Описание технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ


Продуктивность исследовательской деятельности

Ребенок проявит недюжинный интерес к исследовательской деятельности, если будет чувствовать свою значимость в этом процессе. Чтобы в ученика начали появляться первые успехи, преподаватель должен знать несколько простых правил.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать педагогу для того, чтобы у ученика проснулся интерес к исследованиям:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития.

Принцип доступности означает подбор индивидуальных заданий и методов обучения для ученика с учетом возрастных и временных особенностей.

Принцип поуровневости означает участие и обеспечение доступности в исследовательской деятельности на всех уровнях дошкольного и школьного образования: школьной администрации, коллектива педагогов, родителей и самих дошкольников и школьников. При этом каждый уровень учитывает индивидуальные особенности ученика, его таланты, способности и желания, а также удобство времени и занятость. К примеру, исследовательская деятельность на уроках технологии в школе разная для девочек и для мальчиков.

Принцип временного развития учитывает особенности каждого периода времени и ставит задачи, опираясь на временные особенности и рамки. Принцип временного развития представляет определенную трудность для учеников, поскольку требует недюжинной настойчивости и навыков достижения цели, а также определенного уровня трудолюбия.

Направления и задачи исследовательской деятельности по ФГОС

К основным задачам в технологии исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС можно отнести:

  • выявление интересов учащегося и включение его в исследовательскую деятельность;
  • обучение учащихся в соответствии с современной научной литературой и развитие навыков поиска информации;
  • изучение науки под руководством опытных научных руководителей;
  • предоставление рецензии на работы учеников, участвующих в научных конференциях;
  • проведение всевозможных конкурсов и олимпиад.

Основные задачи педагога при работе с методами исследовательской деятельности являются:

  • удовлетворение исследовательской тяги ученика педагогом;
  • пробуждение у ученика интереса к поисковой деятельности;
  • применение средств, которые активизируют процесс изучения и познания;
  • помочь ребенку найти свою индивидуальную стратегию познания;
  • донести до ребенка мысль, что осознание — плод познавательной потребности;
  • доведение учащегося до стабильного результата;
  • стимулирование учащегося путем создания подходящих и комфортных условий для познания.

Плюсы исследовательской деятельности ребенка

Вам будет интересно:Боковая поверхность конуса обычного и усеченного. Формулы и пример решения задачи

В процессе изучения технологии исследовательской деятельности по ФГОС, педагог учится развивать в ребенке познавательную активность и любознательность, память, активизировать его мыслительные процессы, потому что нельзя игнорировать постоянно возникающую необходимость совершения операций по анализу и синтезу информации, а также обобщения, классификации и сравнения последней. Развитие речи стимулируется необходимостью заключать выводы и формулировать определенные закономерности. Ребенок накапливает многочисленные умственные навыки и умения, развивает творческие способности. Дети учатся измерению, счету, сравнению. Также развивается эмоциональная сфера ребенка.

Результаты исследовательского обучения

Результаты исследовательского обучения можно оценить по двум критериям: соответствие результата педагогическим критериям и требованиям и непосредственное развитие личности в процессе этой деятельности.

Можно сделать вывод, что использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ и школе помогает ребенку развиваться как личность, готовит его к возможным сложностям в современном мире, помогает процессу успешной социализации, а также реализовать свои творческие задатки и способности, стать полезным окружающему миру и окружающим людям.

Источник

Технология исследовательской деятельности, как фактор формирования ключевых компетенций

Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. В современных условиях стоит задача перехода от массово-репродуктивных форм и методов обучения и воспитания к личностно-ориентированным, индивидуально-творческим.

К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Одним из самых действенных шагов в этом направлении является исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.

Цель данной технологии развитие познавательной и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Для проведения исследовательской деятельности в нашем детском саду используется метод проектов. Так, например, в этом году в старшей группе был реализован исследовательский проект «Волшебница вода», в основе которого была использована технология исследовательской деятельности. Для осуществления исследования в данном проекте использовался определенный алгоритм действий. Вначале была поставлена проблема. Эта проблема возникла у детей во время наблюдений на прогулке. Ребят интересовали вопросы: «Почему летом идет дождь, а зимой снег? Что такое роса, туман, иней?» данные вопросы натолкнули педагогов на исследования этой проблемы. Первым этапом работы стало формирование целей и задач исследований.

Цель исследования: это познакомить детей с разнообразием состояний воды в окружающей среде, развивать интерес к познанию, к практическому исследованию.

Задачи эксперимента: познакомить со свойствами воды (текучесть, отсутствие собственной формы, отсутствие запаха, вкуса, цвета); развивать сенсорные навыки; поддерживать интерес и любознательность детей к явлениям природы; формировать умение работать в группе; учитывать мнение партнера.

На основе цели и поставленных задач по решению этой проблемы были составлены этапы и план работы по проекту.

В исследовательский этап работы были включены проведение опытов с водой, изучение свойств воды через экспериментирование.

Данный проект был долгосрочным, в котором были использованы различные формы работы: наблюдение, беседы, чтение литературы, заучивание стихов, рисование, игра. А ведущее место здесь занимало экспериментирование. В рамках этого проекта дошкольника старшего возраста совместно с воспитателем проводили различные опыты с водой и делали соответствующие выводы. За время проведения исследований дети узнали, что вода прозрачна, что она не имеет цвета, вкуса и запаха, что вода жидкая и может течь, что вода не имеет формы, что пар — это тоже вода, лед это твердая вода, что в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

В процессе экспериментально-исследовательской деятельности использовались:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В результате проведенной работы в процессе исследовательской деятельности мы отметили, что у детей развивается познавательная инициатива (любознательность), снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, восприятие, мышление, речь в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений, повышается уровень познавательных способностей, идет расширение кругозора. А также у дошкольников развивается коммуникативные навыки.

Проводя данную работу можно отметить, что технология исследовательской деятельности формирует у детей дошкольного возраста следующие компетенции: технологическая, информационная, социально-коммуникативная.

В процессе работы по технологии исследовательской деятельности нами было выявлено, что она способствует у детей развитию:

  • познавательной потребности,
  • творческой активности;
  • учит ориентироваться в новой не стандартной ситуации,
  • планировать этапы своей деятельности,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • принимать решения и применять знания в жизненных ситуациях,
  • доводить начатое дело до конца и добиваться результатов,
  • учит задавать вопросы на интересующие темы,
  • выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам,
  • самостоятельному поиску, а также способствует творческому развитию личности.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы является работа с родителями. Углубленная работа по исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. Для оформления альбома «Где в природе встречается вода» собирали вместе с родителями иллюстрации, фотографии, связанные с водой, а так же загадки, пословицы, стихи о воде. В нашей группе ведется работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, «круглые столы», мастер-классы, консультации (устные, стендовые, индивидуальные), на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Родители помогали в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также с удовольствием продолжали исследования дома вместе с детьми

Таким образом, мы пришли к выводу, что широкое использование исследовательской деятельности в образовательно-воспитательном процессе способствует развитию у дошкольников познавательного интереса, мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

Библиографический список.

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 1999.
  2. Егорова Т.А. «Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. – www/researcher/ru
  3. Инновации в детском саду. Н.В.Микляева. АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008 г.
  4. Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. И. Урмина, Т.Данилина. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2009 г.
  5. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Т.В.Хабарова.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург 2011г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]