Понятие и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Определение 1
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка дошкольного возраста, с целью развития у него умения видеть прекрасное в окружающем мире, произведениях искусства, а также умения создавать прекрасное собственными силами.
Замечание 1
Эстетическое воспитание детей необходимо начинать с самых первых дней жизни.
Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс по формированию у детей дошкольного возраста творческой активности, умения воспринимать и оценивать красоту в природе, жизни и искусстве. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя воспитание у детей эстетического отношения к общественной жизни, труду, природе, искусству и быту. Однако познание произведений искусства очень многогранно, поэтому оно выделяется в отдельную часть эстетического воспитания детей.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В процессе эстетического воспитания, дети дошкольного возраста знакомятся с красотой в окружающей жизни, природе и искусстве, они учатся воспринимать и чувствовать эту красоту. Данный процесс способствует развитию у них фантазии и воображения.
Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:
- воспитание через художественные средства;
- воспитание через искусство;
- воспитание посредством внехудожественных средств (природа, труд, окружающая среда, учебная деятельность и т.д.).
Замечание 2
Таким образом, процесс эстетического воспитания включает в себя общекультурное, философское и психолого-педагогическое образование.
Цель и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Основная цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы дать детям необходимые знания, умения и навыки из различных областей искусства, а также сформировать у них интерес и стремление заниматься самостоятельной творческой деятельностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 430 ₽ Реферат Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 240 ₽ Контрольная работа Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Достижение основной цели эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигается через последовательное решение ряда следующих групп задач:
- Первая группа задач эстетического воспитания – это задачи, направленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру и приобретение ими теоретических знаний. Включают в себя ряд следующих задач:
- воспитание у детей эстетической культуры;
формирование и развитие эстетических восприятий, чувств и переживания, а также эстетического отношения к окружающей ребенка деятельности;
- развитие у детей умения видеть и чувствовать красоту в поступках, природе, искусстве, окружающем мире;
- воспитывать потребность в познании прекрасного;
- воспитание стремления окружать себя прекрасным, создавать его собственными руками.
- Вторая группа задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей практических умений и навыков в области разнообразных видов искусств. Включает в себя:
- обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку;
формирование и развитие устного творчества.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, подразумевает решение следующих задач:
- Осуществление систематического развития восприятия прекрасного и эстетических чувств детей, через различные виды искусств, деятельность, эмоциональную вовлеченность и т.д.
- Приобщение детей к искусству, обучение их практическим умениям, воспитание посильно вносить в окружающую среду элементов прекрасного.
- Формирование у детей эстетического вкуса и умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
- Развитие у детей творческих и художественных способностей, через организацию деятельности, связанной с искусством.
Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ
Тема статьи : «Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников».
Заведующий МДОУ «Ясли-сад № 273 г.Донецка»
В.В.Порываева
В данное время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе дошкольного учреждения занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом — и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает детей. Дети любят и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Система художественно-эстетического развития дошкольников будет успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой;
- использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт);
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе с учреждениями культуры.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
В работе с педагогами необходимо руководствоваться следующими принципами:
— индивидуальный подход;
— практический деятельностный подход;
— системный подход.
Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.
Методы художественно-эстетического воспитания дошкольников:
1.Методы формирования эстетического сознания
–
сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
2. Методы организации художественной деятельности
– к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
3.Методы стимулирования и активизации художественного творчества
–
к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.
Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания.
Реализации художественно-эстетического развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами:
- консультации,
- просмотр и обсуждение видеоматериалов,
- совместные игровые и познавательные мероприятия,
- семинары, семинары – практикумы,
- педсоветы,
- деловые игры,
- смотры,
- конкурсы,
- творческие недели,
- мастер-классы,
- анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
- творческое портфолио,
- методические объединения по художественно – эстетическому развитию детей;
- представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, конкурсах.
Средствареализации содержания
художественно-эстетического развития подбиралось в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:
- эстетическое общение
– особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;
- природа:
она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
- искусство
(музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
- окружающая предметная среда,
по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать»;
- самостоятельная художественная деятельность
детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
- разнообразные виды игр
: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
- разные виды труда детей
в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: «Радость труда – красота бытия»;
- физические упражнения и элементы спортивных игр.
Для успешного внедрения приоритета по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям
:
- Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей
- Работа с педагогическими кадрами
- Работа с воспитанниками детского сада
- Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Рассмотрим работу с педагогическими кадрами
Направления работы заведующего:
— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;
— выбор программы и методики (совместно с педколлективом);
— определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
— контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;
— мониторинг деятельности всего коллектива;
— участие в составлении диагностических карт, в диагностике детей и анализе её результатов;
— проведение методических семинаров для членов коллектива;
— участие в совершенствовании развивающей предметной среды;
— участие в распространении опыта работы ДОУ;
— присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);
— работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;
— координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой);
— обобщение результатов работы.
Итог работы:
-Повысился теоретических и практический уровень знаний педагогов;
-Педагоги активно внедряют новые технологии, разрабатывают занятия, сценарии досугов, тематических вечеров;
-Принимаем участие в выставках детского творчества, конкурсах детских работ;
-Принимаем активное участие в конкурсах драматизаций , инсценировок;
-Воспитанники ДОУ сохраняют интерес к музыке и хореографии, посещая музыкальную школу и танцевальные студии.
Мы не останавливаемся на достигнутом. Активная позиция и творческий потенциал педагогов убеждают в правильности выбранного пути. Участие и достижения в мероприятиях районного, городского уровня воодушевляют на новые успехи. Планируем расширить круг взаимодействия, с учетом запросов родителей, интересов воспитанников и социальных партнёров, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Используемая литература
- Алебастрова, А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением /. – М.: ВАКО, 2008. – 208с.
- Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. — 2004. №3.- С.15-19.
- Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. — М.: Сфера, 2005
- Белая, К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию воспитательно-образовательной работы / К.Ю.Белая. – М.: АСТ, 1998
- Бондаренко, А.К. Заведующий дошк.учрежд.: Пособие для зав.дошк.учреждениями / А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла. – М.:Просвещение, 1984. – 223с.
- Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – М., 1990
- Васильева, А.И. Воспитатель-методист детского сада / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – Минск, 1975
- Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:метод.пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192с.
- Дуброва, В.П. Организация методической работы в ДУ / В.П.Дуброва, Е.П. Милашевич. – М., 1995. – 128с.
- Изергина, К.П. Наш «взрослый» детский сад / К.П.Изергина, Л.С.Преснякова, Т.В.Иншакова. — М.: Просвещение, 1991
- Калмыкова, В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе / В.А.Калмыкова. — М.: Просвещение, 1988
- Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г.Ковалев. — М., 1978