Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.
Эстетическое
воспитание
– это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.
Эстетическое воспитание имеет личностную направленность и должно охватывать такие стороны развития детей:
- Формирование потребностей в области искусства и художественных ценностей.
- Воспитание способности к художественному восприятию, которое охватывало бы многие области эстетических явлений.
- Освоение знаний для понимания искусства, развитие умения выражать собственные суждения, взгляды по поводу художественного воплощения действительности.
Понятие эстетического воспитания
Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.
Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.
О развитости эстетической культуры личности говорит отсутствие в поведении пошлости, способность оценить поэзию высоких чувств, отношений, творческого труда.
Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.
Цели и задачи эстетического и художественного воспитания
В широком смысле эстетическое воспитание понимается как целенаправленное формирование у человека эстетического отношения к действительности.
Это специфический вид социально значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированными институтами) по отношению к объекту (индивиду, личности, группе, коллективу, сообществу) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии с господствующими в данном обществе представлениями об их сущности и назначении.
Процесс образования приобщает человека к ценностям и преобразует их во внутреннее духовное содержание. Именно на этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус, представление об идеале.
Образование через красоту и с помощью красоты формирует не только:
- Эстетическая и ценностно-ориентированная личность, а также
- Развивает способность к творчеству, эстетические ценности в трудовой деятельности, в повседневной жизни, в поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (что следует считать главной задачей эстетического воспитания).
- Развивает когнитивные способности человека.
- Она учит человека воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.
Исследователи отмечают, что воспитание через формирование «эстетического мышления» способствует целостному постижению особенностей культуры определенной эпохи на индивидуальном уровне и пониманию их единства и стилистического родства, что, по мнению ученых, является необходимым условием для их теоретического познания.
Эстетическое воспитание, приобщение человека к сокровищнице мировой культуры и искусства является лишь необходимым условием для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Эстетическое воспитание имеет две функции, которые представляют собой единство противоположностей:
- Формирование эстетико-ценностной ориентации личности;
- Развитие его эстетического и творческого потенциала.
Основные задачи эстетического воспитания можно свести к следующим положениям:
- Развивать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности; делать в них выводы о том, что социально опосредовано как эстетическое явление;
- Прививать способность не только активно воспринимать произведения искусства, но и понимать и ценить их
- Развивать в каждом человеке стремление умело использовать свои творческие силы и способности; развивать потребность в красоте и способность понимать и наслаждаться ею
- Добросовестно бороться за утверждение красоты во всем: в природе и общественной жизни, в труде, в социальных и личных отношениях, в повседневной жизни и в личном поведении.
Исходя из сложившейся практики воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
- Эстетическое воспитание, которое закладывает теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- Художественное образование в его учебно-теоретическом и художественно-практическом проявлении, формирование художественной культуры личности в единстве умений, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самовоспитание и самообразование, направленное на самосовершенствование личности;
- Воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особенно важны так называемые конструктивные способности: индивидуальное самовыражение, интуитивное мышление, творческое воображение, распознавание проблем, преодоление стереотипов и т.д.
Значение эстетического воспитания
Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».
Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.
Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.
Потенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.
Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.
Эстетическое воспитание в семье
Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.
Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.
В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание. Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо. Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант. Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.
Теоретические основы и методика музыкального воспитания
Родителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.
Даже самые выдающиеся произведения могут оставить равнодушными, если не прозвучат в должном исполнении. То же относится и к живописи, скульптуре, музыке.
Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании
Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.
Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой
На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?
Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.
Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.
Детская книга одно из средств эстетического воспитания
Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:
- Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
- Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
- Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
- Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
- Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
- Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
- Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
- Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.
Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного
Место эстетической культуры воспитания в социуме
Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.
Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.
В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.
В зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.
Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.
Искусство в школе
А.А. Мелик-Пашаев
ГУМАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Сегодня мы видим в школе не просто учебное заведение со своими чисто школьными проблемами, мы видим в ней отражение всех противоречий и болезней взрослого мира и в то же время зародыш будущего, возможность движения вперед, «точку роста» человеческого общества. И становится очевидным, что самые важные, неотложные и трудные задачи школы лежат в области воспитания растущего человека: формирования духовного облика, действенных идеалов и ценностей, творческого отношения к жизни у целых поколений молодых людей. Нужда во всем этом достигла такой остроты, что традиционные проблемы совершенствования школьных знаний, при всей их важности, отступают на второй план, тем более что провалы в области воспитания сказываются и на том, как человек приобретает и применяет знания. Сердцевиной процесса образования должно сделаться становление личности школьника — таково главное направление перестройки школы. С этим связаны и настойчивые призывы гуманизировать школу: только очеловеченная школа может воспитывать человека.
Однако большинство школьных предметов, считающихся основными, в настоящее время не могут целенаправленно воспитывать личность. И дело не в недостатках преподавания этих предметов, а в их исторически сложившейся направленности на познание сугубо объективных закономерностей и фактов внешнего мира, а не на решение воспитательных задач. Поэтому гуманизацию содержания образования (а не только характера педагогического общения и организации жизни школьного коллектива), которая придала бы ему воспитательную функцию, невозможно осуществить с той стремительностью, которой требует время.
