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросно–ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать коротко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседа – эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4 -1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.
Беседы имеют и воспитательное значение. Нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора: «Чем знаменит наш город ?», « Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?». Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а так же такие качества как выдержка, тактичность.
Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки. Беседа, как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах. Темы бесед намечаются в соответствии с программой. В методической литературе широко освещены беседы бытового и общественного характера, а так же природоведческие «О детском саде», «О труде взрослых», «О птицах» и т. Д. Важно, чтобы темы бесед имели положительно – эмоциональное значение. Можно выделить три типа бесед.
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи. С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель ее — выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим… увидим… проверим …»).
Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя — обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов. Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом. В процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.
В беседе довольно четко выделяются такие структурные части, как: начало беседы, основная часть, окончание. Основная часть может быть разделена на этапы. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Готовя беседу, воспитатель выделяет существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Вот структура основной части беседы « О здоровье » в старшей группе:
1. Свежий воздух.
2. Утренняя зарядка.
3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.
4. Закаливание.
Надо предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем протяжении, но и нарастал к концу. Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Это рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Конец беседы – пожелание детям к дальнейшей работе. Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его.
Беседа – это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом является вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно–речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего? Возможны так же вопросы, стимулирующие обобщение: « Про каких ребят можно сказать – это друзья?». Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие)
Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо, с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: как узнают люди, где останавливается трамвай? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза, иногда предлагается детям задание, состоящее из двух – трех вопросов, или план ответа. Как надо правильно мыть руки? Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?
Для решения других задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы – объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественные произведений (пословицы, загадки, показ наглядного материала) игровые приемы (словесные игры, сюрпризные моменты, получения письма и т. п.).
Активизация каждого ребенка в процессе беседы – это предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, что – то проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей. Для активного обучения проводятся специальные занятия нового типа – игры или « учебные ситуации». Проблемно – поисковый характер этих занятий ставит ребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогом и детям.
Овладение всеми сторонами речи, в частности беседы – развития языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
1. Иванова О. Н., Короткова Г. Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду: — Академия Развития; 2009 г., 192 стр.
2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года: — Мозаика-Синтез; 2010 г., 64 стр.
3. Яшина В. И., Алексеева М. М., Макарова В. Н., Ставцева Е. А. Теория и методика развития речи у детей: — Академия; 2009 г., 192 стр.
Структура занятия – беседы
Материал по МДК.03.02.
«Теория и методика развития речи у детей» предназначен студентам 4 курса
Заочной формы обучения специальности
Дошкольное образование.
Преподаватель: Юшманова Е.Г.
- Беседа — метод развития диалогической речи.
- Значение беседы.
- Классификация бесед.
- Подготовка к беседе воспитателя и детей.
- Структура беседы.
- Приемы обучения.
Беседа — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и как метод развития связной речи.
Беседа– активный метод умственного воспитания. Вопросно– ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать.
В беседе вместе с мышлением развивается речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Формируется диалогическая и монологическая речь. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию».
В беседе активизируется, уточняется и пополняется словарный запас детей, т.к. воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные слова.
Беседы имеют и воспитательное значение. Многие темы бесед влияют на поведение детей, их поступки (Почему в автобусе нельзя говорить громко? Чем мы можем порадовать малышей?) Беседа помогает формировать положительное отношение к людям, стране, родному городу, близким.
Беседа важна и для эстетического воспитания. Ребенок учится внимательно слушать того, кто говорит, сдерживать желание отвечать на вопрос, не подождав вызова. Следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
Классификация бесед.
Профессор Евгения Александровна Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач:
1. Вводная беседа, предваряющая получение новых знаний, является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель — узнать, что дети знают по данной теме, создать интерес к предстоящей деятельности. Эти беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим… Увидим… Проверим…»).
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей (Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта). Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое накопление опыта. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают.
3. Беседа обобщающая. Цель — систематизировать, уточнить и расширить опыт (знания) детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Обобщающая беседа – занятие, проводится 1-2 раза в месяц.
Другие методисты к данным видам добавляют беседы по художественным произведениям, беседы по картинам.
