Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Детям о лесе»


Беседа о лесе в подготовительной группе

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет «Путешествие по комнатам зеленого дома»
Автор: Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун. Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию. Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника. Задачи: Образовательные.
Содействовать: уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника; укреплению познавательного интереса и любви к природе; эстетическому восприятию красоты природы, через репродукции картин;
Развивающие.
Содействовать: развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом; развитию уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника; развитию мышления, внимания, памяти.
Воспитательные.
Содействовать: воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Материал: репродукции картин художников: Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», Шишкин «Корабельная роща», Левитан «Березовая роща» Иллюстрации по теме фонограмма «Звуки леса» корзинка лесных орехов Предварительная работа: чтение детям природоведческой литературы, рассматривание репродукции картин художников о природе, чтение и заучивание стихов на экологическую тему, экскурсии в парк, сосновый бор. Организация: дети стоят в кругу, взявшись за руки. Хороводная игра «По малину в лес пойдем» 1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем в лес пойдем (дети идут по кругу). Плясовую заведем, заведем, заведем (поочерёдно выставляют ноги) Припев: Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко») А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой) Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки») 2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту) Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудьюПрипев: движения те же 3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса) Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»). Припев: движения те же. 4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»). Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»). Припев: движения те же.

ХОД БЕСЕДЫ.
Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами? Дети: отправится в путешествие по разным комнатам. Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать? Ответы детей Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно! В одно прекрасное село Хочу я нас позвать. Тому немало повезло, Кто смог гам побывать. Там каждый дом и каждый двор Зелёной крышей крыт, Цветами вытканный ковёр На улице лежит Там нет заборов и дверей Открыты окна в сад. Там встретят песнями гостей, На славу угостят. Кому бывать там повезло, Тот повидал чудес! А необычное село Зовут … Дети: Зеленый лес Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес? Дети рассуждают. Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам.


Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю. Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах — светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых Можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной». Автор загадки: Иванова Валентина ТарасовнаВоспитатель: почему можно лес назвать домом?! Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга. Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу? Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой.


Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек? Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное. Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк.


Воспитатель: это где мы были?


Дети: В сосновом лесу. Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники.


А теперь в какой лес вошли?


Дети: в хвойный лес. Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели? Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес. Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет?


Дети: малина Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота.


Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?


ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» Дети: березняк Воспитатель: а жильцов можете назвать? Дети называют лесных жителей Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ? Дети: где много ягод и есть река. Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют? Дети: всеядный. Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА?


Дети: в норе, среди корней роет нору. Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано?


Воспитатель: какой первый этаж? Дети: под землей корни, мыши живут, кроты. Воспитатель: кто же живет повыше? Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть. Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые? Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы. Воспитатель: какие заняты круглый год? Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны. Воспитатель: у кого темные квартиры? Дети у медведя, лисицы, барсука, ежа. Воспитатель: кто охраняет лес? Дети: лесничий. Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт


У нас на Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета


ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ИМИТИРУЯ АУДИТОРИЮ УНИВЕРСИТЕТА.Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг — лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг — заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед.


Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись. Воспитатель: так зачем создают кордон? Ответы детей Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут — значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами — лесовозами.


Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями — ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.


Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются. Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы? Ответы детей Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает Дети: наверно, лесник? Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше А на кордоне — лесном посту — возле избы лесника — грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО


маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок — песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы — совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки — привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.


Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку? Дети: потому, что там вырубили старые деревья. Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева.


Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?! Дети: ЛЕСНИК. Воспитатель: наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта Алексея Кольцова «Домик лесника» Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение В темном лесе, за рекой Стоит домик небольшой, С двумя светлыми окнами, С распашными воротами. Под замком те ворота, И калитка заперта,— Чтоб не зашел туда рогатый Леший, страшный и косматый; Чтобы не зашел туда упырь, Ни проезжий богатырь, Кто ж живет тут одиноко, От жилья кругом далеко? Рыболов ли небогатый? Иль разбойник бородатый В нем спасается мольбой С сундуками и казной? Живет в доме с давних пор — Караулит царский бор — Лесной староста с женою. Третьей дочкой молодою. Заключение. Воспитатель: вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии? Ответ детей Воспитатель: что нового узнали? Ответ детей Воспитатель: лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть? Ответ детей Воспитатель: корзинка лесных орехов. Воспитатель: один ли лесник бережёт лес? Дети называют людей разных профессий, которые помогают леснику. Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий летнего развлечения для детей старшей — подготовительной группы ДОУ Развлечение в подготовительной группе. Сценарий Беседа с детьми в подготовительной группе на тему: Полевые цветы Конспект летнего спортивного досуга в детском саду для старших дошкольников

