- Основная часть.
Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево» (5–7 мин.). – Ребята, я вам уже сказала, что вас здесь ждёт сказка. Так вот, эта добрая волшебная сказка — стихотворение «Чудо — дерево», а написал его Корней Иванович Чуковский (портрет К. И. Чуковского, слайд 1). – А теперь, ребята, садитесь удобнее, сейчас мы с вами послушаем это стихотворение в исполнении самого автора Корнея Ивановича Чуковского. Дети садятся на стульчики, слушают. (Слайд 2, 3) – Ребята, почему дерево в сказке, которую мы слушали с вами, назвали чудесным, чудо — деревом? (слайд 4) (ответы детей) – Ребята, вы знаете, что обувь бывает сезонная. Скажите, как называется обувь, которую мы носим летом? (одним словом) Осенью? Зимой? (ответы детей) – Ребята, отгадайте загадку? Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки, В них мы бегаем зимой, Утром — в садик, днём — домой! Дети: Валенки (слайд 5). Педагог: – Ребята, Даша знает стихотворение про валенки, и сейчас нам его расскажет. Ребёнок рассказывает стихотворение. Педагог: – Ребята, а что вы знаете о валенках? (ответы детей) – А вы знаете, как делают валенки? Хотите, я вам расскажу? (Ответы детей) Показ презентации о валенках, их свойствах, этапах изготовления, вариантах декора (3 мин.). (слайд 6) Валенки — простое, русское слово. Испокон веков они — неотъемлемая часть русского костюма, русской зимы. Простоваты валенки, но и прочны, надёжны, не подведут в трудную минуту! Валенки — удобная и целебная обувь. В валенках нам не страшны самые лютые морозы. Валенки — это зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти (слайд 7). Валять валенок — это значит скатывать шерсть в определённую форму — форму валенка. А производят валенки только в России, и традиция этого промысла передаётся из поколения в поколение. (слайд Валенки — единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают — валяют. А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу (слайд 9) – войлок — и катали — сначала на столе (слайд 10), а потом на колодке нужного размера… (слайд 11) Из овечьей шести катали валенки разных цветов: чёрные, серые и белые (слайд 12). (слайд 13) Сейчас очень часто мастера украшают валенки различными аппликациями, вышивкой, окрашивают валенки в разные цвета. Посмотрите, какие разные валенки, какие они необычные… А кроме обычных валенок, которые мы с вами носим, мастера валяют декоративные валенки, сувенирные. – Ребята, а давайте украсим тот валенок, который мы с вами нашли, я думаю, что хозяин этого валенка будет не против. Сюрпризный момент (3 мин.). Дети обращают внимание на то, что валенок исчез, а на его месте в сугробе выросло дерево. Педагог сдёргивает накидку с кроны дерева. На нём висят валенки (бумажные шаблоны из разноцветного картона). Педагог: – Ребята, полянка наша и правда оказалась волшебной! На месте, где валенок лежал, выросло дерево! Посмотрите, на нашем дереве валенки созрели! Ну и дерево, чудесное дерево!!! – Скажите, кто обычно сидит на веточках деревьев, вместо валенок, зимой? (ответы детей) – Ребята, а вы хотите украсить наши валеночки яркими аппликациями? (ответы детей) -А давайте валеночки украсим аппликациями — птичками: снегирями и синичками. Педагог: – Любят русские зимою В стужу валенки носить, Мы ж из валеночек сможем Чудо — сказку сотворить. А для этого нам нужно отправиться в мастерскую. Вы поможете мне? Выберите себе один валеночек и возьмите его с собой. Дети выбирают шаблон для работы. Выполнение аппликации (15 мин). Дети проходят к рабочим местам, садятся. Воспитатель: -Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, из чего изготавливают валенки? (Ответы детей). – Да, правильно, для изготовления валенок нужна овечья шерсть. Есть у меня шерсть обычная, а есть уже окрашенная. Посмотрите, потрогайте, какая она? – Я сваляла из этой шерсти вот такие маленькие сувенирные валеночки. (Педагог показывает маленькие валеночки, сваляные своими руками). (Ответы детей). – Как вы думаете, для чего ещё нужна шерсть? (ответы детей) – Да, кроме валенок, из шерсти изготавливают пряжу, нитки (ответы детей). – Вот и для нашей аппликации понадобятся помпончики из шерстяной пряжи. Выберите любой понравившийся