С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Подготовка воспитателя к беседе состоит в следующем:
А) выбор темы беседы;
Б) определение программного содержания и воспитательных задач;
В) составление плана проведения беседы (микротемы);
Г) подбор иллюстративного материала.
Подготовка детей к беседе состоит в том, чтобы за несколько дней до занятия обратить внимание детей на предметы и явления, о которых пойдет речь, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т.е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям. Лучшим приемом подготовки является предварительный разговор на ту же или близкую тему, может быть экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы. Подготовительная работа указывается в конспекте.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).
Тематика бесед определяется задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Напр.,
— природоведческие темы (вводится со средней гр.):
Наш парк весной. Зимующие и перелетные птицы.
— темы, отражающие явления общественной жизни:
Москва – столица нашей Родины. Праздники (Новый год, Масленница, 9 мая и др.)
— морально-этические : (проводятся со старш. гр.)
Беседа о дружбе. Кого можно назвать честным человеком. Уважай труд старших.
Систематизировать знания в беседе возможно при условии последовательного расположения материала.
Структура занятия – беседы
I. Начало беседы (вводная).
Цель: привлечь внимание детей к теме беседы, оживить ранее полученные впечатления.
Начать беседу можно с воспоминания, загадки, стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Беседу об осени можно начать с вопроса: «Почему осень называют золотой?». Беседу «О культуре поведения» с проблемного вопроса: «О каком человеке можно сказать, что он культурный человек?»
В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящей беседы, обосновать важность ее.
II. Основная часть.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.
Основная часть делится на микротемы. В каждой микротеме решается частная задача. Напр., общая задача беседы «О здоровье» в старш.гр.: закрепить знания о тех условиях, которые помогают сохранить крепкое здоровье.
Выделяем 4 микротемы:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулке). Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии свежего воздуха на здоровье.
2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.
Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии утренней зарядки на здоровье и т.д.
III. Окончание беседы небольшое по времени.
Чаще всего это обобщающие выводы по всей беседе. Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, стихотворением, пословицей, музыкой, связанной с темой беседы.
Можно предложить детям понаблюдать за птицами, повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок.
Обобщающая беседа о зиме для детей 6-7 лет
Беседа о зиме для детей подготовительной группы
Автор: Чобанян Рита Шотаевна, воспитатель подготовительной группы МАДОУ ЦРр №7 «Красный мак» г.Курганинска Краснодарского края.
Описание материала: Данная беседа может помочь педагогам конкретизировать и углубить представления детей о зиме. Конспект беседы рассчитан на детей подготовительной группы. Цель. Обобщить представление о зиме: состояние погоды, осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать грамматически правильную, связную речь. Уточнить и углубить знания о временах года. Развивающая среда: Мяч.
Беседа о зиме.
Ребята! Послушайте стихотворение. Его написала для вас детский писатель О.Фокина.
Вы узнаёте зиму? Кругом глубокие снега, Куда я взгляд ни кину, Метёт и кружится пурга. Вы узнаёте зиму? Заснули реки подо льдом, Застыли недвижимы, Горят сугробы серебром. Вы узнаёте зиму? На лыжах мчимся мы с горы, Нам ветер дует в спину. Нет веселее той поры! Вы узнаёте зиму Мы принесём густую ель На праздник наш любимый, Повесим бусы на ней. Вы узнаёте зиму?
Ребята! О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? О зиме. Какие приметы зимы вы услышали? Давайте вспомним и назовём зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль) А как изменилась природа зимой? Какая погода? Воспитатель проводит обобщающую беседу о зиме. Дни зимой ещё короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днём снегопады: хлопья снега быстро летят из низких тёмных туч, заволакивают всё вокруг белой пеленой. Снег укрывает всю землю белым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится серебристым, праздничным. Зимой стоят морозные дни. Что происходит с водой в реках, озёрах, прудах?
Реки озёра и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на стёклах узоры. Бывают оттепели. Снег темнеет и оседает. С крыш свисают сосульки.
Как зимуют растения?
