Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста


Понятие и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Определение 1
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка дошкольного возраста, с целью развития у него умения видеть прекрасное в окружающем мире, произведениях искусства, а также умения создавать прекрасное собственными силами.

Замечание 1

Эстетическое воспитание детей необходимо начинать с самых первых дней жизни.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс по формированию у детей дошкольного возраста творческой активности, умения воспринимать и оценивать красоту в природе, жизни и искусстве. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя воспитание у детей эстетического отношения к общественной жизни, труду, природе, искусству и быту. Однако познание произведений искусства очень многогранно, поэтому оно выделяется в отдельную часть эстетического воспитания детей.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В процессе эстетического воспитания, дети дошкольного возраста знакомятся с красотой в окружающей жизни, природе и искусстве, они учатся воспринимать и чувствовать эту красоту. Данный процесс способствует развитию у них фантазии и воображения.

Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  • воспитание через художественные средства;
  • воспитание через искусство;
  • воспитание посредством внехудожественных средств (природа, труд, окружающая среда, учебная деятельность и т.д.).

Замечание 2

Таким образом, процесс эстетического воспитания включает в себя общекультурное, философское и психолого-педагогическое образование.

Цель и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы дать детям необходимые знания, умения и навыки из различных областей искусства, а также сформировать у них интерес и стремление заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 430 ₽ Реферат Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 240 ₽ Контрольная работа Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Достижение основной цели эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигается через последовательное решение ряда следующих групп задач:

  1. Первая группа задач эстетического воспитания – это задачи, направленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру и приобретение ими теоретических знаний. Включают в себя ряд следующих задач:
    • воспитание у детей эстетической культуры;
    • формирование и развитие эстетических восприятий, чувств и переживания, а также эстетического отношения к окружающей ребенка деятельности;

  2. развитие у детей умения видеть и чувствовать красоту в поступках, природе, искусстве, окружающем мире;
  3. воспитывать потребность в познании прекрасного;
  4. воспитание стремления окружать себя прекрасным, создавать его собственными руками.
  5. Вторая группа задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей практических умений и навыков в области разнообразных видов искусств. Включает в себя:

    • обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку;
    • формирование и развитие устного творчества.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, подразумевает решение следующих задач:

  1. Осуществление систематического развития восприятия прекрасного и эстетических чувств детей, через различные виды искусств, деятельность, эмоциональную вовлеченность и т.д.
  2. Приобщение детей к искусству, обучение их практическим умениям, воспитание посильно вносить в окружающую среду элементов прекрасного.
  3. Формирование у детей эстетического вкуса и умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развитие у детей творческих и художественных способностей, через организацию деятельности, связанной с искусством.

Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ

Тема статьи : «Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников».

Заведующий МДОУ «Ясли-сад № 273 г.Донецка»

В.В.Порываева

В данное время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе дошкольного учреждения занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом — и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает детей. Дети любят и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Система художественно-эстетического развития дошкольников будет успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой;
  • использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

В работе с педагогами необходимо руководствоваться следующими принципами:

— индивидуальный подход;

— практический деятельностный подход;

— системный подход.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Методы художественно-эстетического воспитания дошкольников:

1.Методы формирования эстетического сознания

сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.

2. Методы организации художественной деятельности

– к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.

3.Методы стимулирования и активизации художественного творчества

к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания.

Реализации художественно-эстетического развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами:

  • консультации,
  • просмотр и обсуждение видеоматериалов,
  • совместные игровые и познавательные мероприятия,
  • семинары, семинары – практикумы,
  • педсоветы,
  • деловые игры,
  • смотры,
  • конкурсы,
  • творческие недели,
  • мастер-классы,
  • анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
  • творческое портфолио,
  • методические объединения по художественно – эстетическому развитию детей;
  • представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, конкурсах.

Средствареализации содержания

художественно-эстетического развития подбиралось в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

  • эстетическое общение

    – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;

  • природа:

    она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;

  • искусство

    (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;

  • окружающая предметная среда,

    по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать»;

  • самостоятельная художественная деятельность

    детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;

  • разнообразные виды игр

    : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;

  • разные виды труда детей

    в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: «Радость труда – красота бытия»;

  • физические упражнения и элементы спортивных игр.

Для успешного внедрения приоритета по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям

:

  • Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей
  • Работа с педагогическими кадрами
  • Работа с воспитанниками детского сада
  • Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Рассмотрим работу с педагогическими кадрами

Направления работы заведующего:

— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

— выбор программы и методики (совместно с педколлективом);

— определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

— контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

— мониторинг деятельности всего коллектива;

— участие в составлении диагностических карт, в диагностике детей и анализе её результатов;

— проведение методических семинаров для членов коллектива;

— участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

— участие в распространении опыта работы ДОУ;

— присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);

— работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

— координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой);

— обобщение результатов работы.

Итог работы:

-Повысился теоретических и практический уровень знаний педагогов;

-Педагоги активно внедряют новые технологии, разрабатывают занятия, сценарии досугов, тематических вечеров;

-Принимаем участие в выставках детского творчества, конкурсах детских работ;

-Принимаем активное участие в конкурсах драматизаций , инсценировок;

-Воспитанники ДОУ сохраняют интерес к музыке и хореографии, посещая музыкальную школу и танцевальные студии.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Активная позиция и творческий потенциал педагогов убеждают в правильности выбранного пути. Участие и достижения в мероприятиях районного, городского уровня воодушевляют на новые успехи. Планируем расширить круг взаимодействия, с учетом запросов родителей, интересов воспитанников и социальных партнёров, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Используемая литература

  1. Алебастрова, А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением /. – М.: ВАКО, 2008. – 208с.
  2. Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. — 2004. №3.- С.15-19.
  3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. — М.: Сфера, 2005
  4. Белая, К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию воспитательно-образовательной работы / К.Ю.Белая. – М.: АСТ, 1998
  5. Бондаренко, А.К. Заведующий дошк.учрежд.: Пособие для зав.дошк.учреждениями / А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла. – М.:Просвещение, 1984. – 223с.
  6. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – М., 1990
  7. Васильева, А.И. Воспитатель-методист детского сада / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – Минск, 1975
  8. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:метод.пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192с.
  9. Дуброва, В.П. Организация методической работы в ДУ / В.П.Дуброва, Е.П. Милашевич. – М., 1995. – 128с.
  10. Изергина, К.П. Наш «взрослый» детский сад / К.П.Изергина, Л.С.Преснякова, Т.В.Иншакова. — М.: Просвещение, 1991
  11. Калмыкова, В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе / В.А.Калмыкова. — М.: Просвещение, 1988
  12. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г.Ковалев. — М., 1978
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]