Практически единственную возможность уже в самом ближайшем будущем решать в рамках школьных программ серьезные воспитательные задачи предоставляет художественный цикл: литература, музыка, изобразительное искусство, так как именно эти предметы в силу специфики их содержаний способны формировать внутренний мир растущего человека. Но в сегодняшней школе и этот канал перекрыт, и художественный цикл оказывается в лучшем случае бесплодным. Причин много. Это, прежде всего, неадекватные способы преподавания этих предметов, глубокое непонимание их значения и возможностей, а также крайняя недооценка способности детей к их творческому освоению. Это и статус художественных дисциплин как третьестепенных[2], и соответствующее отношение детей к урокам искусства и к самому искусству, и снисходительно-десертное (в лучшем случае!) отношение к эстетическому воспитанию со стороны прошедших ту же школу родителей, учителей, руководителей школьного дела.
Не существует другой области педагогики, где наблюдалась бы такая растрата воспитательного потенциала, такой разрыв огромных возможностей и ничтожных результатов, как в эстетическом воспитании средствами преподавания художественных дисциплин! А между тем едва ли не все явления нашей жизни, которые принято объединять под именем «бездуховности» — эмоциональная тупость, отсутствие милосердия, экологического сознания, исторической памяти, творческой инициативы, утилитарное отношение ко всему в жизни и т.д., и т.п. в значительной степени связаны с тем, что многие поколения людей не получают в школьные годы полноценного эстетического воспитания и даже не подозревают о степени своей обездоленности.
В процессе гуманизации школы, ее переориентации на цели воспитания (а это не коррекция традиционной системы образования, даже не реформа, а своего рода революция, смена «педагогической парадигмы») предметы художественного цикла должны переместиться с далекой периферии школьной жизни в самый ее центр, стать ведущим звеном перестройки школы, изменить ее атмосферу и со временем оказать влияние на преподавание многих других, а может быть, и всех предметов.
Эти утверждения могут вызвать недоумение и даже протест. В самом деле, правомерно ли придавать столь серьезное значение упущениям в эстетическом воспитании и связывать такие надежды с его усовершенствованием? Мы ведь привыкли думать, что эстетическое воспитание — это приобретение способности «замечать и ценить красивое», или некоторых знаний и навыков в области искусства, или других частных качеств, которые при всей их привлекательности не определяют духовно-нравственный облик человека. (Потому, кстати, эстетическое воспитание должно дoпoлняться другими, более важными, хотя тоже ограниченными и частичными: нравственным, патриотическим, экологическим и т.д.)
Ясно, что действенная программа всеобщего эстетического воспитания должна строиться на более прочном основании. То или иное педагогическое воздействие может называться «воспитанием» лишь в тех случаях, когда целью его является становление человека как целостной личности, формирование его отношения ко всему, в мире и к себе самому. А всякий отдельный «вид воспитания» — это как бы грань нераздельного целого, сквозь которую, особым образом преломляясь, просматриваются все другие грани. Поэтому каждый из видов воспитания решает всю полноту воспитательных задач, но видит их в особом ракурсе, по-своему расставляет акценты, делает ведущим какой-то из аспектов всеобъемлющего отношения «человек — мир».
Ниже мы постараемся показать это на примере эстетического воспитания. А пока условимся понимать под ним не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта.
Понятие «эстетическое воспитание», с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой — предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению. В этом нет противоречия: за всяким фактом творчества в любом виде искусства лежит нечто гораздо более общее и первичное: особое отношение человека к жизни. Не к искусству, а именно к действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством[3]. Это особое отношение человека к действительности мы будем называть в дальнейшемэстетическим отношением, заранее оговорив, что употребляем этот термин в значении, существенно отличающемся от общепринятого.
Являясь одной из человеческих сущностных сил, эстетическое отношение к жизни потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Но при определенных условиях это качество выступает как психологическая первооснова художественно-творческой одаренности человека. Оно порождает феномен искусства, художественного освоения мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. С этой точки зрения художественная культура человечества является как бы сгустком эстетического отношения Человека к Миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее действенным средством пробуждения у каждого человека аналогичного отношения к жизни.
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ — ЦЕЛЬ ВСЕОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Главная цель эстетического воспитания школьников, как следует из сказанного выше, состоит в том, чтобы, приобщая детей к специальной области искусства, развивать у них общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни[4].
Но каково психологическое содержание, которое мы вкладываем в это понятие? В чем его духовно-нравственная ценность и воспитательное значение? Ответ затрудняется спецификой предмета: речь ведь идет о целостных переживаниях, сущность которых не может быть адекватно постигнута чисто рациональным путем и без остатка выражена в однозначных формулировках. Они могут быть действительно поняты лишь путем сопереживания; от исследователя требуется свой целостный опыт, аналогичный изучаемому. Поэтому особое значение приобретают теоретические труды и отдельные высказывания выдающихся мастеров искусства, которые стремились осмыслить собственный опыт эстетического отношения к миру, глубинные особенности личности художника, психологические условия зарождения творческих замыслов. Знакомясь с этим обширным материалом, мы обнаруживаем, что люди, которых разделяли века и континенты, которые обладали несхожим мировоззрением и работали в разных областях искусства, оказываются настолько согласны между собой, словно описывают один непреходящий феномен художественного сознания.