Деревья и кустарники стоят без листьев. Только у ели и сосны остаются зелёные иголки. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
Почему мы не встречаем насекомых?
Насекомые спят, запрятавшись в трещины коры деревьев, под листья в землю.
Как люди помогают птицам?
i]Каких птиц видели?
Птиц осталось мало, они перебираются поближе к жилью людей. Люди подкармливают птиц. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Холодно и голодно зверям в лесу.
Чем питаются зимой заяц, белка?На кого охотится лиса?
Что делает зимой медведь и барсук?
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах, или зарываются в глубокий снег. Зайчик и белка поменяли шубки. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов Лиса охотится в основном в это время года на мышей. Медведь и барсук спят в берлогах ёжик, тоже спит.
Как зимуют домашние животные?
О домашних животных заботятся люди.
Дети, а вам нравится зима?Чем?
Какие вы знаете зимние забавы?
(Катание на санках, лыжах, и коньках). В дни оттепели, ребята строят снежные крепости, лепят снеговиков и зверюшек из снега. А люди зимой расчищают снег. Давайте с вами поиграем в игру
«Когда это бывает?
У меня в руках мяч. Я называю времена года и отдаю мяч любому из вас. А вы должны назвать, что бывает в это время, и передать мяч другому. Следующий ребёнок должен добавить новое определение и передать мяч третьему.
В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о временах года.
Рекомендуем посмотреть:
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста. Зимние забавы Творческая импровизация по зимним сказкам. Сценарий развлечения в подготовительной группе Сценарий зимнего физкультурного развлечения для старших дошкольников Сценарий зимнего развлечения для подготовительной группы
Похожие статьи:
День Спасибо. Сценарий праздника для детей подготовительной группы
Конспект обобщающей беседы на тему: «Здоровые зубы – здоровью любы» с детьми старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 108 г. Ангарска.
Конспект обобщающей беседы на тему: «Здоровые зубы — здоровью любы» с детьми старшей группы № 8.
Составила: Воспитатель 1 квалификационной категории Дмитриева Ольга Васильевна.
Февраль 2012 г.
Задачи:
Образовательные: Расширять и совершенствовать представления детей о зубах: об их значении для жизни человека и животных, о росте зубов в разные периоды жизни человека, о том, что полезно и что вредно для зубов. Закреплять представления детей о правилах ухода за зубами, об алгоритме чистки зубов в современности и древности, представления детей о врачах, лечащих зубы.
Развивающие:
Развивать способность решать интеллектуальные задачи, объясняя и доказывая правильность своего ответа.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать коллективно, договариваясь и обсуждая общий ответ со сверстниками. Воспитывать умение слушать своих сверстников в пении частушек.
Интеграция видов деятельности:
Познавательно — исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, музыкально — художественная, игровая, двигательная.
Материал, оборудование: 1.
Картинки к игре
«Полезно — не полезно»
(нельзя есть много сладкого, нельзя разгрызать зубами орехи и семечки, нельзя есть и пить сильно горячее и сильно холодное, нельзя ничего засовывать в нос; полезно есть овощи и фрукты, полезные продукты для зубов, чистить зубы, посещать стоматолога, полоскать рот после еды, отказываться от сладкого).
2.
Карточки к заданию «Рост зубов от младенца до старости» (рот и зубы младенца, рот и зубы выпускника детского сада, рот и зубы взрослого человека, который ухаживает за своими зубами, рот и зубы взрослого человека, который не ухаживает за своими зубами, рот и зубы человека в старости).
3.
Картинки животных с зубами — льва, крокодила, волка, зайца, акулы ; картинка — улыбка человека.
4
. Карточки алгоритма чистки зубов.
5.
Картинки с предметами, чем люди чистили зубы в древности — зола, древесная кора, смола, соль, мел, зубной эликсир.
6.
Фотографии врачей — стоматолог, окулист, педиатр, лор-врач.
Предшествующая работа:
прилагается комплексно — тематический план.
Индивидуальная работа: Даша П., Стёпа М., Андрей Б.
Ход обобщающей беседы:
I. Организационный момент.
Дети играют в группе, взрослый обращается к ним.
