Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)


Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная бумага» в средней группе

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная бумага» в средней группе «Смешарики»

Цель

: Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги. Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения бумаги; с ее современными видами; уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах; способствовать развитию познавательного интереса в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Развивающие: Развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду.); развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие, мелкую моторику рук; развивать активный словарь по теме; умение анализировать и делать выводы, обобщения; Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;уточнить правила противопожарной безопасности.

Оборудование и материал

: ноутбук, проектор, экран, листы бумаги: картон, альбомный лист, тетрадный лист , бумажная салфетка, вода, спички, карандаши .

Организационный момент.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх) Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг) Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер) Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель

: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Ход занятия

:

Воспитатель

:Сегодня мы поговорим о том, что всегда рядом с нами, но мы даже не задумываемся, с каким трудом она появляется. А вот что это? Вы догадаетесь сами ,отгадав загадки:

Она бывает документом, Салфеткой, фантиком конвертом, Письмом, обоями, билетом, Альбомом, книгой и при этом Она бывает и деньгами. Что это? (Бумага)

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

Я белая как снег, дружу с карандашом

Где он пройдет — там след кладёт.( БУМАГА).

Правильно, это бумага. А что из неё делают, вы знаете? Дети называют предметы из бумаги (газета, журнал, книги, фотографии) Да, с бумагой мы встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, , делаем поделки из бумаги, рисуем.

А знаете ребята, бумага не всегда была такой, какой мы её знаем сейчас. В древние времена бумаги не было, но люди хотели писать и рисовать.

Я предлагаю вам сесть на стульчики и отправиться в прошлое, чтобы узнать историю бумаги и посмотреть на чем же раньше писали .

Презентация

1

. Древние люди вместо бумаги использовали камень, высекали на нем рисунки, знаки. Но камень — неудобный материал для письма, т.к. он твердый, жесткий и тяжелый»

2.

Затем люди придумали глиняные дощечки, на которых царапали буквы и картинки острыми палочками, ,но глина очень хрупкая, из нее нельзя сделать книжку или тетрадь.

3.

Потом люди стали писать на бересте, т.е. на берёзовой коре. Писать на бересте удобно, но для книг она тоже не годилась.

4

.И только через много лет люди научились делать бумагу. . В наше время бумагу делают машины. А управляет этими машинами человек. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

Воспитатель:

Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги.Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги.

(Ответы детей). Воспитатель:

Вы назвали много разных предметов из бумаги. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

(Ответы детей). Воспитатель

: А вот мы сейчас с вами это и проверим: прочная ли бумага?

Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию.

Опыты с бумагой

1.Сейчас мы с вами проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? У вас на столах лежат листы бумаги , что это ?как эта бумага называется? Возьмите ее и помните ,легко она смялась? А теперь возьмите картон ,попробуйте смять его (дети мнут бумагу) У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему ,как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче.

Сделаем вывод: Бумага мнется (показ модели).

2

.А теперь положите на ладошку кусочки бумаги и подуйте на неё. Что произошло? Она разлетается.

Вывод: бумага лёгкая.

3

.А теперь проверим, у кого бумага порвется? Возьмите тетрадный лист и порвите его. (дети выполняют) Скажите, удалось вам порвать тетрадный лист ? (ответ детей) Легко? Возьмите картон, порвите. Скажите, что легче было порвать картон или тетрадный лист? (ответ детей) Вывод: Мы можем сказать, что бумага рвется,но рвется по легкости в зависимости от ее толщины.

4.

Ребята перед вами лежат карандаши , проведите им по бумаге. Что вы заметили? На бумаге остался след.

Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки, красок.

5

.Для следующего опыта нам понадобится вода.

Оторвите и положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод: Бумага намокает и распадается (показ модели).

6.

Возьмите цветную бумагу и выполните движение «стирка белья». Что вы слышите? (ответ детей) «Издает звук». Вывод: Бумага шуршит, скрипит издает звук.