Похожие статьи:

Инсценировка сказки Чуковского Муха Цокотуха для детей 5-7 лет

Сценарий летнего развлечения по экологии в ДОУ. Старшая – подготовительная группа

Дискотека в детском саду. Сценарий

Игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Лес — это качество окружающей среды

Лес — прежде всего источник жизни всего живого на Земле. Не зря его называют «лёгкими» Земли. Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа. Поэтому лес – это прежде всего здоровье. Среди леса чаще всего строят детские лагеря, дома отдыха, санатории.

Лес – защитник соседних полей и лугов. Зелёной стеной он стоит на пути злых ветров – суховеев и сберегает урожай. Лесные птицы защищают луга и поля от насекомых. А зимой лес, снижая скорость ветра, не даёт ему сдувать с полей снежное одеяло, под которым тепло засеянным с осени хлебным семенам.

Лес – хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Весной снег в лесах тает медленно, и талые воды постепенно пополняют ближайшие водоёмы. Лес защищает почву от ветров и потоков воды, которые быстро уносят верхний плодородный слой.

Лес – это наша ресурсная кладовая

Без леса невозможна хозяйственная деятельность. Поэтому лес – источник множества материалов. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства. Он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов.

Рис.3 Схема использования древесины при ее переработке

Лес – источник лекарственных трав и продуктов. В лесу люди собирают лекарственные растения. Из хвои получают витаминные добавки. Человек заготавливает в лесах орехи, грибы, ягоды.

Лес – это и социальная роль

Лес влияет на быт и жизнь целых народов, живущих рядом. Наш народ тоже связан с лесом. В сказках, в древних преданиях, главное место отводится лесу и его обитателям.

Леса издавна являются местом прогулок и отдыха людей. И даже в наше время городской житель летом не представляет себя без отдыха в прохладной тени деревьев. А зимой лес зовёт на лыжную прогулку Весной и летом лес привлекает людей цветущими растениями, а осенью своими дарами: грибами, ягодами, орехами.

Лес прекрасен и неповторим в любое время года. Поэты, писатели и музыканты описывают и воспевают его красоту. Каждый человек, побывавший в лесу, с удовольствием любуется замечательными лесными пейзажами.

Общая характеристика территории Дятьковского лесничества

Готовясь к проекту мы с мамой отправились в Дятьковское лесничество. Там мы встретились с помощником лесничего Ушаткиной Натальей Васильевной и с временно исполняющим обязанности директора Знамёнкиным Николаем Васильевичем. Из беседы с ними мы узнали очень много интересной и полезной информации о нашем лесе и организации занимающейся лесами Дятьковского района.

Государственное казённое учреждение Дятьковское лесничество –это организация занимающаяся лесами на территории Дятьковского района. Так оно называется сейчас. С 1993 года по 2007 год организация называлась Дятьковский лесхоз. Штат работников не очень большой. Во главе директор лесничества, на данный момент его не назначили и исполняет его обязанности заместитель директора Знамёнкин Николай Васильевич.

На сегодняшний день Дятьковское лесничество представляет собой по площади лесной участок, в который входит 106 тысяч гектар. Структурно Дятьковское лесничество состоит из 5 участковых лесничеств. С 2007 года Дятьковское лесничество выполняет функцию надзора и контроля на лесных участках, несёт охрану от лесонарушений, лесных пожаров в пожароопасный период. Главный документ лесного законодательства – это Лесной кодекс РФ.

Работу по охране и надзору на лесных участках осуществляют государственные лесные инспектора. Руководит всем участковый лесничий.