Прежде всего человек с развитым эстетическим отношением не чувствует себя обособленным «я», которому внешний мир, природный и социальный, противостоит как нечто отчужденно-объективное. Напротив, он непосредственно переживает свою сопричастность, «единоприродность» миру; мир открывается ему как его мир, «мир человека» (К. Маркс), и самого себя он осознает как неотъемлемую частицу мира5. Это можно определить как осознанное переживание онтологического единства с миром. С предельной краткостью это переживание выражает знаменитая строка Ф. Тютчева: «Все во мне, и я во всем!…»
Этот опыт расширенного самосознания и самоощущения порождает глубокую личностную потребность в возобновлении, обогащения, осмыслении подобных переживаний (что, кстати, создает мотивационную основу для самостоятельной работы человека по эстетическому самовоспитанию).
Конкретный предмет эстетического отношения, будь то другой человек, явление природы или произведение человеческой культуры, воспринимается существующим «в первом лице» как некоторое «я», как носитель самоценной внутренней жизни, отличной ив то же время родственной воспринимающему человеку. Развитое эстетическое отношение не позволяет относиться к чему бы то ни было как к «безгласной вещи» (М.М. Бахтин), призванной лишь послужить полезным средством для достижения какой-либо утилитарной цели; оно изымает свой предмет из плоскости его обычного практического функционирования и обнажает самоценность его неповторимого бытия. С.Л. Рубинштейн отмечал очень важную сторону эстетического отношения, когда определял его как «утверждение существования объекта», и подчеркивал в связи с этим значение созерцания, которое, в противоположность преобразующей деятельности, ценит окружающую действительность саму по себе, в ее собственном бытии, частью которого является и сам созерцающий человек [13; 374].
Эстетическое, как известно, значит «связанное с чувственным восприятием». И характерная черта рассматриваемого отношения, которая подчеркивает его своеобразие именно как отношения эстетического, состоит в том, что внутренняя жизнь, особая ценностная значимость явлений открывается человеку в связи с восприятием их неповторимого чувственного облика. С этой точки зрения эстетическое отношение к миру представляет собой способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как непосредственное выражение характера, состояния судьбы, родственной воспринимающему человеку внутренней жизни и благодаря этому осознанно переживать свою сопричастность миру.
Поскольку, как уже было сказано, такое отношение к действительности лежит в основе художественного освоения мира и опредмечивается в его продуктах, становится ясной конкретная задача педагога, методиста, психолога, работающих в области эстетического воспитания: так преподавать искусство, чтобы, приобщаясь к нему в творческой практике и при восприятии произведений, каждый ребенок открывал в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру. Как говорил М. Пришвин, «способность художника видеть мир означает бесконечное расширение обычной способности всех людей к родственному вниманию (так писатель определял качество, очень близкое к тому, которое в данной статье называется эстетическим отношением. — А.М.). Пределы этому родственному вниманию бесконечно расширяются посредством искусства — этой способности особо одаренных людей, художников видеть мир с лица» [12; 352].
Развиваясь в рамках художественной деятельности, эстетическое отношение по своему значению оказывается гораздо шире ее и выступает как целостная характеристика личности. Наивно было бы, конечно, ожидать, что развитие эстетического отношения само по себе решит все конкретные задачи воспитания человека: это может происходить лишь опосредствованным образом и под воздействием многих факторов. Но оно создает для этого общую духовно-нравственную основу, так как приносит человеку чувство сопричастности с окружающим миром и неутилитарной ценности жизни.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРВООСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Изложенные выше представления об эстетическом отношении позволяют с новой точки зрения рассмотреть психологическое содержание понятия художественно-творческих способностей и проблему их развития.
В известных работах Б.М. Теплова, а также у ряда его последователей способности к разным видам искусства трактуются как совокупность отдельных, достаточно элементарных качеств, необходимых для выполнения данной деятельности. Но в тех же исследованиях, и прежде всего у Теплова, был намечен, хотя и не реализован, принципиально иной подход к проблеме способностей. При этом подходе в поле внимания исследователя попадают более общие качества психики, совсем не похожие на отдельные компоненты способностей, причем именно такие качества в конечном счете оказываются решающими для художественного творчества человека. Приведем несколько наудачу взятых примеров.
Б.М. Теплов говорит, например, что большого художника отличает «умение… эмоционально погружаться в захватившее содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы». Он пишет о том, что Н.А. Римский-Корсаков обладал развитым зрительным воображением, сильным чувством природы и т.д., и подчеркивает, что эти качества нельзя рассматривать наряду с собственно музыкальными способностями как важное, но «не музыкальное» добавление к ним. «В том-то и дело,— пишет Б.М. Теплов,— что у Римского-Корсакова и зрительное воображение было музыкальным, и природу он чувствовал музыкально». И делается вывод: «Не бывает у человека никаких способностей, не зависящих от общей направленности его личности» [14; 42—53].