Воспитатель:
— Собрались ребята в круг, я — твой друг и ты мой друг, крепче за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. (Дети подходят и встают в круг).
Воспитатель:
— Ребята, вчера вечером дома, я просматривала детские книги и увидела интересное стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы…». Мне очень захотелось прочитать его вам. Послушайте, пожалуйста.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Как у нашей Любы…».
Как у нашей Любы Мама девочку жалеет, Разболелись зубы: Полосканье в чашке греет, Слабые, непрочные — Не спускает с дочки глаз. Детские, молочные… Папа Любочку жалеет, Целый день бедняжка стонет, Из бумаги куклу клеит. Прочь своих подружек гонит: Чем бы доченьку занять, — Мне сегодня не до вас! Чтобы боль зубную снять.
II. Основная часть.
1. Воспитатель:
— Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Ответы детей).
Воспитатель:
— Молодцы, вы правильно сказали. Я приглашаю вас присесть на стульчики.
Воспитатель:
— Ребята, скажите, зачем человеку зубы?
Дети:
— Зубы нужны, чтобы откусывать, пережёвывать и измельчать пищу. Зубы нужны, чтобы разговаривать. Без зубов человек некрасивый. (Ответы сопровождаются иллюстрациями).
Воспитатель:
— А как вы думаете, зубы есть только у человека?
Дети:
— Зубы есть у животных, у рыб.
Воспитатель:
— Посмотрите на картинки и узнайте, где же зубы человеческие, а где зубы животных. Каких животных вы узнали? (Детям предлагаются картинки животных — зайца, волка, льва, акулы, крокодила; улыбка человека).
Воспитатель:
— Подумайте и скажите, для чего нужны зубы животным?
Дети:
— Зубы животным нужны, чтобы питаться и защищаться.
2.
Воспитатель:
— Ребята, когда появляются первые зубы у человека?
Дети:
— Первые зубы у человека появляются на первом году жизни.
Воспитатель:
— Как называются эти зубы?
Дети:
— Это зубы молочные.
Воспитатель:
— Ребята, а что происходит с молочными зубами?
Дети:
— Молочные зубы непостоянные, в 6-7 лет они начинают выпадать, а к 10 годам все молочные зубы заменяются на постоянные. Если постоянный зуб выпадет, то новый на его месте уже не вырастет.
Воспитатель:
— Поднимите руку, у кого уже начали выпадать зубы?
3.
Воспитатель:
— Ребята, следующие 2 игры, я предлагаю вам сыграть по подгруппам: девочки и мальчики. Девочки подойдите к фланелеграфу и посмотрите на карточки. На них изображены зубы человека разного возраста от младенца до старости. Вам необходимо их внимательно рассмотреть и распределить в правильной последовательности, а затем объяснить, почему вы думаете именно так. (Детям предлагаются карточки с изображением рта и зубов младенца, выпускника детского сада, взрослого человека, который ухаживает за зубами, взрослого человека, который не ухаживает за зубами, рот и зубы в старости). А мальчикам я предлагаю игру
«Полезно— не полезно».
— Посмотрите, в одном домике живёт здоровый весёлый зуб, а в другом — больной, грустный зуб. Возьмите каждый по картинке, внимательно посмотрите и положите к нужному домику. (Дети раскладывают картинки и объясняют, что полезно, а что вредно для зубов).
Воспитатель:
— Молодцы, мальчики , вы правильно разложили картинки и объяснили, что полезно, а что вредно для зубов. Девочки тоже правильно распределили картинки и рассказали нам о росте зубов от младенчества до старости.
4.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и провести физминутку.
Физминутка.
Мы ногами топ — топ — топ. Движения выполняются в соответствии с текстом. А руками хлоп — хлоп — хлоп. Головою круть — круть — круть. Постучали в грудь — грудь. Пяточками топ — топ — топ. По коленкам шлёп — шлёп — шлёп. Мы конфетку ам — ам — ам. И погладим по бокам. А потом животики, Улыбнулись ротики. Дети проходят на стульчики.
5 .Воспитатель:
— Ребята, а что самое главное, необходимое нужно делать для зубов ежедневно?