помпончик. Возьмите его в руки, потрогайте. Чувствуете тепло? (ответы детей) – Скажите, на что похожи эти пушистые шарики? А на птичек похожи? – Вот такой валеночек должен у вас получиться. (Показ готового образца для выполнения аппликации). У вас на столах лежит все необходимое для работы. (Давайте подумаем, как из этих деталей нам сделать птичку?) Сейчас я покажу вам последовательность работы. Для начала, нарисуем (фломастером) на нашем валенке веточку, на которой будет сидеть птичка. Те, у кого помпончик жёлтого цвета, будут делать? (синичку), а те, у кого красный? (снегиря). Чтобы сделать основу нашей птички нам понадобится прямоугольник чёрного цвета, его мы должны превратить в овал, срезая и закругляя все уголки (педагог показывает процесс закругления уголков, напоминает о том, что ножницы нужно держать правильно). Затем получившийся овал (основу) намазываем клеем и приклеиваем на шаблон валенка. Из маленького прямоугольника, разрезая его по диагонали, получаем хвост и крыло. У треугольника — крыла закругляем два уголка, чтобы получилась капелька. Приклеиваем все недостающие детали (хвост, крыло, клюв и глазик). На крыло наклеиваем готовую деталь белого цвета меньшего размера. Для намазывания клеем деталей используем клеёнки, салфетку для удаления лишнего клея. На брюшко получившейся птички наносим клей и прикладываем помпончик. (Можно с помощью ваты наклеить снежок на веточки) Дети выполняют работу. Педагог подсказывает, подходит к тем, кто затрудняется в выполнении работы, помогает. – А теперь, для того чтобы птички наши расправили свои пёрышки, нужно отогреть их своим теплом, давайте вот так подышим на них, погладим их своими ладошками. – А прежде чем мы повесим их обратно на дерево, нам с вами нужно найти пару для своего валеночка. Дети встают и находят пару. Педагог: – А теперь давайте повесим каждую пару валеночек на свою веточку. Дети подходят к дереву, вешают валеночки на дерево.
- Заключительная часть (5 мин.)
Педагог предлагает отдохнуть после работы. – Ребята, мы с вами славно потрудились, пора и отдохнуть. Давайте встанем в хоровод. Для вас звучит русская народная песенка «Как на тоненький ледок». Исполняется хоровод: «Как на тоненький ледок». Во время хоровода появляется Ванюшка (воспитанник подготовительной группы) на коне и в одном валенке, падает, его поднимают две девочки. Педагог: -Ой, Ванюша, ты не ушибся? Ванюша: Нет! Я падал понарошку, Посмешить хотел немножко! – Ребята, а вы не видели здесь мой валенок, я потерял его? (ответы детей) Педагог: -Ребята, расскажите Иванушке, что же случилось с его валенком? (Ответы детей) – На нашей волшебной полянке вместо валенка твоего выросло чудо-дерево, как в сказке Корнея Ивановича Чуковского, а на нём валенки созрели. Посмотри, как украсили их наши ребята. – Ребята, давайте Ване подарим пару новых валенок? (ответы детей) – Выбирай, Иванушка, какие понравились! Ваня выбирает валенки, благодарит ребят. Ваня: – Ой, спасибо, ребята, выручили! И у меня для вас есть гостинцы (достаёт из мешочка сладкие петушки на палочках и раздаёт их детям). Когда я к вам скакал, то видел по дороге ещё одно чудо-дерево, хотите посмотреть? Тогда все за мной!..>
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Обувь».
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Обувь».
Цель:
актуализировать, уточнять и расширять знания учащихся по теме обувь.
Задачи
Коррекционно- образовательные
— Уточнять, расширять и актуализировать знании я по теме обувь (сапоги, ботинки, сандалии, туфли, кроссовки, тапочки, валенки).
-Формировать навыки составления рассказа по картинно-символическому плану.
-Развивать словарь признаков по теме обувь.
— Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.
-Актуализировать знания о деталях обуви (носик, каблук, голенище, подошва).
Коррекционно-развивающие
-Развитие зрительного восприятия (предметность, целостность)
-Развитие мыслительных операций (анализ, синтез)
-Развитие слуховой памяти (долговременной, кратковременной)
-Развитие зрительного и слухового внимания (переключаемость, концентрация)
-Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные
-Воспитывать навык правильного поведения на занятии.