Обратим внимание на два обстоятельства. Первое: речь идет о такой направленности, которая делает всю психику человека «музыкальной», т.е. именно она, а не отдельные психические качества оказывается, условно говоря, главное музыкальной способностью. И второе: действие этой направленности не замкнуто в рамках собственно музыкальной деятельности, а определяет отношение композитора ко всему в жизни и благодаря этому питает его музыкальное творчество.
Но в своих конкретных исследованиях ученый сознательно ограничился анализом отдельных психических качеств, непосредственно связанных с некоторыми видами музыкальной деятельности, хотя сам признал это лишь «введением к полнокровному анализу музыкальной деятельности». С нашей точки зрения, изучение наиболее общих моментов художественной одаренности должно быть не столько завершением, сколько основанием исследования, так как они не складываются из элементарных способностей, а, напротив, подчиняют себе, модифицируют отдельные психические качества и сами придают им статус художественных способностей. Таким именно качеством для всех видов художественно-творческой одаренности человека является эстетическое отношение к действительности.
Мастера искусств разных времен и народов единодушно свидетельствуют, что такое отношение к жизни является непременным и главным условием зарождения самостоятельных художественных замыслов; без него не получится картина, не родится стихотворение. Как говорил об этом М.М. Пришвин, «субъективно я и мир — одно, а объективно остается свидетельством этому созданная новая форма», т.е. художественное произведение [12; 343]. Благодаря эстетическому отношению жизненный опыт художника, аналогичный, казалось бы, опыту всех других людей, претворяется в потенциальное содержание его произведений (а не исчерпывается в других видах деятельности, в житейском поведении, в обычных эмоциональных реакциях на события и впечатления и т.д.).
Поэтому развитое эстетическое отношение к действительности становится практически неисчерпаемым источником художественных содержаний. Оно обладает и мотивирующей силой: человек неотступно стремится сохранить, объективировать, поделиться с другими людьми видением очеловеченного мира, который открывается благодаря непосредственному переживанию единства и родства со своим предметом — а тем самым выразить и утвердить свою собственную неотчужденность от окружающей действительности. А для этого необходимо создать чувственно воспринимаемый образ (живописный или словесный, музыкальный или пластический), адекватный данному содержанию.
Это придает особый характер всем психическим процессам: пробуждает и стимулирует работу воображения, которое выступает как способность создать образ, выражающий необразное содержание эстетического переживания, тем самым во-образить его; придает избирательную направленность восприятию, памяти; сообщает творческий характер тем специальным знаниям, умениям и навыкам, которыми человек обладает, и побуждает вырабатывать новые, поскольку они необходимы для воплощения замыслов, и т.д.
Такое понимание эстетического отношения позволяет, с нашей точки зрения, реализовать личностный подход в изучении художественных способностей и преодолеть неизбежные ограничения, которые связаны с представлением о них как о совокупности отдельных компонентов, такие, как рядоположенность этих компонентов; разобщенность «способностей как таковых» и мотивационных аспектов психики, крайне затрудняющая путь от изучения способностей к их развитию в педагогической практике; трудности в разработке проблемы творческих способностей (представление о способностях лишь как об отдельных качествах, соответствующих требованиям деятельности, противоречит личностному характеру творчества, порождающего и развивающего .саму деятельность); неубедительность попыток отличить способности от умений и навыков и т.д.
Коснемся еще одной серьезной проблемы. Как известно, художественные способности традиционно относят к области специальных, в отличие от общих, под которыми подразумеваются общие умственные способности. Мы видим, однако, что столь же правомерным является понятие общих художественных способностей [9], главнейшей из которых является эстетическое отношение к действительности, представляющее собой как бы единый корень всех видов художественного освоения мира. По отношению к нему более специальные способности (литературные, музыкальные и т.д.) выступают как его конкретизация применительно к отдельным областям искусства, по-разному отображающим мир, работающим с разным материалом, требующим различного сенсорного обеспечения и т.д.
Проблемы, связанные с эстетическим отношением как основой художественных способностей, представляют интерес не только с исследовательской, но и с педагогической точки зрения, в том числе для специального обучения. Основные трудности профессиональной подготовки работников искусства коренятся в непонимании роли эстетического отношения и в неумении его развивать. Из-за этого близоруким становится отбор поступающих, так как теряется возможность оценить потенциал начинающего художника, его способность к самостоятельному творчеству. Ненаправленным делается сам процесс обучения: оно не актуализирует и не развивает потенциал ученика как творческой личности. Итогом такого обучения слишком часто становится несостоявшийся художник, который овладел необходимым массивом специальных навыков, но не приобрел главного — способности претворять собственную жизнь, свой неповторимый жизненный опыт в художественное творчество.
Богатое, развитое эстетическое отношение к действительности — это залог не только неповторимости, но и общезначимости того, что создает художник, так как он выражает в творчестве свое отношение к общей для всех «единственной жизни, … не освобожденной от неэстетических моментов». При отсутствии или ущербности этого качества художник легко может впасть в субъективистский произвол, уйти в сугубо профессиональные проблемы, может утратить чувство ответственности за то, какое воздействие оказывает его произведение (что довольно типично для искусства нового времени, но не для истории искусства в целом). Можно сказать, что эстетическое отношение к миру — это художественное в каждом человеке и общечеловеческое в профессионале-художнике.