Дети:
— Каждый день надо чистить зубы.
Воспитатель:
— Сколько раз в день надо чистить зубы?
Дети:
— Два раза в день — утром и вечером перед сном и после еды.
Воспитатель:
— Ребята, а сколько раз в день мы едим?
Дети:
— Четыре раза в день — завтрак, обед, полдник и ужин.
Воспитатель:
— Что надо делать после еды, когда мы не можем почистить зубы?
Дети:
— После еды обязательно надо полоскать рот.
Воспитатель:
— Скажите, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?
Дети:
— Зубную пасту, свою личную зубную щётку и стаканчик для полоскания.
7.
Воспитатель:
— Правильно, ребята. Сейчас люди чистят зубы с помощью зубной щётки и пасты. А вот у древних людей не было этого, и они чистили разными предметами. Давайте поиграем в игру
«Разложи правильно картинки и объясни».
Для этого нам надо разделиться на две команды. Одна команда выложит и расскажет алгоритм чистки зубов зубной пастой и щёткой, а другая команда разложит картинки и расскажет, что же люди использовали, когда не было зубной щётки и пасты. Девочки подойдите к столу и выберите себе эмблему, теперь мальчики возьмите эмблему и подойдите к столу с такой же эмблемой. Достаньте картинки из конвертов, разложите их в правильной последовательности, затем выберите одного, кто расскажет нам правильный ответ. Дети на столах выкладывают картинки, затем комментируют свой ответ на задание.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали.
8. Воспитатель:
— Ребята, а кто помогает нам лечить зубы?
Дети:
— Нам помогает лечить зубы врач.
Воспитатель:
— Как называется врач, который лечит зубы?
Дети:
— Стоматолог.
Воспитатель:
— Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, кто из этих врачей — стоматолог? (Один ребёнок выходит к доске, показывает фотографию и объясняет свой выбор).
Воспитатель:
— А как называются остальные врачи и что они лечат?
Дети:
— Это лор — врач, он лечит уши, горло и нос. Это окулист, он лечит глаза. Это педиатр, к нему мы обращаемся, когда у нас повышается температура, появляется кашель, насморк.
9. Воспитатель:
— А завершим мы сегодня нашу беседу о зубах музыкальной паузой. Ребята приготовили нам частушки про зубы. Вы внимательно послушайте, если в частушке совет хороший, похлопайте в ладоши, на неправильный совет, говорите: «Нет, нет, нет!»
Частушки:
1.
Постоянно нужно есть
4.
Блеск зубам чтобы придать, Для зубов для ваших Крем сапожный нужно взять! Фрукты, овощи, омлет Выдавить полтюбика Творог, простоквашу. И почистить зубики. Если мой совет хороший, Это правильный совет? Вы похлопайте в ладоши. Нет, нет, нет, нет!
2.
Не грызите лист капустный,
5.
Ох, неловкая Людмила Он совсем-совсем невкусный, На пол щётку уронила. Лучше ешьте шоколад, С полу щётку поднимает, Вафли, сахар, мармелад. Чистить зубы продолжает. Это правильный совет? Кто даст правильный ответ: Нет, нет, нет, нет! Молодчина Люда? Нет!
3.
Говорила маме Люба:
6.
Навсегда запомните, «Я не буду чистить зубы!» Милые друзья: И теперь у нашей Любы Не почистив зубики, Дырка в каждом, каждом зубе. Спать идти нельзя! Каков будет ваш ответ: Если мой совет хороший, Молодчина Люба? Нет! Вы похлопайте в ладоши!
Воспитатель:
— Вы, ребята, не устали, пока частушки подпевали? Был ваш правильный ответ, что полезно, а что — нет!
III.
Заключительная часть.
Воспитатель: —
Ребята, как вы думаете, если бы девочка Люба из стихотворения С. Михалкова знала и выполняла все правила, о которых мы с вами сегодня рассказали, у неё болели бы зубы?
Дети:
— Нет.
Воспитатель:
— Я думаю, что с нами такого не случится, потому что мы знаем и выполняем все правила ухода за зубами.