7.

Следующий опыт с бумагой очень опасен, поэтому я сама вам покажу ,что произойдет с бумагой, если ее поднести к огню. Вы все знаете, что с огнем и спичками — опасные игры и забавы. (Воспитатель подносит бумагу к зажженной свечи) Посмотрите, что происходит с бумагой, она ….

Вывод: Горит. Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

Воспитатель:

Немножко отдохнем и закрепим свойства и качества бумаги.

Физкуль

— Откуда появилась бумага? Может она растет на грядке или на дереве?

— Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)

— Где ее делают? (На бумажной фабрике)

Давайте расскажем и покажем, как ее делают.

Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)

На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)

Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)

И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)

А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)

Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)

Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)

Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)

Воспитатель:

Ребята, назовите, какие свойства бумаги вы узнали? Бумага мнется, рвется, намокает (показ моделей). Значит бумага материал не прочный? Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.

А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он относиться к вещам, сделанным из бумаги.

, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете ногами. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал ,салфетка,деньги. Воспитатель:

Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства? Перед вами разные картины, выполненные на бумаге. Поделки. Красочные книги. И все это из бумаги Понравилось ли вам наше занятие? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?Какой опыт вам понравился больше всего? Почему? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни? ( на ней рисуем, пишем, делаем оригами, обрывную аппликацию).А как надо обращаться с бумагой и книгами? (ответ детей).

Ребята, вы молодцы, активно и с интересом участвовали в экспериментирование с бумагой. Показали хорошие знания, правильно отвечали на поставленные вопросы. Эти знания умело применяйте в повседневной жизни.