-Воспитывать уважительное отношение друг к другу при ответе на вопросы.
-Учить детей обращаться к педагогам за помощью.
Оборудование:
предметные картинки с видами обуви, картинка с изображением консультанта, картинно-символический план.
Лексический материал:
Существительные:
подошва, ремешок, застёжка, , замок, голенище, шнурки,
Прилагательные:
мужская, женская, детская, осенняя, летняя, зимняя, взрослая, детская, домашние, резиновые
- Орг.момент
Воспитатель: -Доброе утро, ребята.
-Ребята, мы с вами пришли в магазин, но на полках лежит что-то лишнее, посмотрите внимательно и подумайте, что же положили неправильно.
Игра «Четвертый лишний»
Ботинки, кроссовки, туфли, платье.
Дети: На полку положили неправильно платье.
Воспитатель: Почему платье?
Дети: Потому что платье –это одежда, а кроссовки, туфли и ботинки — это обувь.
- Основная часть
Воспитатель:-Правильно, поэтому, сегодня мы с вами находимся в магазине обуви.
-В каком магазине мы находимся? (Мы находимся в обувном магазине)
-В обувном магазине тоже есть консультант, её зовут Наташа и сейчас Наташа вам покажет и расскажет, какая обувь продается и какую лучше покупать.
Консультант: — В нашем магазине есть отделы: для мужчин — мужская обувь, для женщин и девушек — женская, а для детей — детская.
-А также в магазине есть отделы, которые делятся по сезонам для осени — осенняя, для зимы — зимняя, для лета –летняя.
-И отделы для детей — детская обувь, а для взрослых — взрослая.
-А теперь посмотрим ассортимент обуви и назовем, что же здесь продается.
(Ребенок выходит к доске и перечисляет ассортимент обуви).
— А сейчас, Наташа вам подробно расскажет о моделях обуви.
-Это летние, лёгкие сандали. Их могу обувать дети и девочки и мальчики. У сандалей есть подошва, ремешки и застежки. Эта обувь очень удобная для летних прогулок.
— Это зимние ботинки. Их могут обувать мужчины. У ботинок есть подошва, шнурки. –
Ребята, а теперь кто-то из вас будет консультантом и будет рекламировать обувь. (Воспитатель вызывает детей к доске и они сами описывают модели обуви)
— Это летние, нарядные туфли. Они женские. У них есть каблук, носик и подошва.
-Это кроссовки. Их могут обувать и мужчины и женщины и дети. У них есть шнурки, подошва и язычок.
— А для чего нужны кроссовки? (В них удобно заниматься спортом.)
-Это осенние сапоги. Они женские. У них есть носик, каблук, подошва и замок и голенище.
-Голенище – это часть сапога, охватывающая голень.
-Молодцы, из вас получились отличные консультанты.
Пальчиковая гимнастика (с опорой на картинки)
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. | Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших. |
Вот так, Вот так, Новые кроссовки. | «Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
Воспитатель: Ребята, наш консультант Наташа ещё молодой и неопытный специалист и она забыла, что ещё есть в ассортименте. Ей нужно помочь, отгадав загадки.
На улицу не ходим ни летом, ни зимой.
Зато без нас ни шагу,
Когда придём домой. (тапочки)
— Ребята, а как вы догадались, что это тапки?
-Наташа, очень рада, что вы ей помогли вспомнить про тапочки.
-Это домашние тапочки. Их могут обувать и дети и взрослые. Они очень удобные и тёплые.
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь у нас работа.
Топать, шлёпать по болотам. (резиновые сапоги.)
-Ребята, как вы догадались?
-Это осенние резиновые сапоги. Их могут обувать и взрослые и дети. У них есть подошва и голенище.
В них упрячешь две ноги
И в мороз гулять беги
Все в шерсти, а кожи нет. (валенки)
-Как вы догадались?
-Это зимние валенки. Их могут обувать и взрослые и дети. У них есть подошва и голенище.
Молодцы. Наташа вас благодарит за помощь.
- Заключительная часть
-Ребята, в каком магазине мы были?
— какие отделы были в магазине — по сезонам?
-по возрасту?
-по полу?
- Оценка детей
Все сегодня молодцы, очень активно работали.