К сожалению, эти вопросы, основные для воспитания и самовоспитания творческих художников, забыты в специальных учебных заведениях. Исключение составляют педагогические системы некоторых выдающихся, мастеров искусства (см. например [10], [15]).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первые попытки изучения и целенаправленного развития эстетического отношения носят, конечно, поисковый и частичный характер, не охватывают предмет во всей его сложности и полноте; тем не менее они подтверждают ряд основных положений, высказанных выше, и позволяют конкретизировать задачи дальнейшей работы.
В этих исследованиях приняли участие взрослые люди, творчески работающие в разных областях искусства (живописцы, музыканты, артисты, режиссер, архитектор). Результаты этой «эталонной» группы подтвердили представление об эстетическом отношении как о целостной характеристике личности, придающей особую направленность различным психическим процессам. Они показали также, что эстетическое отношение к миру, свойственно людям, одаренным в разных областях искусства, и может рассматриваться как общий момент разных видов художественно-творческой одаренности. Расскажем кратко о некоторых из этих исследований.
В одном из них изучались особенности процессов обобщения, свойственные представителям художественной группы; оказалось, что для эстетически развитого человека предпочтительным, а иногда и единственно приемлемым основанием для группировки различных стимулов является не их принадлежность к тому или иному логическому классу, а общность или отличие эмоционально-оценочного отношения, возникающего в связи с восприятием их конкретного чувственного облика [5].
Было показано, что при восприятии и описании предметов повседневного обихода для представителей художественной группы на первый план выступает не утилитарная функция данного класса объектов, не обобщенные знания о них, не объективная фиксация внешних признаков; они описывают внешнюю форму предмета как выражение определенного «характера», «настроения», ищут в ней свидетельство его «жизненных коллизий».
Выявились также некоторые особенности воображения этих людей, проявившиеся в способности формировать чувственный образ, выражающий определенное отношение, оценку изображаемого, и привлекать для этого адекватные средства (изобразительные, словесные, пластические, музыкальные и др.). Задания, затрагивающие мотивационную сферу испытуемых, показали, что эстетически развитый человек склонен сам ставить перед собой специфически художественную задачу создания эмоционально выразительного образа, не вызванную требованиями, которые предъявляет экспериментальная ситуация [6], [7].
Исследования, проведенные по тем же методикам с учащимися разного возраста, показали, что младшие школьники обладают благоприятными предпосылками эстетического и художественно-творческого развития и по своим результатам стоят ближе к взрослым художественной группы, чем подростки и в особенности чем взрослые люди, не имеющие отношения к художественному творчеству. Можно предположить, что элементарные формы эстетического отношения к миру свойственны многим, а может быть и всем детям, но в дальнейшем эти возможности получают развитие лишь у немногих людей, связавших с искусством свою профессиональную судьбу, и резко идут на убыль у большинства других. Этому, по-видимому, активно способствует общая направленность школьного обучения. Например, упоминавшаяся выше способность к обобщению на эмоционально-оценочном основании, внимание к конкретному чувственному облику единичного предмета в условиях школьного обучения выступает вовсе не как благоприятная предпосылка эстетического воспитания, а как возрастная слабость логического мышления, могущая лишь мешать усвоению учебного материала. С другой стороны, опыт экспериментального обучения детей и творческих студиях и в классе общеобразовательной школы ([3], [4], [8], [11]) позволяет считать, что целенаправленное развитие эстетического отношения у детей осуществимо и что оно действительно является движущей силой развития художественно-творческих способностей ребенка[6]. Эта работа позволила выделить основные психолого-педагогические условия развития у детей эстетического отношения и творческих способностей: приобщение ребенка, на доступном возрасту уровне, к решению полноценных творческих задач, т.е. к эстетическому преобразованию собственного жизненного опыта, благодаря чему он открывает в себе самом потенциальную способность эстетического отношения к окружающему; параллельная работа по художественному восприятию, которая строится как опосредованный произведением «диалог» с его автором, опирается на авторский опыт самих детей и воспитывает читателей, зрителей, слушателей, способных к эстетическому самовоспитанию в процессе самостоятельного общения с искусством; использование благоприятных возрастных предпосылок: склонности к одушевлению окружающего, эмоциональной отзывчивости на чувственные впечатления, богатого «предэстетического» (А.Н. Леонтьев) опыта ролевой игры, их трансформация в первичные формы художественного творчества; диалогический характер общения учителя с детьми и детей между собой.
Разумеется, все вышеизложенные надо рассматривать в качестве первого приближения к изучению психологических проблем эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей, позволяющее наметить множество задач дальнейшего исследования. Вот лишь некоторые из них, наиболее тесно связанные с ключевой проблемой эстетического отношения к действительности.