Конспект поисково-исследовательской деятельности в средней группе детского сада

Конспект поисково-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Волшебные звуки»
Автор: Нефеденко Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад – ясли комбинированного вида №1 «Солнышко» Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям и родителям. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» «Физическое развитие» Цель: развитие познавательно – исследовательской детей, экспериментирование со звуками. Задачи. Образовательные:
— стимулировать познавательное отношение к миру звуков и звучанию различных предметов; — учить выделять, характеризовать звуки предметов из различных материалов (стеклянные, пластмассовые, металлические); — дифференцировать звуки по высоте, интенсивности звучания.
Развивающие:
— развивать детскую активность в процессе экспериментирования; — развивать звуковую фантазию, тонкость тембрового слуха; — развивать способность слышать красоту звенящих звуков и импровизировать; — формировать чувство ритма; — закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз.
Воспитательные:
— формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками; — воспитывать умение участвовать в совместной игре.
Материалы и оборудование: — для экспериментов:
стеклянная ваза, листы бумаги, сухие веточки, деревянные ложки, металлофон, колокольчики;
— для каждого ребёнка:
деревянные кирпичики, пластмассовые кубики, стеклянный стакан, металлические ложки;
— для шумового оркестра:
пластиковая банка из–под сметаны, стаканчики йогуртов, деревянная палочка, толстая книга, кастрюля, барабан, пустая коробка, графин, гофрированная бумага, целлофановые пакеты, жестяные банки, наполненные горохом, ключи, стеклянные предметы, коробочки с палочками, деревянные предметы, кубики, крышки от кастрюли, будильник механический. — музыкальное сопровождение на усмотрение педагога.
Методы и приёмы: — словесные:
вопросы-пояснения, художественное слово;
— практические:
исследовательская деятельность, оркестровое исполнение;
— игровые:
ритмическая игра, импровизация;
— наглядные:
рассматривание различных шумовых инструментов и сравнение их звуков.
Ход. 1.Организационный момент. Воспитатель. Дети, я предлагаю вам поздороваться. Здравствуй, небо голубое. (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое.
(очерчивают круг руками)
Здравствуй, лёгкий ветерок.
(покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок, Здравствуй утро, здравствуй день! Нам здороваться не лень!
2. Основная часть. Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну звуков. Вы когда -нибудь прислушивались к тому, как шуршат листья под ногами или скрипит снег? А, ведь ветер-самый выдающийся певец в природе. Музыка ветра может быть тихой и нежной, а может быть тревожной и грозной. И всё это огромный мир звуков. Чтобы всё вокруг послушать Мне мои помогут уши. Вот вода шумит в реке Вот машина вдалеке, Вот кукушка на суку Громко крикнула «Ку-ку!» Вот наш пёс рычит немножко, «Мяу» сказала наша кошка. Раз, два, три, четыре, пять- Звуков всех не сосчитать! Воспитатель. Представьте, если вокруг нас не будет звуков (воспитатель предлагает детям закрыть уши)Воспитатель. Вы что-нибудь слышали? (ответы детей)
Как вы думаете, легко жить без звуков?
(ответы детей)
Вокруг нас много разных предметов и вещей. Каждая вещь имеет свой неповторимый голос, нужно просто тихонечко дотронуться до вещи и звуки «оживут». Предлагаю вам это проверить.
Эксперимент №1 Цель: характеристика звучания предметов (звонкий, глухой, хрустящий, шуршащий)На столе лежат предметы (стеклянная ваза, листы бумаги, сухие веточки, деревянные ложки, металлофон, колокольчики) Воспитатель предлагает детям взять в руки предметы и попробовать извлечь звук. Дети слушают, какой звук у каждого предмета.Воспитатель. Скажите, о чём нам рассказали эти звуки? Беседа с детьми (воспитатель обращает внимание на то, что у каждого звука свой голос)Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему предметы по-разному звучат? (они сделаны из разных материалов)
Я предлагаю вам это проверить.
Эксперимент №2 Цель: определение звуков предметов из различных материалов. У каждого ребёнка на столах расставлены тарелки с предметами из различных материалов (деревянные, стеклянные, пластмассовые, металлические) Дети производят действия с предметами и определяют звук.Воспитатель. Дети, представьте, что мы попали в ночной лес. Встаньте около стульев и повторяйте за мной. Динамическая пауза. Воспитатель читает стихотворение «Ночной лес» Лес ночной был полон звуков (ш-ш-ш)
Кто-то выл
(у-у-у-у)
Кто-то мяукал
(мяу-мяу)
Кто-то топал
(топ-топ)
Кто-то крыльями захлопал
(хлоп-хлоп)
Кто-то укал и кричал
(ух-ух)
И глазищами вращал
(движения глаз)
Ну, а кто-то тихо-тихо Тонким голосом молчал
(тсссс).Воспитатель. Слышите какая тишина. Садитесь на места. Дети, вы запомнили, какие звуки издают предметы? (ответы детей)
. Сейчас я это проверю.
Игра «Угадай-ка» (дети на слух должны определить по издаваемому звуку предмет, который прозвучал и назвать его).Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? (ответы детей).
Я приглашаю вас в сказку и предлагаю самим создать свой шумовой оркестр.
(дети подходят к буфету выбирают любой предмет, с помощью которого можно извлечь звук)Сказка. Жил-был Буфет. Он очень гордился собой- ещё бы, столько предметов жило у него. Всё бы ничего, но обитатели буфета волновались, когда хозяйка приносила в буфет новый предмет и ставила его на свободное место. Что тут начиналось! Буфет в один миг наполнялся шумом со всех полок шуршали (звук гофрированной бумаги, пакетов)
, звенели
(жестяные банки с горохом, ключи, стеклянные предметы),
цокали
(коробочки с палочками)
, стучали
(кубики, крышки)
. И даже старый будильник, который почти всё время впадал в забытьё, начал звенеть
(звук будильника)
. Однажды, дверцы буфета открылись и в него с силой влетела деревянная палочка
(воспитатель палочкой издаёт звуки предметов)
. Она стукнулась о кастрюлю, отскочила от неё и задела пластиковую банку от сметаны
(издаются звуки по банке)
, стаканчики йогуртов
(издаётся звук)
. Ошеломлённые обитатели буфета некоторое время молчали… — Вот это удар! – сказала кастрюля.
(звук кастрюли)
— Это похоже на звук колокола – мечтала она,- а как здорово цокали стаканчики от йогуртов, как копытца по мостовой.
(звук стаканчиков)
— А вы кто? — Я, деревянная палочка и умею играть на барабане
(звук барабана).
Меня научили играть на толстой книге
(звук книги),
потом по листу газеты
(звук газеты)
и ещё по коробке из-под обуви.
(звук коробки)
Мне даже разрешили прикоснуться к тонким фужерам.
(звук фужеров или стаканов)
Вот это голос! А однажды мною разбудили весь дом, когда стукнула по крышкам.
(звук по крышкам)
— А вы не можете проверить мой голос? – спросил графин.
(звук графина)
И всем обитателям буфета захотелось показать свой голос. Палочка взмахнула…и буфет стал наполняться различными звуками и голосами.
«Шумовой оркестр» (под музыкальное сопровождение)Воспитатель. Дети, у нас с вами получился шумовой оркестр! 3.Рефлексия. Воспитатель. В какой стране мы сегодня с вами побывали? Какие звуки мы слышали? Какие предметы издавали звуки? Что вам больше всего запомнилось?

