Конспект продуктивной (конструктивной) непосредственно-образовательной деятельности. Средняя группа


Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Содержание и разновидности продуктивной деятельности в старшей дошкольной группе ДОУ

Определение 1
Продуктивная деятельность – это выполнение видов работ, занимающих центральное место в жизни дошкольника и носящих моделирующий характер (лепка, художественное творчество, конструирование, аппликация).

Такая продуктивная деятельность дошкольников ориентирована на создание моделей объектов реального мира различными способами. Это способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию его интеллекта, активизирует его трудовые навыки, развивает воображение и память.

Занятия продуктивной деятельностью особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте. В это время ребенок готовится к школе, осваивая устройство мира. Поэтому, развитие памяти и интеллекта просто необходимо для подготовки к новому этапу его жизнедеятельности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Продуктивная деятельность основывается на формировании у ребенка навыков созидания. Он берет какие-то материалы и создает из них новый реальный продукт. Возможно, этот продукт не окажется полезным и не будет использован в реальной жизни, но опыт, трудовые навыки, создание чего-то своими руками развивают созидательную направленность его дальнейшей деятельности.

В ходе реализации различных направлений продуктивной деятельности, ребенок осваивает навыки применения различных инструментов, возможности использования ресурсов для создания конечного продукта. Эти навыки пригодятся ему в бытовой, учебной и иных видах деятельности.

Продуктивная деятельность в ДОУ реализуется в форме специальных занятий, тематика которых ориентирована на формирование конкретных созидательных навыков и раскрытие конкретных творческих способностей. Такие занятия не носят дифференцированный характер т.е. тема выбирается одна для всех и педагог не разграничивает выполнение заданий по предпочтениям детей т.е. не может один ребенок лепить, а другой рисовать слона. Необходимо обучить каждого ребенка использованию пластилина и навыкам лепки из него различных объектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Организация продуктивных видов деятельности в подготовительной к школе группе 410 ₽ Реферат Организация продуктивных видов деятельности в подготовительной к школе группе 280 ₽ Контрольная работа Организация продуктивных видов деятельности в подготовительной к школе группе 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Чтобы сделать работу индивидуально ориентированной, необходимо выбирать тему занятия и его содержания, исходя из возможностей и интересов детей. Продуктивное занятие должно решать развивающие задачи и реализовывать интересы детей.

Продуктивная деятельность может быть реализована по принципу одной из разновидностей деятельности:

  1. Деятельность по образцам. Работа выполняется по конкретной схеме. Как правило, имеется наглядный образец создания конечного продукта и дети, следуя шаг за шагом по инструкции, создают его.
  2. Деятельность с незавершенными продуктами. Имеется какой-то объект, например, рисунок или конструкция, которая не доделана до конца и ее необходимо завершить (дорисовать уши слону, завершить сборку дома и т.д.).
  3. Деятельность по графическим схемам. Имеется схема, на которой обозначена последовательность действий и варианты их совершения. По ней реализуется поэтапная продуктивная работа.
  4. Деятельность по словесному описанию целевого назначения и условий реализации. Педагог рассказывает детям, что и как им необходимо сделать, обозначая имеющиеся условия создания продукта, материалы и инструменты, которые можно использовать.

Продуктивная работа всех разновидностей носит развивающий характер. Ребенок получает заряд эмоций, активизирует воображение, развивает инициативность, стремится самоутвердиться в качестве создателя чего-то, учится управлять своими эмоциями, тренирует волю, развивает ответственность.

Рисунок 1. Виды продуктивной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кроме того, продуктивная деятельность развивает моторику ребенка, что хорошо для речевого развития.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Также интересно почитать, какие особенности имеет речевое развитие старшего дошкольника.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Работа детей в детском саду разнообразна. Это помогает поддерживать их интерес к деятельности, реализовывать их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является строительство и ручной труд. Ручной труд ребенка является одним из компонентов его эстетической деятельности, он развивает конструктивные способности детей, творчество, воображение, изобретательство. Декоративно-прикладное искусство — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения дома (игры, труд, подарки для мамы, досуг). Работая с бумажными и картонными изделиями, ребенок приобретает дополнительные знания и практические навыки, одновременно расширяя свой кругозор. У него развивается образное представление о возможностях предметов, он учится строить и создавать, находить им неожиданное применение. Он также развивает свое творческое воображение, что важно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Основополагающим моментом в конструировании является аналитико-синтетическая деятельность по исследованию объектов. Это позволяет определить структуру объекта и его частей и рассмотреть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход строительства, создает план. Успешность реализации замысла во многом определяется способностью дошкольника планировать и контролировать ход работы.

Формирование — это первый, основной вид деятельности, необходимый ребенку на ранних этапах развития изобразительной деятельности. Прикасаясь к предметам, дети формируют способы исследования предметов и распознавания их форм.

При лепке ребенок познает объемную форму предмета, взаимосвязь его частей, у него формируются навыки работы обеими руками, координация движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, зрения, пространственного мышления. Трудно переоценить важность моделирования в развитии ребенка. Лепка — самое динамичное, радостное детское искусство. Даже маленьких детей привлекает возможность сформировать «настоящие» орехи и скормить их белке. Любые манипуляции с фигурными предметами, их использование в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем больше у него развиваются общие и изобразительные навыки. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи и развивает конструктивное мышление. Ведь мало изобразить человека, он должен еще и уметь стоять на ногах.

Цвет, как форма и движение, является средством выражения в моделировании. Никому из детей не придет в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кощея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для моделирования кукол они выбирают цвета, радующие глаз, и находят выразительные детали (яркий бант, декоративные элементы). Цвет является самым сильным средством выражения даже в моделировании. Если дать ребенку выбор лепить из обычной или цветной глины, он всегда предпочтет цветную глину.

Приложение позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем становится основой для графического изображения, служащего опорой для развития визуальных навыков ребенка, то есть способности представлять предмет определенной формы. В ходе выполнения коллажей также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных способностей. На уроках рисования, лепки, аппликации и конструирования дети развивают свой язык: изучают названия цветов и их оттенков, пространственные признаки и обогащают свой словарный запас. Маленьких детей учат наклеивать на бумагу готовые геометрические фигуры и картинки. Им показывают, как наносить на них клей и размещать на бумаге. Учитель привлекает детей к объяснению заданий и порядка их выполнения. Во время анализа работ, в конце урока, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают свои суждения о работах других детей.

В процессе систематического конструирования и применения дети интенсивно развивают свои сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует овладения знаниями об их свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в пространстве.

Дети знакомятся с техникой складывания, биговки, вырезания, склеивания бумаги. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми при создании декоративного узора или изображении предмета по частям. При обучении продуктивной деятельности дети учатся аккуратно использовать материалы, содержать их в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенном порядке. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]