Углубленное изучение особенностей личности человека с развитым эстетическим отношением к миру; изучение возрастных предпосылок и поиски оптимальных путей его развития у школьников разного возраста, а также у дошкольников; изучение тех условий, при которых это общечеловеческое свойство — эстетическое отношение — начинает выступать преимущественно как основа специальных художественных способностей и определять профессиональную судьбу человека (вопрос граничит с проблемой индивидуальных различий в художественно-творческой одаренности); изучение эстетического отношения к миру как единства способностей и мотивации к художественному творчеству; конкретное исследование взаимодействия общих и специальных моментов одаренности к разным видам искусства; проблема гармонизации психического развития школьников при усилении эмоционально-эстетических аспектов обучения и многие другие.
Намечается также группа исследовательских задач, имеющих ярко выраженную практическую направленность. Главные из них: разработка показателей общеэстетического и художественно-творческого развития; единых психолого-педагогических принципов преподавания художественных дисциплин; спецкурсов и программ подготовки и переподготовки преподавателей, а также психологическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка пропедевтического курса общего эстетического развития для младших школьников.
Последний вопрос рассмотрим подробнее. Поскольку эстетическое отношение к миру является единой основой всех видов художественного освоения мира, то и начинать обучение надо не с исторически обособившихся видов искусства с их специфической техникой и языком, а с недифференцированного вводного курса, специально направленного на развитие у детей 6-7 лет эстетического отношения к миру. Подчеркиваем, что это не имеет ничего общего с соединением в рамках одного урока отдельных элементов нескольких художественных дисциплин. На этих уроках ребенок в форме творческих игр, перерастающих в первичные формы художественного творчества, при свободном привлечении материала и средств разных видов искусства будет осваивать, проживать, осознавать то особое сопричастное отношение к явлениям жизни, которое рождает все виды художественного творчества. При таком подходе изначально закладывается единая основа художественного цикла: и в методике преподавания, и в сознании самого ребенка разные искусства оказываются «стволами от одного корня» — особого отношения к жизни. Отметим попутно, что при существующих методах преподавания, как показывают специальные опросы, эти дисциплины не воспринимаются детьми как единый цикл.
Ребенок будет сразу введен в наиболее общие формы художественного освоения мира и благодаря этому сможет ориентироваться во всех видах искусства, в том числе и в тех, которые не включены в действующие школьные программы, но играют большую роль в формировании внутреннего мира современного молодого человека. И наконец, начиная не со специальных частностей, а с развития первичных форм эстетического отношения к миру мы сразу подводим под преподавание художественного цикла общечеловеческую духовно-нравственную основу, определяем его как область формирования личности. Художественный цикл станет примеров в том отношении, что усвоение его содержания будет непосредственно выступать для ребенка и как процесс самопознания: раскрытия его сущностных сил, достижения нового уровня самосознания и самоощущения в окружающем мире. А постепенная перестройка всего содержания образования на подобных основаниях приведет к тому, что не будет отчужденного знaния и, узнавая что-либо о мире и его законах, растущий человек будет открывать что-то и в самом себе, познавать свои возможности, осмысливать свое место в природе, в истории, во Вселенной; процесс обучения будет неотделим от процесса становления личности. Разумеется, такое преобразование школы в целом потребует громадного труда и немалого времени. Но первые шаги к этой цели могут быть сделаны уже сейчас, в области эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей.
- Арсеньев А.С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе // Педагогика искусства и школа. М., 1982. С. 22—46.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 421 с.
- Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников? М., 1988. 79 с.
- Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Детское творчество и развитие литературных способностей // Сов. педагогика. 1987. № 2. С. 43—46.
- Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики «группировка» для изучения художественного развития // Нов. исслед. в психологии. 1986. № 1. С. 44–48.
- Мелик-Пашаев А.А. У родников творчества (на исп. яз.). М., 1987. 326 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С.49 — 53; 1982. № 1. С. 55–60.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. 126 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме общего и специального в художественной одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. С. 307—320.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. М., 1982. 298 с.
- Новлянская З.Н. «Стихи — продолженье мое и начало…». М., 1982. № 8. 92 с.
- Пришвин М.М. Записки о творчестве. Контекст. 1974. М., 1975. С. 313—359.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.
- Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. 328 с.
- Чехов М.А. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. 457 с.; 557 с.
1 Статья написана на основе доклада на заседании Бюро отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР 24 окт. 1988 г. [2] По причинам, не имеющим отношения к искусству и художественному развитию, исключение составляет литература. Этот предмет числится среди основных, но и он преподается неадекватными методами и остается бесплодным для художественно-творческого и общеэстетического развития детей. Больше того, само включение его в число художественных дисциплин порой вызывает искреннее недоумение даже у работников просвещения. [3] Ср. с М.М. Бахтиным: «Эстетическая активность моя — не в специальной деятельности художника-автора, а в единственной жизни, недифференцированной и не освобожденной от неэстетических моментов, синкретически таящая в себе как бы зародыш творческого пластического образа» [2; 38-39]. [4] Важный вопрос о возможности эстетического воспитания средствами других предметов требует серьезной проработки, без которой апелляция к эстетическому воздействию химических реакций, математических формул, движений тренированного тела и т.д. ведут к теоретической и практической неразберихе. 5 См. об этом, в частности, [1]. [6] Утверждая это, мы учитываем также опыт передовой педагогики искусства: обучения детей изобразительному искусству по программе Союза художников и НИИХВ, работы днепропетровской мультстудии «Веснянка» и др.