На территории лесных участков работают 9 арендаторов. Около 75% лесных участков переданы в аренду. Шесть арендаторов занимаются заготовкой древесины. Они проводят в основном санитарные рубки и рубки ухода — это составляет 98% от всей площади.

Есть два арендатора, которые используют участки не для заготовки древесины, а для добычи полезных ископаемых. Это Мальцовское карьероуправление, которое на территории наших лесных участков арендует площади для добычи мела и мергела, которые идут на производство цемента. Также в числе арендаторов есть Фокинский комбинат строительных материалов. Он тоже арендует лесные участки на территории лесничества для добычи зелёной глины и мела, для изготовления красного кирпича.

Ещё есть арендатор, который арендует площадь 9,3 тысячи гектар в целях ведения охотничьего хозяйства. Там создана дорожная сеть для патрулирования, есть кормушки, солонцы для животных, ведётся охрана от браконьерства, там следят за численностью и воспроизводством охотничьей флоры и фауны. Из охотничьих зверей там водятся: кабан, лось, заяц, енотовидная собака, белка, лиса. Из птиц есть тетерева, глухари, рябчики, куропатки.

Лесничество осуществляет контроль за арендаторами, чтобы они не нарушали лесное законодательство, ведёт приёмку всех работ (как они рубят, как они сдают после вырубки лесосеки), все лесосеки подлежат новой посадке. Арендаторы занимаются восстановлением леса. Они выращивают часть саженцев у себя на территории. В частности Дятьково-ДОЗ имеет теплицы по выращиванию молодняка это порядка около 300 тысяч саженцев, недостающее количество посадочного материала арендаторы приобретают в Белоруссии.

В прошлом году высажено — 350 гектар. В этом году 390 гектар молодняка. И 300 гектар планируется высадить в следующем году. Ежегодно, последние 7-8 лет, высаживается около полутора миллиона саженцев.

Участки, где нельзя произвести лесовосстановление (заболоченные участки, участки, имеющие много неровностей в рельефе), остаются для естественного возобновления. Там вначале появляются порослевые породы, такие как осины, берёзы, какое-то количество сосны и ели и обязательно появляются дубы. Распространяют их семена птицы сойки.

С наступлением пожароопасного периода ведутся мероприятия по охране леса от пожаров, в них входят: организация минерализованных полос, они предохраняют распространение огня; развешивание аншлагов на противопожарную тематику. Наиболее посещаемые места лесной зоны обустраиваются местами отдыха (лесная мебель: скамейки, столы).

Участки нашего лесничества представлены древостоем не очень подверженным горению, у нас преобладают мягколиственные породы. В составе насаждений примерно 50% — берёзы, 20% — осины, 20% — ели, 10% — сосны, 2-3% — дуб и липа.

В 2010 году на площади 8,9 гектар были 10 случаев возгорания лесного массива. 2012 году был один случай, 2014 году 4 случая возгорания на площади 5 гектар, а в этом году 2 лесных пожара на площади 5,5 гектар. Большого урона они не нанесли, так как были вовремя локализованы.

В 1999 году в наших лесах появился жук короед-типограф. Распространяется он очень быстро и наносит большой вред лесным насаждениям. Подробно об этом жуке рассказано в статье «Биология лесного вредителя короеда–типографа и меры борьбы с ним» опубликованной в нашей местной газете «Пламя труда» в апреле 2015 года.

Каким образом происходит повреждение леса?

Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых.
Лесам наносят ущерб туристы (портят деревья, кустарники, траву), автомашины. Механическое воздействие вызывает уплотнение почвы и повреждает лесные травы. С уплотнением почвы ухудшается питание деревьев. Ухудшение питания ослабляет деревья, задерживает их рост и развитие. В первую очередь начинают страдать почвенный покров и молодняк деревьев.

Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений.

Костер на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен.

Шум отпугивает птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство.

Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения способствуют заражению деревьев насекомыми-вредителями.

Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри и со временем образуется – дупло.

Выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает.

Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины. Кучи сучьев, коры, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей.

Бытовой мусор, оставленный в лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]