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе Познавательное занятие в детском саду в средней группе на тему «Свойства магнита» Конспект НОД в средней группе ДОУ по экспериментированию. Свойства воды

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Как отмечает В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, наблюдать, воспринимать.

Наблюдательность, любознательность, интерес к новому, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире является важнейшими чертами детского поведения. Ведь ребёнок по своей природе исследователь.

Задача педагога- помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для формирования таких процессов как самообучение, самовоспитание, саморазвитие. Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «что?» и «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Главное достоинство применения методов экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента:

— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идет обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы ребёнка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

-развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, делать выводы на основе увиденного.

-происходит накопления личного жизненного опыта и умственных умений (накопление фонда умственных приёмов и операций)

По количеству детей эксперименты могут быть: индивидуальные, групповые, коллективные. В нашем саду группы наполняемостью до 18 детей, поэтому удобнее проводить исследования с коллективом детей до 10 человек.

В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный, слуховой. Организация работы идет по трём направлениям: человек, живая и неживая природа.

Для успешного решения задач экспериментирования необходимо создать в группе развивающую среду. Так называемую мини- лабораторию.

В мини- лаборатории должно быть необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

— приборы помощники

— разнообразные сосуды из различных материалов-прозрачные и непрозрачные ёмкости разной формы и объёма;

— природный материал: камне, почва, глина, песок, ракушки, шишки, каштаны, жёлуди, листья деревьев, разные крупы, мох и различные семена;

— бросовый материал нитки, резина, бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, мех, кусочки ткани;

— пищевой материал: соль, сахар, кофе, чай, мука, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, йод, зелёнка, гуашь, акварель;

— правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах).

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент — какое-либо событие, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

предметом для исследования могут стать:

— реальные события: яркое природное явление(листопад);

— общественные события(праздник);

— события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее не известным детям.

По причине проведения исследования могут быть:

— случайные (в мае пошел снег, сразу возникает вопрос «Почему?»);

— запланированные (поставленные в ответ на вопрос ребёнка);

— иллюстрированный (дети знают конечный результат).

— поисковый (дети не знают каков будет конечный результат, но могут делать предположения)

Чтобы эксперимент прошел успешно нужно придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулирование цели эксперимента.

2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать детей на включение в исследовательской деятельности.

3. Формирование опыта преодолевания затруднения самостоятельным путём под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований и наблюдений.

4. Актуализация знаний.

5. Затруднение в ситуации: под руководством воспитателя формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

6. В систему знаний включаются новые знания.

7. Открытие нового знания: актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения-«если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]