Статья опубликована в журнале «Вопросы психологии» Поступила в редакцию 20.Х 1988 г.
Задачи эстетического воспитания
Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.
Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители. Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний. Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании.
Цель развития культуры личности – взрастить в ней:
- восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
- чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
- потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
- вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
- идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.
Методы приобщения к прекрасному
Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:
- беседы;
- уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
- участие в экскурсиях;
- походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
- творческие домашние задания.
Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.
«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [В. Н. Шацкая, 1987, 35]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [Н. Варкки, 2003, 53].
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д. Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [Д. Б. Лихачев, 1996, 42]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.
Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д. Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [Д. Б. Лихачев, 1996, 45]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д. Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [Д. Б. Лихачев, 1996, 53]. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д. Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [Д. Б. Лихачев, 1996, 48].
Еще одна категория художественно-эстетического воспитания — сложное социально-психологическое образование — эстетический вкус. Ю. Б. Борев определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [Ю. Б. Борев, 1988, 92]. Д. Б. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение, данное Е. О. Гусевым. «Эстетический вкус — это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [Е. О. Гусев, 1978, 37].
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.
2. Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П. Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. — М.: Владос, 1994.-98 с.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.
4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.57–67.
6. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.
7. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
8. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.
9. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь /Ред. Г. Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Педагогика,1991.
12. Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,1997.-175 с.
13. Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
14. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. — Самара: Бахрах, 1998.
15. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников.
16. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287
17. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. — 1999.-№ 1.-с.35–38.
18. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1992.
19. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
20. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995.
Средства и способы эстетического развития
В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.
Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.
Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.
На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.
Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.
Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.
С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.
Обратите внимание
Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы. Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.
Художественно-эстетическое воспитание школьников как основа творческого развития учащихся
Художественно-эстетическое воспитание школьников как основа творческого развития учащихся
Морокова Т.Д., заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 40» г. Перми
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Задача школы, опираясь на общее между дошкольным и младшим школьным этапами развития ребёнка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду. Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает эстетическое воспитание на новые позиции в обществе.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.
Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей в детском саду и начальной школе обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.
Мы убедились, что искусство развивает в ребёнке способности, которые в равной мере необходимы для художественного и научного познания. Поэтому наряду с общеобразовательным было определено художественно-эстетическое направление.
Основная цель занятий искусством в начальной школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:
- развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства;
- обогащение эмоционального мира ребёнка;
- развитие творческого восприятия произведений искусства.
В начальной школе учащиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.
Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Эстетическая деятельность в школе
осуществляется по следующим направлениям:
- изобразительная
- художественно-речевая
- музыкальная
- театрально-игровая
- хореографическая
- культурно-массовая
Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько учащихся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.
Учебный план школы скорректирован для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы. Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Поэтому в учебный план внеурочной деятельности включены следующие художественно-эстетические дисциплины: сольфеджио, хоровое пение, этика, музицирование, ИЗО, театр.
По данному учебному плану работают классы I ступени, что даёт возможность каждому ребёнку раскрыть свой талант, свой потенциал. Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.
Для обеспечения вариативной части содержания образования используются программы, утверждённые МО РФ, а также авторские программы, а именно:
- Программа по музицированию для 1 кл. (автор-разработчик Ханжина Г.В.).
- «Уроки этики в начальной школе» (автор-разработчик Бондаренко В.А.).
Для осуществления опытно-экспериментальной работы используются программы по сольфеджио (автор Глухов Л.В.), по хоровому пению (автор Останин П.П.), «музыкальный инструмент» – автор Мошкаров С.Г.
Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе. Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудиокассеты, видеокассеты и др.)
Мы понимаем, что обучение в школе должно вестись на интенсивной интегративной основе. Именно такая организация содержательной стороны обучения приводит к снижению психологической нагрузки, способствует формированию особого типа мышления. Поэтому педагогами школьной лаборатории по художественно-эстетическому образованию и воспитанию разработаны интегрированные курсы и образовательные блоки, которые успешно внедряются в учебный процесс:
- «литература – музыка – живопись»;
- «природоведение – музыка – живопись»;
- «математика – сольфеджио»;
- «математика и конструирование»;
- «изобразительное искусство и художественный труд».
В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения учащихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий.
В процессе изучения закономерностей музыкального искусства педагоги также используют такие образно-игровые приёмы, как:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- свободное дирижирование;
- игра на элементарных музыкальных инструментах;
- инсценировка песен, музыкальных композиций;
- соответствующие приёмы работы над артикуляцией, дикцией, дыханием, мимикой.
Эти разнообразные формы деятельности на уроках позволяют сделать процесс освоения музыки интересным, содержательным, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в начальный период школьного обучения. МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутренне состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью.
Навыки певческой деятельности учащихся более основательно формируются на уроках хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух, память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.
Изучение сольфеджио – это кратчайший и эффективный путь развития интонационного слуха, ладового мышления, звуковысотных представлений. Занятия сольфеджио дают положительные результаты, т.к. умственная и моторная сферы деятельности ребёнка развиваются одновременно и гармонично.
Игре на музыкальных инструментах в программе уделяется особое внимание. В 1 классе дети участвуют в коллективном музицировании. Со второго класса по желанию обучаются игре на музыкальном инструменте индивидуально.
Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Учебная программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» отвечает идеям преемственности в художественном образовании и развитии детей. Она построена на основании приобретенных в дошкольном возрасте впечатлениях и полученных навыков.
Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.
Уроки изобразительного искусства в начальных классах ведёт опытный педагог предметник высшей категории, дипломант районного конкурса «Учитель года», мастер-художник Тарасова В.Н. Её уроки пронизаны особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Она достигается с помощью живого слова учителя, интересных диалогов с учениками, ярких зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.
Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. Особенно учащиеся бывают увлечены в процессе выполнения коллективных композиций («Мой город», «Осенняя фантазия», «Птицы летят», «Аквариум»). В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.
Основным принципом изобразительной деятельности является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учитель стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.
Увлечённые юные художники занимаются в изостудии «Творчество» в специально оборудованном кабинете ИЗО. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, традиционные творческие конкурсы. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.
В истекшем учебном году конкурсные работы учащихся принимали участие в городской выставке. Особое место в системе художественно-эстетического образования отводится театрально-игровой деятельности школьников. ТЕАТР – это синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств. ТЕАТР – это коллективное творчество. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками сотрудничества, межличностного общения.
Основной язык театрального искусства – действие, диалог и игра, что делает этот урок очень близким детям. Важная задача уроков театра состоит в том, чтобы максимально раскрыть творческие возможности детей, оказать помощь учащимся в процесс самопознания и саморазвития. Огромна познавательная и нравственная роль театрального воспитания, ведь театральная деятельность развивает фантазию, наблюдательность, внимание, память, ассоциативное мышление, культуру чувств, пластики и речи. С помощью коллективных игр. Упражнений отрабатывается эмоциональность ребёнка, его музыкальная восприимчивость, ритмичность, координация движений, артистизм.
С 1 класса осуществляется целенаправленная работа с детьми по этическому воспитанию, охватывающая учебную и внеучебную деятельность школьников. Этический курс занятий «Этика» ориентирован на включение учащихся в этический диалог, общение и взаимодействие. На этих необычных уроках доброты и человечности ребёнок постигает важность и прелесть человеческих отношений, определяет свою моральную позицию, упражняется в нравственных поступках.
Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности
.
Одно из звеньев единого художественно-эстетического направления в системе дополнительного образования учащихся – школьный хореографический коллектив «Городок». Его воспитательная и концертная деятельность подчинена задачам эстетического развития учащихся.
Основой учебной подготовки является тренаж классного и народного танца. Овладение ими позволяет в дальнейшем успешно осваивать многие жанры, стили, направления. Параллельно c классикой ребята изучают народно-сценический танец. Он близок детям своей конкретностью, разнообразием ритмов, движениями, характером.
Уроки танца формируют осанку, развивают пластику движений, художественный вкус.
Традиционно хореографические постановки включены в программу проводимых в школе праздников, концертов, фестивалей детского творчества. Главное стремление педагогов художественного коллектива не замыкается на задачах освоения только хореографического искусства, а связывается с задачами духовного и физического развития детей, постигающих через искусство танца и музыку красоту окружающей действительности.
Внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы и работу различных клубов, кружков, секций и других объединений художественно-эстетического цикла. Среди них: хореографический ансамбль «Городок», драматический кружок, ансамбль баянистов, ансамбль домристов, ансамбль гитаристов, клуб авторской песни, кружок эстрадной гитары, изостудия «Творчество», младший и старший хоры, хор мальчиков.
В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом. Выполняя эстетико-просветительские функции, в начальных классах проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.
Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.
Высокое качество музыкальной, изобразительной, театральной, литературной и хореографической подготовки школьников неоднократно отмечалось на проводимых районных и городских конкурсах.
В одной статье невозможно раскрыть многообразие содержания эстетического развития детей. Мы попытались показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющихся активными её творцами. Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.
Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусств, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.
Здоровье общества и эстетическое воспитание
Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.
Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.
Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.
Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.
Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.
Что такое эстетическое воспитание?
Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).
Эстетика представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.
Методы эстетического воспитания очень разнообразные
Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.
Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.
Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию прекрасное следует несколько отграничить от красивого. Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. Прекрасное это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.
Детям доступны все средства эстетического воспитания
Цели художественного-воспитания
- Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
- Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
- Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
- Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
- Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
- Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
- Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.
Задачи художественного воспитания
Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:
- Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
- Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
- Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.
Основные задачи эстетического воспитания
Средства художественно-эстетического воспитания
- Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
- Драматургия (театральные постановки).
- Литература.
- Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
- Музыка.
- Природа.
Развитие художественных споспобностей один из методов эстетического воспитания
Методы эстетического воспитания
Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:
- Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
- Посещение дошкольных образовательных учреждений.
- Посещение тематических выставок, экскурсий.
- Личный пример.